Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 17:37, курсовая работа
Для достижения основной цели, поставленной при написании работы, а именно – изучение определений понятия государства и рассмотрение процесса политогенеза курсовая работа была разделена на две части, каждая из которых посвящена определенной проблематике. В первой главе детально рассматривается общее понятие государства, вторая глава – посвящена образованию древнего государства, некоторым теориям возникновения древних государств.
Введение 3
ГЛАВА I. Взгляды некоторых ученых на понятие государства и государственного устройства 5
1.1 Общее понятие государства 5
1.2 Платон о государстве и государственном устройстве 8
1.3 Г. Гегель о государстве и гражданском обществе 13
1.4 Современные понятия о стратификации общества 15
ГЛАВА II. Происхождение государства. Социально-антропологический аспект 22
2.1 Происхождение архаического государства 22
2.1 Некоторые теории возникновения древних государств 32
Заключение 36
Список литературы 37
Для защиты государства потребуются «стражи»9. Они будут «собаками при стаде»10. Важность их труда и сложность его исполнения выделяют стражей в отдельное, более высокое сословие. Стражи должны обучаться гимнастике и математике. Музыка и поэзия для их образования должна тщательно подбираться: «в идеальное государство допускаются только те стихи и звуки, которые воспитывают мужество и бесстрашие, а ни в коем случае не те, которые нагоняют меланхолию или напоминают о смерти. Стражи должны жить отдельно ото всех и не иметь никакой собственности. Даже жены и дети у них общие»11.
«Как стадом управляют пастухи, так во главе государства должны стоять правители»12. В идеальном государстве ими должны быть только философы. Это люди, которым открыто высшее знание – сами «идеи»13. Идеи по Платону это то, что можно мыслить, но не видеть и то, что является неизменным, неподвижным и вечным.
Незыблемость
сословного деления – это основа
платоновского справедливого
Классы в государстве разграничены даже сферами проживания. Важнейшая особенность высших сословий в отсутствие у них частной собственности. Такое условие, по Платону, необходимо для торжества справедливости. «Обладание собственностью порождает алчные вождения, приводит к вражде»18. Для Платона осуществление этого постулата означает достижение высшей формы единства в государстве. Из-за отсутствия материальных интересов высшие сословия будут достаточно объективными. В то время как в низшем сословии есть частная собственность, в полной мере используются деньги и разрешены элементы роскоши.
Итак, главными условиями для существования идеального государства являются: строгое разделение на сословия и сферы труда; устранение из жизни источника нравственной порчи – противоположных полюсов богатства и бедности; строжайшее повиновение, прямо вытекающее из основной доблести всех членов государства – сдерживающей меры. Формой правления в идеальном государстве является аристократия, в лучшем значении этого слова – власть самых достойных, мудрых.
И хотя государство Платона называется идеальным, оно вряд ли является таким в современном значении этого слова. Легко заметить, что Платон остался верен идеалам рабовладельческой Греции, – принцип деления на сословия, а в системе воспитания и отбора людей (вплоть до убийства слабых младенцев) узнаваем суровый строй Спарты.
В идеальном государстве Платона не только работники напоминают рабов, но и члены двух высших классов не знают истинной свободы. Субъектом свободы и высшего совершенства оказывается у Платона не отдельная личность и даже не отдельный класс, а только все общество, все государство в целом. Это государство существует ради самого себя, ради своего внешнего великолепия. Назначение гражданина только в том, чтобы способствовать красоте построения государства в качестве подсобной силы.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (27 августа 1770, Штутгарт — 14 ноября 1831, Берлин) — немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии.
В наиболее цельном и систематическом виде учение Гегеля о государстве и праве изложено в “Философии права” (1820). Гражданское общество и государство, соотносятся как рассудок и разум: гражданское общество - это «внешнее государства, государство нужды и рассудка»19, а подлинное государство - разумно.
По мнению Гегеля развитие гражданского общества уже предполагает, наличие государства как его основания. «Поэтому в действительности, - подчеркивает он, - государство есть вообще первое, внутри которого семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства распадается на эти два момента»20.
Гражданское общество по Гегелю – это буржуазное, антагонистическое общество, где идет война всех против всех. Гражданское общество имеет свои признаки: система потребностей, правосудие, полиция и корпорации. Его структуру составляют три сословия. Первое – субстанциальное (землевладельцы – дворяне и крестьяне), второе – промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники), третье – всеобщее (чиновники). «Гражданское общество – это опосредованная трудом система потребностей, которая имеет в основании частную собственность и формальное равенство людей»21. Гегель связывает подобное общество с утверждением буржуазного строя. По мнению Гегеля гражданское общество, не может решить проблему бедности, поэтому оно стремится выйти за свои пределы (международной торговлей и колонизацией). Гражданское общество в своем основании уже имеет государство. В государстве заключена идея разума, права и свободы, а нравственность получает свою объективность и действительность как органическая целостность. Идея государства проявляется как непосредственная действительность, как индивидуальное государство (государственный строй, внутреннее государственное право), в отношениях между государствами (внешнее государственное право) и во всемирной истории. Индивидуальное государство в своем разумном виде представляет собой конституционную монархию, основанную на разделении властей. Так как политический идеал Г. - конституционная монархия, то он рассчитывал на компромисс дворянства и буржуазии, на постепенный и мирный переход от полуфеодального строя в Германии к буржуазному.
В гегелевском учении различаются основные ступени развития права: абстрактное право, мораль и нравственность. Проблемы собственности, договора и неправды (простодушная неправда, обман, принуждение и преступление) относятся к абстрактному праву, а умысел, вина, намерение, благо, добро, совесть - к морали; семья, общество, государство - к нравственности. Как полагает Гегель, в основе права лежит свобода отдельного человека (в этом смысл абстрактного права). Свобода личности проявляется прежде всего в праве собственности, причем все формально равны в их одинаковом праве на частную собственность (но не в размере владения ею). Поэтому Г. Гегель подверг критике проект идеального государства Платона, где говорилось о фактическом равенстве людей.
«Все новое время Гегель считал эпохой германской нации»22. К недостаткам его исторической теории относятся националистические предрассудки. Он помещает историю в рамки, заранее определенные идеей как началом, которое реализуется в истории. Учение Г. Гегеля о государстве и праве оказало большое влияние на развитие государственной мысли. Философия Г. дала почву как для консервативных, реакционных учений, так и для критических, прогрессивных взглядов.
В современном мире, как и во все времена, в государстве происходят различные конфликты, в том числе и социальные, не представляется возможным решить эти проблемы, не зная социальной структуры. Многие государства делят территории страны между собой и внутри этноса. В связи с этим предстает возможным рассмотреть современную стратификацию общества и стратификационные исследования.
Для более точного определения этого понятия стратификации общества можно привести слова Питирима Сорокина: «Социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Конкретные формы социальной стратификации разнообразны и многочисленны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификации. Как правило, все они тесно переплетены. Социальная стратификация – это постоянная характеристика любого организованного общества»23.
Питирим Александрович Сорокин (23 января 1889 – 11 января1968) — русско-американский социолог и культуролог. Один из родоначальников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.
Сорокин — человек, первым в мире давший полное теоретическое объяснение явления социальной стратификации, причем подтвердивший свою теорию с помощью огромного, простирающегося на всю человеческую историю, эмпирического материала.
Существует многочисленные формы стратификации, но стоит выделить 3 основные: экономическая, политическая, профессиональная. Разумеется, все они тесно переплетены и взаимосвязаны.
Говоря об экономическом статусе группы, следует выделить 2 основных типа изменений. Первый относится к экономическому падению или подъему группы; второй – к росту или сокращению экономической стратификации внутри самой группы. Первое явление выражается в экономическом обогащении или обеднении социальных групп в целом; второе выражено в изменении экономического профиля группы или в увеличении – уменьшении высоты экономической пирамиды.
Политическая стратификация отличается универсальностью и постоянством, но это не означает, что она всегда и везде была идентичной.
Высота пирамиды политической стратификации изменяется о страны к стране, от одного периода к другому.
Существование профессиональной стратификации вытекает из двух основных групп фактов. Необходимо отметить, что определенные классы профессий всегда составляли верхушку социального слоя, в то время как другие профессиональные группы всегда находились в низах стратификации. Важнейшие профессиональные классы не располагаются горизонтально, то есть на одном и том же социальном уровне, а, как бы накладываются друг на друга. Кроме этого феномен профессиональной стратификации обнаруживается и внутри каждой профессиональной сферы.
От
общих суждений о природе и
характере социального
Среди них особое распространение получила концепция, по которой в основе разделений лежат профессиональные различия. В американской социологии одним из первых эту концепцию разрабатывал Элба М. Эдвардс, который выступил с нею в 1933 г. В результате он выделил следующие «классы» в американском обществе:
Таким образом, в данном случае, но мнению автора, представлена функциональная классификация населения, которая может быть применена для социального статуса.
Стратификация бывает одномерной и многомерной.
Среди теорий одномерной стратификации, когда классы выделяются по одному доминирующему признаку, необходимо отметить организационную теорию классов. Впервые эту теорию выдвинул А. А. Богданов (1873-1928 гг.). Он утверждал, что суть классовых отношений «состоит в отношениях между организаторами производства и организуемыми»24. При этом Богданов давал высокую оценку роли организаторов. Эта концепция получила развитие в западной социологии.
Автором, который ее активно разрабатывал, являлся Джеймс Бернхэм, основоположник технократического направления в социологии классов.
Бернхэм считал, что «в XX веке управление экономикой шаг за шагом ускользает из рук капиталистов, которые теряют спой статус правящего класса»25. Ведь на ранних стадиях капитализма типичный буржуа был одновременно и управляющим. Возникновение и широкое распространение акционерного капитала означало переход власти к менеджерам, поскольку тот, кто контролирует, тот и обладает собственностью.
Однако
в современной социологии преобладают
сторонники теорий классов и стратов,
основывающихся на множественных критериях.
Они опираются преимущественно
на традицию, идущую от М. Вебера. По стимулом
для широкого распространения
Информация о работе Понятие государства и политогенез. Социально-антропологический аспект