Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:17, курсовая работа
Проблема отношения социального и биологического в личности преступника была и остается предметом горячих споров среди социологов, психологов и криминологов многих стран. Разумеется, наука не может дать точное математическое выражение соотношения между социальным и биологическим факторами, влияющими на развитие черт личности индивидуума и его поведение, в том числе и антиобщественное, в силу чрезвычайного многообразия прямых и обратных связей между этими двумя сторонами развития личности.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Преступность несовершеннолетних как вид девиантного поведения……..5
2. Социальные и социально – психологические причины и условия противоправного поведения………………………………………………….…10
3. Состояние преступности среди несовершеннолетних в РФ........................17
4. Психологические и половозрастные характеристики несовершеннолетних преступников………………………………………………………………….…19
Заключение…………………………………………………..………………...25
Список используемой литературы……………………………………...........29
Процесс
заражения и подражания наиболее
интенсивно идет в так называемых
стихийных группах, возникающих
самопроизвольно, спонтанно и большей
частью через эмоциональное
Свойственные
отдельным личностям
В
целом исследования показывают, что
значительная часть аморальных поступков,
совершаемых подростками и
Конечно, далеко не все стихийные группы и компании имеют антиобщественную направленность. Однако наряду с просоциальными (социально положительными) существуют и асоциальные (стоящие в стороне от основных общественных проблем), а также антисоциальные (социально отрицательные) стихийные неформальные группы. На практике правонарушения молодежи, как правило, являются групповыми, а истоки их лежат именно в уличных компаниях с асоциальной или антисоциальной направленностью интересов. По утверждению И. Кона, «здоровая юношеская тяга к коллективности вырождается здесь в опасный групповой эгоизм, некритическую гиперидентификацию с группой и ее лидером, в неумении и нежелании сознательно взвесить и оценить частные групповые нормы и ценности в свете более общих социальных и нравственных критериев».
Возможность
существования групп с
2. Социальные и социально – психологические причины и условия противоправного поведения.
Преступность несовершеннолетних, будучи обусловлена общими причинами преступности в нашей стране, имеет свои особенности. Они связаны с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения; с обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений несовершеннолетних; с динамикой, структурой преступности и правонарушений несовершеннолетних; демографическими и многими другими факторами, которые относятся к различным социально-экономическим и нравственно- психологическим сферам общественной жизни.
Практика
борьбы с преступностью показывает,
что общая закономерность последовательного
сокращения преступности, в том числе
и среди несовершеннолетних, реализуется
в современных условиях весьма неравномерно.
Это сказывается на динамике и
структуре преступности, которая
может отражать существенные изменения
темпов снижения преступности в различные
периоды, временную стабилизацию ее
уровня и даже отдельные "вспышки"
локального характера в некоторых
зонах и территориальных
Общими объектами воздействия
специально-криминологического
В процессе осуществления профилактических мер, субъекты этой деятельности адресуют конкретные требования, объектам социального контроля, используя систему методов и средств воздействия на личность правонарушителя. Эффективность их в значительной мере обусловливается всесторонним знанием самого объекта профилактики, особенности различных групп и контингентов, несовершеннолетних право нарушителей и числа учащихся, их нравственно-психологические свойства, социальной среды и ближайшего бытового окружения. Это имеет первостепенное значение для правильного определения организационных форм профилактической воспитательной работы.
Как известно, преступление является следствием сложного взаимодействия личности со средой. Российские криминологи справедливо акцентируют своё внимание на решающей роли социальной среды в формировании противоправного и преступного поведения. При этом характер причинно-следственных связей определяется многозначной причинностью, состоящей в диалектическом взаимодействии многих факторов, которые обусловили преступление, способствовали, сопутствовали, облегчали или препятствовали его наступлению. Находясь в различных формах взаимосвязи, указанные факторы, по характеру воздействия, направленности и значимости играют не одинаковую роль. Применительно к теме исследования, важно отметить, что по мере удаления от ближайших причин, детерминирующих преступное деяние, сила причинной связи последовательно ослабевает и при наличии многих промежуточных звеньев может практически не оказывать криминогенного воздействия. Это свойство лежит в основе выбора оптимального решения по вычленению из множества причин и условий совершения учащимися преступлений наиболее существенных и значимых, имеющих чётко выраженную направленность и выступающих объектом профилактического воздействия.
Результаты
проведенных конкретно-
Весьма
четко прослеживается в генезисе
преступного поведения
Следует
одобрить организацию правовой воспитательной
работы с учащимися во многих общеобразовательных
школах, где учебный материал по
основам государства и права
эффективно дополняется целенаправленной
внеклассной работой с
По справедливому мнению
Огромные
потенциальные и стимулирующие
возможности семейного
Наряду с отрицательным
Криминогенная значимость указанных недостатков и упущений, выступающих в качестве неблагоприятных условий формирования подростков-правонарушителей из числа учащихся, должна учитываться при изучении их личности и осуществлении на этой основе целенаправленных мер профилактики.
Возрастание
роли малых неформальных групп многие
исследователи объясняют
Изучение
структуры групп и характера
внутригрупповых связей показало, что
подавляющее большинство их возникло
на почве стремления подростков и
юношей к взаимному общению по
месту проживания в целях совместного
проведения досуга, особенно в вечернее
время. Состав этих групп и социальные
связи между участниками
Наряду
с улучшением работы по быстрому и
полному раскрытию уже
Важное профилактическое значение имеет своевременное выявление и устранение различных неблагоприятных обстоятельств, которые затрудняют избирательность поведения и могут привести к утрате подростком самоконтроля. К ним, прежде всего, следует отнести общее переутомление, нравственное длительное напряжение, сильное душевное волнение, эмоциональные стрессы и др. Установлено, что при ослаблении самоконтроля одни ведут себя стереотипно, другие, наоборот, действуют импульсивно под влиянием неосознанных побуждений, а третьи оказываются чрезвычайно внушаемыми, следуя указаниям любого лица.
Приведенные
результаты исследований носят устойчивый
характер и дают основание утверждать,
что одной из отличительных особенностей
мотивационной стороны многих преступлений,
совершенных учащимися, является непредумышленный
характер действий несовершеннолетних,
когда правонарушитель
Отмеченные
особенности открывают большие
возможности в предупреждении указанных
деяний, облегчают действия правоохранительных
органов, общественных формирований и
других специализированных и неспециализированных
субъектов по выявлению и устранению
причин и условий совершения учащимися
правонарушений, выступающих как
объект профилактического воздействия.
Информация о работе Преступность несовершеннолетних как вид девиантного поведения