Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:16, контрольная работа
Касающаяся одной из наименее социально защищённых групп – престарелых граждан, тем или иным образом влияющая на жизнь каждого члена общества, пенсионная реформа должна проводиться государством с особой тщательностью, ибо цена неудачи очень высока. «От эффективности системы пенсионного обеспечения зависит моральное состояние всего общества» - это слова Президента Владимира Владимировича Путина.
Введение
1. Современное состояние пенсионной системы России
1.1. Общая характеристика пенсионной системы России
1.2. Результаты и проблемы пенсионной реформы
2. Тенденции развития пенсионной системы в России
2.1.Направлени совершенствования пенсионного законодательства
2.2.Перспективы реформирования пенсионного законодательства
Заключение
Список используемой литературы
Вторая причина, побудившая
Россию приступить к формированию новой
пенсионной системы, состояла в необходимости
повысить реальный уровень доходов
основной части пенсионеров, живущих,
как правило, на пенсию. При этом
учитывалось, что за последние годы
в СССР существенно снизился как
относительный, так и абсолютный
уровень пенсионного
6
на потребительские товары, ни с учетом роста заработка. Материальный достаток пенсионеров в силу этого хотя и медленно, но неуклонно снижался.
Закон 1990 г. затронул и бюджетную
систему пенсионного
«Возвышенная», т. е. прежде
всего более высокая по своему
уровню система пенсионного
Общие тенденции развития
двух российских пенсионных подсистем
в последние годы (начиная с 1993
г.) очевидны: они характеризуются, с
одной стороны, резким, постоянно
нарастающим снижением
1.2.Результаты и проблемы пенсионной реформы
В настоящее время происходит
переход к трёхуровневой
3)базовая часть формируется за счёт 14% от фонда оплаты труда. Эта сумма поступает в федеральный бюджет, а затем в Пенсионный фонд РФ и используется для выплаты социальной пенсии и базовой части трудовой пенсии. В случае недостатка поступлений
7
федеральный бюджет компенсирует образующийся дефицит;
2) страховая часть пенсии
(11-14% от фонда оплаты труда)
поступает сразу в Пенсионный
фонд РФ. Она используется для
выплаты условно-накопительной
3) накопительная часть
пенсии (2-6% от фонда оплаты труда)
поступает на специальный
Кроме того, работник (или работодатель) могут добровольно делать взносы в негосударственные пенсионные фонды, чтобы впоследствии получать от них пенсию.
Трёхуровневая система позволяет
осуществлять переход от распределительной
системы пенсионного
На 1 января 2003 года пенсионные
накопления в Пенсионном фонде РФ
составили 39,95 млрд. руб. (0,37% от ВВП), причём
1,36 млрд. руб. из них были получены в
виде дохода от временного размещения
средств в государственных
Современный период пенсионной
реформы является одним из основных
в переходе от распределительной
системы пенсионного
1) практически сформирована
нормативная база для
2) создан Общественный
совет по инвестированию
3) проведены конкурсы
по выбору управляющих
8
4) заключены договоры
между Пенсионным фондом РФ
и управляющими компаниями на
управление накопительной
5) проведена рассылка писем гражданам о размере накопленных за 2002 г. средств на их индивидуальном счёте и бланков заявлений для выбора управляющей компании;
6) подписаны соглашения
об удостоверении подписей на
заявлениях о выборе частной
управляющей компании между
В ходе реализации указанных мероприятий возникли определённые проблемы, отрицательно влияющие на ход пенсионной реформы:
1) технические проблемы
в Пенсионном фонде с
2) отсутствие информационной
кампании о пенсионной реформе
ведёт к тому, что большая часть
населения не очень хорошо
знает, как можно
3) сложность подачи заявления
о выборе управляющей компании
сокращает число граждан,
4) отсутствие механизма
раскрытия информации о
5) отсутствие закона о
методике расчёта размера
6) юридическая неопределённость
статуса Внешэкономбанка в
7) недостаточно жёсткие
требования к частным
9
доход от инвестирования их пенсионных накоплений.
Единая пенсионная система государственных пенсий в России не состоялась. Другого вывода сделать, к сожалению, нельзя. В последние годы для многих категорий работников введены особые, привилегированные по своему уровню и условиям государственные пенсии либо весомые доплаты к «обычным» пенсиям. Все эти «особые» пенсии и доплаты регулярно повышаются пропорционально росту оплаты труда соответствующих продолжающих трудиться чиновников, в отличие от обычных пенсий, размеры которых практически оказались замороженными, несмотря на высокую инфляцию и продолжающийся процесс обесценения рубля.
Не обеспечена также стабильность реального уровня пенсионного обеспечения, достигнутого до введения в действие Закона 1990 г. Он снизился к началу 2000 г. по сравнению с 1990 г. в несколько раз и продолжает падать. Ныне даже самая высокая обычная пенсия по старости, выплачиваемая за многолетний труд, значительно ниже нищенского прожиточного минимума и практически не может обеспечить выживание тех, кто вынужден жить на пенсию. Следствие этого – многократный рост смертности среди пенсионеров, в частности вследствие суицида, а также стремительный рост у них тяжёлых заболеваний, включая психические.
В связи со сдерживанием повышения минимальных размеров пенсий, ограничением их размеров предельной суммой, сопоставимой с заниженным минимумом, неполной индексацией пенсионных сумм и заменой её компенсационными выплатами общая пенсионная система превращена в уравнительную систему; дифференциация в зависимости от длительности трудовой деятельности и уровня оплаты труда (т. е. трудового вклада), заложенная в Законе 1990 г., практически ликвидирована. Сейчас в России установлены нищенские пенсии для большинства граждан, крайне незначительно различающиеся в зависимости от того, как долго, на какой работе и с какой оплатой трудился человек[7].
2. Тенденции развития пенсионной системы в России
2.1.Направления совершенствования пенсионного законодательства
Законы и сопутствующие им нормативно-правовые акты развивают основные положения пенсионной реформы, предложенные Президентом России. Они устанавливают основные правовые, организационные и финансовые принципы формирующейся в Российской Федерации пенсионной системы. Целью данных законов является закрепление именно направления пенсионной реформы в Российской Федерации и создание условий для построения трёхуровневой пенсионной системы, уклады которой взаимодополняют друг друга и обеспечивают стабильное и достойное пенсионное обеспечение в
10
старости, при наступлении инвалидности и по случаю потери кормильца. Пенсионная система России строится на основе следующих базовых принципов: многоукладность, всеобщность и гарантированность базового уровня, дифференциация условий и норм пенсионного обеспечения, государственное регулирование, разграничение властных полномочий Федерации и её субъектов, социальное партнёрство, финансовая устойчивость системы.
Согласно статьям 72 и 76 Конституции
Российской Федерации пенсионное обеспечение
относится к предметам
Устанавливаются следующие
виды пенсий: по старости, или по возрасту,
пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности,
пенсия по случаю потери кормильца
и социальная пенсия. Система пенсионного
обеспечения состоит из обязательного
и дополнительного пенсионного
обеспечения. Обязательное пенсионное
обеспечение осуществляется посредством
нестрахового государственного пенсионного
обеспечения и обязательного
пенсионного страхования. Дополнительное
пенсионное обеспечение осуществляется
посредством коллективного и
индивидуального пенсионного
Базовым укладом является
нестраховое государственное
Информация о работе Пенсионная система современной России: состояние и перспективы