Пенсионная система современной России: состояние и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:16, контрольная работа

Описание

Касающаяся одной из наименее социально защищённых групп – престарелых граждан, тем или иным образом влияющая на жизнь каждого члена общества, пенсионная реформа должна проводиться государством с особой тщательностью, ибо цена неудачи очень высока. «От эффективности системы пенсионного обеспечения зависит моральное состояние всего общества» - это слова Президента Владимира Владимировича Путина.

Содержание

Введение
1. Современное состояние пенсионной системы России
1.1. Общая характеристика пенсионной системы России
1.2. Результаты и проблемы пенсионной реформы
2. Тенденции развития пенсионной системы в России
2.1.Направлени совершенствования пенсионного законодательства
2.2.Перспективы реформирования пенсионного законодательства
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

ОСГ.docx

— 52.03 Кб (Скачать документ)

Вторая причина, побудившая Россию приступить к формированию новой  пенсионной системы, состояла в необходимости  повысить реальный уровень доходов  основной части пенсионеров, живущих, как правило, на пенсию. При этом учитывалось, что за последние годы в СССР существенно снизился как  относительный, так и абсолютный уровень пенсионного обеспечения, особенно тех граждан, пенсия которых  превышала минимальный размер. Это  произошло в связи с ростом номинальной оплаты труда и консервацией в то же время максимального размера  пенсии (он не повышался более 30 лет). В результате пенсия стала составлять значительно меньшую часть заработка, чем прежде. Кроме того, в прошлом  пенсии вообще не индексировались ни с учётом роста цен 

6

на потребительские товары, ни с учетом роста заработка. Материальный достаток пенсионеров в силу этого  хотя и медленно, но неуклонно снижался.

Закон 1990 г. затронул и бюджетную  систему пенсионного обеспечения. Он, во-первых, существенно повысил  уровень пенсионного обеспечения  военнослужащих из числа солдат, сержантов  и старшин и приравненных к  ним категорий граждан, упорядочил их пенсионное обеспечение. Ранее зачастую пенсии граждан, инвалидность которых  наступила вследствие военной травмы, оказывались по своему уровню ниже пенсий по инвалидности вследствие общего заболевания и пенсий по старости. Закон устранил эту явную социальную несправедливость. То же касалось и  пенсии по случаю потери кормильца, умершего вследствие военной травмы. С введением  в действие с 1 февраля 1993 г. Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших  военную службу, службу в органах  внутренних дел, и их семей»[5] завершилось создание достаточно развитой и «возвышенной» системы пенсионного обеспечения всех категорий военнослужащих и приравненных к ним других категорий граждан и их семей.

«Возвышенная», т. е. прежде всего более высокая по своему уровню система пенсионного обеспечения  для указанных категорий граждан, условия службы которых специфичны и опасны, и их семей, типична для  большинства стран. Особые пенсии для  таких граждан были и в СССР.

Общие тенденции развития двух российских пенсионных подсистем  в последние годы (начиная с 1993 г.) очевидны: они характеризуются, с  одной стороны, резким, постоянно  нарастающим снижением относительного и абсолютного уровня пенсионного  обеспечения практически всех, без  какого-либо исключения, пенсионеров, получающих пенсию в соответствии с  Законом 1990 г., а с другой – введением  значительно более высоких пенсий для сотрудников властных, силовых  структур как на федеральном, так  и на региональном уровнях. Эти тенденции  явно противоречат тем целям, которые  определены в Законе 1990 г., - формированию единой системы государственных  пенсий в России, обеспечению стабильности достигнутого уровня пенсионного обеспечения  и повышению его, дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения  с учётом труда и его результатов.

1.2.Результаты и проблемы пенсионной реформы

В настоящее время происходит переход к трёхуровневой системе  пенсионного обеспечения:

  3)базовая часть формируется за счёт 14% от фонда оплаты труда. Эта сумма поступает в федеральный бюджет, а затем в Пенсионный фонд РФ и используется для выплаты социальной пенсии и базовой части трудовой пенсии. В случае недостатка поступлений

7

федеральный бюджет компенсирует образующийся дефицит;

2) страховая часть пенсии (11-14% от фонда оплаты труда)  поступает сразу в Пенсионный  фонд РФ. Она используется для  выплаты условно-накопительной части  трудовой пенсии, размер которой  зависит от стажа работы, платежей  пенсионера в Пенсионный фонд  РФ, средней величины заработной  платы по стране;

3) накопительная часть  пенсии (2-6% от фонда оплаты труда)  поступает на специальный индивидуальный  счёт работника. Будущий размер  выплат зависит от взносов  работника и дохода от инвестирования  накопительной части пенсии.

Кроме того, работник (или  работодатель) могут добровольно  делать взносы в негосударственные  пенсионные фонды, чтобы впоследствии получать от них пенсию.

Трёхуровневая система позволяет  осуществлять переход от распределительной  системы пенсионного обеспечения  к системе с преобладанием  страхового принципа. Это способствует повышению устойчивости пенсионной системы. Помимо этого, за счёт большей  дифференциации пенсий вырастет заинтересованность граждан (особенно со средними и высокими доходами) в участии в пенсионной системе, а значит и в легализации  своих заработных плат.

На 1 января 2003 года пенсионные накопления в Пенсионном фонде РФ составили 39,95 млрд. руб. (0,37% от ВВП), причём 1,36 млрд. руб. из них были получены в  виде дохода от временного размещения средств в государственных ценных бумагах. Таким образом, доходность этих вложений составила около 8%, что  в условиях инфляции более 15% за 2002 год  означает сокращение реального размера  пенсионных накоплений.

Современный период пенсионной реформы является одним из основных в переходе от распределительной  системы пенсионного обеспечения  к смешанной накопительно-распределительной  системе. В настоящий момент граждане впервые могут самостоятельно определить, кому они доверят инвестирование накопительной части своей пенсии. Для реализации этого этапа были осуществлены следующие мероприятия:

1) практически сформирована  нормативная база для трёхуровневой  системы пенсионного обеспечения;

2) создан Общественный  совет по инвестированию средств  пенсионных накоплений, который  провёл первые заседания;

3) проведены конкурсы  по выбору управляющих компаний  и спецдепозитария;

8

4) заключены договоры  между Пенсионным фондом РФ  и управляющими компаниями на  управление накопительной частью  пенсии;

5) проведена рассылка  писем гражданам о размере  накопленных за 2002 г. средств на  их индивидуальном счёте и  бланков заявлений для выбора  управляющей компании;

6) подписаны соглашения  об удостоверении подписей на  заявлениях о выборе частной  управляющей компании между несколькими  крупными банками и Пенсионным  фондом РФ.

В ходе реализации указанных  мероприятий возникли определённые проблемы, отрицательно влияющие на ход  пенсионной реформы:

1) технические проблемы  в Пенсионном фонде с рассылкой  писем гражданам привели к  срыву сроков проведения пенсионной  реформы. В результате задержки  рассылки писем на три месяца  целый год оказался во многом  потерян для пенсионной реформы;

2) отсутствие информационной  кампании о пенсионной реформе  ведёт к тому, что большая часть  населения не очень хорошо  знает, как можно распорядиться  накопительной частью своей пенсии;

3) сложность подачи заявления  о выборе управляющей компании  сокращает число граждан, которые  доверят им управление своими  пенсионными накоплениями;

4) отсутствие механизма  раскрытия информации о деятельности  частных и государственных управляющих  компаний, а также самого Пенсионного  фонда РФ приводит к сложности  выбора населением управляющей  компании для наиболее эффективного  инвестирования пенсий;

5) отсутствие закона о  методике расчёта размера пенсии  в зависимости от суммы накопленных  средств на индивидуальном счёте  сокращает прозрачность пенсионной  реформы и ограничивает мотивацию  граждан к участию в пенсионной  реформе;

6) юридическая неопределённость  статуса Внешэкономбанка в качестве  государственной управляющей компании, а также самого Пенсионного  фонда РФ повышает вероятность  возникновения конфликтов между  ними, частными управляющими компаниями  и гражданами;

7) недостаточно жёсткие  требования к частным управляющим  компаниям позволили пройти конкурс  55 компаниям, большая часть из  которых, вероятно, не сможет принять  активного участия в реформе,  а выбравшие их граждане не  будут получать стабильный 

9

 доход от инвестирования их пенсионных накоплений.

Единая пенсионная система  государственных пенсий в России не состоялась. Другого вывода сделать, к сожалению, нельзя. В последние  годы для многих категорий работников введены особые, привилегированные  по своему уровню и условиям государственные  пенсии либо весомые доплаты к  «обычным» пенсиям. Все эти «особые» пенсии и доплаты регулярно повышаются пропорционально росту оплаты труда  соответствующих продолжающих трудиться  чиновников, в отличие от обычных  пенсий, размеры которых практически  оказались замороженными, несмотря на высокую инфляцию и продолжающийся процесс обесценения рубля.

Не обеспечена также стабильность реального уровня пенсионного обеспечения, достигнутого до введения в действие Закона 1990 г. Он снизился к началу 2000 г. по сравнению с 1990 г. в несколько  раз и продолжает падать. Ныне даже самая высокая обычная пенсия по старости, выплачиваемая за многолетний  труд, значительно ниже нищенского прожиточного минимума и практически  не может обеспечить выживание тех, кто вынужден жить на пенсию. Следствие  этого – многократный рост смертности среди пенсионеров, в частности  вследствие суицида, а также стремительный  рост у них тяжёлых заболеваний, включая психические.

В связи со сдерживанием повышения минимальных размеров пенсий, ограничением их размеров предельной суммой, сопоставимой с заниженным минимумом, неполной индексацией пенсионных сумм и заменой её компенсационными выплатами общая пенсионная система  превращена в уравнительную систему; дифференциация в зависимости от длительности трудовой деятельности и  уровня оплаты труда (т. е. трудового  вклада), заложенная в Законе 1990 г., практически  ликвидирована. Сейчас в России установлены  нищенские пенсии для большинства  граждан, крайне незначительно различающиеся  в зависимости от того, как долго, на какой работе и с какой оплатой  трудился человек[7].

2. Тенденции развития пенсионной системы в России

2.1.Направления совершенствования пенсионного законодательства

Законы и сопутствующие  им нормативно-правовые акты развивают  основные положения пенсионной реформы, предложенные Президентом России. Они  устанавливают основные правовые, организационные  и финансовые принципы формирующейся  в Российской Федерации пенсионной системы. Целью данных законов является закрепление именно направления  пенсионной реформы в Российской Федерации и создание условий  для построения трёхуровневой пенсионной системы, уклады которой взаимодополняют  друг друга и обеспечивают стабильное и достойное пенсионное обеспечение  в 

10

старости, при наступлении  инвалидности и по случаю потери кормильца. Пенсионная система России строится на основе следующих базовых принципов: многоукладность, всеобщность и  гарантированность базового уровня, дифференциация условий и норм пенсионного  обеспечения, государственное регулирование, разграничение властных полномочий Федерации и её субъектов, социальное партнёрство, финансовая устойчивость системы.

Согласно статьям 72 и 76 Конституции  Российской Федерации пенсионное обеспечение  относится к предметам совместного  ведения России и её субъектов.

Устанавливаются следующие  виды пенсий: по старости, или по возрасту, пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца  и социальная пенсия. Система пенсионного  обеспечения состоит из обязательного  и дополнительного пенсионного  обеспечения. Обязательное пенсионное обеспечение осуществляется посредством  нестрахового государственного пенсионного  обеспечения и обязательного  пенсионного страхования. Дополнительное пенсионное обеспечение осуществляется посредством коллективного и  индивидуального пенсионного обеспечения  и страхования. Все уклады системы  дополняют друг друга.

Базовым укладом является нестраховое государственное пенсионное обеспечение. Базовые пенсии устанавливаются  с учётом прожиточного минимума в  одинаковом для всех размере. Они  призваны обеспечить минимальный уровень  пенсий всем пенсионерам и ликвидировать  проблему их бедности. Источником финансирования базовых пенсий является федеральный  бюджет. Средства федерального бюджета, направляемые на финансирование базовых  пенсий, формируются за счёт налоговых  поступлений, включая часть единого  социального налога, и определяются законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год. Через  нестраховое государственное пенсионное обеспечение также осуществляется пенсионное обеспечение военнослужащих и иных категорий служащих (судей, прокуроров и др.).В дополнение к базовому уровню предусматривается обязательное пенсионное страхование. Обязательные страховые пенсии дифференцированы по размеру в зависимости от экономического вклада застрахованного в пенсионную систему. Обязательному пенсионному страхованию подлежат все лица, занятые трудовой деятельностью с целью получения дохода. Обязательное пенсионное страхование осуществляется на принципах солидарности поколений, отраслей народного хозяйства и застрахованных.Финансирование страховых пенсий осуществляется за счёт части единого социального налога,пеней,штрафов,налагаемых за неисполнение своих обязательств налогоплательщиками.Учёт пенсионных прав застрахованных осуществляется через механизм условного накопления.

Информация о работе Пенсионная система современной России: состояние и перспективы