Пенсионная система современной России: состояние и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:16, контрольная работа

Описание

Касающаяся одной из наименее социально защищённых групп – престарелых граждан, тем или иным образом влияющая на жизнь каждого члена общества, пенсионная реформа должна проводиться государством с особой тщательностью, ибо цена неудачи очень высока. «От эффективности системы пенсионного обеспечения зависит моральное состояние всего общества» - это слова Президента Владимира Владимировича Путина.

Содержание

Введение
1. Современное состояние пенсионной системы России
1.1. Общая характеристика пенсионной системы России
1.2. Результаты и проблемы пенсионной реформы
2. Тенденции развития пенсионной системы в России
2.1.Направлени совершенствования пенсионного законодательства
2.2.Перспективы реформирования пенсионного законодательства
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

ОСГ.docx

— 52.03 Кб (Скачать документ)

Негосударственное образовательное учреждение

Санкт-Петербургский  Институт Гостеприимства

 

 

 

 

Факультет :Менеджмент

Контрольная работа

По дисциплине: « Основы социального государства»       

Тема: «Пенсионная система современной России: состояние и перспективы»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Моргун М.В

Группа 337

Проверил: Нужнов И.Н.

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

  Введение           

   1. Современное состояние пенсионной системы России

1.1. Общая характеристика пенсионной системы России

1.2. Результаты и проблемы пенсионной реформы

2. Тенденции развития пенсионной системы в России

2.1.Направлени совершенствования пенсионного законодательства

2.2.Перспективы реформирования пенсионного законодательства

 Заключение

 Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1.ВВЕДЕНИЕ

С января 2002 года началась реформа  системы социального обеспечения. Многочисленные дискуссии учёных, представителей законодательной и исполнительной ветвей власти завершены. Национальный совет при Президенте России по пенсионной реформе во главе с премьер-министром  Михаилом Касьяновым одобрил основные её положения, а парламент принял соответствующие законы.

Касающаяся одной из наименее социально защищённых групп –  престарелых граждан, тем или  иным образом влияющая на жизнь каждого  члена общества, пенсионная реформа  должна проводиться государством с  особой тщательностью, ибо цена неудачи  очень высока. «От эффективности  системы пенсионного обеспечения  зависит моральное состояние  всего общества» - это слова Президента Владимира Владимировича Путина.

При всей важности морального аспекта стоит отметить, что и  экономическое состояние общества зависит от эффективности функционирования системы пенсионного обеспечения. Вопросы пенсионной реформы затрагивают  финансы предприятий и организаций, доходы населения, бюджетную сферу, инвестиционные процессы. В настоящее  время реформирование пенсионной системы  может и должно стать неотъемлемым звеном реформы всей экономики и  финансов России.

Регулирование государством пенсионного обеспечения защищает пенсионера от катаклизмов нашей  экономики в неустойчивое время, привлекает другие формы пенсионного  обеспечения через имеющиеся  ресурсы предприятий и самих  граждан и, самое главное, строит очень чёткую систему взаимоотношений  между гражданином, субъектом Федерации  и государством в целом.

 

1. Современное состояние пенсионной системы России

1.1. Общая характеристика пенсионной системы России

Пенсионеров в Российской Федерации почти 39 млн.[1]. Большинство из них (примерно 95%) получают «страховую» пенсию. Пенсия почти для всех из них является основным, а зачастую и единственным источником средств к существованию. Всё это предопределяет повышенную значимость пенсионной системы.

С 1990 г. законодательство о  пенсионном обеспечении в России полностью обновилось. Эта часть  социального законодательства претерпела кардинальные изменения, как по существу, так и по форме.

2

Новая пенсионная система  состоит из двух подсистем: страховой  и бюджетной. Они подразделяются в зависимости от тех источников, за счёт которых выплачиваются пенсии. Первая из них финансируется за счёт обособленного страхового пенсионного  фонда, в орбите её действия находятся  главным образом наёмные работники  и некоторые другие категории  занятого населения, охваченные обязательным пенсионным страхованием, и их семьи. Вторая финансируется за счёт бюджета  страны, ею охватываются в основном отдельные категории государственных  служащих (кадровые военные и некоторые  другие), их семьи, а также те граждане, которые по каким-либо причинам не заработали пенсию своим трудом, службой. Бюджетная  пенсионная система слагается, таким  образом, как бы из двух неравнозначных частей: одна часть – «возвышается»  над всеми, она для тех, кто  служит власти, другая часть подсистемы, наоборот, для тех, кто вообще не трудился.

Иногда эти две подсистемы переплетаются – к страховой  пенсии производится бюджетная доплата.

Обновление пенсионного  законодательства началось в конце 1990 г., когда в России, находившейся в то время ещё в лоне СССР, был принят Закон «О государственных  пенсиях в РСФСР». Этим законом  вводилась подлинная система  пенсионного обеспечения на основе обязательного пенсионного страхования  наёмных работников.

Что побудило тогда Россию приступить к формированию своей  пенсионной системы, с собственной  независимой финансовой базой, обособленной от государственного бюджета, - с российским пенсионном страховым фондом? Причин было несколько. Отмечу две главные, не потерявшие до сих пор значения, а, наоборот, ставшие ещё более  актуальными.

Первая причина состояла в объективной потребности пересмотреть укоренившуюся в обществе идеологию  самой природы обязательного  пенсионного страхования трудящихся, возродить и, главное, реализовать  на практике истинную его сущность. При этом учитывалось, что уже  в то время постепенно, хотя и  медленно, складывалась многоукладная  система экономических отношений, менялось представление властных структур о целях общественного производства и распределении богатства, создаваемого трудом народа, в частности наметилась тенденция к паритетному смягчению  военного противостояния двух мировых  политических систем и использованию  высвобождаемых ресурсов, в прошлом  пожираемых гонкой вооружений, в интересах  населения страны.

В недалёком прошлом в  течение десятилетий нашим соотечественникам  навязывался постулат в том, что  государственное социальное страхование (а пенсионное – часть его) осуществляется якобы за счёт государства.

3

 Внедрённая в сознание  людей, эта идея использовалась  при формировании 

управленческих решенй и  получила даже законодательное выражение. Определяя в централизованном порядке  крайне низкую оплату труда практически  для всех работников, изымая львиную  долю того, что создавалось их трудом, государство вместе с тем декларировало  полное освобождение трудящихся от уплаты страховых взносов из их заработка, выдавая это за одно из величайших завоеваний. Средства социального страхования  практически слились с налоговыми платежами и аккумулировались в  государственном бюджете вместе с иными бюджетными доходами. Расходы  на выплату пенсий ввиду низких страховых  взносов финансировались в основном за счёт государственной дотации. Всё  это приводило к искажению  реальной стоимости рабочей силы, создавало иллюзию, что пенсионеров  содержит государство, а не те, кто  трудится и создаёт богатства  общества.Первая основополагающая идея российского пенсионного Закона 1990г.[2]состояла в том, чтобы в стране укоренилась подлинная система обязательного пенсионного страхования. Суть такой системы, представляющей одно из выдающихся изобретений человечества в эпоху появления наёмных работников и развития общества, проста, она практически воплощена во всех развитых странах и вполне приемлема в период становления и развтия многоукладных экономических отношений на основе различых форм собственности. Её принципиальное содержание определяется следующими основными критериями, хотя конкретное их проявление в разных странах может несколько различаться.

1. Экономический критерий обязательного пенсионного страхования, определяющий его сущность, коренится в производственных отношениях, реальной стоимости рабочей силы. Вполне очевидно, что стоимость рабочей силы не может определяться и в развитых странах давно уже не определяется ценой «живого» труда непосредственно в процессе производства. Она включает в себя и другие оплачиваемые периоды, прежде всего пенсионный период жизни человека, когда ему выплачивается заработанная им пенсия.

2. Социальный критерий обязательного пенсионного страхования, определяющий его сущность, заключается в солидарности всех застрахованных и работодателей, работающих в различных регионах, в разных отраслях и организациях и, главное, в солидарности поколений, трудоспособных и нетрудоспособных людей.

3.Реализуются эти сущностные критерии через систему соответствующих страховых платежей, которые в обязательном порядке уплачиваются работодателями (независимо от формы собственности) и наёмными работниками, независимо от их желания.

4

Другими словами, эта система  принудительная. Принуждение осуществляется государством, в связи с чем  в отдельных странах, в том  числе и в России, подобная система  называется государственной.

Обычно страховые взносы уплачиваются примерно в равных долях (в процентах к заработку) или  в несколько большем объёме работодателем. Однако надо иметь в виду, что, в  конечном счете, страхование осуществляется за счёт самих работников, поскольку  доходы работодателя образуются в основном в результате труда застрахованных. В связи с этим распределение  платежей между работниками и  работодателями не имеет существенного  значения.

4. Страховые взносы аккумулируются в централизованном фонде, который обычно именуется фондом обязательного пенсионного страхования (в России – это Пенсионный фонд РФ). Его средства не должны сливаться с государственным бюджетом, они предназначены только на пенсионное обеспечение застрахованных, их семей и ни при каких обстоятельствах не могут изыматься на иные цели. Управление таким фондом осуществляется застрахованными и работодателями (их представителями) под контролем государства.

5. Все условия и нормы  уплаты страховых пенсионных  взносов, а также нормы пенсионного  обеспечения (уровень пенсий в  процентах к заработку, требуемый  для получения пенсии стаж, порядок  подсчёта стажа и заработка,  минимальные и предельные размеры  пенсии и т. д.) определяются законом.

6. Уровень страхового пенсионного обеспечения, в конечном счете, определяется, во-первых, тем, сколько лет трудился человек, или, иначе говоря, сколько лет им и его работодателями уплачивались в эти годы страховые взносы. Эти два показателя определяют в основном уровень пенсионного обеспечения конкретного наёмного работника и дифференциацию в размерах пенсий застрахованных, их семей.[3]

Уровень пенсионного обеспечения  – один из существенных показателей, характеризующих пенсионную систему  и её состояние в каждый период времени. Необходимо различать относительный  и абсолютный уровень пенсионного  обеспечения, которые неразрывно связаны  между собой.

Относительный уровень – это отношение пенсии пенсионера к его среднемесячному заработку, из которого она исчислена. Иногда этот показатель именуют коэффициентом замещения. Обычно он рассчитывается по стране в целом и по отдельным регионам. Для этого средняя пенсия делится на средний заработок, из которого она исчислена (соответственно в стране или в регионе). Относительный показатель характеризует уровень жизни (достаток, потребление) пенсионеров – бывших наёмных работников, живущих

5

на пенсию, по сравнению  с уровнем жизни наёмных работников, продолжающих трудиться и живущих на заработок. Чем выше соотношение, тем меньше разрыв в уровне жизни указанных двух групп граждан, составляющих в развитых странах большинство населения.

Как это ни парадоксально  на первый взгляд, но в странах, где  высокая реальная оплата труда, относительный  уровень пенсионного обеспечения  обычно сравнительно невысок и, наоборот, в тех странах, где низкая оплата труда, он повыше. Объясняется это  просто: при уровне пенсионного обеспечения  в первых странах, допустим, в 40-45%, человек, живущий на пенсию, вполне может  за счёт такой пенсии удовлетворять  свои обычные потребности (в пище, одежде, оплате соответствующих услуг  и т. д.), поскольку работающий член общества затрачивает на эти цели не более той же части своего заработка. Что касается других стран, то в них  на удовлетворение обычных потребностей человека расходуется значительно  большая часть заработка, следовательно, относительный уровень пенсионного  обеспечения должен быть существенно  выше. В противном случае пенсионер  оказывается за чертой бедности или  на её грани.

Абсолютный уровень пенсионного обеспечения – это потребительская стоимость пенсии – от минимальной до максимальной. Другими словами, данный показатель определяет, в каком объёме пенсионер может приобретать необходимые ему потребительские товары, и, в частности, услуги, достаточны ли они для того, чтобы обеспечить ему достойный уровень и качество жизни.

В российском пенсионном Законе 1990 г. Отражены все перечисленные  выше критерии – принципы, на которых  должна основываться обязательная страховая  пенсионная система. На их основе, кстати, во всех развитых странах успешно  функционируют и развиваются  общенациональные страховые системы. Эти критерии являются не изобретением разработчиков закона и законодателей, его принявших, а практической реализацией  общепризнанных в мире идей обязательного  пенсионного страхования.

Информация о работе Пенсионная система современной России: состояние и перспективы