Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:56, курсовая работа
Ценностный подход к семье как к социокультурному явлению осуществим в рамках социологии. Семья включена в рассмотрение многих наук - философии, психологии, этики, демографии, сексологии (список можно продолжить). Социология видит семью как особую целостность, и эта ее заинтересованность в исследовании семьи как целого, как системы ставит социологию в особое к ней отношение, ибо системное, целостное рассмотрение предполагает интеграцию всех знаний о семье, а не выделение своего (наряду с другими) аспекта.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1.Семья: сущность, структура, функции………………………...7
1.1 Определения семьи…………………………………………....7
1.2 Типология семейных структур………………………………….10
1.3 Функции семьи………………………………………….……13
1.4 Положение молодежи в современной России……………...19
1.5 Планирование семьи, как социальная технология реализации репродуктивных прав человека…………………………....23
Глава 2.Изучение информированности молодёжи о видах помощи по планированию семьи……………………………………………...30
Глава 3. Предполагаемая характеристика «Консультационного центра», способного обеспечить психолого-социальное сопровождение планирования семьи……………………………………………....43
3.1 Нормативно – правовые документы………………………...43
3.2 Права клиента……………………………………………..….45
3.3 Профилактическая деятельность «Консультационного центра» в области планирования семьи…………………………...…….52
3.4 Программы по вовлечению мужчин. Цели и подходы….....57
Заключение...……………………………………………………..……61
Литература……………………………………………………
За последние 13 лет:
В 2003 году по сравнению с 2002 годом:
НО:
В целом демографическая ситуация 2001-2003 гг. более благоприятна по сравнению с предыдущим десятилетием, во многом благодаря целенаправленному планированию семьи.
Гипотеза:
Низкая информированность молодёжи о видах помощи предоставляемыми «Консультационными центрами» причина неудовлетворительной демографической ситуации в России.
Программа исследования:
· Анализ научной литературы.
· Выработка гипотезы и методов исследования, выбор объекта иссдедования.
· Разработка анкеты, проведение пилотажного анкетного опроса.
· Проведение анкетного опроса.
· Анализ результатов исследования.
· Подготовка и оформление отчёта.
В качестве метода были выбраны следующие методы:
ü Общенаучные.
Анализ документов
и контент-анализ - также важные методы
в социологии. Документы передают
статистику, событийную и фактологическую
стороны социальной жизни. К документам
относятся статистические справочники,
официальные материалы, различные
печатные и рукописные материалы, созданные
для хранения и передачи информации,
теле-, кино-, фотоматериалы, звуковые записи
и пр. По своим функциональным особенностям
документы классифицируются на информационные,
регулятивные, коммуникативные и
культурно-воспитательные. Еще одно
основание для типологии
Контент-анализ
— это анализ содержания. Это
метод количественного изучения
содержания социальной информации. Методом
контент-анализа можно
ü Анкетный опрос. Планируется опросить 50 человек .
Анкета - это
система вопросов, направленных на
выявление качественно-
Был проведен анкетный
опрос, с целью проанализировать
степень информированности
В анкетном опросе приняли участие 50 человек.
Социальный статус
Средний возраст респондентов 22 года. Большинство обучаются в СПбГУ 80 %.И по 10 % студенты СПбГИПиСР и СЗАГСа.
Более 70 % из них работают: 12 % занимаються коммерческой деятельностью, 10 % производственная и 50 % в сфере услуг.
42% проживают
с родителями, 18 % с одним из
родителей, 8% с другими родственниками,
32 % ведут самостоятельный образ
жизни, живя одни либо с
Только 28 % назвали
отношения в семье
Отношение к своему здоровью.
Употребляете ли вы алкогольные напитки? 20 % не употребляют алкоголь. По 38% пьют только по праздникам и несколько раз в месяц, 4 % пьют более чем 2 раза в неделю
Опишите состояние, которого Вы достигаете при приеме алкоголя? 70 % испытывают легкое опьянение,18 % опьянение средней степени , 10% Сильное опьянение, и 2 % напиваются, так что ничего не помнят.
Курите ли Вы?
Совсем не курят 50 % респондентов, 30 % больше 1-й пачки в день и 20 % меньше 1-й пачки вдень.
Социальный портрет респондента: 22 года, проживает с двумя родителями, в семье нормальные отношения, алкоголь принимает только по праздникам и в небольших количествах, не курит.
Ход экспериментального исследования.
1. С 01.12.04 по 15.12.04 – Разработка анкеты. Приложение 1
2. С 16.12.04 – 28.12.04 – проведение анкетного опроса
3. С 10.01.05 - Анализ результатов, контент-анализ, подготовка отчёта.
Психологические данные:
Хотели бы Вы иметь детей в Вашей будущей семье? 98% ответили на этот вопрос «да», остальные 2% ответили «нет».
Какое количество детей Вы планируете ? Одного – 28 %, двух – 50 %, трёх – 6%, четырёх и более – 16 %
Говорит о том , что, молодёжь в большинстве своём хотят иметь детей и большинство из них хотят больше одного ребёнка . Что очень важно для исправления демографической ситуации в России. За 10 лет ситуация изменилась в лучшую сторону.
Данные микропереписки 1994г.: из женщин 18-44 лет, не имевших на момент опроса детей, не собирались обзаводиться детьми 24% - сейчас таких нет вообще, 41% предполагали рождение только одного ребенка, 31% - двоих и лишь 3,4% - троих детей. [5,с.273-275]
Как вы относитесь к разводу? 10 % респондентов относятся к разводу как к нормальному социальному явлению. Нейтрально к этому относятся 40 % , 30 % отрицательно и 20 % затруднились с ответом.
Что для вас интимные отношения?
Высшая степень удовольствия - 40%,знак внимания к вам – 20%, Желание сделать приятное Вашему партнеру – 30%.
Ваше отношение к предохранению от нежелательной беременности? Положительное - 96%, Отрицательное – 4%.
Использовали ли Вы средства предохранения от нежелательной беременности?
Да, постоянно | 60,00% |
Нерегулярно |
14,00% |
Очень
редко |
16,00% |
Не
пользуюсь вообще |
10,00% |
Ваше отношение к аборту? Положительное – 12%, Отрицательное
– 60 %, и 28% - затруднились ответить.
Как видно, что большинство отрицательно относятся к аборту и положительно к предохранению от нежелательной беременности, но по каким то причинам 40 % респондентов не используют средства предохранения от нежелательной беременности или используют, но редко. Это говорит о не информированности молодёжи о последствиях. То есть все знают, но не используют.
Бесплатность |
26,00% |
Доступность |
26,00% |
Конфиденциальность |
42,00% |
Добрые, внимательные врачи | 6,00% |
Что Вас привлекает
в получении помощи в «Консультационных
центрах »?
Этот вопрос
показывает, высокий уровень
Что вам не нравится в Консультационных центрах?
Плохие
бытовые условия |
34,00% |
Большие очереди на прием | 34,00% |
Сложность в получении помощи | 20,00% |
Отсутствие взаимопонимания, грубость со стороны медицинского персонала | 12,00% |
Этот вопрос подтверждает не умение врачей и медицинского персонала общаться с клиентами, из-за чего появляются очереди и не довольство персоналом. А так же поднимает старые проблемы, связанные с плохими бытовыми условиями и сложностью получения помощи.
В связи, с чем Вы бы обратились в Консультационные центры?
С целью предохранения от заболеваний, передающихся половым путем | 12,00% |
С целью
консультации по планированию семьи. |
34,00% |
С целью
предохранения от беременности. |
4,00% |
В связи
с подозрением на болезни. |
24,00% |
В связи
с подозрением на беременность. |
10,00% |
В связи с гинекологическим заболеванием. В связи с беременностью. | 4,00% |
Из-за
неудовлетворённости своей |
4,00% |
Для решения
конфликтной ситуации |
8,00% |
Из того как распределились ответы, сразу видно, что большинство респондентов нуждаются в консультации по планированию семьи. И на втором месте стоит медицинский аспект – подозрение на болезнь.
К какому из специалистов
Консультационного центра Вы бы обратились:
К Психологу. |
14,00% |
К Урологу. |
16,00% |
К Акушеру-гинекологу. |
18,00% |
К Психотерапевту. |
18,00% |
Социальному
работнику. |
8,00% |
К специалисту службы телефонной информации. | 6,00% |
К специалисту
по Планированию семьи |
12,00% |
Социальные данные:
Как Вы считаете, сколько детей достаточно иметь средней российской семье?
Одного | 16,00% |
Двух |
64,00% |
Трех |
20,00% |
Четырех или более | 0,00% |
Большинство респондентов уверены, что достаточно иметь двух детей. В рождении детей заинтересованы не только семья, но и государство и общество в целом. Только для простого воспроизводства населения в стране в каждой семье должно быть 3 ребенка. Кроме того, когда подавляющее число семей имеет только одного двух детей, население «стареет» (в его структуре увеличивается удельный вес пожилых и старых людей). Естественно, от этого страдает экономика и личное благосостояние каждого.[2]