Понятие личности и природы человека в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 22:11, реферат

Описание

Концепции личности в микросоциологии ищут ответ на вопрос, какова структура личности, то есть, устойчивая система качеств, позволяющая демонстрировать устойчивое поведение. Основные концепции:

· Диспозиционная структура личности (Уильям Томас, Флориан Знанецкий).

· Я-концепция, Зеркальное "Я". (Чарльз Кули, Эрик Эрикссон)

· Ролевая концепция, теория ролей (Джордж Герберт Мид, Чарльз Кули).

Работа состоит из  1 файл

Реферат по социологии!!!!!!!.docx

— 52.62 Кб (Скачать документ)

Человек способен осознать противоречивость своей  природы, понять, что он принадлежит  к конфликтующим мирам - миру свободы  и миру необходимости. Человек, как  писал Э.Фромм, находится и внутри, и вне природы, он "впервые является жизнью, котором осознает самое себя". Человек не чувствует себя дома ни в одном из миров, он - и зверь, и ангел, и тело, и душа. Осознание собственной конфликтности делает его одиноким и полным страха. По словам испанского философа Х.Ортеги-и-Гассета, человек - это "воплощенная проблема, сплошная и весьма рискованная авантюра..." Из всех существ во Вселенной человек единственный, кто не уверен, что он такое. Человек может перестать быть человечным, но он, даже поступая жестоко, делает это по-человечески. Человечность - это нравственная характеристика человека, она отличается от понятия человеческого. Человеческое - это жизнь, данная вместе с ее осознанием. Из всех живых существ, писал русский философ Вл.Соловьев, только человек осознает, что он смертен.

Итак, природа  человека - это противоречие, имманентное (то есть внутренне присущее) человеческому  бытию. Но природа человека предполагает также осознание этого противоречия как собственного внутренного конфликта и стремление его преодолеть. По мнению Э.Фромма, это не теоретическое стремление, это потребность преодолеть одиночество, часто - ценой отказа от одной стороны своей "природы".

Ответов на вопрос, кто я, может быть множество, но все они сводятся к двум, считает  Фромм. Один ответ - "регрессивный", он предполагает возврат к животной жизни, к предкам, к природе, погружение в первичную коллективность. Человек стремится стряхнуть с себя все, что мешает ему в этом стремлении, - язык, культуру, самосознание, право. Философия предлагает человеку различные варианты регрессивного ответа: это и натуралистическая " идея человека", и прагматистский ее вариант, и торжество "дионисийского человека" Ф.Ницше. (Социология./Под общ. ред. В. Н. Лавриненко. М.: «Проспект» 2010 г. С.169). 
 
 
 
 
 
 
 

2. Проблемы формирования  личности в социологии. 

Прежде всего, отметим, что личность как объект общественных отношений рассматривается  в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации. Под социализацией  принято понимать процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для  его успешного функционирования в данном обществе. Идентификация - копирование поведения другого, близкое к страстному желанию  походить, насколько возможно, на этого  человека (понятие многим обязано  пониманию Фрейдом решения Эдипова  комплекса через идентификацию  с родителем того же пола). Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек  приобретает социальную природу  и способность участвовать в  социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение  индивида: семья, соседи, сверстники в  детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д. Именно в процессе социализации происходит формирование личности.

Одним из первых элементы социализации ребенка выделил  основатель психоаналитической теории личности З.Фрейд (1856-1939). По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» - источник энергии, стимулируемый стремлением  к удовольствию; «эго» - осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «суперэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейду процессом «развертывания» врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих личности.

Многие психологи  и социологи подчеркивают, что  процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей. Если социализация взрослых изменяет внешнее  поведение, то социализация детей и  подростков формирует ценностные ориентации.

Арсенал способов и средств социализации на стадии детства небольшой, хотя речь идет об активном периоде. Это имитация, то есть сознательное стремление ребенка копировать определенную модель поведения; идентификация как способ усвоения детьми родительского поведения, социальных установок и ценностей как своих собственных.

На этапе детства  число агентов социализации постоянно растет существенно меняется программа и содержание их деятельности в сторону усложнения.

На юношеском  этапе (13-19 лет) - на этом «сложном», «трудном», «переходном» периоде своей жизни - подростки и молодые люди приобретают  значительно более широкие знания, завершают формирование фундамента своей личности. В этот период могут  возникнуть параллельные системы ценностей  и взгляды на мир, которые несут  разные агенты социализации: родители, школа, сверстники и т.д.

На стадии зрелости, расцвета активности человеческой личности, которая начинается у каждого  по-своему, в зависимости от обстоятельств личной жизни и окружающей обстановки, обретается экономическая социальная и морально-психологическая самостоятельность индивида, его политическая зрелость.

Главное на данной стадии социализации - приобретение и освоение социальных статусов и социальных ролей, их активная реализация. В процессе социализации в зрелом возрасте возможны срывы и кризисы, что обычно связано с серьезными переменами в жизни человека. Тогда может возникнуть потребность в ре социализации, то есть потребность в усвоении новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних. Для «переходных обществ», каким является в настоящее время Россия, характерна главным образом потребность в ресоциализации. Вместе с тем, потребность в ре социализации может возникнуть у индивида на каждом этапе жизни, независимо от общественного устройства.

Завершается процесс  социализации на этапе старости, которая  нередко довольно тяжело переживается людьми, особенно одинокими. (Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. - М., 2003,с.76).

Социализация  личности происходит в основном на базе группового опыта. Именно в результате социального взаимодействия людей  в малых и крупных социальных группах происходит усвоение человеком  накопленных обществом знаний и  опыта, выработанных им ценностей и  норм. Это составляет фундамент облика любой нормальной личности и вместе с тем единства и ценности социальной группы и всего общества. Однако нельзя сбрасывать со счетов и роль индивидуального опыта в процессе социализации, определяющего неповторимость и уникальность каждой личности.

Социальная жизнь  сложна и многообразна в том смысле, что она включает в себя не только стабильное, спокойное, правильное, нормальное ее течение, но и отклонения от него, особенно если мы рассматриваем особенности жизнедеятельности индивида в «кризисном» обществе. Это находит свое выражение в отклоняющемся от нормы (девиантном) поведении людей и аномии общества.

Социологическое объяснение девиации учитывает в  первую очередь социальные и культурные факторы. Подробно суть этого объяснения можно найти в трудах Э.Дюркгейма  и Р.Мертона. Исследователи выделяют две главные мысли: «социальная  дезорганизация» обозначает состояние  общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи  отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу (Э.Дюркгейм); причиной девиации является разрыв между культурными  целями общества и социально одобряемыми  средствами их достижения (Р.Мертон). Эти  положения считаются сегодня  общепринятыми в социологии. (Социология./Под общ. ред. Э.В.Тадевосяна.2005- С.180).

Процесс социализации на каждом историческом этапе имеет  свою специфику. В процессе эволюции общества соответственно меняются представления, как о самом обществе, так и  положении индивида в нем. Об этом говорят многие современные социологи. Сегодня большинство из них констатируют конец веры в прогресс. Предпосылка  о позитивном развитии заменяется структурным  анализом, прежде всего анализом социальной дифференциации, организационных зависимостей, ролевых структур. Появляется возможность отказаться от сосредоточенного на хозяйстве («политэкономического») понятия общества. Начало этому было положено спором между сторонниками идей о преимущественно материальной (экономической) и преимущественно духовной (культурной) детерминации общества. Одновременно положение индивида в обществе становится центральной проблемой, обращение к которой позволяет судить об обществе скептически и уже не оценивать его безоговорочно как прогрессивное. Такие понятия как «социализация» и «роль», указывают на потребность в теоретическом опосредовании «индивида» и «общества». Различие «индивида» и «общества» оказывается, наряду с историческим различием, основанием для (построения) теорий.

Таким образом, кардинально меняются подходы социологов к объяснению понятия общества, индивида в обществе, социальных процессов.

Р.Парк уже размышляет от «экологии человека», что также свидетельствует о переосмыслении взаимосвязанной системы «общество-человек».

Парк пишет, что  в человеческих сообществах действует, как и в сообществах растений и животных, принцип господства. Так называемые естественные или функциональные области городского сообщества - например, трущобы, район доходных домов, центральные торговые ряды и центральный район банков - каждый из этих районов обязан своим существованием непосредственно фактору господства, и опосредованно – конкуренции. По мнению ученого, культурное сообщество развивается сходным с биотическим сообществом образом, однако, несколько сложнее. Изобретения, равно как и внезапные катастрофические изменения, видимо, имеют более важное значение для появления циклических изменений в культурном сообществе, нежели в биотическом. Но сам принцип появления изменений в сущности тот же. (Социология. В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. М.: «Альма Матер», 2009г. с.304).

В человеческих обществах, в отличие от сообществ  животных, конкуренция и индивидуальная свобода ограничиваются обычаем  и консенсусом на каждом уровне, следующим за биотическим.

Человеческое  общество повсюду является организацией контроля. Его функция состоит в том, чтобы организовывать, интегрировать и направлять усилия составляющих его индивидов. По мере развития общества контроль все более распространяется и усиливается, свободная коммерческая деятельность индивидов ограничивается, если не законом, то нравами.

Получается, что  прогресс способствовал ужесточению  контрольных функций общества. Хотя в России в силу объективных причин данный факт еще не осознается.

Россия переживает социальный, демографический, экологический  и духовно-нравственный кризисы. Распадаются  вертикальные управленческие связи, экономические  и межличностные отношения. Падает уровень жизни, происходит резкое расслоение общества, деформированы традиционные институты социализации и культурной преемственности, разрушены базовые  духовно-нравственные основы социального  бытия. Нарастание бездуховности влечет за собой внутреннюю нестабильность.

Социальная сфера  характеризуется кризисом систем образования, воспитания, социального обеспечения, здравоохранения и т.п., массовой безработицей, появлением миллионов беженцев, бездомных, разгулом преступности, алкоголизма, наркомании и проституции, и прежде всего - за счет молодежи.

Из всех дефектов социализации наиболее социально опасны имеющие место дефекты социализации в семье.

Уникальность  сегодняшней ситуации в России состоит  в том, что взрослеющая молодежь включается в становящийся рынок. Это усложняет процесс социализации и адаптации молодых людей. Ее социальный опыт первичен и в том смысле, что старшему поколению зачастую нечем «поделиться», более того, оно пытается навязать молодым и псевдорыночный опыт, что обостряет межпоколенческие отношения. Общество вынуждает молодежь лавировать между нормами противоположных типов экономики. Такое лавирование - серьезнейшее противоречие социализации современной молодежи. Важно и другое: сегодня в адаптацию к рынку включено все население страны, ранее усвоенные образцы поведения не способствуют достижению успеха. Здесь у молодых людей определенные преимущества.

В российском обществе в настоящее время фактически отсутствует общественно одобряемая модель социального поведения. Этому  положению в немалой степени  способствовали как слабости современной  социологической теории вообще Терборн Г. Принадлежность к культуре, местоположение в структуре и человеческое действие объяснение в социологии и социальной науке так и российской социологической теории, в частности. Это очень важный момент и мы особо подчеркиваем его значение. (Теория общества. Сборник //Под общ. ред. А.Ф.Филиппова. М.: «КАНОН-пресс-Ц»,2004 – с.73).

В преобладающем  ныне в общей социологии типе теоретизирования совершенно отсутствует или считается второстепенным стремление объяснять. Весьма слаб интерес к вопросам типа: «Почему эти люди действуют таким образом? Почему данный социальный порядок изменяется именно таким образом?» Объяснить нечто - значит дать правдоподобное обоснование того, почему в данной ситуации, в которой существовала, по крайней мере, еще одна возможность, актуализировалось именно это нечто. («Теория общества» (Теория общества. Сборник //Под общ. ред. А.Ф.Филиппова. М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле2004 - С.75).

Рассматривая  проблему преобразований в России и кризис социализации, можно задаться вопросом; «Почему «сверху» начались именно рыночные преобразования?», «Кому выгодна нестабильность в социальной сфере?» и т.д.

Подводя итог, осуществим хотя бы приблизительную оценку описанным процессам. Важно при этом определить, какое воздействие они оказывают на процесс формирования личности ребенка, затем молодого человека, а затем уже следующего поколения, по отношению к которому они будут отцами и матерями, в каком соотношении они окажутся с теми законами, по которым осуществляется процесс формирования личности:

Информация о работе Понятие личности и природы человека в социологии