Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 22:11, реферат
Концепции личности в микросоциологии ищут ответ на вопрос, какова структура личности, то есть, устойчивая система качеств, позволяющая демонстрировать устойчивое поведение. Основные концепции:
· Диспозиционная структура личности (Уильям Томас, Флориан Знанецкий).
· Я-концепция, Зеркальное "Я". (Чарльз Кули, Эрик Эрикссон)
· Ролевая концепция, теория ролей (Джордж Герберт Мид, Чарльз Кули).
1. Можно считать,
что происходящие перемены
2. Наиболее существенным
будет урон, нанесенный ценностному
миру той молодежи, которая характеризуется
ослабленными связями с семьей,
довольно значительными
3. Наличие проблемы идентификации и социально-культурной интеграции молодых людей.
4. Следует ожидать усиление воздействия на ценностные структуры молодежи национального фактора.
5. В случае
дальнейшего неблагоприятного
6. Значительное
воздействие на ценностные
Необходимо, чтобы общество строго соблюдало законы развития личности. До тех пор, пока в России не сформируются постиндустриальные ценности на идейном, поведенческом и материальном уровне, в обществе будет в массовом порядке присутствовать и воспроизводиться социальная аномия. Корни социальной патологии, отягощающей проблему кризиса, в конечном счете уходят в отсутствие добровольно признаваемой системы ценностей, на основе которых в странах, перешедших или переходящих к постиндустриализму, создается механизм эффективного социального контроля.
Итак, формирование и развитие личности - очень актуальная проблема современной социологии (в частности, для решения проблем отечественной социологии). Это связано с тем, что по экономическим, политическим, социальным причинам в России в настоящее время наблюдается кризис социализации. А социализация является аспектом формирования и развития личности. Для разрешения этого кризиса на практике необходима твердая теоретическая научная база (в социологии).
Кроме того, изучение личности является попыткой ответить на фундаментальный вопрос социологии, который заключатся в изучении характера взаимодействия между обществом и индивидом (индивид является основой развития личности).
Проблема структуры личности занимает важное место в психологии личности. На этот счет существует несколько точек зрения. Не говоря об индивидуальных особенностях, можно установить типическую структуру личности. В некоторых работах (особенно педагогических) в структуре личности выделяют такие три компонента, как мотивационный, интеллектуальный и деятельностный.
Первый компонент
структуры личности характеризует
направленность личности как избирательное
отношение к действительности. Направленность
включает различные свойства, систему
взаимодействующих потребностей и
интересов» идейных и практических
установок. При этом одни компоненты
направленности доминируют и имеют
ведущее значение, в то время как
другие выполняют опорную роль. Доминирующие
компоненты направленности определяют
всю психическую деятельность личности.
Так, доминирование познавательной
потребности приводит к соответствующему
волевому и эмоциональному настрою,
что активизирует интеллектуальную
деятельность. Одновременно естественные
потребности несколько
Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни способности доминируют, другие - им подчиняются.
На характере соотношения способностей сказывается структура направленности. В свою очередь, дифференцирование способностей влияет на избирательность отношения личности к действительности.
Третьим компонентом в структуре личности является характер или стиль поведения человека в социальной среде.
Характер, разумеется, не выражает личность в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.
В системе характера можно выделить ведущие свойства. К ним относятся, в первую очередь, моральные (чуткость или черствость в отношении, ответственность по отношению к своим обязанностям, скромность). Во вторую очередь - волевые качества (решительность, настойчивость, мужество и самообладание), которые обеспечивают определенный стиль поведения и способы решения практических задач. Поэтому можно сказать, что морально-волевые качества составляют действительную основу характера.
Четвертым компонентом, надстраивающимся над остальными, будет система управления, которую означают понятием «я». «Я» - образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности. Самоуправление имеет огромное значение в нормальной целенаправленности жизни. В структуре личности огромное значение имеют психологические процессы и состояния. Рассмотрим, как определяет личность и ее структуру К.К. Платонов.
Индивидуальное - это особенное в индивиде. Ряд индивидуальных особенностей (в частности, множество черт личности) делает человека (личность) индивидуальностью.
Личностный подход
(один из принципов психологии) - это
понимание личности как воедино
связанной совокупности внутренних
условий, преломляющих все внешние
воздействия. Личность - это конкретный
человек как субъект
Желание - это уже вполне осознанная потребность, влечение к чему-то. Оно может быть пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента становится стремлением.
Интерес - познавательная форма направленности на предметы. Генетически в его основе лежит ориентировочный рефлекс, связанный с эмоцией, но у человека интересы развиваются на базе условного рефлекса второй сигнальной системы и комплексно, становясь любознательностью. Интерес может быть пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента направленности - стремления, он становится склонностью, которую можно определить как интерес к определенной деятельности.
Мировоззрение
- система усвоенных человеком
представлений и понятий о
мире и его закономерностях, об окружающих
человека явлениях, природе и обществе.
Оно может быть смутным или
принявшим форму
Убеждение - высшая
форма направленности, в структуру
которой входят низшие формы и
в которой мировоззрение
В направленности личности в целом надо различать ее уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность. Эти качества присущи всем формам направленности.
Вторая подструктура личности включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически обусловленных свойств личности.
Ее называют иногда индивидуальной культурой или подструктурой опыта. Именно через эту подструктуру наиболее отчетливо объективизируется личность в ее индивидуальном развитии и именно через эту подструктуру развитие личности аккумулирует исторический опыт человечества.
Третья подструктура
охватывает индивидуальные особенности
отдельных психических
Четвертая подструктура объединяет свойства темперамента (типологические свойства личности), половые, возрастные свойства личности и ее патологию, так называемые органические изменения. Формируются нужные черты, входящие в эту подструктуру, а, точнее, переделываются путем тренировки. Они зависят от физиологических особенностей мозга в большей степени, чем от социальных влияний на человека, и потому эту структуру называют биологически обусловленной подструктурой.
В эти четыре
подструктуры могут быть уложены
все известные свойства (четыре)
личности. Причем часть этих свойств
относится к одной подструктуре
направленности: начитанность и умелость
-- к подструктуре форм отражения; истощаемость
и возбудимость ~ к биологически обусловленной
подструктуре. Другие свойства лежат на
пересечении этих подструктур. (История
социологии: Учеб. пос. (Под общ. ред. А.Н.Елсукова
и др..-Мн.:Высш.шк.,2006, с.35).
Заключение.
Личность как субъект социальных отношений характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость при этом сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т.е. способности к. самоанализу, самооценке, самоконтролю.
В центре внимания социологической мысли всегда были и остаются проблемы взаимодействия личности, социальной группы и общества в целом. Действительное решение основного вопроса психологии и социологии о приоритете личности или общества заключается не в обособлении и тем более не в противопоставлении одного другому, а в организации их тесного и гармоничного взаимодействия. Нет и не может быть совершенствования общества вне совершенствования личности, как нет и не может быть свободного и всестороннего развития личности вне и независимо от подлинно цивилизованного общества.
Анализ современного
состояния мировой
Список
литературы
1. Социология. В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. М.: «Альма Матер», 2009г. с.304.
2. История социологии: Учеб. пос. под общ. ред. А.Н.Елсукова и др..-Мн.:Высш.шк.,2006,с.35.
3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. - М., 2003,с.76.
4. Социология./Под общ. ред. Э.В.Тадевосяна.2005, с.180.
5. Теория общества. Сборник //Под общ. ред. А.Ф.Филиппова. М.: «КАНОН-пресс-Ц», 2004,с.73,75.
6. Социология./Под
общ. ред. В. Н. Лавриненко. М.: «Проспект»
2010 г. С.169.
Оглавление.
Введение…………………………………………………………
1. Понятие личности и природы человека в социологии……………………………………..3
1.1. Понятие личности……………………………………
1.2. Природа человека……………………………………
2. Проблемы формирования
личности в социологии………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Информация о работе Понятие личности и природы человека в социологии