Предупреждение и разрешение социального конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 19:29, курсовая работа

Описание

Конфликт возможен и в ситуации сотрудничества и согласия. К конфликтному обострению ведут лишь острые трудноразрешимые противоречия, связанные с неудовлетворением базовых потребностей людей и социальных групп. Причиной таких противоречий являются несовместимые взаимоисключающие интересы, потребности и ценности. Возникающие противоречия, как правило, трансформируются в реальное противоборство – открытую или скрытую борьбу сторон.

Работа состоит из  1 файл

Глава 1.docx

— 57.08 Кб (Скачать документ)

   Различные способы оценки результатов деятельности и личности друг друга (начальник  оценивает результаты работы подчиненного, беря за основу оценки то, что ему, подчиненному, не удалось сделать по сравнению  с идеалом, нормой, целью, другими  подчиненными, делающими эту работу на отлично, в то время как подчиненный  оценивает свою работу по достигнутому результату). В итоге одна и та же работа оценивается совершенно по-разному. Это приводит к конфликтам.

   Внутригрупповой фаворитизм — предпочтение членов своей группы представителям других социальных групп: 

- присущий человеку конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами;

- ограниченные способности человека к децентрализации, т.е. изменение своей позиции в результате сопоставления ее с позициями других людей;

- осознанное или неосознанное желание получать от окружающих больше, чем отдавать им;

- стремление  к власти;

- психологическая несовместимость людей и др. 

   Личностные  причины конфликтов 

   Отсутствие  достаточной психологической устойчивости к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального  взаимодействия (конфликтоустойчивости). 

- Плохо развитая способность к эмпатии.

- Завышенный или заниженный уровень притязаний и связанный с этим уровень самооценки.

- Акцентуации характера. 
 
 
 

Глава 2

Предупреждение  и разрешение социального  конфликта

2.1 Предупреждение  социального конфликта

Самое главное искусство  – 

искусство управлять

К. Вебер 

Сущность  управления конфликтом

   Сущность  конфликта проявляется не столько  в возникновении противоречий, сколько  в их столкновении и способе разрешения. Кризисы и конфликты в одних  обществах разрешаются драматически, в других – мирно. Однотипные столкновения становятся поводом для массовых побоищ в одном месте и проходят без применения какого-либо насилия в другом. В связи с этим актуализируются задачи социальной оптимизации конфликтного процесса, связанные с направлением его в цивилизованное русло. По мнению С.В. Соколова, если конфликт не замечать, игнорировать, заниматься его идеологическим (словесным) разрешением и практически ничего не делать, он будет развертываться стихийно, обостряться, объединиться с другими конфликтами и, в конечном счете, завершиться разрушением той социальной системы (или субъекта), в которой он происходит. Чтобы этого не происходило, в социальной практике особое  внимание должно быть уделено проблеме управления общественными противоречиями. Как отмечает  А.Н. Чумиков, правильно организованное управление придает конфликтному процессу формы, обеспечивающие минимизацию неизбежных политических, социальных, экономических и нравственных потерь, оптимизацию тех или иных общественных сфер жизни. 

   Прогнозирование и профилактика конфликтов. 

   Прогнозирование конфликтов 

   Очевидно, что чем раньше обнаружена проблемная ситуация социального взаимодействия, тем меньшие усилия необходимо приложить  для того, чтобы разрешить ее конструктивно. Заблаговременное обнаружение социальных противоречий, развитие которых может  привести к конфликтам, обеспечивается прогнозированием. Прогнозирование  конфликтов заключается в обоснованном предположении об их возможном будущем  возникновении или развитии.  
 
 

   Суть  профилактики конфликтов 

   Профилактика  конфликтов заключается в такой  организации жизнедеятельности  субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения  конфликтов между ними.

   Профилактика  конфликтов — это их предупреждение в широком смысле слова. Цель профилактики конфликтов — создание таких условий  деятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятность  возникновения или деструктивного развития противоречий между ними.

   Предупредить  конфликты гораздо легче, чем  конструктивно разрешить их. Как  показывает практика, профилактика конфликтов не менее важна, чем умение конструктивно  их разрешать. При этом она требует  меньших затрат сил, средств и  времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно  разрешенный конфликт. 

   Осуществление профилактики конфликтов. 

   Социальное  взаимодействие носит непротиворечивый характер тогда, когда оно сбалансировано. Существует пять основных балансов, сознательное или неосознанное нарушение которых  может привести к конфликтам.

   Одним из них является поддержание в  ходе взаимодействия баланса ролей. Каждый из партнеров может играть по отношению к другому роли старшего, равного или младшего по своему психологического статусу. Если партнер принимает  отводимую ему роль, то ролевого конфликта не происходит. Поэтому  в ситуации социального взаимодействия важно понять, какую роль играет партнер, и какой роли он ожидает  от нас. Если ожидаемое партнером  распределение ролей нас устраивает, то мы играем ту роль, которую от нас  ждут. Если не устраивает, то ожидания партнера необходимо бесконфликтно  скорректировать. Поскольку роль младшего, как правило, менее комфортна, то для предупреждения конфликтов человек  должен избегать значительного психологического доминирования над партнерами. Наиболее благоприятным для предупреждения ролевого конфликта является взаимодействие с окружающими на равных.

   Предупреждению  конфликтов способствует поддержание  при взаимодействии людей и социальных групп баланса взаимозависимости  в решениях и действиях. Каждому  человеку изначально внутренне присуще  стремление к свободе и независимости. Однако свобода каждого из нас  не может обеспечиваться за счет свободы  тех, с кем мы взаимодействуем. В  ходе общения необходимо чувствовать, какая зависимость от нас партнера не является для него дискомфортной, и поддерживать комфортный баланс взаимозависимости.

   В процессе совместной деятельности люди оказывают друг другу личные услуги. Анализ конфликтов между людьми показывает, что мы осознанно или подсознательно фиксируем услуги, которые оказали  мы, и те, которые оказали нам. Нарушение баланса взаимных услуг  во взаимодействии людей чревато  напряженностью в их взаимоотношениях и возможным конфликтом. Если человек  оказал сослуживцу личную услугу (подмена  другого на работе, бескорыстная помощь в выполнении срочного задания, «доставание  билета», товара и пр.), а в ответ  не получил с течением времени  услуги примерно такой же ценности, то баланс услуг нарушается, что  приводит к нарушению гармонии во взаимоотношениях, а при значительном дисбалансе — к конфликтам.

   Кроме баланса взаимных услуг люди, взаимодействуя друг с другом, в той или иной степени стремятся поддержать баланс ущерба. Если человеку нанесен существенный ущерб, то он испытывает желание причинить  ответный ущерб тем людям, по чьей вине пострадал. Поэтому важным социально-психологическим  условием профилактики конфликтов является ненанесение ущерба окружающим в  процессе взаимодействия с ними. Нанесение  ущерба нарушает сбалансированность межличностного или межгруппового взаимодействия и может стать основой конфликта.

   Пятый баланс, сохранение которого способствует профилактике конфликтов, состоит в  сбалансированности самооценки и внешней  оценки. В процессе социального взаимодействия люди постоянно оценивают друг друга. Анализ межличностных конфликтов показал, что, оценивая себя и результаты своей  деятельности, человек в качестве основы оценки чаще выбирает положительные  стороны своей личности и то, что  ему удалось сделать в процессе работы. При оценке работы других людей (особенно подчиненных) человек чаще оценивает ее по тому, что подчиненному (или другому человеку) не удалось  сделать по сравнению с идеалом, нормативными требованиями к деятельности и ее целью.

   Говоря  о балансах ролей, взаимозависимости  в решениях и действиях, услуг, ущерба, самооценки и внешней оценки как  предпосылках предупреждения конфликтов, необходимо подчеркнуть, что речь идет не об объективном, а о субъективно  оцениваемом балансе. Потенциальной  предпосылкой конфликта может быть субъективно оцениваемое нарушение  баланса, которое превосходит опять-таки субъективно оцениваемую партнерами допустимую величину. 
 
 
 
 
 

2.2 Разрешение  социального конфликта 

   Большинство условий и факторов успешного  разрешения конфликтов носит психологический  характер, так как отражает особенности  поведения и взаимодействия оппонентов. Кроме того, существуют исторические, правовые и др. факторы.  

Условия конструктивного разрешения конфликтов 

   Прекращение конфликтного взаимодействия — первое и очевидное условие начала разрешения любого конфликта. До тех пор, пока будут  предприниматься какие-то меры с  одной или с двух сторон по усилению своей позиции или ослаблению позиции оппонента с помощью  насилия, речь о разрешении конфликта  идти не может.

   Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения в целях, интересах оппонентов является двусторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов  другой стороны. Если стороны хотят  разрешить конфликт, они должны сосредоточиться  на интересах, а не на личности оппонента.

   При разрешении конфликта сохраняется  устойчивое негативное отношение сторон друг к другу. Оно выражается в  отрицательном мнении об оппоненте  и в негативных эмоциях по отношению  к нему. Чтобы приступить к разрешению конфликта, необходимо смягчить это  негативное отношение. Главное —  снизить интенсивность негативных эмоций, переживаемых по отношению  к оппоненту.

   Одновременно  целесообразно перестать видеть в оппоненте врага, противника. Важно  понять, что проблему, из-за которой  возник конфликт, лучше решать сообща, объединив усилия. Этому способствует, во-первых, критический анализ собственной  позиции и действий. Выявление  и признание собственных ошибок снижает негативное восприятие оппонента. Во-вторых, необходимо постараться  понять интересы другого. Понять —  не значит принять или оправдать. Однако это расширит представление  об оппоненте, сделает его более  объективным. В-третьих, целесообразно  выделить конструктивное начало в поведении  или даже в намерениях оппонента. Не бывает абсолютно плохих или абсолютно  хороших людей или социальных групп. В каждом есть что-то положительное, на него и необходимо опереться при  разрешении конфликта.

   Важно уменьшить негативные эмоции противоположной  стороны. Среди приемов выделяют такие, как положительная оценка некоторых действий оппонента, готовность идти на сближение позиций, обращение к третьей стороне, которая авторитетна для оппонента, критичное отношение к самому себе, уравновешенное собственное поведение и др.  

   Объективное обсуждение проблемы, выяснение сути конфликта, умение сторон видеть главное  способствуют успешному поиску решения  противоречия. Акцентирование внимания на второстепенных вопросах, забота только о своих интересах снижают  шансы конструктивного решения  проблемы.

   Когда стороны объединяют усилия по завершению конфликта, необходим учет статусов (должностного положения) друг друга. Сторона, занимающая подчиненное положение  или имеющая статус младшего, должна осознавать пределы уступок, которые  может себе позволить ее оппонент. Слишком радикальные требования могут спровоцировать сильную сторону  на возврат к конфликтному противоборству.

   Еще одно немаловажное условие — выбор  оптимальной стратегии разрешения, соответствующей данным обстоятельствам.  

Основные факторы разрешения конфликтов 

Успешность  завершения конфликтов зависит от того, как конфликтующие стороны учитывают  факторы, оказывающие влияние на этот процесс. К ним относятся  следующие:

- время: наличие времени для обсуждения проблемы, выяснения позиций и интересов, выработки решений. Сокращение времени вдвое от имеющегося в распоряжении для достижения согласия, ведет к повышению вероятности выбора альтернативы, отличающейся большей агрессивностью;

- третья сторона: участие в завершении конфликта нейтральных лиц (институтов), которые помогают оппонентам решить проблему. Практика подтверждает положительное влияние третьих лиц на разрешение конфликтов;

- своевременность: стороны приступают к разрешению конфликта на ранних стадиях его развития. Логика проста: меньше противодействия — меньше ущерба — меньше обиды и претензий — больше возможностей для того, чтобы договориться;

- равновесие сил: если конфликтующие стороны примерно равны по возможностям (равные статусы, должностное положение, вооружение и т.д.), то они вынуждены искать пути к мирному решению проблемы. Конфликты более конструктивно разрешаются тогда, когда между оппонентами нет зависимости по работе;

Информация о работе Предупреждение и разрешение социального конфликта