Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 19:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ условий и факторов формирования государственной политики в сфере охраны здоровья детей, обоснование её структуры и функционирования.
Для реализации цели анализа были поставлены следующие задачи:
1. Изучить государственную стратегию в сфере охраны здоровья детей в современной России.
2. Проанализировать подходы государственной политики в сфере охраны здоровья детей.
3. Выявить и проанализировать объективные предпосылки выделения государственной политики в сфере охраны здоровья детей в качестве самостоятельного направления деятельности для обеспечения прав детей.
4. Изучить и систематизировать правовые основы формирования государственной политики в сфере охраны здоровья детей.
1. Введение 3
2. Основные правовые термины.
3. Государственная политика в сфере охраны здоровья детей: основной принцип – профилактика. 6
4. Правовые основы государственной политики в сфере охраны здоровья детей. 7
4.1. Цели, принципы государственной политики в сфере охраны здоровья детей. Полномочия органов государственной власти в Российской Федерации 7
4.2. Основные принципы охраны здоровья граждан. Приоритетность принципа охраны здоровья детей 9
4.3. Направления развития основ государственной политики в сфере охраны здоровья детей 14
5. Заключение 20
6. Список использованных источников информации 23
Тема: "Правовые основы государственной политики в сфере охраны здоровья детей"
Содержание |
Стр. |
1. Введение |
3 |
2. Основные правовые термины. 3. Государственная политика в сфере охраны здоровья детей: основной принцип – профилактика. |
6 |
4. Правовые основы государственной политики в сфере охраны здоровья детей. |
7 |
4.1. Цели, принципы государственной политики в сфере охраны здоровья детей. Полномочия органов государственной власти в Российской Федерации |
7 |
4.2. Основные принципы охраны здоровья граждан. Приоритетность принципа охраны здоровья детей |
9 |
4.3. Направления развития основ государственной политики в сфере охраны здоровья детей |
14 |
5. Заключение |
20 |
6. Список использованных источников информации |
23 |
1. Введение
В рамках настоящей курсовой работы государственная политика в сфере охраны здоровья детей рассматривается как законодательно закрепленный правовой механизм, обеспечивающий целенаправленную регуляцию общественных отношений для достижения полного осуществления права каждого ребенка на охрану здоровья.
Выработка основных направлений государственной
политики в сфере охраны здоровья детей
предусмотрена федеральными законами
Российской Федерации от 21.11.2011 (ред. от
25.06.2012) № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации", от
24.07.1998 (ред. от 03.12.2011) № 124-ФЗ "Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации",
Указом Президента Российской Федерации
от 01.06.2012 № 761
"О национальной стратегии действий
в интересах детей на 2012-2017 годы" и является
в настоящее время одной из приоритетных
задач государства.
За последние два десятилетия в Российской Федерации одним из последствий неблагоприятных изменений в различных сферах жизнедеятельности общества стало ухудшение здоровья детей, в том числе рост хронических форм патологий и психических расстройств, повышение частоты врождённых пороков развития, "возрождение" старых инфекций (туберкулёз, полиомиелит) и актуализация новых (ВИЧ, гепатит С), распространение алкоголизма, наркомании, снижение показателей физического развития и т.д.
Также можно констатировать, что социально-экономические составляющие здоровья (финансовая политика; уровень жизни и жилищные условия семей с детьми; конфликтные ситуации в обществе и др.) оказывают не менее определяющее влияние на здоровье детей.
По данным, представленным
на XVI Съезде педиатров России
в 2009 году, "40% детей рождаются больными
или заболевают в период новорождённости,
почти каждый десятый младенец появляется
на свет недоношенным или с низкой массой
тела, более чем у 50% подростков диагностированы
заболевания, которые в дальнейшем могут
отрицательно повлиять на репродуктивную
функцию, ежегодно 30% юношей в возрасте
17 лет освобождается от военной службы
по состоянию здоровья"1.
Указанные процессы явились предметом медико-социальных, медико-организационных и других научных исследований, направленных на решение современных проблем детства (Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., 2003; Ильин А.Г., 2005; Яковлева Т.В., 2005; Абольян Л.В.; 2006; Чичерин Л.П., 2006; Орёл В.И., Середа В.М., 2006; Кучма В.Р., 2006; Баранов А.А., Кучма В.Р., Лапин Е.Ю., Сухарева Л.М., 2007; Баранов А.А., Валиуллина С.А., Ваганов Н.Н., Карпухин Е.В., 2007; и др.). Разработанные меры позволили решить многие научные и практические вопросы совершенствования охраны здоровья детей.
Формирование анализируемого направления государственной политики относится к компетенции сектора здравоохранения2. В 2003 году совместным приказом Министерства здравоохранения России и Российской академии медицинских наук разработка научно обоснованной концепции долговременной государственной политики в области охраны здоровья детей была включена в программу мер, принятую по итогам Всероссийской диспансеризации детей 2002 года. Необходимость реализации такой разработки поддержана участниками XIV (LXXVII) сессии Общего собрания Российской академии медицинских наук 2004 года "Научные основы охраны здоровья детей", а также отражена в материалах Научной сессии академий наук 2006 года "Здоровье и образование детей – основа устойчивого развития российского общества и государства".
В представленной курсовой работе в качестве анализируемого объекта нами определена область государственной деятельности в сфере охраны здоровья детей, функционирование и развитие которой подчиняется закономерностям, обусловленным не только уровнем развития здравоохранения, но и действующей в обществе правовой и моральной практикой в отношении ребёнка.
Государственная политика в сфере охраны здоровья детей определяется нами как самостоятельное, законодательно закреплённое приоритетное направление во внутренней политике, обеспечивающее целенаправленное регулирование общественных отношений для полного осуществления права каждого ребёнка на охрану здоровья. В данном контексте понятие правового регулирования означает "такое упорядочивающее воздействие на систему общественных отношений, которое необходимо для реализации государством своих обязанностей в отношении детства, включая устранение, не только непосредственных, но и более широких и глубоких причин сохраняющейся неадекватной защиты прав детей на охрану здоровья"3.
Предмет анализа охватывает отношения между различными секторами жизнедеятельности общества, целенаправленное регулирование взаимодействия которых средствами государственной политики позволяет получить необходимый результат – улучшение здоровья детей.
Целью курсовой работы является анализ условий и факторов формирования государственной политики в сфере охраны здоровья детей, обоснование её структуры и функционирования.
Для реализации цели анализа были поставлены следующие задачи:
1. Изучить государственную стратегию в сфере охраны здоровья детей в современной России.
2. Проанализировать подходы государственной политики в сфере охраны здоровья детей.
3. Выявить и проанализировать объективные предпосылки выделения государственной политики в сфере охраны здоровья детей в качестве самостоятельного направления деятельности для обеспечения прав детей.
4. Изучить и систематизировать правовые основы формирования государственной политики в сфере охраны здоровья детей.
Таким образом, в данной курсовой работе на основе анализа федеральных нормативных правовых актов и официальных документов федеральных органов власти, отражающих государственные меры по охране здоровья детей в России за последнее десятилетие ХХ в. и в начале XXI в., нами будут изучены вопросы стратегии развития детского здравоохранения, а также направления государственной политики в области охраны здоровья детей.
2. Основные правовые термины.
Для целей настоящей курсовой работы используются следующие понятия:
Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка.
3. Государственная политика в сфере охраны здоровья детей: основной принцип – профилактика.
Эффективная государственная политика в области детства – одна из основных задач российского государства, т.к. здоровье подрастающего поколения определяет уровень благосостояния и стабильности общества, его будущее.
Присоединившись в 1990 году к
Конвенции Организации
Беспрецедентным вниманием государства к положению детей и семьи ознаменовались годы на рубеже нового тысячелетия. Неотложных мер потребовала угрожающая демографическая ситуация в России, когда с 1992 года началось стабильное сокращение численности населения из-за превышения смертности над рождаемостью. Посланием Президента 2006 года проблема демографии была определена как самая острая проблема современной России. На основании решения Совета Безопасности Российской Федерации от 20 июня 2006 года была разработана и утверждена Указом Президента России № 1351 от 9 октября 2007 года Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Одним из основных направлений
в решении демографической
Важной составляющей Концепции демографической политики стал приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения «Здоровье», стартовавший в 2006 году. Его основные направления – развитие первичного звена здравоохранения и усиление в нём профилактической составляющей; совершенствование помощи матерям и детям, в том числе такие профилактические направления, как аудиологический скрининг (раннее выявление нарушений слуха), перинатальная диагностика и скрининг новорожденных (выявление врожденных и наследственных заболеваний), углубленная диспансеризация детей первого года жизни, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, вакцинопрофилактика и др.
В 2009 году в рамках национального проекта «Здоровье» впервые была выстроена инфраструктурная сеть особых учреждения здравоохранения – Центров здоровья — 502 центра для взрослых и 193 для детей. Тем самым начат переход к взаимодействию «врач – здоровый человек». Важно понимать, что Центры здоровья рассчитаны на здорового человека, здорового ребенка
Основная задача Центров здоровья – выявление факторов риска по развитию заболеваний, разработка индивидуальной программы оздоровления, профилактическая и разъяснительная работа. После проведенного обследования специалисты Центра дают индивидуальные рекомендации по минимизации рисков развития заболеваний за счёт корректировки поведенческих факторов – питание, физическая активность, режим работы и отдыха, отказ от вредных привычек.
Уже в первый год работы многие центры в субъектах России создали мобильные бригады, оснащенные экспресс - диагностическим оборудованием для выезда в организованные детские коллективы, а также в труднодоступные удаленные районы. Совместными усилиями решаются проблемы обеспечения преемственности в деятельности Центров с детскими амбулаторно-поликлиническими учреждениями и организованными коллективами (детскими образовательными учреждениями, предприятиями) с целью максимального привлечения к комплексному обследованию.
Необходимость организации
самостоятельных Центров
Информация о работе Правовые основы государственной политики в сфере охраны здоровья детей