Преступность несовершеннолетних как вид девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:17, курсовая работа

Описание

Проблема отношения социального и биологического в личности преступника была и остается предметом горячих споров среди социологов, психологов и криминологов многих стран. Разумеется, наука не может дать точное математическое выражение соотношения между социальным и биологическим факторами, влияющими на развитие черт личности индивидуума и его поведение, в том числе и антиобщественное, в силу чрезвычайного многообразия прямых и обратных связей между этими двумя сторонами развития личности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Преступность несовершеннолетних как вид девиантного поведения……..5
2. Социальные и социально – психологические причины и условия противоправного поведения………………………………………………….…10
3. Состояние преступности среди несовершеннолетних в РФ........................17
4. Психологические и половозрастные характеристики несовершеннолетних преступников………………………………………………………………….…19
Заключение…………………………………………………..………………...25
Список используемой литературы……………………………………...........29

Работа состоит из  1 файл

ПРЕСТУПНОСТЬ 2.docx

— 48.57 Кб (Скачать документ)

Содержание: 

  Введение………………………………………………………………………...3

1. Преступность несовершеннолетних как вид девиантного поведения……..5

2. Социальные и социально – психологические причины и условия противоправного поведения………………………………………………….…10

3. Состояние преступности среди несовершеннолетних в РФ........................17

4. Психологические и половозрастные характеристики несовершеннолетних преступников………………………………………………………………….…19

  Заключение…………………………………………………..………………...25

  Список  используемой литературы……………………………………...........29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Проблема  отношения социального и биологического в личности преступника была и  остается предметом горячих споров среди социологов, психологов и криминологов многих стран. Разумеется, наука не может дать точное математическое выражение  соотношения между социальным и  биологическим факторами, влияющими  на развитие черт личности индивидуума  и его поведение, в том числе  и антиобщественное, в силу чрезвычайного  многообразия прямых и обратных связей между этими двумя сторонами  развития личности. Однако очень важно, чтобы была правильно понята диалектическая связь между биологическим и социальным, взаимодействие и взаимообусловленность этих факторов между собой в процессе формирования личности.

     Учет  особенностей нервной системы несовершеннолетнего, и в первую очередь темперамента, позволяет найти ключ к субъективной стороне совершаемых подростком преступлений.

     Непостоянство процесса выработки тормозных реакций  не может ни влиять на мотивационную  сторону агрессивного деяния. Несовершеннолетний способен совершить такой акт, не задумываясь о его последствиях, под влиянием внезапно возникшего и  быстро проходящего влечения к тому или иному объекту агрессии.

     Повышенная  эмоциональность несовершеннолетнего, преобладание возбуждения над торможением играют важную роль в формировании и реализации агрессивного действия. Непосредственные переживания усиливают эти свойства личности, в результате чего несовершеннолетний значительно легче, чем взрослый, в состоянии аффекта может реализовать свой противоправный умысел с применением насилия.

     При анализе подобных правонарушений многие социальные психологи исходят из того, что особенности организации  нервной системы подростка или юноши не могут влиять на форму проявления того или иного действия. А ведь насилие, особенно применительно к несовершеннолетним правонарушителям, часто выступает именно как форма, а не содержание противоправного акта. (Взять хотя бы преступления, в основе которых лежит подражание.)

     В то же самое время нельзя не учитывать  и особенности физического развития несовершеннолетнего в более  узком значении этого слова. К  примеру, при анализе таких преступлений как изнасилование, нельзя не принимать  во внимание, что происходящее в  подростковом возрасте половое созревание отражается не только на работе внутренних органов и деятельности мозга, но и на характере и поведении  несовершеннолетнего.

       Точно также при изучении личностной  стороны такого вида преступлений, как хулиганство, нельзя не  учитывать того, что совершенствование  мускульного аппарата, развитие  костной системы влияют на  формирование у несовершеннолетнего  сознания своей силы, чувства  гордости ею, стремления похвастаться, продемонстрировать эту силу, что  порой выливается в акты агрессии  и насилия. 

     Безусловно, нельзя все причины правонарушений среди несовершеннолетних свести только лишь к физиологии. Большую роль играет и социальная среда, в которой  происходит становление личности несовершеннолетнего. В последнее время, как отмечает социальная статистика, растет число  правонарушений в молодежной среде, среди несовершеннолетних. Это феномен  современного общества.

     В связи с вышесказанным, тема является особо актуальной. Целью работы является анализ проблемы правонарушений в среде несовершеннолетних, а также выявление причин этого явления.  
 
 
 
 

     1. Преступность несовершеннолетних как вид девиантного поведения.

     При анализе негативных сторон жизни  социологи в большинстве случаев  оперируют такими понятиями, как  пьянство, взяточничество, бюрократизм, злоупотребление служебным положением, потребительство, преступления против личности, блат, бродяжничество, недобросовестное отношение к труду и своим  обязанностям, хищения, безответственное отношение к браку и семье, бесхозяйственность. По данным исследований всех возрастных категорий, наибольшую тревогу вызывают масштабы распространения  негативных явлений среди молодежи несовершеннолетних.

     Со  второй половины 1980-х годов увеличились  масштабы противоправной деятельности, когда наряду с ростом преступлении против личности, общества, государства  реальную опасность стали представлять организованная преступность, те или  иные модификации мафиозных групп.

     Снят  покров тайны с таких форм отклоняющегося поведения, как наркомания, проституция, коррупция.

     Все проявления преступности - это крайняя  степень отклоняющегося поведения, когда интересы личности, социальных институтов и общества оказываются  под угрозой. Конечно, ни одно общество не оставалось равнодушным к тому, что оно считало противоправным поведением и какими средствами и  методами вело борьбу с ними. В научной  литературе имеются различные попытки  дать более точную и четкую классификацию  преступных деяний, чем та, которая  используется в юридической практике.

     Общие объективные и субъективные условия  определяют лишь возможность отклоняющегося поведения, но не являются их непосредственными  причинами. Превращение возможности  в действительность через поступки, действия людей зависит от конкретных факторов, которые реализуются на уровне микросреды. В одних и тех  же экономических и социально-психологических  условиях приходится наблюдать существенные, а порой и принципиальные различия в поведении людей. Они обусловлены обстановкой в семье, учебном и трудовом коллективе, влиянием малых групп, а также индивидуальными особенностями человека.

     Различные компоненты микросреды являются носителями определенных нравственных форм и факторами  соответствующего поведения своих  членов. Вольно или невольно человек  придерживается линии поведения, одобряемой ближайшим его окружением, в котором  могут присутствовать или даже преобладать  установки и ориентации, противоречащие нормам рационального образа жизни. Чаще всего бывает так, что лишь какой-то элемент микросреды, а не вся она  в целом имеет антиобщественную направленность. И здесь многое зависит  от того, какая группа будет для  личности референтной, более авторитетной и притягательной.

     Объективная взаимосвязь макро- и микросреды не снимает вопроса об относительной  самостоятельности последней, возможности  воспроизводства в ней отклоняющегося, в том числе и антиобщественного, поведения. Поэтому нередко в  микросреде возникают представления, привычки, традиции негативного плана.

     Неблагоприятный морально-психологический климат, расхождение групповых норм с общественно-санкционированными, трудности адаптации, отсутствие взаимной требовательности, конфликты и напряженность в общении - это далеко не полный перечень причин отклоняющегося поведения, имеющих своей базой микросреду. Однако сама она неоднородна, ибо человек входит одновременно в несколько коллективов, групп, влияние которых может быть противоречивым.

     Многие  отклонения зарождаются в семье  или связаны с ней, вызваны  недостатками семейного воспитания. Занятость обоих родителей, малодетность, устранение детей от домашнего труда  и серьезных жизненных проблем  часто становятся тем фактором, который  способствует развитию неблаговидных  наклонностей и поступков.

     На  психологии и поступках детей  отрицательно сказываются противоречия между словами и делами родителей, родственников, взрослых. Трудно ожидать, что у подростка сформируются нравственная устойчивость, здоровые привычки, когда тот, кто его воспитывает, провозглашая те или иные «истины», на деле поступает вопреки ним.

     Г.М. Миньковский предложил классификацию  семей в зависимости от их воспитательного  потенциала, влияния на детей и  возможностей нарушения ими норм и правил поведения:

     1) воспитательно-сильная; 

     2) воспитательно-устойчивая;

     3) воспитательно-неустойчивая;

     4) воспитательно-слабая с утратой  контактов с детьми и контроля  над 

        ними;

     5) воспитательно-слабая с постоянно  конфликтной атмосферой;

     6) маргинальная с алкогольной, сексуальной  деморализацией;

     5) правонарушительная;

     6) преступная;

     7) психически отягощенная. 

     Пять  последних типов семей составляют 10-15% и считаются криминологически неблагополучными. Они обусловливают  искаженное формирование личности ребенка, возникновение у него деформаций в ценностных ориентациях, структуре  мотивов, механизме самоконтроля. К  тому же 15-20% семей относятся к  числу таких, в которых родители по разным причинам (плохое здоровье, недостаток образования, педагогической культуры, чрезмерная загруженность на работе) не в состоянии правильно воспитывать детей.

     Исследования  показывают, что риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся  в обстановке постоянных и острых конфликтов, в психически отягощенных  семьях, в 4-5 раз, а в семьях, где  царят агрессивность и жестокость, в 9-10 раз выше, чем у тех, кто  растет в педагогически сильных и устойчивых семьях. Кроме того, в неполных семьях вероятность противоправного поведения детей в 2-3 раза выше, чем в семьях с нормальной структурой.

     Неправильное  воспитание, неблагоприятные условия, конфликты в семье и в школе  ведут к определенным отклонениям  в психике личности, которые, в  свою очередь, повышают возможность  отклоняющегося поведения подростков. Исследования несовершеннолетних с  аномалиями психики констатируют, что  лишь у 22,5% подростков такие аномалии стали проявляться в раннем возрасте, причем в этих случаях большинство  родителей страдали алкоголизмом; 68,3% аномалий возникло постепенно как следствие  неблагоприятных условий семейного  воспитания, постоянных конфликтных  либо стрессовых ситуаций, жестокого  обращения со стороны родителей, ухода из семьи одного из родителей  и т.п. К этому прибавляются конфликтные  ситуации в школе, поскольку трудности  дома рождали негативное поведение  в школе, плохую успеваемость и соответствующую реакцию школьной администрации, часто не разбиравшейся во всей сложности жизненной ситуации подростка.

     Факторами недостаточного усвоения детьми общественных норм и отклоняющегося поведения  являются низкий общеобразовательный  и культурный уровень родителей  или просто неумение правильно и  своевременно воздействовать на своих  детей. Как показали проведенные  В.П. Емельяновым исследования психически неполноценных несовершеннолетних преступников, примерно 90% из них имели  родителей с начальным и неполным средним образованием и 72%- родителей, занятых неквалифицированным ручным трудом, причем многие из этих родителей  систематически пьянствовали, устраивали дома скандалы и драки.

     Жизнь показывает, что позитивные сдвиги достигаются там, где обеспечивается последовательность в применении наказаний  к нарушителям общественных норм. Это предопределено тем, что воспитательная, предупредительная роль наказания  обусловливается не жестокостью, а  неотвратимостью: важно не то, чтобы наказание было тяжелым, а то, чтобы ни один проступок не остался не замеченным.

     В микросреде выделяются малые группы, которые являются мощным катализатором  индивидуального поведения своих  членов. В зависимости от господствующих в группе норм усиливаются социально  полезные или социально опасные  ориентации и формы деятельности. Направленность групповой активности во многом зависит и от личных качеств  неформального лидера.

Информация о работе Преступность несовершеннолетних как вид девиантного поведения