Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 19:29, курсовая работа
Конфликт возможен и в ситуации сотрудничества и согласия. К конфликтному обострению ведут лишь острые трудноразрешимые противоречия, связанные с неудовлетворением базовых потребностей людей и социальных групп. Причиной таких противоречий являются несовместимые взаимоисключающие интересы, потребности и ценности. Возникающие противоречия, как правило, трансформируются в реальное противоборство – открытую или скрытую борьбу сторон.
а) стимулирования и использования положительного, конструктивного потенциала противоборств;
б) предотвращение их негативных, разрушительных последствий;
в)
ликвидации деструктивных, опасных
для общественного развития конфликтов.
Основные
этапы анализа социального
I этап
анализа конфликта.
Первым этапом анализа конфликта считается его развитие во времени, от момента завязки до начала наблюдения за ним. Здесь необходимо изучить следующие проблемы:
- предмет конфликта и его объект;
- состав участников;
- исторические корни;
- непосредственный повод;
- уровень
напряженности в отношениях между сторонами
в начальной точке конфликта.
II
этап анализа конфликта
Второй этап анализа — изучение хода конфликта, а также событий, приносящих принципиально новое качество в развитие конфликта (митинги, забастовки, решения неформальных органов и т.д.). Эти события продвигают его на новую ступень эскалации: или накапливают какое-то качество для скачка, или искусственно задерживают его продвижение. Особую трудность анализа хода конфликта составляет определение его перехода в кризиса.
Кризис
— это ситуация внезапного обострения,
требующая оперативных решений.
III
этап анализа конфликта
Третьим этапом анализа конфликта является разбивка его течения на временные интервалы.
Любой
конфликт диктует определение временного
горизонта и временных
IV
этап анализа конфликта
Четвертый этап анализа — прогнозирование конфликта.
Прогноз — это вероятностное научно обоснованное суждение относительно ненаблюдаемого состояния объекта в определенный момент времени.
Прогнозирование — это разработка на основе прогностических методик, историко-логического анализа, системного подхода, дедуктивных выводов и др.
В
задачу прогноза, главным образом, входит
получение ответа на вопрос: что
будет, если будут иметь место
определенные события.
V
этап анализа конфликта
Пятый
этап анализа — разрешение конфликта.
Это процесс решения проблемы,
его цель — разрешить конфликт
в самой его сути, добраться
до действительных его причин. Это
процесс распознавания
Эти
опасения, а не только материальные
интересы (например, более высокая
зарплата), обычно лежат в основе
самых трудноразрешимых конфликтов.
Структурный
анализ социального конфликта
Структуру
социального конфликта
Предмет конфликта – объективно существующее или воображаемое противоречие (проблема), которое противоборствующие стороны пытаются разрешить. Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство: проблема власти, обладания ценностями, совместимости – несовместимости и др. Конфликт не исчерпает себя до тех пор, пока противоречие не разрешится. Каждая из сторон заинтересована в его разрешении в свою пользу.
Объект конфликта – проблемная ситуация, вызванная возникновением пересекающихся интересов двух или более оппонентов по поводу управления или владения ценностями материального (ресурс), социального (власть) или духовного характера (идея, норма, принцип) или совокупностью таких ценностей, а также контроля над ними. Подчеркнем, что к обладанию или пользованию последними стремятся все стороны – участницы конфликта.
Различают три основных вида объектов конфликта:
- неделимые
– совместное владение
- делимые в различных пропорциях между участников конфликта;
- которыми
могут владеть одновременно
Определение
основного объекта является непременным
условием успешного разрешения конфликта.
В противном случае нельзя говорить
о его полном разрешении или он
будет разрешен частично и останутся
причины для новых
Участники (стороны) социального конфликта могут быть представлены отдельными лицами или большими социальными группами: общностями, народами, политиическими образованиями и др. Участников конфликта может быть множество. Они делятся на основных (прямых, непосредственно противоборствующих) и неосновных (косвенных, так называемую третью сторону).
Основные участники конфликта – это прямые, непосредственные соперники, противники оппоненты или противоборствующие стороны. В основе их противостояния лежат именно их несовпадающие, противоречивые интересы и цели.
Неосновные участники конфликта - все остальные участники конфликта. Их часто именуют также косвенными участниками конфликта. По определению им принадлежит второстепенная роль в возникновении и развитии конфликта. Часто неосновных участников конфликта называют еще третьей стороной. В реальной динамике конфликта грань между основными и неосновными участниками довольно часто стирается. В процессе развития конфликта основные и неосновные действующие лица могут меняться местами. Конфликт, возникший на бытовом уровне между двумя соседями, со временем может перерасти в межгрупповой конфликт, где потребуется активное вмешательство со стороны социального работника. Роль неосновных участников конфликта может быть как конструктивной, так и деструктивной - они могут способствовать не только разрешению или предупреждению конфликта, но и его обострению и дальнейшему развитию.
Важную роль в возникновении и развитии конфликта имеют и другие его участники (инициаторы; организаторы; пособники; посредники). Каждая из выделенных категорий этих участников конфликта имеет свои особенности:
Инициаторы (зачинщики) - те участники конфликта, которые берут на себя инициативу в развязывании конфликта между другими лицами, группами или государствами. Ими могут быть как отдельные лица, так и различные объединения. Это могут быть как основные, так и неосновные участники. После того как конфликт возник, инициатор конфликта может и не участвовать в нем. Например, известны случаи, когда человек, затеявший склоку в трудовом коллективе, может затем уйти в тень или вообще уволиться с работы, а конфликт будет продолжаться и без него.
Организаторы — группа лиц (или отдельное лицо), разрабатывающая общий план противоборства с оппонентом с целью разрешения противоречия в свою пользу. Организовать конфликт - значит, продумать всю его динамику таким образом, чтобы предполагаемые выгоды в результате его окончания были больше, нежели потери. Организаторами могут выступать как основные, так и неосновные участники конфликта.
Пособники — лица, которые помогают участникам конфликта в его развязывании, организации, развитии. Пособниками могут выступать как спонтанные группы лиц, так и специально созданные, а также отдельные личности. Помощь, оказываемая пособниками, может носить самый разный характер.
Посредники
- третья сторона в конфликте и его косвенные
участники. Роль посредника - это роль
авторитетного помощника, призываемого
субъектами конфликта для разрешения
проблемы.
Причины возникновения конфликта
Возникновение
и развитие конфликтов обусловлено
действием следующих групп
Объективные
причины конфликтов
К
числу объективных причин конфликтов
можно отнести главным образом
те обстоятельства социального взаимодействия
людей, которые привели к столкновению
интересов, мнений, установок. Объективные
причины приводят к созданию предконфликтной
обстановки, ситуации. К ним можно отнести:
- естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе жизнедеятельности;
- слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий;
- недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ;
- образ жизни (материально-бытовая неустроенность, отсутствие возможностей удовлетворения своих насущных потребностей);
- достаточно
устойчивые стереотипы межличностных
и межгрупповых отношений, способствующие
возникновению конфликтов.
Субъективные
причины конфликтов в основном связаны
с теми индивидуальными психологическими
особенностями оппонентов, которые приводят
к тому, что они выбирают именно конфликтный,
а не какой — либо еще способ разрешения
объективного противоречия. Жесткое разделение
объективных и субъективных причин конфликтов,
а тем более их противопоставление, неправомерно.
В основе, казалось бы, чисто субъективной
причины конфликта может, в конечном счете,
лежать фактор, от человека мало зависящий,
т.е. объективный. И, пожалуй, нет ни одного
конфликта, который был или не был бы как-то
обусловлен объективным и субъективным
фактором.
Организационно-
Структурно-организационные
причины заключаются в
Функционально-
Личностно-функциональные
причины связаны с неполным соответствием
работника по профессиональным, нравственным
и другим качествам требованиям занимаемой
должности.
Ситуативно-управленческие
причины обусловлены ошибками, допускаемыми
руководителями и подчиненными в процессе
решения управленческих и других задач
(принятие ошибочного управленческого
решения).
В
результате исследования производственных
конфликтов установлено, что по вине
руководителей, из-за их ошибочных, конфликтогенных
решений возникает 52% конфликтных
ситуаций, по причине несовместимости
— 33%, из-за неправильного подбора
кадров — 15%, то есть вышеперечисленные
факторы могут выступать
Социально-психологические
причины конфликтов
Возможные
значительные потери и искажения
информации в процессе межличностного
общения (ограниченность словарного запаса
человека вообще и конкретного человека
в частности, недостаток времени, сознательное
утаивание информации, трудности
понимания из-за фильтров информации,
невнимательности, трудностей быстрого
понимания). Услышанное человек обычно
не воспринимает на веру, а оценивает,
делая выводы, отличающиеся, а иногда
противоположные тому, что сказал
собеседник.
Несбалансированное
ролевое поведение при
Непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто может быть связано не с действительным расхождением во взглядах на одно и то же, а с подходом к проблеме с различных сторон (как в притче о пяти слепых мудрецах и слоненке).
Информация о работе Предупреждение и разрешение социального конфликта