Правовые основы государственной политики в сфере охраны здоровья детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ условий и факторов формирования государственной политики в сфере охраны здоровья детей, обоснование её структуры и функционирования.
Для реализации цели анализа были поставлены следующие задачи:
1. Изучить государственную стратегию в сфере охраны здоровья детей в современной России.
2. Проанализировать подходы государственной политики в сфере охраны здоровья детей.
3. Выявить и проанализировать объективные предпосылки выделения государственной политики в сфере охраны здоровья детей в качестве самостоятельного направления деятельности для обеспечения прав детей.
4. Изучить и систематизировать правовые основы формирования государственной политики в сфере охраны здоровья детей.

Содержание

1. Введение 3
2. Основные правовые термины.
3. Государственная политика в сфере охраны здоровья детей: основной принцип – профилактика. 6
4. Правовые основы государственной политики в сфере охраны здоровья детей. 7
4.1. Цели, принципы государственной политики в сфере охраны здоровья детей. Полномочия органов государственной власти в Российской Федерации 7
4.2. Основные принципы охраны здоровья граждан. Приоритетность принципа охраны здоровья детей 9
4.3. Направления развития основ государственной политики в сфере охраны здоровья детей 14
5. Заключение 20
6. Список использованных источников информации 23

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 231.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

4.3. Направления развития основ государственной политики в сфере охраны здоровья детей

В последнее  десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", "Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года"19.

Инструментом  практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", федеральных целевых программ. Принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей. Созданы новые государственные и общественные институты: учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, в ряде субъектов Российской Федерации создан институт уполномоченного по правам ребенка, учрежден Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Увеличился объем финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми. Впервые в России проведена широкомасштабная общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику единый номер телефона доверия.

В результате принятых мер наметились позитивные тенденции  увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Однако масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, гражданского общества постоянного принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.

В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны актуальным явилась разработка и принятие нового документа – Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы (далее - Национальная стратегия), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»20.

Национальная  стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить достижение существующих международных стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства.

Национальная  стратегия разработана с учетом Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012–2015 годы, которая включает следующие основные цели: способствование появлению дружественных к ребенку услуг и систем; искоренение всех форм насилия в отношении детей; гарантирование прав детей в ситуациях, когда дети особо уязвимы.

Главная цель Национальной стратегии – определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.

Одним из ключевых принципов Национальной стратегии  является "Сбережение здоровья каждого  ребенка. В Российской Федерации должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровья - сберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях".21

Национальная стратегия определила:

1. Основные задачи, которыми являются:

– "создание условий для здорового развития каждого ребенка с рождения, обеспечение доступа всех категорий детей к качественным услугам и стандартам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья";

– "развитие подростковой медицины, клиник, дружественных к детям и молодежи, стимулирование потребности в здоровом образе жизни";

– "обеспечение надлежащих комплексных услуг и стандартов в сфере здравоохранения для детей с особыми потребностями";

– "формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей на принципах государственно-частного партнерства";

– "формирование потребности у детей и подростков в здоровом питании и совершенствование системы обеспечения качественным питанием детей в образовательных учреждениях, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях".

2. "Меры по созданию дружественного к ребенку здравоохранения: совершенствование нормативно-правового обеспечения в области охраны здоровья детей, медицинской помощи женщинам и детям, внедрение эффективных организационных и медицинских технологий на основе современных порядков и стандартов оказания медицинской помощи детям, создание службы сопровождения и поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, для предотвращения отказов от ребенка" и т.д.

3. "Меры по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков: обеспечение реализации комплекса мероприятий социальной рекламы, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних, информирование о деятельности служб поддержки и экстренной психологической и социально-правовой помощи, в том числе через сеть "Интернет", телефоны службы анонимного консультирования, привлечение институтов гражданского общества, развитие волонтерского движения в целях решения проблем, связанных с формированием у детей и подростков потребности в здоровом образе жизни и получением поддержки и помощи в ситуациях, связанных с риском причинения вреда здоровью, распространение здоровьесберегающих технологий обучения, технологий "школа здоровья" на все образовательные учреждения, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и т.д.

4. "Меры по формированию современной модели организации отдыха и оздоровления детей, основанной на принципах государственно-частного партнерства: создание на федеральном уровне системы координации деятельности соответствующих государственных органов и организаций, разработка системы мер по поддержке и развитию инфраструктуры отдыха и оздоровления детей, в том числе по нормативному финансированию программ в данной сфере, разработка схемы взаимодействия санаторно-курортных учреждений с реабилитационными центрами для предоставления более качественных услуг детям-инвалидам и детям с хроническими заболеваниями по путевкам "мать и дитя", расширение сети санаторно-курортных учреждений для совместного пребывания детей с родителями (законными представителями)".

5. "Меры по формированию культуры здорового питания детей и подростков, обеспечению качества и режима питания как залога здоровья ребенка: организация просветительской работы с использованием специальных обучающих программ, средств массовой коммуникации, включая интернет-технологии, социальную рекламу, по формированию культуры здорового питания, осуществление мер по совершенствованию системы обеспечения качественным горячим питанием воспитанников дошкольных учреждений и обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования, обеспечение регулярных проверок качества питания в образовательных, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях, организация особого контроля за обеспечением качественным питанием больных детей, страдающих социально значимыми заболеваниями"22.

При этом Национальная стратегия определила "ожидаемые результаты:

– снижение показателей младенческой и детской смертности;

– снижение случаев ранней беременности и абортов у несовершеннолетних девушек;

– доступность и своевременность для всех категорий детей качественных профилактических и медицинских услуг, средств лечения болезней и восстановления здоровья;

– получение комплексных медицинских услуг детьми с особыми потребностями, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми, проживающими в труднодоступных местностях;

– гарантированное обеспечение детской медицины всеми необходимыми лекарствами и медицинским оборудованием;

– увеличение числа образовательных учреждений, внедривших здоровьесберегающие технологии обучения, технологии "школа здоровья", являющихся территориями, свободными от табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков;

– сокращение числа детей и подростков, употребляющих табачную и алкогольную продукцию, наркотики, психотропные и другие токсические вещества.

– сокращение числа детей и подростков с ВИЧ-инфекциями, вирусными гепатитами B и C, туберкулезом, в том числе получивших их в медицинских учреждениях;

– наличие доступной развитой сети учреждений, включая телефоны доверия, консультирование в режиме "онлайн", оказывающих помощь детям и подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

– сокращение числа подростковых суицидов;

– доступность физкультурно-спортивной, туристической инфраструктуры для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей;

– увеличение доли детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом;

– доступность отдыха и оздоровления для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей;

– обеспечение детей качественным и здоровым питанием как в семье, так и в образовательных, медицинских и оздоровительных учреждениях"23.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.. Заключение

Исходя из проведенного нами анализа к функциональным элементам направления государственной политики отнесены её цель и задачи, которые могут подвергаться определённой коррекции, например, в связи с улучшением социально-экономической ситуации в обществе или научными достижениями в совершенствовании организационных, лечебно-профилактических технологий и т.п.

Нами определено, что целью государственной политики в области охраны здоровья детей является обеспечение права каждого ребёнка на жизнь и охрану здоровья на основе правового регулирования общественных отношений в интересах детей в современных социально-экономических условиях.

Содержание  задач государственной политики, как и обоснованной выше цели, отражает существующую или прогнозируемую проблемную ситуацию, решение которой всегда зависит от наличия соответствующих правовых механизмов. Нами проведён анализ отечественных нормативных правовых актов, по итогам которого определён комплекс первоочередных задач государственной политики в области охраны здоровья детей, отражающий текущую проблемную ситуацию, обусловливающую неблагоприятные изменения в состоянии здоровья детей.

По результатам  проведённого анализа государственной политики в сфере охраны здоровья детей можно сделать следующие выводы:

1. Федеральные  нормативные правовые акты и  официальные документы, раскрывающие  деятельность высших институтов  государственной власти, ответственных  за охрану здоровья детей, а также международные документы по правам ребёнка являются адекватной эмпирической базой исследования государственной политики в области охраны здоровья детей.

2. В начале XXI века стратегия детского здравоохранения в России эволюционировала от принятия преимущественно подзаконных актов (указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и т.п.), предусматривавших решение проблем детства в основном в рамках сектора здравоохранения, в направлении придания сфере охраны здоровья детей статуса предмета государственной политики как механизма регулирования общественных отношений в интересах охраны здоровья детей и её законодательного закрепления в качестве самостоятельного правового института.

3. Государственная политика в области охраны здоровья детей определяется как самостоятельное, законодательно закреплённое приоритетное  направление во внутренней политике, обеспечивающее целенаправленное регулирование общественных отношений для полного осуществления права каждого ребёнка на охрану здоровья.

В системном  плане государственная политика в области охраны здоровья детей есть часть подсистемы «общество», представляющая в ней интересы объекта «ребёнок».

4. Охрана здоровья детей является сферой государственной деятельности, выходящей за рамки предметного поля социальной политики. Предметом последней является социальное неравенство людей в их доступе к социальным благам, в том числе к средствам сохранения здоровья, в то время как отношения между детской и остальной частью населения – есть естественное неравенство, которое, соответственно, не может быть предметом социальной политики. Действующие нормативные правовые акты, регулирующие социальную политику, обеспечивают права детей на охрану здоровья. Обоснованное перемещение проблем охраны здоровья детей из предметного поля социальной политики в сферу самостоятельного направления государственной политики в области охраны здоровья детей актуализирует дальнейшее углубленное междисциплинарное изучение эволюции и функционирования сложной системы «здоровье ребёнка – общество».

Информация о работе Правовые основы государственной политики в сфере охраны здоровья детей