Понятие личности и природы человека в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 22:11, реферат

Описание

Концепции личности в микросоциологии ищут ответ на вопрос, какова структура личности, то есть, устойчивая система качеств, позволяющая демонстрировать устойчивое поведение. Основные концепции:

· Диспозиционная структура личности (Уильям Томас, Флориан Знанецкий).

· Я-концепция, Зеркальное "Я". (Чарльз Кули, Эрик Эрикссон)

· Ролевая концепция, теория ролей (Джордж Герберт Мид, Чарльз Кули).

Работа состоит из  1 файл

Реферат по социологии!!!!!!!.docx

— 52.62 Кб (Скачать документ)

1. Можно считать,  что происходящие перемены окажут  весьма травмирующее воздействие  на ценностный мир всего нынешнего  и последующего поколений.

2. Наиболее существенным  будет урон, нанесенный ценностному  миру той молодежи, которая характеризуется  ослабленными связями с семьей, довольно значительными задержками  социального развития, малой успешностью  в системе образования.

3. Наличие проблемы  идентификации и социально-культурной интеграции молодых людей.

4. Следует ожидать  усиление воздействия на ценностные структуры молодежи национального фактора.

5. В случае  дальнейшего неблагоприятного развития  экономики страны возможно «слияние»  экономического, политического и  нацио-налистического факторов с ярко выраженной прототалитарной и антикавказской направленностью.

6. Значительное  воздействие на ценностные структуры  оказывает экономический фактор: чем ниже уровень материального  обеспечения, тем выше требования  «крепкой руки», и, наоборот, с  его повышением - выше ценность  свободы.

Необходимо, чтобы  общество строго соблюдало законы развития личности. До тех пор, пока в России не сформируются постиндустриальные ценности на идейном, поведенческом и материальном уровне, в обществе будет в массовом порядке присутствовать и воспроизводиться социальная аномия. Корни социальной патологии, отягощающей проблему кризиса, в конечном счете уходят в отсутствие добровольно признаваемой системы ценностей, на основе которых в странах, перешедших или переходящих к постиндустриализму, создается механизм эффективного социального контроля.

Итак, формирование и развитие личности - очень актуальная проблема современной социологии (в  частности, для решения проблем  отечественной социологии). Это связано  с тем, что по экономическим, политическим, социальным причинам в России в настоящее  время наблюдается кризис социализации. А социализация является аспектом формирования и развития личности. Для разрешения этого кризиса на практике необходима твердая теоретическая научная  база (в социологии).

Кроме того, изучение личности является попыткой ответить на фундаментальный вопрос социологии, который заключатся в изучении характера  взаимодействия между обществом  и индивидом (индивид является основой  развития личности).

 Проблема структуры личности занимает важное место в психологии личности. На этот счет существует несколько точек зрения. Не говоря об индивидуальных особенностях, можно установить типическую структуру личности. В некоторых работах (особенно педагогических) в структуре личности выделяют такие три компонента, как мотивационный, интеллектуальный и деятельностный.

Первый компонент  структуры личности характеризует  направленность личности как избирательное  отношение к действительности. Направленность включает различные свойства, систему  взаимодействующих потребностей и  интересов» идейных и практических установок. При этом одни компоненты направленности доминируют и имеют  ведущее значение, в то время как  другие выполняют опорную роль. Доминирующие компоненты направленности определяют всю психическую деятельность личности. Так, доминирование познавательной потребности приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настрою, что активизирует интеллектуальную деятельность. Одновременно естественные потребности несколько притормаживаются, повседневные заботы отодвигаются на второй план, личность начинает обосновывать целесообразность своего увлечения, придавать  ему особую общественную и личную значимость.

Второй компонент  определяет возможности личности и  включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и  взаимодействуют друг с другом. Как  правило, одни способности доминируют, другие - им подчиняются.

На характере  соотношения способностей сказывается  структура направленности. В свою очередь, дифференцирование способностей влияет на избирательность отношения  личности к действительности.

Третьим компонентом  в структуре личности является характер или стиль поведения человека в социальной среде.

Характер, разумеется, не выражает личность в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.

В системе характера  можно выделить ведущие свойства. К ним относятся, в первую очередь, моральные (чуткость или черствость в отношении, ответственность по отношению к своим обязанностям, скромность). Во вторую очередь - волевые качества (решительность, настойчивость, мужество и самообладание), которые обеспечивают определенный стиль поведения и способы решения практических задач. Поэтому можно сказать, что морально-волевые качества составляют действительную основу характера.

Четвертым компонентом, надстраивающимся над остальными, будет  система управления, которую означают понятием «я». «Я» - образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности. Самоуправление имеет огромное значение в нормальной целенаправленности жизни. В структуре личности огромное значение имеют психологические процессы и состояния. Рассмотрим, как определяет личность и ее структуру К.К. Платонов.

Индивидуальное - это особенное в индивиде. Ряд  индивидуальных особенностей (в частности, множество черт личности) делает человека (личность) индивидуальностью.

Личностный подход (один из принципов психологии) - это  понимание личности как воедино  связанной совокупности внутренних условий, преломляющих все внешние  воздействия. Личность - это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания  и отношения к нему. Можно сказать  короче: личность - это человек как  носитель сознания.

Желание - это  уже вполне осознанная потребность, влечение к чему-то. Оно может  быть пассивным, но при включении  в его структуру волевого компонента становится стремлением.

Интерес - познавательная форма направленности на предметы. Генетически в его основе лежит  ориентировочный рефлекс, связанный  с эмоцией, но у человека интересы развиваются на базе условного рефлекса второй сигнальной системы и комплексно, становясь любознательностью. Интерес  может быть пассивным, но при включении  в его структуру волевого компонента направленности - стремления, он становится склонностью, которую можно определить как интерес к определенной деятельности.

Мировоззрение - система усвоенных человеком  представлений и понятий о  мире и его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе. Оно может быть смутным или  принявшим форму познавательного  идеала пассивным миросозерцанием, или становится убеждением.

Убеждение - высшая форма направленности, в структуру  которой входят низшие формы и  в которой мировоззрение связано  со стремлением к достижению идеалов.

В направленности личности в целом надо различать  ее уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность. Эти качества присущи  всем формам направленности.

Вторая подструктура личности включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения, но уже с  заметным влиянием биологически обусловленных  свойств личности.

Ее называют иногда индивидуальной культурой или  подструктурой опыта. Именно через  эту подструктуру наиболее отчетливо  объективизируется личность в ее индивидуальном развитии и именно через эту подструктуру развитие личности аккумулирует исторический опыт человечества.

Третья подструктура охватывает индивидуальные особенности  отдельных психических процессов  или функций как форм отражения. Эта подструктура формируется путем  упражнения, взаимодействуя с другими  подструктурами. Ее называют подструктурой  форм отражения.

Четвертая подструктура объединяет свойства темперамента (типологические свойства личности), половые, возрастные свойства личности и ее патологию, так  называемые органические изменения. Формируются  нужные черты, входящие в эту подструктуру, а, точнее, переделываются путем тренировки. Они зависят от физиологических  особенностей мозга в большей  степени, чем от социальных влияний  на человека, и потому эту структуру  называют биологически обусловленной  подструктурой.

В эти четыре подструктуры могут быть уложены  все известные свойства (четыре) личности. Причем часть этих свойств  относится к одной подструктуре направленности: начитанность и умелость -- к подструктуре форм отражения; истощаемость и возбудимость ~ к биологически обусловленной подструктуре. Другие свойства лежат на пересечении этих подструктур. (История социологии: Учеб. пос. (Под общ. ред. А.Н.Елсукова и др..-Мн.:Высш.шк.,2006, с.35). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

Личность как  субъект социальных отношений характеризуется  автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной  противопоставить себя обществу. Личная независимость при этом сопряжена  с умением властвовать над  собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т.е. способности к. самоанализу, самооценке, самоконтролю.

В центре внимания социологической мысли всегда были и остаются проблемы взаимодействия личности, социальной группы и общества в целом. Действительное решение  основного вопроса психологии и  социологии о приоритете личности или  общества заключается не в обособлении  и тем более не в противопоставлении одного другому, а в организации  их тесного и гармоничного взаимодействия. Нет и не может быть совершенствования общества вне совершенствования личности, как нет и не может быть свободного и всестороннего развития личности вне и независимо от подлинно цивилизованного общества.

Анализ современного состояния мировой психологической  и социологической мысли показал, что она представлена большим  разнообразием различных подходов и концепций, теорий личности, в т.ч. ролевой концепцией, психоаналитической теорией личности, культурно-исторической концепцией, поведенческой концепцией и другими. Вместе с тем, ни один из приведенных в данной работе вариантов  понимания феномена личности не исчерпывает  его целиком, каждый из них рассматривает  лишь отдельные его проявления, возводя  их в ранг наиболее важных, основополагающих.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы  

1. Социология. В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. М.: «Альма Матер», 2009г. с.304.

2. История социологии: Учеб. пос. под общ. ред. А.Н.Елсукова и др..-Мн.:Высш.шк.,2006,с.35.

3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. - М., 2003,с.76.

4. Социология./Под общ. ред. Э.В.Тадевосяна.2005, с.180.

5. Теория общества. Сборник //Под общ. ред. А.Ф.Филиппова. М.: «КАНОН-пресс-Ц», 2004,с.73,75.

6. Социология./Под  общ. ред. В. Н. Лавриненко. М.: «Проспект» 2010 г. С.169. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление. 

Введение…………………………………………………………………………………………2

1. Понятие личности и природы человека в социологии……………………………………..3

1.1. Понятие личности…………………………………………………………………………...3

1.2. Природа человека…………………………………………………………………………...9

2. Проблемы формирования  личности в социологии………………………………………...10

Заключение……………………………………………………………………………………...16

Список литературы……………………………………………………………………………..17

Информация о работе Понятие личности и природы человека в социологии