Предполагаемая характеристика «Консультационного центра», способного обеспечить психолого-социальное сопровождение планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:56, курсовая работа

Описание

Ценностный подход к семье как к социокультурному явлению осуществим в рамках социологии. Семья включена в рассмотрение многих наук - философии, психологии, этики, демографии, сексологии (список можно продолжить). Социология видит семью как особую целостность, и эта ее заинтересованность в исследовании семьи как целого, как системы ставит социологию в особое к ней отношение, ибо системное, целостное рассмотрение предполагает интеграцию всех знаний о семье, а не выделение своего (наряду с другими) аспекта.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1.Семья: сущность, структура, функции………………………...7
1.1 Определения семьи…………………………………………....7
1.2 Типология семейных структур………………………………….10
1.3 Функции семьи………………………………………….……13
1.4 Положение молодежи в современной России……………...19
1.5 Планирование семьи, как социальная технология реализации репродуктивных прав человека…………………………....23
Глава 2.Изучение информированности молодёжи о видах помощи по планированию семьи……………………………………………...30
Глава 3. Предполагаемая характеристика «Консультационного центра», способного обеспечить психолого-социальное сопровождение планирования семьи……………………………………………....43
3.1 Нормативно – правовые документы………………………...43
3.2 Права клиента……………………………………………..….45
3.3 Профилактическая деятельность «Консультационного центра» в области планирования семьи…………………………...…….52
3.4 Программы по вовлечению мужчин. Цели и подходы….....57
Заключение...……………………………………………………..……61
Литература……………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 101.19 Кб (Скачать документ)

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1.Семья: сущность, структура, функции………………………...7

1.1 Определения  семьи…………………………………………....7

1.2 Типология  семейных структур………………………………….10

1.3 Функции семьи………………………………………….……13          

1.4 Положение  молодежи в современной России……………...19

1.5 Планирование  семьи, как социальная технология  реализации                                                   репродуктивных прав человека…………………………....23

Глава 2.Изучение информированности молодёжи о видах  помощи по                      планированию семьи……………………………………………...30

Глава 3. Предполагаемая характеристика «Консультационного центра»,            способного обеспечить психолого-социальное сопровождение планирования семьи……………………………………………....43        

3.1 Нормативно  – правовые документы………………………...43       

  3.2 Права клиента……………………………………………..….45

3.3 Профилактическая  деятельность «Консультационного  центра» в  области планирования семьи…………………………...…….52        

3.4 Программы  по вовлечению мужчин. Цели и  подходы….....57

Заключение...……………………………………………………..……61

Литература…………………………………………………………..…66

Приложение 1……………………………………………..…………..68

Приложение 2…………………………………………………...…….74

Введение.

Психолого-социальное сопровождение планирования семьи

Семья – это  сложное социальное образование, как  отмечает Е.И.Холостова «семья –  это общество в миниатюре, от целостности  и надежности которого, зависит безопасность всего человечества». [27,с.138] 

«Общество в  миниатюре» необходимо изучать. Необходим  поиск новых подходов к раскрытию  семейной проблематики. Один из таких  подходов - ценностный. Суть его заключается  в том, чтобы рассмотреть семью  как ценность, выработанную человечеством, осознать реальную достижимость этой ценности уже сегодня и предвидеть ее дальнейшее распространение в качестве составляющей прогресса.

Ценностный подход к семье как к социокультурному явлению осуществим в рамках социологии. Семья включена в рассмотрение многих наук - философии, психологии, этики, демографии, сексологии (список можно продолжить). Социология видит семью как особую целостность, и эта ее заинтересованность в исследовании семьи как целого, как системы ставит социологию в  особое к ней отношение, ибо системное, целостное рассмотрение предполагает интеграцию всех знаний о семье, а  не выделение своего (наряду с другими) аспекта.

По сравнению  с 90 – ми годами, сейчас внимание к проблемам семьи и брака увеличилось. Политическая ситуация 90-х дала резкий сбой в семейной и демографической политиках, что в свою очередь привело к началу снижения численности населения. По данным Госкомстата РФ за 1992-1999 гг. население России сократилось на 2,8 млн. человек. За 1999г. население России сократилось почти на 785 тыс. человек. [11]

В ближайшие  десятилетия уменьшение численности  населения России будет продолжаться. Все имеющиеся прогнозы дают удручающую картину. Так, согласно последнему прогнозу ООН (1998г.), к 2050 г. население России по среднему варианту составит примерно 121,3 млн.человек, согласно же худшему  варианту – 102,5 млн.человек.  [11]

Динамика рождаемости, ее кратковременные и особенно длительные колебания, ярче многих других демографических  процессов отражают неблагоприятные  явления в жизни семьи, несут  на себе печать ее кризиса. Ведь деторождение – это важнейшая социальная функция  семьи, которая прежде прочих начинает трансформироваться в ходе ее исторических изменений. В России снижение рождаемости  началось более ста лет назад. Но особенно стремительно этот процесс  проходил именно в последние четыре десятилетия, когда созрели все  социально- экономические предпосылки  отмирания репродуктивной функции  семьи, да и самой семьи как  социального института.

Кризис семьи  и воспроизводства населения  является ценностным кризисом общественного  устройства, для которого сиюминутные  интересы (излечение прибыли, получение  каких-то иных преимуществ экономического или неэкономического характера) стоят  выше интересов его собственного самосохранения.      

 Семейные  ценности больше не укрепляются  и не воспроизводятся современной  цивилизацией с ее акцентом  на отдельную личность, на стремление  якобы «освободить» личность  от любых связей, которые «ограничивают»  ее самореализацию, в том числе  и от связей семейных. Современное  общество размывает семейные  ценности, подвергает их коррозии, ставя, в конечном счете, под  угрозу свое собственное существование.  И именно это фундаментальное  противоречие индустриального  общества, которое, с одной стороны, не может существовать без семьи, без воспроизводства населения, а с другой – не имеет имманентных механизмов реализации этой экзистенциальной потребности, определяет необходимость проведения семейной и демографической политики направленной на повышение значимости семь для молодёжи.  [5,с.273-275]      

 Многие учёные  изучали и анализировали проблемы  семьи. Истоки решения проблем  связанных с семьёй восходят  к философской мудрости Платона  (диалоги «Государство», «Законы», «Пир»), Аристотеля («Политика»), Ксенофонта («Домострой»). Во второй половине XIX века проблемы семьи изучали  такие известные учёные в социологии, как М.М Ковалевский, П.А. Сорокин, В.С. Соловьёв.  Имеются  психологические, социологические, антропологические, биологические и культурологические исследования  таких авторов, как Л.А. Файнберг, Ю.И. Семёнов, Д.Д. Фрэзер, А.С. Спиваковской, В.Р. Дольник, В.В. Дружинин, А.И. Антонов, В.М. Медков, и других известных специалистов. Эмоциональные отношения многосторонне изучались Л.Я. Гозманом, значимые отношения – 

А.А. Кроник и  Е.А. Кроник. М Фуко изучались супружеские  узы и искусство жить в браке. Много достигнуто на данном поприще, но теперь появилась необходимость  донести эту информацию до тех, кому она действительно нужна –  молодёжи, которая только собирается вступить в семейные отношения.

Цель данной  работы: проанализировать степень информированности студентов ВУЗов Санкт-Петербурга о репродуктивном здоровье планировании семьи и о психолого-социальном  сопровождении в планировании семьи в рамках «Консультационного центра».Дать характеристику «Консультационного центра», способного обеспечить психолого-социальное сопровождение планирования семьи.

Задачи :

·        Анализ научной литературы;

·        Характеристика содержания психолого-социальной работы с семьёй.

·         Проведение эмпирического исследования на тему: «Информированности молодых людей о репродуктивном здоровье планировании семьи и о психолого-социальном  сопровождении в Планировании Семьи»

·         Выработка возможных направлений деятельности

«Консультационных центров»

Методы:

ü Общенаучные ( анализ, обобщение)

ü Анкетный опрос. Макет анкеты.(Приложение 1)

ü Экспертный опрос(интервью, анкета )

Объектом исследования является  семья как социальный институт и малая группа.

База исследования: студенты Северо-Западной Академии Государственной  Службы, Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы и Санкт-Петербургского Государственного Университета. Проведение анкетного  опроса в Институте гендерных  исследований факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Структура дипломной  работы: Введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.

Глава 1.

Семья: сущность, структура, функции.

1.1 Определения  семьи      

 Семья –  это основанная на браке и/или  кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимностями по отношению друг к другу.  [29 с.45]        

 Семья –  это сложное социальное образование.  Известный социолог семьи А.Г.Харчев  определяет ее « как исторически  конкретную систему взаимоотношений  между супругами, между родителями  и детьми, как малую социальную  группу, члены которой связаны  брачными или родственными отношениями,  общностью быта и взаимной  моральной ответственностью, как  социальную необходимость, которая  обусловлена потребностью общества  в физическом и духовном воспроизводстве  населения».[25, с.13 ].          

 Семейные  отношения регулируются нормами  морали и права. Их основу  составляет брак – легитимное  признание взаимоотношений мужчины  и женщины, которые сопровождаются  рождением детей и ответственностью  за физическое и моральное  здоровье членов семьи. Важными  условиями существования семьи  являются совместная деятельность  и определенная пространственная  локализация – жилище, дом, собственность  как экономическая основа ее  жизни, а также общекультурная  среда в рамках общей культуры  определенного народа, концессии,  государства. [29,с.13]       

 Также семьей  называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений  между людьми, в рамках которого  осуществляется основная часть  повседневной жизни людей: сексуальные  отношения, деторождение и первичная  социализация детей, значительная  часть бытового ухода, образовательного  и медицинского обслуживания  и т.д. [25, с.67]          

 Семья на  микроуровне воспроизводит все  проблемы общества, а состояние  семьи, уровень ее жизни, культура  семейных отношений влияет на  микроструктуру общества, которое  состоит из множества разнообразных  типов семей.        

 Роль семьи  в формировании, развитии и поддержании  самочувствия личности является  наиболее значимой. Именно в семье  закладываются основы нравственности  человека,  формируются нормы поведения, развиваются индивидуальные качества личности и ее внутренний мир.       

         

 Семья является  ячейкой общества, поэтому на  ее функционирование влияют все  социально-экономические и культурные  процессы (как позитивные, так и  негативные), происходящие в нем.  На семью и ее нравственное  состояние непосредственно воздействуют  факторы окружающей социальной  среды то, что происходит на  производстве, по месту жительства, в повседневной жизни.          

 Современная  семья переживает сложный этап  эволюции – переход от традиционной  модели к новой. Изменяются  виды семейных отношений, иными  становятся система власти и  подчинения семейной жизни, роли  и функциональная зависимость  супругов, положение детей. Многие  ученые характеризуют нынешнее  состояние семьи как кризисное.  Это обусловлено объективными  процессами изменения семейно-брачных  отношений во всех экономически  развитых странах, и особенно  в Европе, в сторону автономизации семьи, что неизбежно повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей.[13, с.144]          

 Семья призвана  обеспечивать своим членам экономическую  и социальную безопасность.  Она должна осуществлять заботу о малолетних, престарелых и больных, создавать условия для социализации детей, молодежи и, что особенно важно, должна объединять своих членов чувством любви, общности, предоставляя им возможность делить трудности  и радости жизни. Однако влияние стихийных и непродуманных общественных и государственных преобразований, изменение политических и экономических ориентаций часто не позволяет семье выполнять свои функции. Такая ситуация привела к кризису современной семьи, что соответственно сказалось на демографическом, экономическом и психологическом состоянии семьи. [3,с.7]          

 

1.2 Типология  семейных структур 
      Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства. 
Моногамное супружество - это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия - брак одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак - в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии).  
      Экзогамные браки относятся к таким, где супружество возможно лишь вне данной родственно-семейной группы, фратрии. Напротив, эндогамные браки заключаются исключительно внутри данной фратрии.  
      Типы семейных структур, определяемые по критериям родительства-родства, многообразны и подчеркивают какие-либо свойства в связи с линиями отца или матери. В связи с этим в зтносоциологии и социологии семьи и родства принято различать социальное отцовство "pater" и физиологическое отцовство -"genitor" и соответственно материнство. Отсюда, на основе принципов "патри-матри" локализации семейных групп прибегают к выделению патрилинеальных и матрилинеальных семей, где наследование фамилии, имущества, социального положения ведется но отцу либо по матери. 
      По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семейного государства, и матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях (эгалитарность понимается как равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями). 
       Выделяется еще так называемая партнерская семья с совместим обсуждением семейных решении, причем если муж имеет большее влияние, то это будет партнерская семья с доминированием мужа, если жена - то с доминированием жены. 
       Кроме того, выделяются семьи с принятием решений одним из супругов - автономные семьи.

Информация о работе Предполагаемая характеристика «Консультационного центра», способного обеспечить психолого-социальное сопровождение планирования