Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:56, курсовая работа
Ценностный подход к семье как к социокультурному явлению осуществим в рамках социологии. Семья включена в рассмотрение многих наук - философии, психологии, этики, демографии, сексологии (список можно продолжить). Социология видит семью как особую целостность, и эта ее заинтересованность в исследовании семьи как целого, как системы ставит социологию в особое к ней отношение, ибо системное, целостное рассмотрение предполагает интеграцию всех знаний о семье, а не выделение своего (наряду с другими) аспекта.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1.Семья: сущность, структура, функции………………………...7
1.1 Определения семьи…………………………………………....7
1.2 Типология семейных структур………………………………….10
1.3 Функции семьи………………………………………….……13
1.4 Положение молодежи в современной России……………...19
1.5 Планирование семьи, как социальная технология реализации репродуктивных прав человека…………………………....23
Глава 2.Изучение информированности молодёжи о видах помощи по планированию семьи……………………………………………...30
Глава 3. Предполагаемая характеристика «Консультационного центра», способного обеспечить психолого-социальное сопровождение планирования семьи……………………………………………....43
3.1 Нормативно – правовые документы………………………...43
3.2 Права клиента……………………………………………..….45
3.3 Профилактическая деятельность «Консультационного центра» в области планирования семьи…………………………...…….52
3.4 Программы по вовлечению мужчин. Цели и подходы….....57
Заключение...……………………………………………………..……61
Литература……………………………………………………
Далее, по критерию
социального положения супругов
(или родителей супругов), семьи
могут быть гомогенными, где супруги
примерно из одной социальной страты,
и гетерогенными, где они происходят
из разных социальных групп, каст, классов.
Применяется также для более
широкой характеристики семей и
браков по социальным и демографическим
признакам различение гомогамных семей,
однородных по национальности, возрасту,
профессии, образованию и т. д., и
гетерогамных семей, где наблюдаются
различия по социальным индикаторам.
По критерию пространственно-
В социологии и демографии принято разделение
семей по детности на три типа: малодетные
семьи - это те, где мало детей с точки зрения
социально-психологической. Для возникновения
первичных групповых отношении среди
двоих детей недостаточно, двое - лишь
пара. Двухдетная семья - это семья, состоящая
из двух пар - супругов и детей, парные
отношения в них нельзя считать строго
групповыми, т. к. первично-групповые отношения
образуются, начиная с трех членов группы.
С другой стороны, мало детей в семье может
быть с точки зрения воспроизводства населения
(демографической) - чтобы предшествующие
поколения замещались последующими необходимо
примерно 2,5 детей на семью или четверть
двухдетных семей, а треть - трехдетных,
20% - четырехдетных и 7% пятидетных и более,
или 14% бездетных и однодетных.
Реальная структура семей по детности
в России, где уровень рождаемости упал
ниже 16 рождений на 1000 жителей - границы
простого воспроизводства населения -
и достиг 11, 5 на 1000 в 1992 г., соответствует
в среднем 1, 59 детей на семью. Это означает
чрезмерное преобладание малодетных семей
с 1-2 детьми до 16 лет - таковых в РФ примерно
90%. Многодетных семей с 5 и более детьми
меньше 1%, среднедетных семей с 3-4 детьми
около 9%. Таким образом, структура семей
по детности резко искажена: многодетных
семей в 15 с липшим раз меньше, чем следует,
срёднедетных - в 5 раз, тогда как однодетных
в 5 раз больше, поэтому рождаемость не
компенсирует смертность.
Более того, в 1992 г. уровень смертности
12, 6 на 1000 жителей превысил рождаемость,
обнажив процесс депопуляции, складывающийся
из начавшегося в 60-е годы в России распространения
малодетности и ускоренного роста смертности
с середины 70-х годов. [5]
1.3 Функции семьи.
Говоря о функциях семьи, следует помнить,
что речь идет об общественных результатах
жизнедеятельности миллионов семей, которые
обнаруживаются на уровне общества, имеют
общезначимые последствия и характеризуют
роль семьи как социального института
среди других институтов общества. Важно
подчеркнуть, что это суть функции общества,
закрепленные за специализированными
на их выполнении институтами, и поэтому
у каждого из институтов есть функции,
определяющие уникальность, профиль данного
института, и функции, которые сопровождают
действие основных.
Нельзя делить функции семьи на главные
и второстепенные; все семейные функции
главные, однако необходимость различать
среди них те особые, которые позволяют
отличать семью от других институтов,
привела к выделению специфических и неспецифических
функции семьи.
Специфические функции семьи вытекают
из сущности семьи и отражают ее особенности
как социального явления, тогда как неспецифические
функции - это те, к выполнению которых
семья оказалась принужденной или приспособленной
в определенных исторических обстоятельствах.
Таким образом, специфические функции
семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная
функция), содержание социализация детей,
остаются при всех изменениях общества,
хотя характер связи между семьей и обществом
может изменяться в ходе истории.
Поскольку человеческое общество всегда
нуждается в воспроизводстве населения,
постольку всегда остается социальная
необходимость в семье как социальной
форме организации рождения и социализации
детей, причем в такой своеобразной форме,
когда реализация этих общественно значимых
функций происходит при личной мотивированности
индивидов к семейному образу жизни - без
всякого внешнего принуждения и давления.
Наличие личных потребностей в семье и
детях, личных желаний и влечений к браку
и семье - очень важное обстоятельство,
показывающее, что существование семьи
и общества возможно только потому, что
миллионы людей испытывают потребность
в семейном образе жизни и в детях, и лишь
благодаря этому происходит воспроизводство
населения.
Если представить себе, вообразить иные
формы социальной организации воспроизводства
населения, основанные на принуждении,
не на личных мотивах людей, то эти формы
уже не могут считаться семьей в привычном
социо - культурном смысле, соответствующим
всем известным из истории типам семей.
С другой стороны, теоретически возможное
появление биотехнологий зачатия и "вынашивания"
плода вне материнского организма, в "пробирке",
будет означать устранение семьи как исторически
сложившейся личностной и даже интимной
формы удовлетворения социальной потребности
в воспроизводстве населения.
Вышесказанное характеризует потенциальную
возможность такого изменения общественной
жизни, когда социальная необходимость
в воспроизводстве населения приходит
в противоречие со свободой выбора личностью
любых форм социального поведения. Насколько
реалистична подобная парадоксальная
перспектива? На это как раз и должна ответить
социология семьи.
В принципе возможно, такое (катастрофическое!)
изменение социума, при котором социально
приемлемыми оказываются насильственные
меры принуждения людей к тем видам социального
поведения личности, что противоречат
личным влечениям (к ним, в частности, следует
отнести и "пробирочные", конвейерные
формы организации воспроизводства населения,
которые вполне могут быть реализованы
казарменным государством во избежание
угрозы депопуляции). Вероятность подобного
исхода определяется тем, что исторически
убывает потребность семьи в детях.
Будущее семьи
как гармонии между личной
потребностью супругов в детях
и обезличенной потребностью
социума в работниках зависит
от способности социальной
Неспецифические функции семьи, связанные
с накоплением и передачей собственности,
статуса, организацией производства и
потребления, домохозяйства, отдыха и
досуга, связанные с заботой о здоровье
и благополучии членов семьи, с созданием
микроклимата, способствующего снятию
напряжении и самосохранению "Я"
каждого, и др.
- эти функции отражают исторический характер
связи между семьей и обществом, раскрывают
исторически преходящую картину того,
как именно происходит рождение, содержание
и воспитание детей в семье.
Поэтому семейные изменения заметнее
всего обнаруживаются при сравнении неспецифических
функций на разных исторических этапах:
в новых условиях они модифицируются,
сужаются либо расширяются, осуществляются
полностью или частично и даже исчезают
вовсе.
В начале XX столетия социальные институты
все более совмещают с семьей и выполнение
функций образования и воспитания (школы
и детсады), защиты и охраны (полиция и
армия), функции питания, одежды, досуга
(сферы обслуживания), функции благосостояния
и передачи социального статуса (индустриальный
наемный труд). Уильямом Огборном все эти
факты были обобщены в теории "перехвата"
семейных функций, утверждающей "прогрессивный"
характер этого процесса.
Подобная "прогрессистская" точка
зрения не стала всеобщей. Питирим Сорокин
видел в уменьшении и сворачивании социо
- культурных функций семьи, в т. ч. специфических,
негативное воздействие индустриально-урбанистской
цивилизации, неизбежно превращающее
семью в бездетное сожительство мужчин
и женщин "где дом будет местом ночных
встреч для сексуального общения". [5]
Российская
семья вступила в сложный
· Падение рождаемости
В 1991г. в стране родилось 1,8 млн. детей, в 1993г. – всего 1,4 млн., в 1996 г. – 1,3 млн., в 1998 г. – 1,25 млн., в 2000г. – 1,2 млн.[ 1]
Общий коэффициент
рождаемости в расчете на 1000 населения
в 2000 г. снизился до 8,4 по сравнению
с 17,2 в 1997г., т.е. более чем
в 2 раза. Почти во всех субъектах
Федерации рождаемость
В тех местах,
где сильны традиции многодетной
семьи, сохранилась высокая
Коэффициент суммарной рождаемости (число рождений на одну женщину) неуклонно уменьшается. В 1950-х гг.он составляет до 3-х рождений, в 1960-х гг. число рождений снизилось до 2, после начала реформ 1990-х годов показатель резко упал: до 1,5 рождений. Сейчас в России на 1 женщину приходится 1,17 ребенка.[9,с.2]
Повторные рождения в целом по стране за 10 лет сократились примерно в 2 раза, и по этому показателю Россия прочно занимает одно из последних мест в мире.
Продолжает снижаться численность детей в возрасте до 18 лет, их количество в стране на начало 2001г. составило 32,8 млн. человек, по сравнению с 33,9 млн. в 2000 г. Доля детей в общей численности населения сократилась в 2000-2001 гг. с 23,3% до 22,7%.
· Снижение количества регистрируемых браков и увеличение внебрачной рождаемости
В 2000 г. по сравнению с 1990г. число браков сократилось почти на треть. Молодежь все чаще отказывается от официальной регистрации брака. Это привело к тому, что в 2000 г. каждый четвертый ребенок был рожден вне брака, что более чем в 2 раза выше показателя 80-х годов.[1,с.8]
· Уменьшение количества семей
С 1980 по 1990г. количество людей, состоящих в браке на 1000 человек населения, уменьшилось на 1,7 пункта, а с 1990 по 1992г на 1,8, т.е. всего за два года сократилось больше, чем за последние десять лет, и процесс этот стремительно растет.[1,с.8]
Сокращение средней величины семьи
За последние
три десятилетия средняя
Россия в настоящее время переживает уже четвертый период сокращения численности населения. В отличие от трех предыдущих он не связан ни с какими катастрофическими событиями ни с революциями и войнами, ни с эпидемиями и массовым голодом, - а является итогом «внутренних» эволюционных изменений в воспроизводстве населения, являющихся прямым следствием кризиса семьи как социального института.
Бездетность и малодетность стали уже давно достаточно распространенными явлениями на большей части территории России. Растет не только число таких семей, но и их доля в семейной структуре. На долю многодетных семей приходится около 1/5 от общего числа детей до 18 лет. Среди городских детей в многодетной семье растет каждой седьмой, среди сельских – каждый третий ребенок. В Москве доля многодетных семей менее 2%, а проживает в них примерно каждый двенадцатый-тринадцатый ребенок.
Тенденция к
снижению желаемого и ожидаемого
числа детей и ориентации молодых
супругов на малодетную (одно-, двухдетную)
семью усилились под влиянием
условий периода реформ.[5,с.
Основной, наиболее распространенный и типичный вид семьи – семья с обоими родителями и одним ребенком. По переписи населения 1989г., среди всех семей с детьми до 18 лет однодетных было почти 51%. Доля неполных семей составляет в целом – 13%.
В 1991 г. семей, решивших ограничиться единственным ребенком, оказалось 57,1%, двоих и более намеревались иметь только 28,7%, в том числе троих и более-1,9%. Данные микропереписки 1994г. также не вселяют оптимизма: из женщин 18-44 лет, не имевших на момент опроса детей, не собирались обзаводиться детьми 24%, 41% предполагали рождение только одного ребенка, 31% - двоих и лишь 3,4% - троих детей. Полная реализация таких планов даст лишь 1,12 ребенка на одну женщину. Из числа женщин, уже имеющих одного ребенка, не планировали рождение второго 76%, а среди двухдетных матерей не имели намерений заводить третьего 96%.
Депопуляция, т.е. снижение численности населения, началась в России с конца 1992г. За 1992-1999гг. население России, по данным Госкомстата РФ, сократилось на 2,8 млн. человек. Причем «естественная» убыль населения превысила 5 млн. человек. За 1999г. население России сократилось почти на 785 тыс. человек. [5,с.273-275]
1.4 Положение молодежи в современной России
Безразличие
общества к проблемам молодежи.
Получается так, что когда
Искажение
нравственных устоев и
Направленная
работа криминальных структур
по вовлечению молодежи в свою
среду. Это тяжкая ситуация, о
которой нельзя молчать. Дети,
которые уходят из семьи даже
не физически, а эмоционально,
попадают под влияние
Влияние порнографии во всех информационных сферах и пропаганда секса и насилия. Я вижу в этом очень серьезную проблему, потому что по телевидению практически перестали показывать фильмы, которые рассказывают о жизни обычной семьи, обычных людей в современной России. А ведь дети все равно рождаются, и родители любят своих детей, и существует любовь. Наша молодежь видит сцены насилия, затем следуют сексуальные сцены, и на подсознательном уровне формируется отношение к сексуальной жизни, как к насилию и вообще к чему-то просто отвратительному. Дети думают, что по другому-то и не живут. А если в это время в семье имеются проблемы — алкоголизм, пьянство, потеря работы — ребенку фактически некуда деться, он оказывается одиноким в своей семье. И, несмотря на это, наши подростки относятся просто с благоговением к семейным ценностям. Удивительно, как они ответили на вопрос: «Что такое ценности семейной жизни?». На первом месте — любовь, стабильность сексуальных отношений, продление себя в детях. Так что все разговоры о распущенности молодежи — это неправда. Конечно, у 35-летних семейные ценности несколько иные. На первом месте — лучшие возможности сохранения здоровья, забота друг о друге, стабилизация экономического положения. И то, и другое — истинные семейные ценности. Поэтому, так важны взаимопонимание и взаимоуважение поколений. В нынешних условиях мы обязаны думать о том, что российское общество должно выжить, что в стране должны рождаться дети и что они должны быть способны к нормальной общественной, трудовой деятельности и семейной жизни. Все эти проблемы тесно связаны с проблемами планирования семьи и охраны репродуктивного здоровья. В России катастрофически увеличилась заболеваемость сифилисом (это маркер всех остальных инфекций, передаваемых половым путем). И чаще всего болеют люди от 20 до 29 лет, то есть самого репродуктивного возраста. В России сейчас 15—20% пар - бесплодны. Это, прежде всего результат инфекций, передаваемых половым путем. И еще большого числа абортов, которые делают женщины самого активного репродуктивного возраста — 20—29 лет. Но корни этого неблагополучия уходят в подростковый и юношеский возраст.