Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 19:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ условий и факторов формирования государственной политики в сфере охраны здоровья детей, обоснование её структуры и функционирования.
Для реализации цели анализа были поставлены следующие задачи:
1. Изучить государственную стратегию в сфере охраны здоровья детей в современной России.
2. Проанализировать подходы государственной политики в сфере охраны здоровья детей.
3. Выявить и проанализировать объективные предпосылки выделения государственной политики в сфере охраны здоровья детей в качестве самостоятельного направления деятельности для обеспечения прав детей.
4. Изучить и систематизировать правовые основы формирования государственной политики в сфере охраны здоровья детей.
1. Введение 3
2. Основные правовые термины.
3. Государственная политика в сфере охраны здоровья детей: основной принцип – профилактика. 6
4. Правовые основы государственной политики в сфере охраны здоровья детей. 7
4.1. Цели, принципы государственной политики в сфере охраны здоровья детей. Полномочия органов государственной власти в Российской Федерации 7
4.2. Основные принципы охраны здоровья граждан. Приоритетность принципа охраны здоровья детей 9
4.3. Направления развития основ государственной политики в сфере охраны здоровья детей 14
5. Заключение 20
6. Список использованных источников информации 23
2. Формирование и реализация федеральных целевых программ защиты прав ребенка и поддержки детства и определение ответственных за исполнение таких программ органов, учреждений и организаций;
3. Установление порядка судебной защиты и судебная защита прав и законных интересов ребенка;
4. Исполнение международных обязательств Российской Федерации и представительство интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относится реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов, организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время).
В целях обеспечения
прав детей на охрану здоровья, в
порядке, установленном
Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации путем исполнения мероприятий по обеспечению профессиональной ориентации, профессиональной подготовки детей, достигших возраста 14 лет6.
Защита прав детей на отдых и оздоровление включает мероприятия, которые органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей. Органы государственной власти Российской Федерации могут осуществлять дополнительное финансирование мероприятий по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление.
4.2. Основные принципы охраны здоровья граждан. Приоритетность принципа охраны здоровья детей
Предложенные законодателем принципы охраны здоровья представляют собой сформулированные в его нормах основополагающие идеи, определяющие процессы формирования и реализации их на любом этапе.
Предварительно следует сказать, что принципы охраны здоровья граждан содержали "Основы законодательства" 1993 года. Однако закрепленные принципы в основном носили декларативный характер и не получали особого развития по тексту нормативного акта. Фактически основные идеи находят воплощение в конкретных положениях Федерального закона от 21.11.2011 № 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"7, в котором принципы раскрываются и в большей степени детализируются, что способствует их надлежащей реализации. Кроме того, законодатель сформулировал совершенно новые принципы.
К основным принципам охраны здоровья граждан отнесены:
приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
К совершенно новым из указанного перечня принципам охраны здоровья законодатель отнес приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей, недопустимость отказа в оказании медицинской помощи, соблюдение врачебной тайны.
Из списка дополнений принципиальное значение для эффективного обеспечения здоровья детей имеет принцип "приоритета охраны здоровья детей". Указанный принцип является "новеллой" законодательства об охране здоровья и одновременно показывает развитие конституционных постулатов, касающихся защиты детей.
Прежде всего, в рамках раскрытия сущности России как социального государства предусматривается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. При этом материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Следовательно, государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
Обеспечение интересов детей также находится в спектре государственной политики в здравоохранении. При отражении вопросов реализации приоритета права детей на охрану здоровья следует в первую очередь выделить международно-правовые акты, являющиеся, как известно, "составной частью правовой системы Российской Федерации"9.
Большое значение для охраны здоровья детей имеют международные акты в области прав человека. В частности, нормы Конвенции о правах ребенка, действующей в нашей стране с 1990 года, основываясь на незыблемости права детей на особую заботу и помощь, на признании необходимости защиты и содействия семье, предписывают, что государства-участники:
1. Обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка;
2. Признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья;
3. Принимают необходимые меры для: снижения уровней смертности младенцев и детской смертности; обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи; борьбы с болезнями и недоеданием, и т.д.;
4. Признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством;
5. Признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и в случае необходимости оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем10.
Отечественные нормативные акты в сфере обеспечения охраны здоровья ребенка определяют взаимодействие трех сфер деятельности: здравоохранения, обеспечения прав ребенка и политики как функции власти.
Основным документом о правах детей в России является Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"11, который определяет установление и соблюдение минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей, обеспечение прав детей на охрану здоровья, защиту прав детей на отдых и оздоровление, защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью и развитию.
Статья 10 указанного закона предписывает "органам власти различных уровней осуществлять в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, включающей профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, санаторно-курортное лечение детей"12.
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Права ребенка также закреплены в Гражданском кодексе РФ и Семейном кодексе РФ.
Долгосрочные перспективы развития государства предусматривают реализацию конкретных приоритетных направлений в сфере охраны здоровья детей.
В "Концепции демографической политики России на период до 2025 года", утвержденной Указом Президента РФ от 09.10.2007 № 1351, отмечается, что "одной из главных задач являются сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, а также создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни"13.
В качестве основных направлений оказания детям бесплатной медицинской помощи названы: профилактика заболеваний; медицинская диагностика заболеваний; лечебно-оздоровительная работа, в том числе диспансерное наблюдение; медицинская реабилитация детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями; санаторно-курортное лечение детей.
В последнее время в основу государственной политики положена система раннего выявления нарушений здоровья и развития детей.
Начальным, основным, этапом в рамках обеспечения права детей на медицинскую помощь в рамках реализации приоритетной охраны здоровья детей является амбулаторно-поликлиническая помощь, важное значение которой было признано со стороны органов управления здравоохранением еще в конце 1990-х годов.
В этой связи следует выделить Приказ Минздрава России от 05.05.1999 № 154 "О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста"14, который в рамках совершенствования системы оказания медицинской помощи детям утвердил "Инструкцию об организации амбулаторно-поликлинической помощи детям подросткового возраста", в соответствии с которым "амбулаторно-поликлинические и больничные учреждения государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения предоставляют детям различные виды необходимой медицинской помощи:
Кроме того, Приказом
Минздравсоцразвития России от 03.03.2011
№ 162н "О проведении диспансеризации
пребывающих в стационарных учреждениях
детей-сирот и детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации"16 определен порядок проведения медицинскими организациями,
участвующими в реализации территориальных
программ государственных гарантий оказания
гражданам РФ бесплатной медицинской
помощи, диспансеризации пребывающих
в стационарных учреждениях детей-сирот
и детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации, который выделяет профилактическое
направление медицины, включающее принятие
мер по таким основным направлениям, как:
1) укрепление
материально-технической базы
2) регулярное проведение вакцинации детей;
3) раннее выявление у подростков задержки полового созревания;
4) правильно
организованное и рациональное
питание грудных детей, а
В сфере обеспечения прав детей на охрану здоровья в рамках профилактических мероприятий можно выделить также иммунопрофилактику. Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"17 является продолжением мероприятий по охране детства, закрепленных в положениях Конституции РФ, и развивает нормы Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"18, в котором охрана здоровья детей зафиксирована в качестве одного из основных компонентов государственной политики в интересах детей.
В целом практика реализации программ различного уровня будет способствовать решению стратегических государственных задач по снижению роста заболеваемости и смертности, улучшению демографической ситуации в ближайшей перспективе.
Информация о работе Правовые основы государственной политики в сфере охраны здоровья детей