Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 19:29, курсовая работа
Конфликт возможен и в ситуации сотрудничества и согласия. К конфликтному обострению ведут лишь острые трудноразрешимые противоречия, связанные с неудовлетворением базовых потребностей людей и социальных групп. Причиной таких противоречий являются несовместимые взаимоисключающие интересы, потребности и ценности. Возникающие противоречия, как правило, трансформируются в реальное противоборство – открытую или скрытую борьбу сторон.
Глава 1
Конфликт как социальное явление и его анализ.
Понятие «конфликт»
Термин «конфликт» ( от лат. conflictus – столкновение) в различных отраслях знания трактуется неоднозначно.
В языке этим термином обозначается множество понятий: противоборство; конфронтация, борьба, кризис, напряженность, коллизия, а также непримиримое столкновение сторон, мнений, сил, интересов, потребностей, целей, существенный и трудноразрешимый спор, ссора, разногласие, острое противоречие, стычка, схватка, распря, вражда и др.
В социологии конфликтом принято называть наивысшую стадию развития противоборства социальных субъектов, его острую форму, когда существующие противоречия превращаются в крайние, достигая момента отрицания друг друга.
Конфликт
возможен и в ситуации сотрудничества
и согласия. К конфликтному обострению
ведут лишь острые трудноразрешимые
противоречия, связанные с неудовлетворением
базовых потребностей людей и
социальных групп. Причиной таких противоречий
являются несовместимые
Подчеркнем, что если противоречие, выступающее основанием социального конфликта, может не осознаваться участниками общественных отношений, то сам конфликт всегда осознан и предполагает определенные действия сторон, направленные друг против друга. Таким образом можно сделать вывод, что сущность конфликта состоит в возникновении и развитии субъективно-объективных острых противоречий, трудноразрешимых проблем, осознаваемых оппонентам как жизненно важные и требующие разрешения.
Без
конфликтов существование и
Основные
структурные элементы конфликта
Больше всего оживляет беседу
не ум, а доверие.
Ф.
Ларошфуко
Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же, явно или неявно поддерживающие конфликтующих.
Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт.
Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.
Мотивы
конфликта – это внутренние побудительные
силы, подталкивающие субъектов социального
взаимодействия к конфликту (мотивы
выступают в форме
Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.
Конфликт = участники + объект + конфликтная ситуация + инцидент, где участники – это субъекты, непосредственно вовлеченные во все фазы конфликта, непримиримо оценивающие сущность и протекание одних и тех же событий, связанных с деятельностью другой стороны.
Объект – это предмет, явление, событие, проблемы, цель, действие, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию и конфликты;
Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели и мотивы, средства и способы решения лично значимой проблемы.
Инцидент
– это практические действия участников
конфликтной ситуации, которые характеризуются
бескомпромиссностью поступков и направлены
на обязательное овладение объектом обостренного
встречного интереса.
Типы социальных конфликтов
Социальный конфликт – это открытое противоборство, острое столкновение двух или более социальных субъектов, источником которого является осознаваемо или неудовлетворение жизненно важных потребностей. Это фундаментальная труднорегулируемая проблема больших социальных групп, провоцирующая несовместимость противоречивых целей, интересов, ценностей оппонентов и требующая разрешения.
Всякая
классификация условна, зависит
от выбранных критериев и
Критерии классификации | Типы конфликта |
Стороны конфликта (субъектность) | Внутриличностные, межличностные, личностно-групповые, межгрупповые, международные, межгосударственные, межконфессиональные, расовые (этнические) |
Отношение субъектов к конфликту | Подлинные, случайные (условные), смещенные, ложные, неверно приписанные, латентные (скрытые) |
Удовлетворение потребности | Материальные, статусно-ролевые, духовные |
Источники возникновения | Конфликты интересов, ценностей, идентификации |
Причины | Объективные, субъективные, реалистические, нереалистические |
Степень глубины, остроты | Неантагонистические (примиримые), антагонистические (непримиримые) |
Форма проявления | Открытые (явные), скрытые (латентные) |
Функции (роли) | Положительные (ведущие к продуктивным, конструктивным изменениям), отрицательные (негативные, связанные с деструктивными, препятствующими прогрессу изменениями) |
Мотивация | Касающиеся: распределения властных полномочий и позиции в иерархии властных или управленческих структур; материальных ресурсов; ценностей и жизненных установок |
Временной параметр | Кратковременные, длительные, вялотекущие, быстротечные, длительные |
Результативность | Успешные, неуспешные |
Эмоциональная окрашенность | Бурные, слабовыраженные |
Масштабность | Региональные, локальные, межгосударственные, глобальные, микро-, макро-, мегаконфликты |
Формы борьбы | Мирные, немирные, военные |
Условия происхождения | Эндогенные, экзогенные |
Тактика | Сражение, дебаты |
Сферы жизни общества и деятельности людей | Экономические, политические, социокультурные, идеологические, организационно-управленческие, семейно-бытовые, психолого-педагогические |
В системе организационного поведения распространены социально-ролевые или просто ролевые конфликты, обусловленные не столько противоречиями личных целей и интересов сотрудников, сколько выполнением ими своей социальной роли, своих профессиональных обязанностей. Это может быть и деловой конфликт, относящийся к предметному содержанию конфликтного взаимодействия сотрудника и противодействующего ему лица, и позиционный, связанный с ролевой рассогласованностью поведения в контексте конфликтных управленческих позиций, и др.
Функции социального конфликта
Понятие «функция» в общественных науках означает работу, обязанность, круг деятельности, назначение и роль, исполняемые социальным институтом, процессом или явлением относительно потребностей социальной системы и интересов, составляющих её общностей, социальных групп и пр.
Функциям
социального конфликта
- разная
степень очевидности.
- противоречивость,
двойственность. Так, если функция
противоборства положительна
- релятивность
(относительность) , ситуативность в
оценке результата. Они проявляются
в том, что в разное время
различными социальными
Однако, несмотря на релятивность оценок функций конфликта, по значению, роли и результату их можно разделить на две группы:
- конструктивные (продуктивные, эффективные, положительные, созидательные);
- деструктивные (непродуктивные, неэффективные, отрицательные, разрушительные).
Конструктивные функции социального конфликта выражаются в следующем:
- он
является средством
- определяет
форму устранения недостатков
и просчетов в социальной
- содействует
снятию социальной
- может
реализовать интегративную,
- содействует
стабилизации социальной
- мобилизует
энергию, стимулирует
- является
средством диагностики
- совершенствует
способы и содержание
Деструктивные (негативные) функции конфликта:
- неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров, снижение производительности труда;
- уменьшение степени сотрудничества в будущем, нарушение системы коммуникаций;
- абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция с другими группами организации;
- представление о другой стороне как о враге, о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;
- сворачивание взаимодействия между конфликтующими сторонами;
- увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;
- смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы;
- возможность подготовки к новому витку конфликта; закрепление в социальном опыте личности или группы насильственных способов решения проблем.
Важнейшая задача руководителя любого ранга в контексте управления социальными конфликтами заключается в их объективном анализе в целях:
Информация о работе Предупреждение и разрешение социального конфликта