Патронаж как форма социальной работы с семьей, имеющей члена семьи из категории риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:20, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть патронаж как форму социальной работы с семьей имеющей члена семьи категории риска.
Задачами, с помощью которых необходимо достичь поставленной цели:
рассмотреть патронаж как форму работы с семьей
рассмотреть технологии социального патронажа семьи, имеющие члена семьи из «группы риска».

Работа состоит из  1 файл

Курсовая .doc

— 176.50 Кб (Скачать документ)

     Используя методы проблемного анализа, патронажные  службы определяют, какова природа трудностей семьи или ребенка – социальная, психологическая или иная. Неверная оценка может исказить понимание ситуации, а от этого зависит направленность и содержание программы социального патронажа.

     Эта стадия патронажа логически связана с ее первой стадией – постановкой социального диагноза, но предполагает гораздо более глубокого проникновения в причинно-следственные связи, детерминирующие кризисное состояние семьи или ребенка.

     Опыт  патронажных служб доказывает, что, в отличии от стадии постановки социального диагноза, когда патронажный работник только приступает к контактам с клиентами и их изучению, стадия проблемного анализа приходится на этап более развитых отношений между ними, а значит становится возможным использовать более сложные методы получения информации, но и дающие большую степень объективности. Так, в практике социальных служб применяются различного рода интервью (изложение членами семьи собственного видения ситуации; циркулярное интервью – один из членов семьи отвечает на вопросы об отношениях друг к другу других членов семьи), «совместные исследования», «поддержка сообщений» (семья сама задает темы и порядок обсуждения, делает выводы), беседы, совместное составление «истории жизни» семьи, диалоги и другие.

     Особенность этой стадии некоторые патронажные службы видят в том, что наряду с анализом здесь осуществляется и более полная диагностика клиентов, а также и одновременное воздействие и построение системы отношений, когда клиент сам стремится довести до патронажного работника какую-либо информацию о себе и своей ситуации.

     После установления контакта, построения отношений, уточнения ситуации, выяснения состояния  членов семьи и определения доминирующей проблемы, на которой следует сконцентрироваться патронажной службе, начинается этап, включающий формулирование целей и задач совместной деятельности с клиентом, составление графика встреч, т.е. заключение договора (или контракта) – формального или неформального, как уже отмечалось выше.

     Заключаемый договор, как правило, не является юридическим документом; он содержит моральные обязательства сторон друг перед другом. Но он дисциплинирует клиентов, и если они слабо мотивированы, служит дополнительным фактором, стимулирующим клиентов к сотрудничеству с патронажными службами. Разумеется, как показывает практика, не с каждым из клиентов возможны подобные «договорные отношения»; но если клиент хотя бы в малой степени готов к ним – качественно работающие социальные службы в обязательном порядке предпринимают такие попытки.

     В практике социальных, служб основным предметом подобного «рабочего соглашения» являются следующие аспекты: цели предстоящей работы; ключевые проблемы, которые будут решаться в рамках совместной деятельности; процедуры и методики, которые предполагается использовать (в самом общем виде, не раскрывая профессиональных «секретов»); требования относительно режима работы; кто еще будет привлекаться к работе с семьей – социальные работники, педагоги, психологи, медики, юристы и т.д., какие ведомства могут быть подключены.

     2.4. Социальная терапия как вид деятельности патронажных служб с семьями, имеющими члена семьи из категории риска

     Эта стадия заключается в собственно процессе осуществления запланированных  преобразований, реализации программ социального патронажа.

     В практике имеют место самые разнообразные  виды и типы таких программ, направленные на решение соответствующих многообразных  кризисных ситуаций и нивелирование  факторов риска (программы патронажа  семей с асоциальным поведением взрослых, жестоким обращением, семей юных матерей, разведенных родителей и ряд других) [13, с. 65].

     Процедура социального патронажа включает следующие действия [10, с. 58]:

     а) изучение ситуации социального и  психологического состояния клиента  при использовании средств, снижающих  уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку;

     б) оказание конкретной (при необходимости  – оперативной и экстренной) помощи, направленной на решение специфических кризисных проблем, при доминировании прямого воздействия и мобилизации всех имеющихся у клиентов ресурсов для необходимых изменений в жизнедеятельности и достижения оптимального функционирования в социальной, трудовой и семейной среде;

     в) оказание услуг профилактической направленности, имеющих целью не только удовлетворение потребностей клиентов, связанных с актуальной кризисной или критической ситуацией, но и стабилизацию благоприятных тенденции и закрепление успехов, уменьшение или устранение факторов риска;

     г) объединение усилий субъектов социального  патронажа, их включение в решение  проблем клиентов в зависимости от характера этих проблем, обеспечение комплексного подхода в этом процессе (сочетание параллельного решения экономических, культурно-образовательных, психосоциальных и иных проблем) [10, с. 57]. Особую значимость приобретает подготовка к знакомству с клиентом и системой его социального окружения. Это означает предварительный сбор всей возможной информации о клиенте: индивидуальные особенности, социальные связи, сложившаяся ситуация, особенности реагирований на навязываемый контакт, возможные трудности и способы их преодоления. Задача первичных визитов – формирование доверия к специалисту, социальной службе в целом.

     Осипова И.И. предлагает следующий «алгоритм дальнейшего взаимодействия специалиста с клиентом-семьей [12, с. 52]:

     1. Общение с клиентом, умение слушать и слышать, анализировать, не принимать сторону клиента, не дать втянуть себя в конфликт, быть объективным, независимым арбитром.

     2. Формирование мотивации клиента  на получение помощи и согласия  сотрудничества со специалистом и службой.

     3. Разработка совместного плана  действий по выходу из кризисной  ситуации.

     4. Контроль за выполнением соглашения.

     5. Передача полноты ответственности  за развитие ситуации клиенту.

     6. Закрепление позитивных навыков  выхода из кризиса.

     7. Подведение итогов работы.

     8. Обсуждение вопросов, касающихся  дальнейших отношений клиента  и специалиста социальной службы.

     9. Прощание с клиентом» [12, с. 56].

     Методы, применяемые в технологии социального  патронажа

     Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. рассматривают  «процесс социального патронажа через применение ряда технологий (методов):

     – коррекция;

     – психотерапия;

     – обучение;

     – репетирование;

     – моделирование;

     – побуждение;

     – рефлексия;

     – посредничество;

     – развитие у клиентов социальных и личностных навыков;

     – создание ситуаций, которые помогают снизить чувство тревожности у клиентов;

     – социально-психологическое сопровождение и др.» [10, с. 57].

     Таким образом, стадии процесса социального  патронажа играют огромную роль. Если суммировать проанализированную практику, то именно названные выше стадии в совокупности составляют оптимальную схему социального патронажа, которая должна иметь место в деятельности каждой патронажной службы. 

     Заключение

     Изучив  литературу по социальной работе многих авторов, мы определили сущность и особенности семей с членами «группы риска». К таким семьям относят следующие категории людей: инвалиды, дети-сироты, дети с отклоняющимся (асоциальным, девиантным) поведением, матери-одиночки, неполные семьи, пожилые, одинокие, престарелые и умственно отсталые, беженцы, люди, подвергшиеся насилию, алкоголики, наркоманы, бездомные, жертвы экологических катастроф, сексуальные меньшинства, преступники, СПИД-больные, люди, занимающиеся проституцией. К этой же группе относят одаренных людей, испытывающих затруднения в общении и становящихся «трудными» для других.

     Каждый  человек имеет право на жизнь, не смотря на его состояние здоровья и уровень его самостоятельности. И вот именно для таких людей  создаются патронажные службы, которые  оказывают всестороннюю помощь во всех сферах жизнедеятельности общества.

     Социальная  работа с семьями, имеющих члена семьи из категории риска включает в себя такие аспекты как экономический, юридический, психологический, социальный, педагогический и, поэтому, требует от специалиста знания основ этих наук и владение их технологиями; раннее выявление семей с членами группы риска и оказание этим семьям необходимого комплекса мер, направленных на профилактику и коррекцию взаимоотношений как внутри семьи, так и с обществом в целом.

     Необходимо развивать и улучшать деятельность таких служб, ведь социальный  патронаж является успешной формой выявления, учета семей, члены которых находятся в социально-опасном положении. 
 
 

     Библиографический список

  1. Нормативные правовые акты

    1). "Гражданский кодекс Российской Федерации"от 30.11.1994 N 51-ФЗ

    2). Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52495-2005

"Социальное  обслуживание населения. Термины  и определения"

(утв.  приказом Федерального агентства  по техническому регулированию  и метрологии от 30 декабря 2005 г. N 532-ст)

      3). «Основы законодательства Российской  Федерации об охране здоровья  граждан»

  1. Учебная и специальная литература

     4). Адресный социальный патронаж семьи и детей: Научно-методическое пособие / под ред. Л.С. Алексеевой. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. 160 с.

     5). Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: Учебник для вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 528 с.

     6). Основы социальной медицины : Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 368 с.

     7). Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие.5-е изд. М.: Академический Проект, 2006. 496 с.

     8). Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. 668 с.

     9). Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. 5-е изд.,перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. 348 с.

    1. Периодическая печать

     10). Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Сущностные характеристики социального патронажа и возможности его потенциального влияния на решение проблем социального здоровья семей и детей // Социальное обслуживание, 2004. № 3. С. 50–85.

     11). Левашкина Т.В. Социально психолого-педагогическое сопровождение семей группы риска // Работник социальной службы, 2010. № 3. С. 39–62.

     12). Осипова И.И. Установление контактов с семьей в процессе патронажа: методики и технологии // Отечественный журнал социальной работы, 2005. № 3. С. 56–65.

     13). Панов А.М. Деятельность служб социального патронажа семей и детей в России и за рубежом // Социальное обслуживание, 2005. № 1. С. 59–75.

    1. Справочная литература

     14). Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 368 с.

       15). Социальная геронтология: Словарь справочник. Авт.-сост. Н.Ф. Басов. М. 2000. 242 с.

    1. Ресурсы интернет

     16). «О порядке осуществления деятельности по опеке, попечительству и патронажу на территории Ульяновской области» http://www.sobes73.ru/templates/p33.html 
 
 
 
 
 
 

     Приложение

     ПРАВИТЕЛЬСТВО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

     ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 5 августа 2009 г. N 306-П 

     О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОПЕКЕ,

     ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ  И ПАТРОНАЖУ НА ТЕРРИТОРИИ

     УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ 

     В соответствии с Законом Ульяновской  области от 05.11.2008 N 178-ЗО "Об организации  деятельности по опеке, попечительству и патронажу в Ульяновской  области" Правительство Ульяновской  области постановляет:

       Утвердить:

      1.1. Положение о порядке установления  патронажа над совершеннолетними  дееспособными гражданами на  территории Ульяновской области  (приложение N 1).

      1.2. Положение о порядке осуществления  деятельности по опеке и попечительству  в отношении совершеннолетних  недееспособных или ограниченно дееспособных граждан на территории Ульяновской области (приложение N 2).

Информация о работе Патронаж как форма социальной работы с семьей, имеющей члена семьи из категории риска