Понятие государства и политогенез. Социально-антропологический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 17:37, курсовая работа

Описание

Для достижения основной цели, поставленной при написании работы, а именно – изучение определений понятия государства и рассмотрение процесса политогенеза курсовая работа была разделена на две части, каждая из которых посвящена определенной проблематике. В первой главе детально рассматривается общее понятие государства, вторая глава – посвящена образованию древнего государства, некоторым теориям возникновения древних государств.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. Взгляды некоторых ученых на понятие государства и государственного устройства 5
1.1 Общее понятие государства 5
1.2 Платон о государстве и государственном устройстве 8
1.3 Г. Гегель о государстве и гражданском обществе 13
1.4 Современные понятия о стратификации общества 15
ГЛАВА II. Происхождение государства. Социально-антропологический аспект 22
2.1 Происхождение архаического государства 22
2.1 Некоторые теории возникновения древних государств 32
Заключение 36
Список литературы 37

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

       Переход к производящей экономике обеспечил  рост человечества («демографический взрыв»), необходимый для существования и расцвета цивилизации.

       Расчеты показывают, что «охотнику, вооруженному луком и стрелами, чтобы прокормиться, нужно около 20 км2 территории»43. Этой площади хватило бы для того, чтобы прокормить по меньшей мере несколько сот земледельцев. Согласно другим расчетам, в результате перехода к производящему хозяйству население Земли, насчитывавшее в конце мезолита «(VII тыс. до н.э.) 10 млн человек, возросло в конце неолита (II тыс. до н.э.) до 50 млн человек»44. Несмотря на некоторую условность, эти расчеты убедительно говорят о резком увеличении численности населения после перехода к земледелию и скотоводству. Следовательно, производящая экономика уже на первых этапах своего становления характеризуется таким обменом между человеком и природой, при котором человек стал первоначально создавать избыточный продукт. И действительно, селекция растений, поливное земледелие, особенно ирригация, привели на первых порах к необыкновенным урожаям.

       «Так, урожайность зерновых в раннеземледельческом обществе составляла в Египте, Средней Азии (I тыс. до н.э.) сам-пятнадцать – сам-двадцать (для сравнения: Италия (II-I и. до н.э.) – сам-четыре – сам-десять, Франция-Англия (XIII-XV вн.) – сам-три – сам-четыре, Франция (XX в.) – сам-двадцать)»45.

       Производящая  экономика объективно вела к организации  производства, появлению новых управленческих, организационных функций, становлению  нового типа трудовой деятельности, связанной  с производством пищи и тем  самым к необходимости регламентировать сельскохозяйственное производство, хранение и распределение прибавочного продукта. Возникла необходимость нормировать и учитывать трудовой вклад каждого члена общества, результаты его труда, его участие в создании общественных форм, выдачи ему из общественных фондов.

       Эта экономика объективно привела к  дальнейшему разделению труда. Выделяются группы организаторов производства, работников информационных систем, в  которых осуществляется учет труда  и распределения его результатов, а также работников систем контроля за соблюдением регламентирующих норм.

       Возникновение и присвоение прибавочного продукта ведет к становлению новых  форм собственности: коллективной, групповой, частной; к дальнейшему социальному  расслоению общества. Новая организация производственной деятельности (ее усложнение, появление новых управленческих функций) также способствует социальной дифференциации общества: «происходит отделение верхушки общества от основной массы производителей, неучастие верхушки в материальном производстве. Начинается становление классов, новых организационных форм управления обществом, зарождение государствая»46.

       Таким образом, неолитическая революция – переход человечества к производящей экономике – приводит первобытное общество объективно в силу своего внутреннего развития к финальному рубежу – социальному расслоению общества, появлению классов, зарождению государства.

       Как правило, древнейшие государственные  образования закономерно возникают  на социально-экономической основе раннеземледельческого общества и характеризуются как раннеклассовые государства. «Эти первичные государства возникают к IV-III тыс. до н.э. в Месопотамии, Месоамерике, в Горном Перу, в некоторых других районах разновременно и независимо друг от друга»47.

       Первоначально они возникают как города-государства. Поселок (селение), в котором живут свободные общинники-земледельцы, представляет теперь не родовую (семейную), а соседскую общину. Он выделяется из группы первоначальных селений в хозяйственный и религиозный центр, постепенно перерастает в административно-хозяйственный и религиозный центр-город. Этот город с прилегающей к нему небольшой сельскохозяйственной местностью и становится городом-государством. «В таком городе постоянно проживают вожди и жрецы, он становится местом, где происходят заседания советов и собраний»48.

       Город-государство  знает уже четкую социальную дифференциацию, имущественное расслоение, разделение труда здесь закрепляется территориально – «появляются кварталы горшечников, медников, других ремесленников, выделяется знать, формируется первоначальный аппарат управления: лица, занимающиеся организацией производства, учета, организацией общественных работ, выдачами из общественных фондов и т.п.»49.

       В городе-государстве организуются три  центра управления, административного и идеологического лидерства: городская община, дворец и храм. В частности, храмы начинают выступать как религиозные, организационно-хозяйственные, распределительные и информационные системы.

       Город начинает выполнять по отношению  к другим прилегающим селениям функции государственного управления. Эти функции весьма многообразны: управление общинными земледелием и землевладением; выполнение общественных ритуальных обрядов; «осуществление межгосударственного продуктообмена, который со временем развивается в товарообмен (продуктообмена внутри города-государства почти не существует: каждая «большая семья» – родители, их дети, молодые мужчины и женщины с их женами и мужьями, внуки, другие родственники – обеспечивает себя полностью, за исключением украшений, керамики, некоторых орудий, и лишь на последующих этапах возникают рынки, т.е. торговля); защита от военных нападений и организация военных походов для покорения других городов-государств, взимание дани или налогов; создание и распределение общественных фондов, в основном продуктов на случай стихийных бедствий, военных нападений и т.п.; создание институтов для рассмотрения споров, поддержания соответствующих традиций, обычаев, установления светских и религиозных правил (при переплетении таковых); развитие ремесла и торговли и ряд других функций»50.

       Таким образом, государство как новая  организационная форма жизни  общества возникает объективно, в  итоге неолитической революции, перехода человечества к производящей экономике, т.е. в процессе изменения  материальных условий жизни общества, становления новых организационно-трудовых форм этой жизни. Оно не навязывается обществу извне, а возникает в силу внутренних факторов: материальных, организационных, идеологических. Первоначальная форма – город-государство – также обусловлена финальным, в основном земледельческим развитием неолитической революции.

       Таким образом, первичное государство  возникает, чтобы организационно обеспечить функционирование производящей экономики, новые формы трудовой деятельности, которая становится отныне условием выживания и воспроизводства человечества, т.е.  чтобы обеспечить само существование человечества в новых условиях.

       Так, в качестве одной из важных первоначальных функций города-государства «появляется функция информационного обслуживания общества»51. Необходимость учитывать потребность «больших семей» свободных земледельцев-общинников – основной социальной и производительной силы раннеземледельческого общества – в земельных угодьях, в воде, ирригационных сооружениях, необходимость учитывать вклад в общественные работы – строительство каналов, мостов, потребность создавать и учитывать общественные фонды, поступления дани, налогов, организовывать учет запасов и многое другое объективно приводили к возникновению в первых городах-государствах разветвленных информационных систем. «В этих системах фиксировались самые разнообразные сведения, вплоть до данных о каждом члене соответствующей семьи (это было, например, в государстве инков), о выходах и невыходах на работу (у шумеров, египтян) и т.д»52.

       «Словом, раннеклассовые государства имели разветвленные информационные системы, сложную социальную структуру, обеспечивали многие общесоциальные интересы.

       Функцию создания и управления информационной системой берет на себя выделяющаяся из общества «специальная группа «информационных работников» – жрецы, писцы, держатели «кипу» – у инков («кипу» – специальное веревочное письмо)»53. Эта группа монополизирует знание, осуществляет контроль над общественными фондами, выполняет судебные и карательные функции, контролирует информационные потоки, служит социальной интеграции.

       Иные  сферы деятельности первичного государства  также были направлены на обеспечение  производящей экономики.

       Словом, возникающее первичное государство, как социальный институт, обслуживает  и организационно обеспечивает именно производящую экономику раннеземледельческих, раннеклассовых обществ.

       Итак, государство не имеет вечной природы, оно не существовало в первобытном  обществе, появилось лишь на финальном  этапе развития этого общества в  силу вполне ясных причин, связанных с новыми организационно-трудовыми формами существования и воспроизводства человечества.

2.1 Некоторые теории возникновения древних государств

       В данном параграфе попытаемся рассмотреть некоторые теории возникновения государства, изложенные в первой главе во втором параграфе на конкретных государствах.

       Создатели патриархальной теории ориентировались  на Древнюю Грецию. Процесс создания государства в Древней Греции происходил иначе. «На холмистой земле Греции плохо росли злаки, но можно было разводить мелкий скот»54. Когда население увеличилось, надо было думать о новом источнике питания. Люди обратили свое внимание на море. Они брали от него продукты. «Но самое главное - море давало возможность вступать в отношения с Египтом и Передней Азией, обмениваться имеющимися продуктами с людьми, их населявшими»55. Было очень важно эффективно организовать свое производство и умело построить отношения с соседями по региону. Занимались этим, как мы знаем, старейшины, главы советов старейшин, затем вожди, которые, по мере увеличения населения, становились царями. Вот почему в этом регионе Земли процесс создания государства пошел как бы по патриархальному типу, т.е. по типу разрастания кровнородственной семьи, а царь уже становился «отцом» (патриархом) всего народа. «Древняя Италия несколько отличалась от Древней Греции. Основную часть ее территории составляют горы, покрытые лесами. Климат ее более сырой и прохладный. Земли, пригодной для занятия земледелием, мало. Море в Италии не такое приветливое, как в Греции (на востоке оно слишком бурное, его берега неприступны, на западе также удобных бухт мало)»56. Вот почему латиняне (римляне) были народом, у которого первоначально велика была роль старейшин. Но вскоре (вероятно с увеличением населения и нехваткой продуктов питания), когда надо было захватывать новые земли, жизнью стали заправлять вожди. Однако в Древнем Риме влияние «отцов» крупных семей оставалось значительным и в дальнейшем.

       Патриархальная  теория несет большой положительный заряд, особенно если учесть, что она была создана в III в. до н.э. Во-первых, она способствует установлению в обществе порядка, как результата подчинения «воле отца». Во-вторых, она поддерживает веру людей в нерушимость мира. Ведь именно в хороших семьях никогда не дерутся, а достигают компромисса на основе учета взаимных интересов. В-третьих, теория показывает один из действительно существовавших в истории общества фрагментов общественной жизни: концентрацию власти в руках вождей, которые, как правило, проживали в городах. В-четвертых, авторы этой теории уловили объективный процесс: на роль главы человеческого сообщества всегда претендует человек, аккумулирующий жизненный опыт. И, наконец, следует заметить в оправдание создателей этой теории, что они жили до новой эры, их знания об окружающей жизни были невелики. Да, впрочем, в то время были сильны в Греции остатки родового строя, и они как бы списывали свою теорию с окружающей действительности. Правдоподобность этой теории велика.

       Ирригационная теория ориентирована на Древний Египет, где в начале «на берегах Нила жили кочевые племена, люди постепенно переходили к оседлой жизни. Они приобретали трудовые навыки, научились управлять ежегодными наводнениями, распределять воды Нила на более обширные территории с помощью строительства каналов и водоподъемных устройств»57. Сложные и трудоемкие ирригационные работы требовали умелой организации. Ее стали осуществлять специально на то поставленные люди, способные охватить своим умом весь ход ирригационного строительства, организовать выполнение работ, устранить возможные препятствия в ходе строительства. Считают, что эти «организаторы» впоследствии, расширив свою компетенцию, и стали государственными служащими. Таким образом, в создании государства главным оказался ирригационный фактор.

       «Сходный климат существовал и в Передней Азии, где возникло Вавилонское царство. Равнина вдоль двух больших рек - Тигра и Евфрата - лишь к концу весны увлажняется, а в течение многих месяцев там стоит невыносимая жара и все высыхает»58. И здесь, как и в Египте, нужна была огромная работа, чтобы обратить болота, образуемые разливами и высыхающую после разлива степь в цветущие сады и нивы. Помимо всего прочего нужно было эти гигантские ирригационные сооружения всегда держать в порядке и, в частности, защищать каналы от заиливания, обеспечивать по ним судоходство и т.д. Это было под силу лишь специально поставленным людям, управленцам-чиновникам, всецело посвятившим свою жизнь этому делу и, конечно, непосредственно в материальном производстве не участвующим.

       Данная  теория может претендовать на локальный характер, т.е. служить для объяснения процесса происхождения государства в регионах с жарким климатом, но не объясняет протекание данного процесса в других регионах земного шара.

       Мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и использовали разный объем накопленных человечеством знаний. Сегодня уровень знаний об обществе неизмеримо возрос, но мы не должны пренебрежительно рассматривать идеи ученых, живших ранее нас, тем более, многие их идеи не отвергнуты жизнью и справедливы до настоящего времени. Объясняя процесс возникновения государства, ученые брали для иллюстрации своих идей различные регионы земли, отличающиеся своеобразием.

 

Заключение

       В данной курсовой работе была сделана попытка изучить понятие государства и рассмотреть политогенез. Для достижения цели, поставленной при написании работы, - изучить, определения понятия государства и рассмотреть политогенез, рассмотрение взглядов теоретиков на эти проблемы были рассмотрены: общее понятие государства, взгляды некоторых ученых на понятие государства и государственного устройства, происхождение архаического государства, теории возникновения древних государств.

Информация о работе Понятие государства и политогенез. Социально-антропологический аспект