Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 22:11, реферат
Концепции личности в микросоциологии ищут ответ на вопрос, какова структура личности, то есть, устойчивая система качеств, позволяющая демонстрировать устойчивое поведение. Основные концепции:
· Диспозиционная структура личности (Уильям Томас, Флориан Знанецкий).
· Я-концепция, Зеркальное "Я". (Чарльз Кули, Эрик Эрикссон)
· Ролевая концепция, теория ролей (Джордж Герберт Мид, Чарльз Кули).
Психолог
А. И. Щербаков, характеризуя предлагаемую
им структуру личности, дает логически
взаимосвязанные описания всех основных
компонентов психической жизни,
показывает их взаимовлияния. Согласно
соответствующей концепции
Удобство
данного подхода в том, что
соответствующую структуру
В свою очередь, каждая из подструктур является относительно самостоятельной системой, также имеющей свою структуру (качественно особые компоненты и связи между ними). Поэтому в дальнейшем мы будем рассматривать их именно как системы, учитывая, что они интегрируются в целостную личностную систему.
1. Система
регуляции. Представляет собой
первый иерархический уровень
личностной структуры (в
Все эти комплексы в процессе жизнедеятельности человека постоянно взаимодействуют между собой, образуя в целом единую функциональную динамичную систему сенсорно-перцептивной организации. Благодаря этой системе обеспечивается сознательное и творческое отражение внешнего мира в присущих ему связях и взаимосвязях, формирование (аккумуляция, интеграция и генерализация) его чувственного опыта.
Являясь
регулятором взаимоотношений
2. Система стимуляции. Включает относительно устойчивые образования: темперамент, интеллект, знания и отношения.
Как известно, под темпераментом понимают те индивидуальные свойства, которые в наибольшей степени зависят от природных особенностей человека. Стимулирующая функция темперамента проявляется, прежде всего, в эмоциональной возбудимости нервных процессов, которая наиболее ярко наблюдается у ребенка. Однако по мере формирования индивидуальной системы социальных побуждений, способности к самоуправлению, сознательной саморегуляции психических процессов и социальных отношений темперамент в структуре личности начинает проявлять в модифицированном качестве. Возрастание способности к накоплению информации из внешней среды, ее осознанию и делению, выделение себя из окружающего мира как субъекта жизнедеятельности обеспечивает личности иные, более оперативные и эффективные возможности управления своим поведением и действиями.
Под интеллектом
подразумевают определенный уровень
развития мыслительной деятельности человека,
благодаря которому обеспечивается
возможность не только приобретать
новые знания, но и эффективно использовать
их в процессе жизнедеятельности. Развитие
интеллекта (глубина, обобщенность и
подвижность знаний, способность
к интеграции и генерализации
чувственного опыта на основе его
вербальной интерпретации, к абстрагирующей
и обобщающей деятельности) во многом
определяет «качество» индивидуальной
жизни - формирование установки на активность
и творческое отношение к окружающему
миру, овладение механизмами
Знания, умения и навыки помогают человеку не только понимать явления, которые происходят вокруг него и в нем самом, но и определить свою собственную позицию в этом мире. Наряду с общим объемом знаний в данную подструктуру входит умение человека находить в содержании вновь осваиваемых знаний, в явлениях окружающей действительности ответы на жизненно важные вопросы.
Развитие
самосознания, базирующееся на увеличении
индивидуального объема знаний, обычно
сопровождается расширением диапазона
оценочных (эталонных) критериев. Сопоставляя
новые представления, понятия, знания
с ранее усвоенными эталонами, человек
формирует собственное
Не только
формирование осознаваемого отношения
к объекту познания и действия,
но и глубокое осознание человеком
собственных отношений
В процессе социализации человека, его интеграции в мир общечеловеческих ценностей первая (регулирующая) и вторая (стимулирующая) системы постепенно аккумулируются друг с другом, а на их основе возникают новые, более сложные психические образования, сознательно регулируемые и социально одобряемые свойства, отношения и действия, направляемые человеком на решение возникающих перед ним жизненно важных задач.
3. Система
стабилизации. Ее содержание составляют
направленность, способности,
Самостоятельность
может рассматриваться как
Способности
выражают высокий уровень интеграции
и генерализации психических
процессов, свойств, отношений, действий
и их систем, отвечающих требованиям
выполняемой деятельности. При выявлении
структуры способностей как свойства
личности необходимо обязательно учитывать
природные предпосылки и
Характер
является сложившейся системой относительно
устойчивых индивидуально-психических
модификаций, определяющих образ, стиль,
манеру поведения человека, его действий,
отношений с окружающими. В структуре
личности характер более других компонентов
отражает ее целостность. Выступая одним
из значимых условий формирования личности
как целостной структуры, ее стабилизации,
характер одновременно является продуктом,
результатом этого
4. Система
индикации. Однако только
Гуманизм
- это максимально высокий
Коллективизм - это высокий уровень социального развития человека, его готовность вступать в конструктивное взаимодействие с другими людьми, сотрудничать с ними ради достижения взаимно и общественно значимых целей, это, наконец, умение сочетать общественное и личное и в случае необходимости осознанно устанавливать между ними требуемые приоритеты и следовать им.
Оптимизм - это также сложное по структуре личностное свойство, которое отражает пропорциональное развитие всех процессов, свойств, отношений и действий в их диалектическом единстве. Оптимизм обеспечивает человеку эмоционально комфортное миросозерцание, проникнутое жизнерадостностью, верой в людей, в собственные силы и возможности, уверенность в лучшем будущем - и для себя лично, и для всего человечества в целом.
Трудолюбие - высокий уровень личностной интеграции и генерализации позитивных психических свойств, отношений и целенаправленных волевых действий, обеспечивающий возникновение таких качеств, как целеустремленность, организованность, дисциплинированность, настойчивость, деловитость, способность к творческому дерзанию, к высокосознательным волевым для достижения цели.
Все компоненты четвертой системы в своем развитии опираются на компоненты предыдущих систем и в порядке обратной афферентации влияют на них сами. Вплетаясь в общую структуру личности, компоненты четвертой системы не только выражают высокосознательное отношение человека к труду, другим людям, обществу в целом, но и выступают в качестве субъективного фактора гармонического развития личности, всех ее систем: регуляции, стимуляции и гармонизации.
Между
отдельными подсистемами существует постоянное,
неразрывное взаимодействие. Благодаря
этому создается определенное диалектическое
единство, цельная функционально-
Существуют разные точки зрения и при определении тех интегральных явлений, которые возникают на личностном уровне. Примером подобной попытки дать более или менее упорядоченное их описание является концепция, предложенная в рамках интеракционистской теории личности американским ученым У. Майшелом. Согласно этой концепции личностные факторы, которые в конкретной ситуации определяют поведение человека, могут быть разделены на ряд групп:
1. Способности
человека - то, что он в состоянии
самостоятельно сделать в
2. Когнитивные стратегии - способы восприятия и оценки сложившейся ситуации, выбора форм поведения в ней.
3. Ожидания
- вероятностные оценки
4. Ценности
- то, что имеет для данного
человека смысл, значение, и способы
поведения, приводящие к
5. Планы
поведения - модели, алгоритмы действий,
освоенные и предпочитаемые
1.2.Природа человека.
С точки зрения субстанциалистского подхода к человеку, стремящегося найти неизменную основу его существования, неизменные "человеческие качества", "сущность человека" и "природа человека" - однопорядковые понятия. Однако если вместе с выдающимися мыслителями XX века попытаться преодолеть субстанциалистское понимание человека, то различие между этими двумя понятиями станет очевидным.
Понятие природы человека - предельно широкое, с его помощью можно описать не только величие и силу человека, но и его слабость, ограниченность. Природа человека - это уникальное в своей противоречивости единство материального и духовного, природного и социального. Однако с помощью этого понятия мы можем лишь увидеть трагическую противоречивость "человеческого, слишком человеческого" бытия. Доминирующее начало в человеке, перспективы человека остаются для нас скрытыми. Природа человека - это та ситуация, в которой находится каждый человек, это его "стартовые условия". Сам М.Шелер, как и другие представители философской антропологии (М.Ландманн, А.Гелен и др.), склоняется к признанию телесно-духовной природы человека. Человек не может "выпрыгнуть" за пределы своей телесной организации, "забыть" о ней. В понятии природы человека отсутствует нормативность, оно характеризует человека с точки зрения "сущего".
Информация о работе Понятие личности и природы человека в социологии