Правовые основы государственной политики в сфере охраны здоровья детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ условий и факторов формирования государственной политики в сфере охраны здоровья детей, обоснование её структуры и функционирования.
Для реализации цели анализа были поставлены следующие задачи:
1. Изучить государственную стратегию в сфере охраны здоровья детей в современной России.
2. Проанализировать подходы государственной политики в сфере охраны здоровья детей.
3. Выявить и проанализировать объективные предпосылки выделения государственной политики в сфере охраны здоровья детей в качестве самостоятельного направления деятельности для обеспечения прав детей.
4. Изучить и систематизировать правовые основы формирования государственной политики в сфере охраны здоровья детей.

Содержание

1. Введение 3
2. Основные правовые термины.
3. Государственная политика в сфере охраны здоровья детей: основной принцип – профилактика. 6
4. Правовые основы государственной политики в сфере охраны здоровья детей. 7
4.1. Цели, принципы государственной политики в сфере охраны здоровья детей. Полномочия органов государственной власти в Российской Федерации 7
4.2. Основные принципы охраны здоровья граждан. Приоритетность принципа охраны здоровья детей 9
4.3. Направления развития основ государственной политики в сфере охраны здоровья детей 14
5. Заключение 20
6. Список использованных источников информации 23

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 231.50 Кб (Скачать документ)

 

Тема: "Правовые основы государственной  политики в сфере охраны здоровья детей"

 

Содержание

Стр.

1. Введение

3

2. Основные правовые термины.

3. Государственная политика в сфере охраны здоровья детей: основной принцип – профилактика.

6

4. Правовые основы государственной политики в сфере охраны здоровья детей.

7

4.1. Цели, принципы государственной политики в сфере охраны здоровья детей. Полномочия органов государственной власти в Российской Федерации

7

4.2. Основные принципы охраны здоровья граждан. Приоритетность принципа охраны здоровья детей

9

4.3. Направления развития основ государственной политики в сфере охраны здоровья детей

14

5. Заключение

20

6. Список использованных источников информации

23

   

 

 

1. Введение

 

В рамках настоящей курсовой работы государственная политика в сфере охраны здоровья детей рассматривается как законодательно закрепленный правовой механизм, обеспечивающий целенаправленную регуляцию общественных отношений для достижения полного осуществления права каждого ребенка на охрану здоровья.

Выработка основных направлений государственной политики в сфере охраны здоровья детей предусмотрена федеральными законами Российской Федерации от 21.11.2011 (ред. от 25.06.2012) № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", от 24.07.1998 (ред. от 03.12.2011) № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761  
"О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" и является в настоящее время одной из приоритетных задач государства.

За последние  два десятилетия в Российской Федерации одним из последствий  неблагоприятных изменений в  различных сферах жизнедеятельности  общества стало ухудшение здоровья детей, в том числе рост хронических форм патологий и психических расстройств, повышение частоты врождённых пороков развития, "возрождение" старых инфекций (туберкулёз, полиомиелит) и актуализация новых (ВИЧ, гепатит С), распространение алкоголизма, наркомании, снижение показателей физического развития и т.д.

Также можно констатировать, что социально-экономические составляющие здоровья (финансовая политика; уровень жизни и жилищные условия семей с детьми; конфликтные ситуации в обществе и др.) оказывают не менее определяющее влияние на здоровье детей.

По данным, представленным на XVI Съезде педиатров России  
в 2009 году, "40% детей рождаются больными или заболевают в период новорождённости, почти каждый десятый младенец появляется на свет недоношенным или с низкой массой тела, более чем у 50% подростков диагностированы заболевания, которые в дальнейшем могут отрицательно повлиять на репродуктивную функцию, ежегодно 30% юношей в возрасте  
17 лет освобождается от военной службы по состоянию здоровья"1.

Указанные процессы явились  предметом медико-социальных, медико-организационных и других научных исследований, направленных на решение современных проблем детства (Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., 2003; Ильин А.Г., 2005; Яковлева Т.В., 2005;  Абольян Л.В.; 2006; Чичерин Л.П., 2006; Орёл В.И., Середа В.М., 2006; Кучма В.Р., 2006; Баранов А.А., Кучма В.Р., Лапин Е.Ю., Сухарева Л.М., 2007; Баранов А.А., Валиуллина С.А., Ваганов Н.Н., Карпухин Е.В., 2007; и др.). Разработанные меры позволили решить многие научные и практические вопросы совершенствования охраны здоровья детей.

Формирование анализируемого направления государственной политики относится к компетенции сектора здравоохранения2. В 2003 году совместным приказом Министерства здравоохранения России и Российской академии медицинских наук разработка научно обоснованной концепции долговременной государственной политики в области охраны здоровья детей была включена в программу мер, принятую по итогам Всероссийской диспансеризации детей 2002 года. Необходимость реализации такой разработки поддержана участниками XIV (LXXVII) сессии Общего собрания Российской академии медицинских наук 2004 года "Научные основы охраны здоровья детей", а также отражена в материалах Научной сессии академий наук 2006 года "Здоровье и образование детей – основа устойчивого развития российского общества и государства".

В представленной курсовой работе в качестве анализируемого объекта нами определена область государственной деятельности в сфере охраны здоровья детей, функционирование и развитие которой подчиняется закономерностям, обусловленным не только уровнем развития здравоохранения, но и действующей в обществе правовой и моральной практикой в отношении ребёнка.

Государственная политика в сфере охраны здоровья детей определяется нами как самостоятельное, законодательно закреплённое приоритетное направление во внутренней политике, обеспечивающее целенаправленное регулирование общественных отношений для полного осуществления права каждого ребёнка на охрану здоровья. В данном контексте понятие правового регулирования означает "такое упорядочивающее воздействие на систему общественных отношений, которое необходимо для реализации государством своих обязанностей в отношении детства, включая устранение, не только непосредственных, но и более широких и глубоких причин сохраняющейся неадекватной защиты прав детей на охрану здоровья"3.

Предмет анализа охватывает отношения между различными секторами жизнедеятельности общества, целенаправленное регулирование взаимодействия которых средствами государственной политики позволяет получить необходимый результат – улучшение здоровья детей.

Целью курсовой работы является анализ условий и факторов формирования государственной политики в сфере охраны здоровья детей, обоснование её структуры и функционирования.

Для реализации цели анализа были поставлены следующие задачи:

1. Изучить государственную стратегию в сфере охраны здоровья детей в современной России.

2. Проанализировать подходы государственной политики в сфере охраны здоровья детей.

3. Выявить и проанализировать объективные предпосылки выделения государственной политики в сфере охраны здоровья детей в качестве самостоятельного направления деятельности для обеспечения прав детей.

4. Изучить и систематизировать правовые основы формирования государственной политики в сфере охраны здоровья детей.

Таким образом, в данной курсовой работе на основе анализа федеральных нормативных правовых актов и официальных документов федеральных органов власти, отражающих государственные меры по охране здоровья детей в России за последнее десятилетие ХХ в. и в начале XXI в., нами будут изучены вопросы стратегии развития детского здравоохранения, а также направления государственной политики в области охраны здоровья детей.

 

 

2. Основные правовые термины.

 

Для целей настоящей курсовой работы используются следующие понятия:

    • Ребенок – лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);
    • Социальные службы для детей – организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей;
    • Социальная инфраструктура для детей – система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей;
    • Отдых детей и их оздоровление – совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований;
    • Ночное время – время с 22 до 6 часов местного времени"4.

 

Законодательство  Российской Федерации об основных гарантиях  прав ребенка в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Государственная политика в сфере охраны здоровья детей: основной принцип – профилактика.

 

Эффективная государственная политика в области детства – одна из основных задач российского государства, т.к. здоровье подрастающего поколения определяет уровень благосостояния и стабильности общества, его будущее.

 

Присоединившись в 1990 году к  Конвенции Организации Объединенных Наций (ООН) о правах ребенка, Россия приняла на себя обязательства в максимально возможной степени обеспечивать выживание и здоровое развитие детей и принимать для этого все законодательные, административные и другие необходимые меры. Важное значение для обеспечения прав ребенка, с учетом положений Конвенции ООН имело принятие в 1998 году Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», определившего государственную политику в интересах детей приоритетной сферой деятельности органов государственной власти Российской Федерации.

 

Беспрецедентным вниманием  государства к положению детей  и семьи ознаменовались годы на рубеже нового тысячелетия. Неотложных мер  потребовала угрожающая демографическая  ситуация в России, когда с 1992 года началось стабильное сокращение численности населения из-за превышения смертности над рождаемостью. Посланием Президента 2006 года проблема демографии была определена как самая острая проблема современной России. На основании решения Совета Безопасности Российской Федерации от 20 июня 2006 года была разработана и утверждена Указом Президента России № 1351 от 9 октября 2007 года Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

 

Одним из основных направлений  в решении демографической проблемы Концепцией определено сохранение и укрепление здоровья населения, усиление роли профилактики заболеваний, создание условий для роста продолжительности и качества жизни людей, формирование здорового образа жизни. В условиях высокого уровня смертности от сердечно-сосудистых, онкологических и других неинфекционных заболеваний, во многом обусловленных вредными привычками, здоровый образ жизни становится во главу угла национального выживания. Распространение стандартов здорового образа жизни, начиная с самого раннего возраста, определено одним из приоритетов социальной и экономической политики в области развития человеческого потенциала.

 

Важной составляющей Концепции  демографической политики стал приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения  «Здоровье», стартовавший в 2006 году. Его основные направления – развитие первичного звена здравоохранения и усиление в нём профилактической составляющей; совершенствование помощи матерям и детям, в том числе такие профилактические направления, как аудиологический скрининг (раннее выявление нарушений слуха), перинатальная диагностика и скрининг новорожденных (выявление врожденных и наследственных заболеваний), углубленная диспансеризация детей первого года жизни, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, вакцинопрофилактика и др.

 

В 2009 году в рамках национального  проекта «Здоровье» впервые была выстроена инфраструктурная сеть особых учреждения здравоохранения – Центров  здоровья — 502 центра для взрослых и 193 для детей. Тем самым начат переход к взаимодействию «врач – здоровый человек». Важно понимать, что Центры здоровья рассчитаны на здорового человека, здорового ребенка

 

Основная задача Центров  здоровья – выявление факторов риска  по развитию заболеваний, разработка индивидуальной программы оздоровления, профилактическая и разъяснительная работа. После проведенного обследования специалисты Центра дают индивидуальные рекомендации по минимизации рисков развития заболеваний за счёт корректировки поведенческих факторов – питание, физическая активность, режим работы и отдыха, отказ от вредных привычек.

 

Уже в первый год работы многие центры в субъектах России создали мобильные бригады, оснащенные экспресс - диагностическим оборудованием для выезда в организованные детские коллективы, а также в труднодоступные удаленные районы. Совместными усилиями решаются проблемы обеспечения преемственности в деятельности Центров с детскими амбулаторно-поликлиническими учреждениями и организованными коллективами (детскими образовательными учреждениями, предприятиями) с целью максимального привлечения к комплексному обследованию.

 

Необходимость организации  самостоятельных Центров здоровья для детей была продиктована негативными  тенденциями состояния их здоровья в России. Так, по данным статистики, за период 1990-2009 гг. общий рост заболеваемости детей в возрасте 0 – 14 лет составил 171,2%, регистрируется рост распространенности факторов риска, хронической патологии, инвалидности. Удельный вес здоровых детей по результатам Всероссийской диспансеризации 2002 года составлял 33,9%. В 2009 году по данным ежегодных профилактических осмотров практически здоровыми были только 20,8% школьников, 20,7% детей страдали хроническими, в том числе инвалидизирующими заболеваниями. Ввиду низкой двигательной активности показатели физической подготовленности современных подростков значительно (на 20-25%) ниже, чем у их сверстников 80-90-х годов. Около 50% мальчиков – выпускников школ и до 75% их сверстниц-девочек не в состоянии выполнять возрастно-половые нормативы физической подготовленности.

Информация о работе Правовые основы государственной политики в сфере охраны здоровья детей