Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 19:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ условий и факторов формирования государственной политики в сфере охраны здоровья детей, обоснование её структуры и функционирования.
Для реализации цели анализа были поставлены следующие задачи:
1. Изучить государственную стратегию в сфере охраны здоровья детей в современной России.
2. Проанализировать подходы государственной политики в сфере охраны здоровья детей.
3. Выявить и проанализировать объективные предпосылки выделения государственной политики в сфере охраны здоровья детей в качестве самостоятельного направления деятельности для обеспечения прав детей.
4. Изучить и систематизировать правовые основы формирования государственной политики в сфере охраны здоровья детей.
1. Введение 3
2. Основные правовые термины.
3. Государственная политика в сфере охраны здоровья детей: основной принцип – профилактика. 6
4. Правовые основы государственной политики в сфере охраны здоровья детей. 7
4.1. Цели, принципы государственной политики в сфере охраны здоровья детей. Полномочия органов государственной власти в Российской Федерации 7
4.2. Основные принципы охраны здоровья граждан. Приоритетность принципа охраны здоровья детей 9
4.3. Направления развития основ государственной политики в сфере охраны здоровья детей 14
5. Заключение 20
6. Список использованных источников информации 23
На фоне снижения инфекционной заболеваемости отмечается рост практически всех классов неинфекционных болезней (болезни органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, нервной системы и органов чувств, мочеполовой системы и др.). В настоящее время доказана тесная связь неинфекционных заболеваний, дающих около 70% смертей в мире, с условиями и образом жизни людей. Более того, установлена возможность их эффективной профилактики при контроле наиболее известных факторов риска. Профилактические меры, принимаемые в масштабах всего населения, могут обеспечить более 50% успеха.
В этих условиях результат сравнительно недолгой работы Центров здоровья свидетельствует об их эффективности. По данным Минздрава России в 2011 году всего в Центры здоровья обратились 3882,2 тысячи человек, из них здоровыми признаны только 25,6% (и это притом, что Центры ориентированы в основном на людей, считающих себя здоровыми). Различные факторы риска развития заболеваний выявлены у 72,2% обратившихся. Около полутора миллиона человек (38,4%) направлены для консультации и лечения к врачам-специалистам амбулаторно-поликлинических учреждений и в стационары.
В Центрах здоровья для детей за этот период прошли комплексное обследование 961,8 тысяч детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно. Из них только 32,2% были признаны здоровыми, у 67,0% детей выявлены факторы риска развития заболеваний.
Выявив факторы риска, специалисты Центра дают советы, как их скорректировать, при необходимости, направляют для своевременного лечения.
В целях раннего выявления отклонений в состоянии здоровья и своевременного лечения заболеваний у детей было принято очень важное решение о проведении с 2011 года в рамках программы модернизации здравоохранения углубленной диспансеризации детей подросткового возраста (14-летних). Особое внимание – репродуктивному здоровья подростков. И это не случайно. Состояние репродуктивного здоровья молодежи напрямую связано с динамикой демографических процессов. Статистические данные свидетельствуют о негативных тенденциях репродуктивного здоровья современных подростков. Так, по данным профилактических осмотров гинекологические заболевания выявляются у каждой шестой девочки-подростка. Распространенность воспалительных гинекологических заболеваний за последние 5 лет выросла почти в 2 раза. Около 60% заболеваний у юношей в возрасте 14-17 лет могут представлять в будущем реальную угрозу их бесплодия. Свойственное молодым людям стремление к риску, экспериментированию с ранним началом сексуальных отношений в условиях роста распространения ВИЧ/СПИД, заболеваний, передающихся половым путем, распространения наркотиков, создает реальную угрозу жизни и здоровью подростков, здоровью их будущих детей.
В целях раннего
выявления нарушений
По данным Минздрава России в 2011 году прошли углубленную диспансеризацию 1 149 873 подростков в возрасте 14 лет. Практически здоровыми были признаны только 16,4% детей, во второй группе здоровья (функциональные нарушения) состоят 54,3%, третьей (хронические заболевания) – 24,2%, четвертой и пятой (инвалидизирующие заболевания) – 5,1% детей. Необходимость и эффективность углубленных профилактических осмотров подтверждает высокий уровень впервые выявленных заболеваний – 57%. В структуре этих заболеваний лидируют болезни эндокринной системы – 20%, органов дыхания – 14,4%, костно-мышечной системы и соединительной ткани – 13,8%. Около 13% вновь выявленных заболеваний связаны с нарушениями репродуктивной функции.
Приоритетом проводимой в настоящее время модернизации здравоохранения, в том числе и деятельности Центров здоровья, является снижение показателей основных причин заболеваний. В числе основных факторов риска для их формирования – табачная, алкогольная и наркотическая зависимости.
Россия – не самая благополучная страна по этим показателям. По состоянию на 2007 год она являлась лидером в потреблении табака и алкоголя в мире, в том числе среди молодежи. По данным исследований Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), проведенных в тот период, в России курили почти 40% населения, в том числе 53% юношей и 28% девушек среди старшеклассников и студентов. Это самый высокий показатель распространенности курения в странах, где проводились исследования. Около 80% населения, в том числе беременные женщины и дети, ежедневно подвергаются пассивному курению. Такая ситуация требовала принятия неотложных мер. В 2008 году Россия ратифицировала Конвенцию ВОЗ по борьбе против табака и приступила к ее последовательной реализации. Введены предупредительные надписи о вреде табака на сигаретных пачках. Разработана и утверждена национальная Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 гг.. , согласно которой предполагается снизить потребление табака в России до 2015 года на 10-15%. Подготовлен проект федерального закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака». Сегодня потребление табака – ведущая причина смерти в мире, которую можно предотвратить.
С 2009 года в стране
реализуется Концепция
С 2010 года действует
Стратегия государственной
Залогом здоровья и долголетия является сбалансированное рациональное питание на всех этапах жизни, начиная с рождения. Программным документом, определяющим данное профилактическое направление, являются утвержденные в 2010 году «Основы государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2020 года» . Особенно актуальна эта проблема для беременных женщин, грудных детей, школьников.
В рамках приоритетного
национального проекта «
Учитывая значимую роль физической активности в сохранении и укреплении здоровья, в 2009 году была утверждена «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года». При этом числе основных направлений определена разработка системы физического воспитания и развития человека в различные периоды его жизни, в первую очередь подрастающего поколения.
Дальнейшему развитию профилактической направленности здравоохранения и здоровому образу жизни способствует принятый в 2011 году Федеральный закон № 323 – ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». Впервые на законодательном уровне закреплен приоритет профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья, и их ключевой элемент – формирование здорового образа жизни у населения.
Указом Президента
Российской Федерации от 07.05.2012 № 598
«О совершенствовании
Безусловно, универсальный рецепт достижения результатов – плановая, системная работа. И здесь важно взаимодействие всех структур общества: органов государственной власти, ведомств, образовательных учреждений, средств массовой информации, общественных объединений. Но центром воспитания должна оставаться семья, где личный пример родителей является основной «школой здоровья» для ребенка.
Таким образом, в Российской Федерации последовательно, на межведомственной основе, реализуется масштабная национальная профилактическая программа, ориентированная, прежде всего на подрастающее поколение. Создана и продолжает развиваться правовая база по формированию здорового образа жизни, как стратегического приоритета государственной политики в сфере охраны здоровья населения России.
Как следствие, постепенно здоровый образ жизни входит в число ценностей жителей страны, люди стали задумываться о своем здоровье и здоровье своих детей, последствиях пагубных привычек: отмечается снижение потребления алкоголя (с 18 до 14,96 литров на одного человека в год с 2008 по 2010 года соответственно), на 9,1% снизилась доля курящих граждан. По данным проведенных опросов 24% хотят избавиться от курения, 10% хотят полностью отказаться от употребления алкогольных напитков, растет число граждан, мотивированных на ведение здорового образа жизни (31% в 2011 году против 28% в 2010 году).
За 5 лет общая смертность населения уменьшилась более чем на 11%, в том числе от основных причин смертности: инсультов – на 28%, ишемической болезни сердца – на 9%. За период с 2009 по 2011 годы удалось снизить количество смертей от случайных отравлений алкоголем на 45,1%, от передозировки наркотиками – на 16,6%. Средняя продолжительность жизни выросла в 2011 году до 70,3 лет ( у мужчин – 64,3, женщин – 76,1), тогда, как в 2007 году она составляла всего 67,5 лет (у мужчин – 61,4, женщин – 73,9).
Дальнейшее развитие активной консолидированной деятельности на национальном, региональном и глобальных уровнях будет способствовать эффективному решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детского населения – главного богатства нашего общества.
4. Основы государственной политики в сфере охраны здоровья детей.
4.1. Цели, принципы государственной политики в сфере охраны здоровья детей. Полномочия органов государственной власти в Российской Федерации
Целями государственной политик
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах:
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации включают:
1. Установление основ федеральной политики в интересах детей;
выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности;
Информация о работе Правовые основы государственной политики в сфере охраны здоровья детей