Предупреждение и разрешение социального конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 19:29, курсовая работа

Описание

Конфликт возможен и в ситуации сотрудничества и согласия. К конфликтному обострению ведут лишь острые трудноразрешимые противоречия, связанные с неудовлетворением базовых потребностей людей и социальных групп. Причиной таких противоречий являются несовместимые взаимоисключающие интересы, потребности и ценности. Возникающие противоречия, как правило, трансформируются в реальное противоборство – открытую или скрытую борьбу сторон.

Работа состоит из  1 файл

Глава 1.docx

— 57.08 Кб (Скачать документ)

   а) стимулирования и использования  положительного, конструктивного потенциала противоборств;

   б) предотвращение их негативных, разрушительных последствий;

   в) ликвидации деструктивных, опасных  для общественного развития конфликтов. 

    1. Анализ  социального конфликта
 

       Основные  этапы анализа социального конфликта 

I этап  анализа конфликта. 

   Первым  этапом анализа конфликта считается  его развитие во времени, от момента  завязки до начала наблюдения за ним. Здесь необходимо изучить следующие  проблемы:

- предмет конфликта и его объект;

- состав участников;

- исторические корни;

- непосредственный повод;

- уровень напряженности в отношениях между сторонами в начальной точке конфликта. 

   II этап анализа конфликта 

   Второй  этап анализа — изучение хода конфликта, а также событий, приносящих принципиально  новое качество в развитие конфликта (митинги, забастовки, решения неформальных органов и т.д.). Эти события  продвигают его на новую ступень  эскалации: или накапливают какое-то качество для скачка, или искусственно задерживают его продвижение. Особую трудность анализа хода конфликта  составляет определение его перехода в кризиса.

   Кризис  — это ситуация внезапного обострения, требующая оперативных решений. 

   III этап анализа конфликта 

   Третьим этапом анализа конфликта является разбивка его течения на временные интервалы.

   Любой конфликт диктует определение временного горизонта и временных интервалов внутри этого горизонта. Каждое рассматриваемое  событие должно быть привязано к  сетке интервалов и уровню эскалации. 

   IV этап анализа конфликта 

   Четвертый этап анализа — прогнозирование конфликта.

   Прогноз — это вероятностное научно обоснованное суждение относительно ненаблюдаемого состояния объекта в определенный момент времени.

   Прогнозирование — это разработка на основе прогностических  методик, историко-логического анализа, системного подхода, дедуктивных выводов и др.

   В задачу прогноза, главным образом, входит получение ответа на вопрос: что  будет, если будут иметь место  определенные события. 

   V этап анализа конфликта 

   Пятый этап анализа — разрешение конфликта. Это процесс решения проблемы, его цель — разрешить конфликт в самой его сути, добраться  до действительных его причин. Это  процесс распознавания потребностей и ценностей, о которых не удается  договориться, таких как: страх за собственную безопасность, гнев людей  из-за отсутствия достаточного общественного  признания и т.д. 

   Эти опасения, а не только материальные интересы (например, более высокая  зарплата), обычно лежат в основе самых трудноразрешимых конфликтов.  

   Структурный анализ социального конфликта 

   Структуру социального конфликта составляют: его предмет и объект, участники (стороны) противостояния, причины возникновения  противоречий, среда развертывания  и функционирования противоборства.

   Предмет конфликта – объективно существующее или воображаемое противоречие (проблема), которое противоборствующие стороны пытаются разрешить. Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство: проблема власти, обладания ценностями, совместимости – несовместимости и др. Конфликт не исчерпает себя до тех пор, пока противоречие не разрешится. Каждая из сторон заинтересована в его разрешении в свою пользу.

   Объект  конфликта – проблемная ситуация, вызванная возникновением пересекающихся интересов двух или более оппонентов по поводу управления или владения ценностями материального (ресурс), социального (власть) или духовного характера (идея, норма, принцип) или совокупностью таких ценностей, а также контроля над ними. Подчеркнем, что к обладанию или пользованию последними стремятся все стороны – участницы конфликта.

   Различают три основных вида объектов конфликта:

- неделимые  – совместное владение которыми  невозможно (могут принадлежать  только одному участнику противоборства);

- делимые  в различных пропорциях между  участников конфликта;

- которыми  могут владеть одновременно обе  стороны противостояния.

   Определение основного объекта является непременным  условием успешного разрешения конфликта. В противном случае нельзя говорить о его полном разрешении или он будет разрешен частично и останутся  причины для новых столкновений.

   Участники (стороны) социального конфликта  могут быть представлены отдельными лицами или большими социальными  группами: общностями, народами, политиическими образованиями и др. Участников конфликта  может быть множество. Они делятся  на основных (прямых, непосредственно  противоборствующих) и неосновных (косвенных, так называемую третью сторону).

   Основные  участники конфликта – это прямые, непосредственные соперники, противники оппоненты или противоборствующие стороны. В основе их противостояния лежат именно их несовпадающие, противоречивые интересы и цели.

   Неосновные  участники конфликта - все остальные участники конфликта. Их часто именуют также косвенными участниками конфликта. По определению им принадлежит второстепенная роль в возникновении и развитии конфликта. Часто неосновных участников конфликта называют еще третьей стороной. В реальной динамике конфликта грань между основными и неосновными участниками довольно часто стирается. В процессе развития конфликта основные и неосновные действующие лица могут меняться местами. Конфликт, возникший на бытовом уровне между двумя соседями, со временем может перерасти в межгрупповой конфликт, где потребуется активное вмешательство со стороны социального работника. Роль неосновных участников конфликта может быть как конструктивной, так и деструктивной - они могут способствовать не только разрешению или предупреждению конфликта, но и его обострению и дальнейшему развитию.

   Важную  роль в возникновении и развитии конфликта имеют и другие его  участники (инициаторы; организаторы; пособники; посредники). Каждая из выделенных категорий этих участников конфликта имеет свои особенности:

   Инициаторы (зачинщики) - те участники конфликта, которые берут на себя инициативу в развязывании конфликта между другими лицами, группами или государствами. Ими могут быть как отдельные лица, так и различные объединения. Это могут быть как основные, так и неосновные участники. После того как конфликт возник, инициатор конфликта может и не участвовать в нем. Например, известны случаи, когда человек, затеявший склоку в трудовом коллективе, может затем уйти в тень или вообще уволиться с работы, а конфликт будет продолжаться и без него.

   Организаторы — группа лиц (или отдельное лицо), разрабатывающая общий план противоборства с оппонентом с целью разрешения противоречия в свою пользу. Организовать конфликт - значит, продумать всю его динамику таким образом, чтобы предполагаемые выгоды в результате его окончания были больше, нежели потери. Организаторами могут выступать как основные, так и неосновные участники конфликта.

   Пособники — лица, которые помогают участникам конфликта в его развязывании, организации, развитии. Пособниками могут выступать как спонтанные группы лиц, так и специально созданные, а также отдельные личности. Помощь, оказываемая пособниками, может носить самый разный характер.

   Посредники - третья сторона в конфликте и его косвенные участники. Роль посредника - это роль авторитетного помощника, призываемого субъектами конфликта для разрешения проблемы.  
 
 
 
 
 
 

   Причины возникновения конфликта

   Возникновение и развитие конфликтов обусловлено  действием следующих групп факторов и причин: 

   Объективные причины конфликтов 

   К числу объективных причин конфликтов можно отнести главным образом  те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению интересов, мнений, установок. Объективные  причины приводят к созданию предконфликтной  обстановки, ситуации. К ним можно отнести: 

- естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе жизнедеятельности;

- слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий;

- недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ;

- образ жизни (материально-бытовая неустроенность, отсутствие возможностей удовлетворения своих насущных потребностей);

- достаточно устойчивые стереотипы межличностных и межгрупповых отношений, способствующие возникновению конфликтов. 

   Субъективные  причины конфликтов в основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой — либо еще способ разрешения объективного противоречия. Жесткое разделение объективных и субъективных причин конфликтов, а тем более их противопоставление, неправомерно. В основе, казалось бы, чисто субъективной причины конфликта может, в конечном счете, лежать фактор, от человека мало зависящий, т.е. объективный. И, пожалуй, нет ни одного конфликта, который был или не был бы как-то обусловлен объективным и субъективным фактором. 

   Организационно-управленческие причины конфликтов 

   Структурно-организационные  причины заключаются в несоответствии структуры организации требованиям  деятельности, которой она занимается. Структура должна определяться задачами, которые эта организация будет решать или решает. Однако добиться идеального соответствия структуры организации решаемым задачам практически невозможно. 

   Функционально-организационные  причины вызваны неоптимальностью функциональных связей организации с внешней средой, между структурными элементами организации, между отдельными работниками, например, неопределенность функциональных связей между администрацией президента и правительством (проблема прав и обязанностей). 

   Личностно-функциональные причины связаны с неполным соответствием работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности. 

   Ситуативно-управленческие причины обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач (принятие ошибочного управленческого решения). 

   В результате исследования производственных конфликтов установлено, что по вине руководителей, из-за их ошибочных, конфликтогенных  решений возникает 52% конфликтных  ситуаций, по причине несовместимости  — 33%, из-за неправильного подбора  кадров — 15%, то есть вышеперечисленные  факторы могут выступать причиной 67% конфликтов в трудовых коллективах. 

   Социально-психологические  причины конфликтов 

   Возможные значительные потери и искажения  информации в процессе межличностного общения (ограниченность словарного запаса человека вообще и конкретного человека в частности, недостаток времени, сознательное утаивание информации, трудности  понимания из-за фильтров информации, невнимательности, трудностей быстрого понимания). Услышанное человек обычно не воспринимает на веру, а оценивает, делая выводы, отличающиеся, а иногда противоположные тому, что сказал собеседник. 

   Несбалансированное  ролевое поведение при взаимодействии двух людей (перекрестные трансакции Родитель — Взрослый — Ребенок по Э. Берну). 

   Непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто может быть связано  не с действительным расхождением во взглядах на одно и то же, а с подходом к проблеме с различных сторон (как в притче о пяти слепых мудрецах и слоненке).

Информация о работе Предупреждение и разрешение социального конфликта