Понятие личности и природы человека в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 22:11, реферат

Описание

Концепции личности в микросоциологии ищут ответ на вопрос, какова структура личности, то есть, устойчивая система качеств, позволяющая демонстрировать устойчивое поведение. Основные концепции:

· Диспозиционная структура личности (Уильям Томас, Флориан Знанецкий).

· Я-концепция, Зеркальное "Я". (Чарльз Кули, Эрик Эрикссон)

· Ролевая концепция, теория ролей (Джордж Герберт Мид, Чарльз Кули).

Работа состоит из  1 файл

Реферат по социологии!!!!!!!.docx

— 52.62 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

по дисциплине:  «Социология» 
 
 
 
 
 

                                                                                              Выполнил:

                                                                                                          

                                                                                                                                                                                                            Проверил:                                                                              

                                                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

Главной проблемой микросоциологии можно считать вопрос - если каждый индивидуален, то как возможны общие значения, на основании которых существует взаимосвязь между индивидами? Теории разрабатывали: Д. Хоманс, П. Блау (Теория социального обмена), Д. Г. Мид (интеракционизм), А. Щюц (социальная феноменология), Г. Гарфинкель (этнометодология).

Подход  базируется на идеях М. Вебера. Социальную реальность следует интерпретировать, постигая внутренний смысл человеческих поступков. В рамках этой парадигмы сформулирована теорема Томаса: если ситуация определяется человеком как реальная, то она реальна по своим последствиям. Во всех макросоциологических моделях не принимаются во внимание индивидуальные черты личности. В свою очередь, все микросоциологические модели определяют человека и личность, исходя только из индивидуальных компонентов. Сохраняется дилемма человек-общество, адекватных синтетических попыток пока нет.

Концепции личности в микросоциологии ищут ответ на вопрос, какова структура  личности, то есть, устойчивая система  качеств, позволяющая демонстрировать  устойчивое поведение. Основные концепции:

· Диспозиционная структура личности (Уильям Томас, Флориан Знанецкий).

· Я-концепция, Зеркальное "Я". (Чарльз Кули, Эрик Эрикссон)

· Ролевая  концепция, теория ролей (Джордж Герберт  Мид, Чарльз Кули).

В рамках микросоциологии рассматриваются  также социализация, социальное действие, социальное взаимодействие, изучаются  малые группы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие личности  и природы человека в социологии. 

    1.   Понятие личности.

Родовым среди всех этих терминов является понятие «человек».

Вспомним  одну восточную притчу.

Грозный лев много наслышался о человеке, его храбрости и всемогуществе. Желая проверить, действительно  ли человек сильнее его, царя зверей, он вышел на дорогу и стал ждать, когда тот появится.

Вначале на дороге появился старик. «Ты человек?» - бросился к нему лев. «Нет, я уже  был человеком»,- грустно вздохнул тот. Затем лев увидел мальчика. «Ну, ты уже точно человек»,- сказал лев. «Нет, я еще только буду человеком»,- радостно ответил мальчик. Наконец, после долгого ожидания появился зрелый мужчина, несущий в руках  блестящую палку. «Ну, наконец-то я  вижу этого ничтожного червяка, которого зовут человеком! Я сильнее тебя, и я тебя убью!» - яростно зарычал  лев и бросился на противника. «Да, я человек, и потому я не боюсь  тебя!» - воскликнул тот и, выстрелив  из ружья, остановил в полете грозного зверя.

Произнося слово «человек», мы обычно имеем  в виду, что речь идет о существе, объединяющем в себе две линии  развития:

* Биологическую - человек как представитель биологического вида характеризуется определенной телесной организацией, обладающей рядом существенных признаков: прямохождением, наличием приспособленных к труду рук, высокоразвитого мозга, особых морфологических признаков.

* Социальную - человек является носителем сознания, которое само по себе есть общественным продуктом. Освоение собственных биологических возможностей, их «очеловечивание», то есть развитие в нормативном направлении, развитие психических свойств, процессов и состояний, формирование сознания и самосознания, механизмов саморегуляции происходит лишь в обществе и благодаря обществу.

Все эти  аспекты (биологический, социальный) в равной степени представлены в понятии «человек». Ни один из них не является доминирующим или определяющим.

Понятие «личность» несколько более узкое. В нем акцент делается на общественной сущности человека. Иными словами, личность - тот же человек, только абстрагированный от его биологической, природной стороны (хотя и не игнорирующий ее полностью) и рассматриваемый как общественное, социальное существо. Это член общества, занимающий в нем определенное положение и выполняющий определенные социальные функции (роли), взятый со стороны его общественной деятельности и общественной сущности.

Существенным  признаком личности является ее позиция (качество, которое на уровне понятия  «человек» неактуально). Ведь личность неизбежно оказывается включенной в множественные отношения, существующие в обществе: правовые, экономические, трудовые, политические, идеологические, нравственные, культурные, образовательные и прочее, по отношению к которым у нее, в свою очередь, формируются собственные мнения, взгляды и в целом отношения. Позиция - иерархически организованная система отношений личности к отдельным аспектам ее жизнедеятельности, определяющая смысл и содержание этой жизнедеятельности, характер и направленность активности.

Понятие «индивид» (от лат. индивидиум - неделимое) имеет двойное значение. Во-первых, оно полностью эквивалентно понятию «человек», то есть уподобляется для обозначения единичного природного существа, представителя вида хомо сапиенс, являющегося продуктом филогенетического и онтогенетического развития. Во-вторых, им обозначается отдельный представитель человеческой общности как выходящее за границы своей биологической ограниченности социальное существо, способное использовать орудия, знаки, а через них овладеть собственным поведением и психической жизнью. Таким образом, данное понятие более аморфно, оно как бы занимает переходное положение между «человеком» и «личностью», менее строго в смысловом плане.

Кроме приведенных выше, в психологической  литературе часто используется и  понятие «субъект» (от лат. Субьектум - подлежащее). Это индивид (или даже целая социальная группа, состоящая из нескольких индивидов), являющийся носителем самостоятельной активности в познании и преобразовании окружающей действительности и себя самого. Так, историческим субъектом может быть все человечество в определенный период своего существования.

Применительно к конкретному человеку понятие  «субъект» используют тогда, когда  необходимо подчеркнуть, что именно он сам является главной детерминантой собственной жизнедеятельности.

Таким образом, многие понятия, используемые для характеристики человека, в определенной степени действительно являются эквивалентными, имеют одинаковые, взаимоперекрывающиеся смысловые поля. Тем не менее, в их использовании необходимо в первую очередь корректно учитывать имеющиеся смысловые расхождения.

Существовало  и существует немало попыток систематизировать  социологические воззрения по решению вопроса о взаимосвязи личности и общества. Одним из наиболее плодотворных вариантов классификации современных социологических направлений предложен шведским социологом П.Монсоном. Он выделил четыре основных подхода.

Первый  подход и вытекающая из него социологическая  традиция исходят из примата общества по отношению к отдельному индивиду и сосредотачивают свое внимание на изучении закономерностей «высокого» порядка, оставляя в тени сферу субъективных мотивов и смыслов. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. Логика рассуждений при такой позиции примерно такова: целое не сводится к сумме его частей; индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в социологической концепции Дюркгейма и еще раньше во взглядах Конта. Из современных течений к ней относится, прежде всего, школа структурно-функционального анализа (Т.Парсонс) и теория конфликта (Л.Козер, Р.Дарендорф).

Огюста  Конта (1798-1857) считают основателем  позитивистской социологии. Основной труд Конта «Курс позитивной философии» в 6 томах был опубликован в 1830-1842 годах. Творчество ученого совпало с периодом глубоких социальных перемен, которые воспринимались им как всеобщий нравственный, интеллектуальный и социальный кризис. Причины этого кризиса он видел в разрушении традиционных институтов общества, в отсутствии системы верований и взглядов, которые отвечали бы новым общественным потребностям, могли стать идейной основой будущих социальных преобразований. Переход общества к новому состоянию не может произойти, по мнению Конта, без активного участия человека, его волевых и творческих усилий. О.Конт верил в безграничные возможности разума как движущей силы истории, в «позитивную» науку, которая должна заменить религию и стать основной организующей силой общества.

Личность  как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости  от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость  сопряжена с умением властвовать  над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, то есть не просто сознания, мышления и воли, а способность  к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

В истории  развития наук о человеке должны были ответить на главный вопрос: благодаря  чему человек, который как биологическое  существо является слабым и уязвимым, смог успешно конкурировать с  животными, а позже стал самой  могущественной силой?

Между тем тот факт, что человек является историческим, социальным и культурным существом, позволяет понять, что его «природа» не является чем-то автоматически заданным, строится в каждой культуре по-своему.

Итак, понятие  «личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, то есть акцент делается на социальном начале. Личность - целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.

В социологии личность определяется как:

· Системное  качество индивида, определяемое его  включенностью в общественные отношения  и проявляющееся в совместной деятельности и общении;

· Субъект  социальных отношений и сознательной деятельности.

Понятие «личность» показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты, и проявляется  его сущность как совокупность всех общественных отношений.

Для того чтобы реализовать соответствующие  функции, личность использует особые механизмы, непосредственно связанные с  ее уровнем интеграции: контроль, согласование, санкционирование и усиление. Каждый из этих механизмов, в свою очередь, может быть рассмотрен как особая система.

Для того чтобы реализовать соответствующие  функции, личность должна существовать не в виде какой-то теоретической  абстракции, а обладать реальной структурой, включающей структурные элементы и  способы связи между ними.

В настоящее  время при рассмотрении личности как особого психического явления  все большее внимание уделяют  не поиску тех первичных «кирпичиков», из которых выстраивается ее структура, а осмыслению результатов (новых психических явлений, комплексных психических феноменов), к которым приводит процесс интеграции, осуществляющийся в ходе личностного развития. Основную сложность здесь представляет то, что в структуре личности как системного объекта одни и те же исходные элементы могут образовывать между собой множественные, неоднозначные связи и взаимовлияния, благодаря которым и возникает новая, неповторимая, уникальная индивидуальность - личность конкретного человека. Рассмотрим процедуру выделения подобных внутрисистемных связей на следующем примере.

Информация о работе Понятие личности и природы человека в социологии