Понятие государства и политогенез. Социально-антропологический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 17:37, курсовая работа

Описание

Для достижения основной цели, поставленной при написании работы, а именно – изучение определений понятия государства и рассмотрение процесса политогенеза курсовая работа была разделена на две части, каждая из которых посвящена определенной проблематике. В первой главе детально рассматривается общее понятие государства, вторая глава – посвящена образованию древнего государства, некоторым теориям возникновения древних государств.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. Взгляды некоторых ученых на понятие государства и государственного устройства 5
1.1 Общее понятие государства 5
1.2 Платон о государстве и государственном устройстве 8
1.3 Г. Гегель о государстве и гражданском обществе 13
1.4 Современные понятия о стратификации общества 15
ГЛАВА II. Происхождение государства. Социально-антропологический аспект 22
2.1 Происхождение архаического государства 22
2.1 Некоторые теории возникновения древних государств 32
Заключение 36
Список литературы 37

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

по дисциплине «Социальная антропология»

на тему: Понятие государства и политогенез.

 Социально-антропологический аспект. 
 
 
 
 
 
 
 

 

    Оглавление:

 

Введение

         Актуальность данной темы обусловлена тем, что изучение теорий происхождения государства, его характерных особенностей не завершёно и не исчерпано. Так как процесс исчезновения одних государств и появления других продолжается и в наши дни, равно как и смена политических режимов. Например, такие памятные события как объединение Германии, развал СССР, Югославии, Чехословакии, «революция роз» в Грузии, «оранжевая» революция на Украине и в Киргизии, пока не получили каких-либо оценок, характеристик с точки зрения происхождения государства и права, то есть дают новую почву для размышлений. В современном мире происходят, различны политические процессы и конфессиональные войны, в числе причин этих явлений есть и вопросы о происхождении государств. Многие государства делят территории страны между собой и внутри этноса.

       Целью работы является изучение определений понятия государства и  рассмотрение процесса политогенеза, рассмотрение взглядов теоретиков на эти проблемы.

       На  основании цели можно сформулировать следующие основные задачи работы, которые определяют ее структуру:

    • рассмотреть сущность общего понятия государства;
    • описать понятие государства и государственного устройства по Платону
    • изучить взгляды Гегеля о государстве и гражданском обществе
    • проследить переход от архаического общества к государственному;
    • рассмотреть некоторые теории происхождения государства на конкретных древних государствах.

       Для достижения основной цели, поставленной при написании работы, а именно – изучение определений понятия государства и рассмотрение процесса политогенеза курсовая работа была разделена на две части, каждая из которых посвящена определенной проблематике. В первой главе детально рассматривается общее понятие государства, вторая глава – посвящена образованию древнего государства, некоторым теориям возникновения древних государств.

       Для более глубокого изучения понятия государства, его сущности, а так же рассмотрения особенностей происхождения государства были использованы сочинения Платона в трех томах, «Философия права» Г. Гегеля, а так же ряд другой литературы.

       В работе использовались такие теоретические  методы, как изучение и анализ литературы и обобщение полученных данных.

       Объектом  исследования данной работы являются взгляды некоторых ученых не происхождение государства, а так же определение причин и основ возникновения государства.

       Предметом исследования – изучение определений понятия государств, а так же определение причин и основ возникновения государства.

       В данной работе была сделана попытка  изучения определений понятия государства и рассмотрение процесса политогенеза, взглядов теоретиков на эти проблемы, а так же проанализировать условия возникновения государства не исторической, а с социально-антропологической точки зрения.

 

ГЛАВА I. Взгляды некоторых ученых на понятие государства и государственного устройства

1.1 Общее понятие  государства

       Вопрос  о понятии государства является столь же сложным и древним, сколь  и само государство. К нему обращались философы, юристы, социальные антропологи и другие ученые, интересующиеся этим вопросом, многих стран и народов, начиная с Древней Греции вплоть до наших дней, однако до настоящего времени отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем.

       Термин  «государство» в русском языке  происходит от слова «государь» (князь, царь, обладающие властью). В сербском языке – «держава». Этот термин имеет  место и в русском языке  и используется обычно в торжественном, возвышенном смысле. Термином «держава» обозначается символ высшей, державной власти русских монархов. Он представлял собой золотой шар с крестом наверху.

       Государство является естественным результатом  долгого исторического развития общества. Было время,  когда  государства  не существовало, и люди жили родами, ордами, племенами.  Возможно,  что когда-нибудь,   и   государство современного  типа  перестанет  существовать,  уступая место иной форме человеческого общения.  Можно ли  будет сохранить за  ней название государства? Не известно. Но как бы то ни было, современное человечество живет в условиях государства, и необходимо дать  себе ясный отчет в сущности этого вида человеческого общения.

       Различные     основания – экономические,     политические, психологические, – были причинами усложнения форм социума. Первобытный социальный союз, – орда, – был простым человеческим стадом, и, понятно,  что ни материальные потребности людей, ни их личная безопасность, ни их растущие духовные запросы не могли, при такой организации общества,  быть  достаточно обеспеченными.  Стремление больше и качественнее  удовлетворить   потребности   служило    причиной    усложнения    и усовершенствования социальной структуры.

       Государство в истории политической мысли  понималось и определялось различным образом. И в современной научной литературе существуют разные подходы к его пониманию.

       Юридический подход к государству состоит  в том, что государство рассматривается  как юридическое лицо, юридическая  персонификация нации. Австрийский  и американский юрист и философ  Ганс Кельзен рассматривает государство как воплощение права.

       При классическом подходе к государству  последнее понимается как совокупность трех элементов: власть, территория, население. Такой подход, в общем, никем не отрицается, ибо государство действует на определенной территории, оно – орудие политической власти, власть его распространяется на все население.

       Кибернетический подход к государству состоит  в том, что оно рассматривается  как определенная система, в рамках которой движется информация с прямыми и обратными связями. Такой подход, безусловно, отражает определенные реальности, связанные с государством, ибо осуществление власти в определенной мере есть движение информации в виде прямой связи государства с обществом – издание законов и иных обязательных правовых актов, обращенных к членам общества, и в виде обратной связи – информация о состоянии управляемых государством систем, процессов.

       Социологический подход заключается в том, что  государство – явление социальное, существует только в обществе, тесно с ним связано, им предопределено и т. д. Однако здесь наблюдается два течения. Согласно первому государство отождествляется с обществом, государство есть само общество, особым образом организованное. По Аристотелю государство – «сообщество равных, имеющих цель совершенствования жизни». Государство образуют только граждане, несущие воинскую службу, обладающие избирательным правом. Таким образом, большинство населения (часть свободных и рабы тем более) исключаются из государства. Государство выступает как власть меньшинства. Отождествление общества и государства мы видим у немецкого философа Иммануила Канта: государство – объединение людей под эгидой права.

       Второй  вариант социологического подхода  состоит в том, что государство  – относительно самостоятельная организация, не совпадающая с обществом, самостоятельный институт. Леонид Ефимович Гринин –российский философ, историк, социолог определял государство как «особую достаточно устойчивую политическую единицу, представляющую отделенную от населения организацию власти и администрирования и претендующую на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определенными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющую силы и средства для осуществления своих претензий»1

       Каждое  из этих определений отражает какую-то одну сторону государства и имеет, следовательно, под собой определенные основания.

       «Государство  – это политико-правовая организация  общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе»2

       Можно сказать, что это самое общее  определение, применимое ко всем видам, типам государства и во все  времена. Разумеется, следует помнить, что каждая конкретная государственная система имеет свои особенности, обусловленные различными факторами на разных стадиях человеческого развития. Неодинаковыми могут быть определения государств и в зависимости от того, к какому социальному слою принадлежит исследователь, с каких методологических и идейных позиций он рассматривает данные явления. Определение государства должно отвечать на вопрос, что такое государство? – в его исторической действительности и во всех его исторических проявлениях.

       Из предыдущих материалов следует, что существует великое множество определений понятия государства. Многообразие взглядов на государство обусловлено в первую очередь тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной период развития общества, объективностью методологических подходов к изучению государства.

1.2 Платон о государстве и государственном устройстве

       Платон (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя — Аристокл. Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий».

         В своем труде «Государство», Платон говорил, что «государство представляет собой как бы два государства. Одно составляют бедные, другое — богатые, и все они живут вместе, строя друг другу всяческие козни»3. В таком обществе людей преследует страх и неуверенность. Здоровое общество должно быть другим. Платон утверждал, что правильное государство можно научно обосновать, а не искать ощупью, страшась, веря и импровизируя. Он предполагал, что новое, научно спроектированное общество будет не только осуществлять принципы справедливости, но и обеспечивать социальную стабильность и внутреннюю дисциплину. Именно таким он представлял общество, руководимое правителями.

       Платон  создал теорию идеального государства, в основе которого лежит «идея блага, или принцип справедливости»4, который соединяет все части государства в гармоническое целое, а так же определяет место и род деятельности для каждого члена общества. Государственная система должна обладать рядом особенностей нравственной, экономической и политической организации, которые бы в совокупности обеспечили решение основных проблем, таких как: оборона государства, обеспечение всех граждан жизненно важными материальными благами и руководство их творческой и духовной деятельностью.

       «Благо заключается в четырех главных доблестях: мудрости, мужестве, сдерживающей мере и справедливости»5. Идеальное государство имеет четкое сословное стратифицирование его граждан, которое основывается на разделении этих доблестей, а так же оно соответствует началам, присутствующим в душе каждого человека:

Начала  человеческой души  Сословия в  государстве  Распределение доблестей 
Разум  Правители  Справедливость, сдерживающая мера и мудрость 
Яростный  дух  Стражи  Справедливость, сдерживающая мера и мужество 
Вожделение  Земледельцы

и ремесленники 

Справедливость  и сдерживающая мера 
 

       Государство образуется тогда, когда «испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь»6. По мнению Платона, основным принципом успешного существования государства является разделение труда: каждый делает то, что может лучше всего, обеспечивая результатами своего труда других членов государства, а взамен получает от общества необходимые ему блага. Разделение труда порождает множество, четко дифференцированных областей, производящих для государства нужные продукты либо так или иначе способствующих производству и потреблению. Земледельцы, ремесленники, строители заняты в основных отраслях. Но кроме них необходимы и другие отрасли труда, так появляются «работники, изготавливающие специальные орудия и инструменты, скотоводы, которые будут доставлять средства перевозки людей и грузов, добывать шерсть и кожу. Кроме этого понадобятся торговцы, наемники, странствующие актеры и т.п.»7. Все эти люди образуют низшее сословие в государстве и одновременно его основу. Платон сравнивает их со «стадом»8.

Информация о работе Понятие государства и политогенез. Социально-антропологический аспект