Правовые основы государственной политики в сфере охраны здоровья детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ условий и факторов формирования государственной политики в сфере охраны здоровья детей, обоснование её структуры и функционирования.
Для реализации цели анализа были поставлены следующие задачи:
1. Изучить государственную стратегию в сфере охраны здоровья детей в современной России.
2. Проанализировать подходы государственной политики в сфере охраны здоровья детей.
3. Выявить и проанализировать объективные предпосылки выделения государственной политики в сфере охраны здоровья детей в качестве самостоятельного направления деятельности для обеспечения прав детей.
4. Изучить и систематизировать правовые основы формирования государственной политики в сфере охраны здоровья детей.

Содержание

1. Введение 3
2. Основные правовые термины.
3. Государственная политика в сфере охраны здоровья детей: основной принцип – профилактика. 6
4. Правовые основы государственной политики в сфере охраны здоровья детей. 7
4.1. Цели, принципы государственной политики в сфере охраны здоровья детей. Полномочия органов государственной власти в Российской Федерации 7
4.2. Основные принципы охраны здоровья граждан. Приоритетность принципа охраны здоровья детей 9
4.3. Направления развития основ государственной политики в сфере охраны здоровья детей 14
5. Заключение 20
6. Список использованных источников информации 23

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 231.50 Кб (Скачать документ)

 

На фоне снижения инфекционной заболеваемости отмечается рост практически всех классов неинфекционных болезней (болезни органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, нервной  системы и органов чувств, мочеполовой  системы и др.). В настоящее  время доказана тесная связь неинфекционных заболеваний, дающих около 70% смертей в мире, с условиями и образом жизни людей. Более того, установлена возможность их эффективной профилактики при контроле наиболее известных факторов риска. Профилактические меры, принимаемые в масштабах всего населения, могут обеспечить более 50% успеха.

 

В этих условиях результат сравнительно недолгой работы Центров здоровья свидетельствует  об их эффективности. По данным Минздрава  России в 2011 году всего в Центры здоровья обратились 3882,2 тысячи человек, из них здоровыми признаны только 25,6% (и это притом, что Центры ориентированы в основном на людей, считающих себя здоровыми). Различные факторы риска развития заболеваний выявлены у 72,2% обратившихся. Около полутора миллиона человек (38,4%) направлены для консультации и лечения к врачам-специалистам амбулаторно-поликлинических учреждений и в стационары.

 

В Центрах здоровья для детей за этот период прошли комплексное обследование 961,8 тысяч  детей в возрасте от 0 до 17 лет  включительно. Из них только 32,2% были признаны здоровыми, у 67,0% детей выявлены факторы риска развития заболеваний.

 

Выявив факторы  риска, специалисты Центра дают советы, как их скорректировать, при необходимости, направляют для своевременного лечения.

 

В целях раннего  выявления отклонений в состоянии здоровья и своевременного лечения заболеваний у детей было принято очень важное решение о проведении с 2011 года в рамках программы модернизации здравоохранения углубленной диспансеризации детей подросткового возраста (14-летних). Особое внимание – репродуктивному здоровья подростков. И это не случайно. Состояние репродуктивного здоровья молодежи напрямую связано с динамикой демографических процессов. Статистические данные свидетельствуют о негативных тенденциях репродуктивного здоровья современных подростков. Так, по данным профилактических осмотров гинекологические заболевания выявляются у каждой шестой девочки-подростка. Распространенность воспалительных гинекологических заболеваний за последние 5 лет выросла почти в 2 раза. Около 60% заболеваний у юношей в возрасте 14-17 лет могут представлять в будущем реальную угрозу их бесплодия. Свойственное молодым людям стремление к риску, экспериментированию с ранним началом сексуальных отношений в условиях роста распространения ВИЧ/СПИД, заболеваний, передающихся половым путем, распространения наркотиков, создает реальную угрозу жизни и здоровью подростков, здоровью их будущих детей.

 

В целях раннего  выявления нарушений репродуктивной сферы в рамках углубленной диспансеризации 14-летних подростков перечень врачей-специалистов, проводящих традиционные профилактические осмотры школьников (педиатр, хирург, офтальмолог, оториноларинголог, невролог, эндокринолог) дополнен детскими гинекологом и урологом-андрологом, включены диагностические исследования органов репродуктивной сферы. Раннее выявление отклонений в состоянии здоровья позволит своевременно начать лечение.

 

По данным Минздрава  России в 2011 году прошли углубленную  диспансеризацию 1 149 873 подростков в  возрасте 14 лет. Практически здоровыми были признаны только 16,4% детей, во второй группе здоровья (функциональные нарушения) состоят 54,3%, третьей (хронические заболевания) – 24,2%, четвертой и пятой (инвалидизирующие заболевания) – 5,1% детей. Необходимость и эффективность углубленных профилактических осмотров подтверждает высокий уровень впервые выявленных заболеваний – 57%. В структуре этих заболеваний лидируют болезни эндокринной системы – 20%, органов дыхания – 14,4%, костно-мышечной системы и соединительной ткани – 13,8%. Около 13% вновь выявленных заболеваний связаны с нарушениями репродуктивной функции.

 

Приоритетом проводимой в настоящее время модернизации здравоохранения, в том числе  и деятельности Центров здоровья, является снижение показателей основных причин заболеваний. В числе основных факторов риска для их формирования – табачная, алкогольная и наркотическая зависимости.

 

Россия –  не самая благополучная страна по этим показателям. По состоянию на 2007 год она являлась лидером в  потреблении табака и алкоголя в  мире, в том числе среди молодежи. По данным исследований Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), проведенных в тот период, в России курили почти 40% населения, в том числе 53% юношей и 28% девушек среди старшеклассников и студентов. Это самый высокий показатель распространенности курения в странах, где проводились исследования. Около 80% населения, в том числе беременные женщины и дети, ежедневно подвергаются пассивному курению. Такая ситуация требовала принятия неотложных мер. В 2008 году Россия ратифицировала Конвенцию ВОЗ по борьбе против табака и приступила к ее последовательной реализации. Введены предупредительные надписи о вреде табака на сигаретных пачках. Разработана и утверждена национальная Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 гг.. , согласно которой предполагается снизить потребление табака в России до 2015 года на 10-15%. Подготовлен проект федерального закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака». Сегодня потребление табака – ведущая причина смерти в мире, которую можно предотвратить.

 

С 2009 года в стране реализуется Концепция государственной  политики по снижению масштабов злоупотребления  алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма. Предусмотрены меры, направленные на установление запрета на рекламу алкогольной продукции. Ужесточена ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним детям.

 

С 2010 года действует  Стратегия государственной антинаркотической  политики до 2020 года. В конце 2011 года в деятельность Центров здоровья были внесены изменения: всем обратившимся предоставлена возможность пройти добровольное двухэтапное тестирование на выявление фактов употребления наркотических и психоактивных веществ (первый этап – опрос, второй – исследование биологических сред организма при выявлении подозрений на факты употребления наркотических средств и психоактивных веществ).

 

Залогом здоровья и долголетия является сбалансированное рациональное питание на всех этапах жизни, начиная с рождения. Программным  документом, определяющим данное профилактическое направление, являются утвержденные в 2010 году «Основы государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2020 года» . Особенно актуальна эта проблема для беременных женщин, грудных детей, школьников.

 

В рамках приоритетного  национального проекта «Образование»  в 2008 – 2011 годах в 44 субъектах Российской Федерации был успешно реализован экспериментальный проект по совершенствованию  организации школьного питания. В соответствии с поручением Президента РФ по его итогам разработана Концепция государственного стандарта питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. В настоящее время региональными органами государственной власти разрабатываются соответствующие планы поэтапной реализации Концепции с введением двухразового питания и созданием условий для охвата питанием 100% нуждающихся учащихся.

 

Учитывая значимую роль физической активности в сохранении и укреплении здоровья, в 2009 году была утверждена «Стратегия развития физической куль­туры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года». При этом числе основных направлений определена разработка системы физического воспитания и развития человека в различные периоды его жизни, в первую очередь подрастающего поколения.

 

Дальнейшему развитию профилактической направленности здравоохранения  и здоровому образу жизни способствует принятый в 2011 году Федеральный закон  № 323 – ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». Впервые на законодательном уровне закреплен приоритет профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья, и их ключевой элемент – формирование здорового образа жизни у населения.

 

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной  политики в сфере здравоохранения» Правительству Российской Федерации поручено, совместно с органами исполнительной власти субъектов, обеспечить дальнейшую работу, направленную на реализацию мероприятий по формированию здорового образа жизни, включая популяризацию культуры здорового питания, спортивно-оздоровительных программ, профилактику алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака.

 

Безусловно, универсальный  рецепт достижения результатов –  плановая, системная работа. И здесь  важно взаимодействие всех структур общества: органов государственной власти, ведомств, образовательных учреждений, средств массовой информации, общественных объединений. Но центром воспитания должна оставаться семья, где личный пример родителей является основной «школой здоровья» для ребенка.

 

Таким образом, в Российской Федерации последовательно, на межведомственной основе, реализуется  масштабная национальная профилактическая программа, ориентированная, прежде всего  на подрастающее поколение. Создана  и продолжает развиваться правовая база по формированию здорового образа жизни, как стратегического приоритета государственной политики в сфере охраны здоровья населения России.

 

Как следствие, постепенно здоровый образ жизни  входит в число ценностей жителей  страны, люди стали задумываться о своем здоровье и здоровье своих детей, последствиях пагубных привычек: отмечается снижение потребления алкоголя (с 18 до 14,96 литров на одного человека в год с 2008 по 2010 года соответственно), на 9,1% снизилась доля курящих граждан. По данным проведенных опросов 24% хотят избавиться от курения, 10% хотят полностью отказаться от употребления алкогольных напитков, растет число граждан, мотивированных на ведение здорового образа жизни (31% в 2011 году против 28% в 2010 году).

 

За 5 лет общая смертность населения уменьшилась более чем на 11%, в том числе от основных причин смертности: инсультов – на 28%, ишемической болезни сердца – на 9%. За период с 2009 по 2011 годы удалось снизить количество смертей от случайных отравлений алкоголем на 45,1%, от передозировки наркотиками – на 16,6%. Средняя продолжительность жизни выросла в 2011 году до 70,3 лет ( у мужчин – 64,3, женщин – 76,1), тогда, как в 2007 году она составляла всего 67,5 лет (у мужчин – 61,4, женщин – 73,9).

 

Дальнейшее  развитие активной консолидированной деятельности на национальном, региональном и глобальных уровнях будет способствовать эффективному решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детского населения – главного богатства нашего общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Основы государственной политики в сфере охраны здоровья детей.

 

 

4.1. Цели, принципы государственной политики в сфере охраны здоровья детей. Полномочия органов государственной власти в Российской Федерации

 

Целями государственной политики в интересах детей являются5:

 

    • Осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
    • Формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
    • Содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры;
    • Защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

 

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах:

    • Законодательное обеспечение прав ребенка;
    • Поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
    • Ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
    • Поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

 

Полномочия  органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации включают:

 

1. Установление основ федеральной политики в интересах детей;

выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности;

Информация о работе Правовые основы государственной политики в сфере охраны здоровья детей