Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:16, контрольная работа
Касающаяся одной из наименее социально защищённых групп – престарелых граждан, тем или иным образом влияющая на жизнь каждого члена общества, пенсионная реформа должна проводиться государством с особой тщательностью, ибо цена неудачи очень высока. «От эффективности системы пенсионного обеспечения зависит моральное состояние всего общества» - это слова Президента Владимира Владимировича Путина.
Введение
1. Современное состояние пенсионной системы России
1.1. Общая характеристика пенсионной системы России
1.2. Результаты и проблемы пенсионной реформы
2. Тенденции развития пенсионной системы в России
2.1.Направлени совершенствования пенсионного законодательства
2.2.Перспективы реформирования пенсионного законодательства
Заключение
Список используемой литературы
16
Первая – базовая пенсия,
которая финансируется за счёт средств
федерального бюджета и является
всеобщей социальной гарантией. Вторая
– это трудовая пенсия, состоящая
из двух компонентов, одним из которых
является страховая пенсия, финансируемая
за счёт текущих поступлений в
Пенсионный фонд РФ и напрямую зависящая
от прошлых заработков и персональных
взносов пенсионеров. И, наконец, накопительная
составляющая, которая будет финансироваться
нетрадиционно для российской пенсионной
системы, но о ней – чуть позже.Ещё
два принятых федеральных закона
регулируют размер и порядок выплаты
пенсий. Это закон «О государственном
пенсионном обеспечении», в котором
рассматриваются разного рода выплаты,
связанные с бюджетным
Надо сказать, что содержание
этих законов вызвало неоднозначную
реакцию, как со стороны специалистов,
так и со стороны средств массовой
информации. К примеру, в статье 1
пункте 3 закона «О трудовых пенсиях» говорится
о том, что: «При возникновении неопределённости
в вопросах, связанных с установлением
и выплатой трудовых пенсий, могут
раздаваться разъяснения в
17
Та часть, которая будет перечисляться в Пенсионный фонд, перестанет называться социальным налогом и не будет регулироваться Налоговым кодексом РФ. Она приобретёт статус страхового взноса и будет взиматься по отдельному закону. Изменение в статусе этой части социального налога связано с тем, что по современному гражданскому и налоговому законодательству, а также по Конституции РФ такой платёж невозможно сделать налоговым. Этот взнос будет делаться в пользу работников предприятий и от суммы выплат будет формироваться пенсия. По-прежнему собирать его будет Министерство по налогам и сборам, но меры внесудебного администрирования к нему применяться не будут. Если работодатель не уплатит эти 14 процентов в Пенсионный фонд, то в судебном порядке ему придётся платить пени и штрафы, а также вместо 14 заплатить 28 процентов социального налога в федеральный бюджет.
В этот же пакет из шести законов войдёт и закон «Об инвестировании средств пенсионной системы». Одна его часть коснётся всеобщей накопительной части трудовой пенсии. С 1 января 2002 года действие закона распространилось на ту часть населения, которой до пенсионного возраста осталось больше, чем десять лет, а затем, постепенно, будет охватывать всех остальных.
Вопрос о том, как инвестировать
пенсионные накопления оказался наиболее
острым из всех обсуждавшихся в ходе
реформы. Только за последние два
года Минтруда подготовило пять его
вариантов и несметное
Те граждане, которые не
хотят, чтобы их накопления формировало
государство, могут поручить инвестирование
своих взносов в
18
Гражданин выберет
удобную для себя схему. Опять
же Минтруда утверждает, что в
инвестиционные портфели
И, наконец, последний из
предполагаемого пенсионного
Новый вариант решения проблемы заключается в том, чтобы финансировали ранний выход своих специалистов сами работодатели, а не всё население страны и только в том случае, если этот выход на сегодняшний день оправдан, а не является историческим атавизмом.
Это значит, что по наиболее массовому виду досрочного выхода на пенсию – в связи с особыми вредными условиями труда – с 1 января 2003 года введён новый механизм финансирования. Для тех предприятий, которые имеют рабочие места, позволяющие работникам выходить на пенсию досрочно, схема накопительного финансирования досрочной пенсии действует через профессиональные пенсионные системы. В подобную систему работодатель должен выплачивать взносы, и не маленькие. Если работа предполагает выход на пенсию за десять лет до общего срока, то в размере от 25 и более процентов, в зависимости от зарплаты работника. Если – за пять лет до пенсионного возраста, то ставка составит 12-15 процентов.
Для финансирования досрочных пенсий своих работников, работодатель имеет возможность на основе коллективного договора заключить соглашение с негосударственным пенсионным фондом, либо формирует накопления с участием Пенсионного фонда РФ.
В связи с этим назрела и проблема пересмотра и повторной аттестации «привилегированных» профессий на предмет их соответствия вредным условиям труда. Если в результате выяснится, что условия труда изменились, то и действие закона на данное рабочее место прекратится.
Так выглядит основной пакет законов пенсионной реформы. Что сулит нам их реализация – трудно спрогнозировать.
19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К сожалению, реальная ситуация
на современном этапе в России
такова, что положение старшего поколения
наших соотечественников и всех
тех, кто кроме социальных выплат
не имеет иного источника средств
существования, поистине трагическое.
Крайне низкий уровень пенсионного
обеспечения для подавляющего большинства
старых и нетрудоспособных граждан,
не гарантирующий даже физиологического
минимума, необходимого для выживания
человека превратил наиболее социально
уязвимые слои населения в заложников
экономических реформ в стране. Положение
усугубляется также тем, что на фоне
катастрофического обнищания
Как следует из вышеизложенного, во многом успех преобразований зависит от того, удастся ли путем осуществления запланированных изменений стимулировать увеличение доли фиксируемой заработной платы в стране и, таким образом, обеспечить своеобразное самофинансирование пенсионной реформы. Не до конца проясненными остаются и вопросы конвертации созданных в рамках распределительной системы пенсионных прав, гарантирования накопительных взносов, их наследования в случае смерти страхователя до наступления пенсионного возраста, участия в управлении накопленными пенсионными взносами и их инвестировании негосударственных пенсионных фондов.
Успешность проведения пенсионной реформы для многих в России будет являться показателем успешности всех рыночных реформ. Относительно благоприятная демографическая ситуация в ближайшие пять лет, достигнутая стабилизация общеэкономического состояния и состояния Пенсионного фонда России являются хорошими предпосылками для начала реформы.
Думаю, что стоит надеяться, что Россия, пережив трудные времена, сможет пополнить содружество подлинно цивилизованных, правовых и социальных стран, где права граждан в сфере социального обеспечения имеют первостепенное значение, как и права в иных сферах.
20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. №47. Ст. 5619.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Гл. 24 «Единый социальный налог (взнос)» // СЗ РФ. 2000. №32. Ст.3340.
3. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. №51. Ст. 4831.
4. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. №51. Ст. 4832.
5. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. №52. Ст.4926.
6. Указ Президента РФ от 15 апреля 2000 г. «Об отношении среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, применяемом при определении индивидуального коэффициента пенсионера» // СЗ РФ. 2001. №17. Ст. 1691
7. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М., 2002
8. Право социального обеспечения: Учебн. пособие / Под ред. К. Н. Гусова. М., 1999.
21
Информация о работе Пенсионная система современной России: состояние и перспективы