Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 22:11, реферат
Концепции личности в микросоциологии ищут ответ на вопрос, какова структура личности, то есть, устойчивая система качеств, позволяющая демонстрировать устойчивое поведение. Основные концепции:
· Диспозиционная структура личности (Уильям Томас, Флориан Знанецкий).
· Я-концепция, Зеркальное "Я". (Чарльз Кули, Эрик Эрикссон)
· Ролевая концепция, теория ролей (Джордж Герберт Мид, Чарльз Кули).
Реферат
по
дисциплине: «Социология»
Введение.
Главной проблемой микросоциологии можно считать вопрос - если каждый индивидуален, то как возможны общие значения, на основании которых существует взаимосвязь между индивидами? Теории разрабатывали: Д. Хоманс, П. Блау (Теория социального обмена), Д. Г. Мид (интеракционизм), А. Щюц (социальная феноменология), Г. Гарфинкель (этнометодология).
Подход базируется на идеях М. Вебера. Социальную реальность следует интерпретировать, постигая внутренний смысл человеческих поступков. В рамках этой парадигмы сформулирована теорема Томаса: если ситуация определяется человеком как реальная, то она реальна по своим последствиям. Во всех макросоциологических моделях не принимаются во внимание индивидуальные черты личности. В свою очередь, все микросоциологические модели определяют человека и личность, исходя только из индивидуальных компонентов. Сохраняется дилемма человек-общество, адекватных синтетических попыток пока нет.
Концепции личности в микросоциологии ищут ответ на вопрос, какова структура личности, то есть, устойчивая система качеств, позволяющая демонстрировать устойчивое поведение. Основные концепции:
· Диспозиционная структура личности (Уильям Томас, Флориан Знанецкий).
· Я-концепция, Зеркальное "Я". (Чарльз Кули, Эрик Эрикссон)
· Ролевая концепция, теория ролей (Джордж Герберт Мид, Чарльз Кули).
В рамках
микросоциологии
1.
Понятие личности
и природы человека
в социологии.
Родовым среди всех этих терминов является понятие «человек».
Вспомним одну восточную притчу.
Грозный лев много наслышался о человеке, его храбрости и всемогуществе. Желая проверить, действительно ли человек сильнее его, царя зверей, он вышел на дорогу и стал ждать, когда тот появится.
Вначале на дороге появился старик. «Ты человек?» - бросился к нему лев. «Нет, я уже был человеком»,- грустно вздохнул тот. Затем лев увидел мальчика. «Ну, ты уже точно человек»,- сказал лев. «Нет, я еще только буду человеком»,- радостно ответил мальчик. Наконец, после долгого ожидания появился зрелый мужчина, несущий в руках блестящую палку. «Ну, наконец-то я вижу этого ничтожного червяка, которого зовут человеком! Я сильнее тебя, и я тебя убью!» - яростно зарычал лев и бросился на противника. «Да, я человек, и потому я не боюсь тебя!» - воскликнул тот и, выстрелив из ружья, остановил в полете грозного зверя.
Произнося слово «человек», мы обычно имеем в виду, что речь идет о существе, объединяющем в себе две линии развития:
* Биологическую - человек как представитель биологического вида характеризуется определенной телесной организацией, обладающей рядом существенных признаков: прямохождением, наличием приспособленных к труду рук, высокоразвитого мозга, особых морфологических признаков.
* Социальную - человек является носителем сознания, которое само по себе есть общественным продуктом. Освоение собственных биологических возможностей, их «очеловечивание», то есть развитие в нормативном направлении, развитие психических свойств, процессов и состояний, формирование сознания и самосознания, механизмов саморегуляции происходит лишь в обществе и благодаря обществу.
Все эти аспекты (биологический, социальный) в равной степени представлены в понятии «человек». Ни один из них не является доминирующим или определяющим.
Понятие «личность» несколько более узкое. В нем акцент делается на общественной сущности человека. Иными словами, личность - тот же человек, только абстрагированный от его биологической, природной стороны (хотя и не игнорирующий ее полностью) и рассматриваемый как общественное, социальное существо. Это член общества, занимающий в нем определенное положение и выполняющий определенные социальные функции (роли), взятый со стороны его общественной деятельности и общественной сущности.
Существенным
признаком личности является ее позиция
(качество, которое на уровне понятия
«человек» неактуально). Ведь личность
неизбежно оказывается
Понятие «индивид» (от лат. индивидиум - неделимое) имеет двойное значение. Во-первых, оно полностью эквивалентно понятию «человек», то есть уподобляется для обозначения единичного природного существа, представителя вида хомо сапиенс, являющегося продуктом филогенетического и онтогенетического развития. Во-вторых, им обозначается отдельный представитель человеческой общности как выходящее за границы своей биологической ограниченности социальное существо, способное использовать орудия, знаки, а через них овладеть собственным поведением и психической жизнью. Таким образом, данное понятие более аморфно, оно как бы занимает переходное положение между «человеком» и «личностью», менее строго в смысловом плане.
Кроме приведенных выше, в психологической литературе часто используется и понятие «субъект» (от лат. Субьектум - подлежащее). Это индивид (или даже целая социальная группа, состоящая из нескольких индивидов), являющийся носителем самостоятельной активности в познании и преобразовании окружающей действительности и себя самого. Так, историческим субъектом может быть все человечество в определенный период своего существования.
Применительно к конкретному человеку понятие «субъект» используют тогда, когда необходимо подчеркнуть, что именно он сам является главной детерминантой собственной жизнедеятельности.
Таким образом, многие понятия, используемые для характеристики человека, в определенной степени действительно являются эквивалентными, имеют одинаковые, взаимоперекрывающиеся смысловые поля. Тем не менее, в их использовании необходимо в первую очередь корректно учитывать имеющиеся смысловые расхождения.
Существовало и существует немало попыток систематизировать социологические воззрения по решению вопроса о взаимосвязи личности и общества. Одним из наиболее плодотворных вариантов классификации современных социологических направлений предложен шведским социологом П.Монсоном. Он выделил четыре основных подхода.
Первый подход и вытекающая из него социологическая традиция исходят из примата общества по отношению к отдельному индивиду и сосредотачивают свое внимание на изучении закономерностей «высокого» порядка, оставляя в тени сферу субъективных мотивов и смыслов. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. Логика рассуждений при такой позиции примерно такова: целое не сводится к сумме его частей; индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в социологической концепции Дюркгейма и еще раньше во взглядах Конта. Из современных течений к ней относится, прежде всего, школа структурно-функционального анализа (Т.Парсонс) и теория конфликта (Л.Козер, Р.Дарендорф).
Огюста Конта (1798-1857) считают основателем позитивистской социологии. Основной труд Конта «Курс позитивной философии» в 6 томах был опубликован в 1830-1842 годах. Творчество ученого совпало с периодом глубоких социальных перемен, которые воспринимались им как всеобщий нравственный, интеллектуальный и социальный кризис. Причины этого кризиса он видел в разрушении традиционных институтов общества, в отсутствии системы верований и взглядов, которые отвечали бы новым общественным потребностям, могли стать идейной основой будущих социальных преобразований. Переход общества к новому состоянию не может произойти, по мнению Конта, без активного участия человека, его волевых и творческих усилий. О.Конт верил в безграничные возможности разума как движущей силы истории, в «позитивную» науку, которая должна заменить религию и стать основной организующей силой общества.
Личность
как субъект социальных отношений,
прежде всего, характеризуется автономностью,
определенной степенью независимости
от общества, способной противопоставить
себя обществу. Личная независимость
сопряжена с умением
В истории развития наук о человеке должны были ответить на главный вопрос: благодаря чему человек, который как биологическое существо является слабым и уязвимым, смог успешно конкурировать с животными, а позже стал самой могущественной силой?
Между тем тот факт, что человек является историческим, социальным и культурным существом, позволяет понять, что его «природа» не является чем-то автоматически заданным, строится в каждой культуре по-своему.
Итак, понятие «личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, то есть акцент делается на социальном начале. Личность - целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.
В социологии личность определяется как:
· Системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;
· Субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
Понятие «личность» показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты, и проявляется его сущность как совокупность всех общественных отношений.
Для того
чтобы реализовать
Для того
чтобы реализовать
В настоящее время при рассмотрении личности как особого психического явления все большее внимание уделяют не поиску тех первичных «кирпичиков», из которых выстраивается ее структура, а осмыслению результатов (новых психических явлений, комплексных психических феноменов), к которым приводит процесс интеграции, осуществляющийся в ходе личностного развития. Основную сложность здесь представляет то, что в структуре личности как системного объекта одни и те же исходные элементы могут образовывать между собой множественные, неоднозначные связи и взаимовлияния, благодаря которым и возникает новая, неповторимая, уникальная индивидуальность - личность конкретного человека. Рассмотрим процедуру выделения подобных внутрисистемных связей на следующем примере.
Информация о работе Понятие личности и природы человека в социологии