Преступность несовершеннолетних как вид девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:17, курсовая работа

Описание

Проблема отношения социального и биологического в личности преступника была и остается предметом горячих споров среди социологов, психологов и криминологов многих стран. Разумеется, наука не может дать точное математическое выражение соотношения между социальным и биологическим факторами, влияющими на развитие черт личности индивидуума и его поведение, в том числе и антиобщественное, в силу чрезвычайного многообразия прямых и обратных связей между этими двумя сторонами развития личности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Преступность несовершеннолетних как вид девиантного поведения……..5
2. Социальные и социально – психологические причины и условия противоправного поведения………………………………………………….…10
3. Состояние преступности среди несовершеннолетних в РФ........................17
4. Психологические и половозрастные характеристики несовершеннолетних преступников………………………………………………………………….…19
Заключение…………………………………………………..………………...25
Список используемой литературы……………………………………...........29

Работа состоит из  1 файл

ПРЕСТУПНОСТЬ 2.docx

— 48.57 Кб (Скачать документ)

     Процесс заражения и подражания наиболее интенсивно идет в так называемых стихийных группах, возникающих  самопроизвольно, спонтанно и большей  частью через эмоциональное притяжение. В них очень развит конформизм. Именно в таких группах возникают  нормы поведения, не совпадающие  с общественными требованиями или  противоречащие им.

     Свойственные  отдельным личностям отрицательные  черты уродливо трансформируются в  психологию группы. То, в правильности чего не уверена отдельная личность, будучи принято группой, начинает восприниматься как норма, не подвергающаяся сомнению. Не случайно существующие в некоторых  микрогруппах молодежи хулиганско-анархистские установки сами по себе, без индивидуального  осознания тем или иным членом группы могут стать мотивом его  отклоняющегося поведения. Так, специалистами  установлено, что у несовершеннолетних в силу их группового конформизма  «неопределенные», «плохо осознаваемые мотивы» в 20 - 40% случаев становятся непосредственной причиной их участия  в групповом хулиганстве, групповых  ситуативных кражах и т.д.

     В целом исследования показывают, что  значительная часть аморальных поступков, совершаемых подростками и молодыми людьми, связана с их ориентацией  на «групповые» нормы, которые вступают в противоречие с общественными. Налицо психологическая зависимость  от группы или подражание, стремление показать себя сторонником провозглашенных  ценностей. При этом личная ответственность  «снимается» с сознания молодого человека тем, что «так принято», «это вызывает одобрение». Так складывается определенный защитный механизм самооправдания отклоняющегося поведения.

     Конечно, далеко не все стихийные группы и  компании имеют антиобщественную направленность. Однако наряду с просоциальными (социально  положительными) существуют и асоциальные (стоящие в стороне от основных общественных проблем), а также антисоциальные (социально отрицательные) стихийные  неформальные группы. На практике правонарушения молодежи, как правило, являются групповыми, а истоки их лежат именно в уличных  компаниях с асоциальной или  антисоциальной направленностью интересов. По утверждению И. Кона, «здоровая  юношеская тяга к коллективности вырождается здесь в опасный  групповой эгоизм, некритическую  гиперидентификацию с группой и  ее лидером, в неумении и нежелании  сознательно взвесить и оценить  частные групповые нормы и  ценности в свете более общих  социальных и нравственных критериев».

     Возможность существования групп с антисоциальной направленностью связана с неэффективным  влиянием на индивидов коллективов, для которых характерны низкая сплоченность и слабая эмоциональная связь  между их членами, формальные взаимоотношения, отсутствие взаимопонимания. Именно в  этих случаях стремление к объединению, товариществу, уважению, романтике  и т.д. реализуется в группах  с деформированными ориентациями. От человека же требуется, чтобы он научился сознательно и целеустремленно  делать жизненный выбор. 

     2. Социальные и социально – психологические причины и условия противоправного поведения.

     Преступность  несовершеннолетних, будучи обусловлена  общими причинами преступности в  нашей стране, имеет свои особенности. Они связаны с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения; с обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений несовершеннолетних; с динамикой, структурой преступности и правонарушений несовершеннолетних; демографическими и многими другими факторами, которые относятся к различным социально-экономическим и нравственно- психологическим сферам общественной жизни.

     Практика  борьбы с преступностью показывает, что общая закономерность последовательного  сокращения преступности, в том числе  и среди несовершеннолетних, реализуется  в современных условиях весьма неравномерно. Это сказывается на динамике и  структуре преступности, которая  может отражать существенные изменения  темпов снижения преступности в различные  периоды, временную стабилизацию ее уровня и даже отдельные "вспышки" локального характера в некоторых  зонах и территориальных регионах. На указанную тенденцию обращали внимание и другие исследователи. По мнению группы московских криминологов, текущие цели системы предупреждения преступности в разрезе региональных и других характеристик могут  дифференцироваться в сравнительно широком диапазоне: от стабилизации уровня преступлений отдельных видов  и некоторого их снижения до существенного  снижения.

       Общими объектами воздействия  специально-криминологического предупреждения  правонарушений несовершеннолетних  являются: криминогенные факторы,  отрицательно влияющие на нравственное  формирование личности правонарушителей; конфликтные различные ситуации; внешние условия и обстоятельства, объективно способствующие совершению  преступлений и наступлению преступного  результата. Применительно к теме  нашего исследования, в качестве  непосредственного объекта социального  контроля в сфере профилактики  преступлений выступает личность  учащихся правонарушителей как  носителей различных общественных  связей, отношений и явлений, имеющих  криминогенную значимость. К ним,  прежде всего, следует отнести:  детей и подростков, которые самовольно оставили учебу в школах, техникумах, профтехучилищах и других учебных заведениях, нигде не учатся, не работают и ведут антиобщественный образ жизни; трудновоспитуемых и неуспевающих учеников, систематически нарушающих школьный режим и правила общественного поведения; несовершеннолетних, условно направленных или возвратившихся из спецшкол; подростков, возвратившихся из мест заключения, осужденных судами к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также условно осужденных и переданных на перевоспитание общественности; осужденных учащихся, в отношении которых судами применена отсрочка исполнения приговора; безнадзорных подростков из числа учащихся, совершивших правонарушения и состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних.

     В процессе осуществления профилактических мер, субъекты этой деятельности адресуют конкретные требования, объектам социального  контроля, используя систему методов  и средств воздействия на личность правонарушителя. Эффективность их в значительной мере обусловливается  всесторонним знанием самого объекта  профилактики, особенности различных  групп и контингентов, несовершеннолетних право нарушителей и числа  учащихся, их нравственно-психологические  свойства, социальной среды и ближайшего бытового окружения. Это имеет первостепенное значение для правильного определения  организационных форм профилактической воспитательной работы.

     Как известно, преступление является следствием сложного взаимодействия личности со средой. Российские криминологи справедливо  акцентируют своё внимание на решающей роли социальной среды в формировании противоправного и преступного  поведения. При этом характер причинно-следственных связей определяется многозначной причинностью, состоящей в диалектическом взаимодействии многих факторов, которые обусловили преступление, способствовали, сопутствовали, облегчали или препятствовали его наступлению. Находясь в различных формах взаимосвязи, указанные факторы, по характеру воздействия, направленности и значимости играют не одинаковую роль. Применительно к теме исследования, важно отметить, что по мере удаления от ближайших причин, детерминирующих преступное деяние, сила причинной связи последовательно ослабевает и при наличии многих промежуточных звеньев может практически не оказывать криминогенного воздействия. Это свойство лежит в основе выбора оптимального решения по вычленению из множества причин и условий совершения учащимися преступлений наиболее существенных и значимых, имеющих чётко выраженную направленность и выступающих объектом профилактического воздействия.

     Результаты  проведенных конкретно-социологических  исследований дают основание утверждать, что преступные проявления среди  учащихся в настоящее время связаны  с неблагоприятными условиями нравственного  формирования личности несовершеннолетних правонарушителей, выступающих основной причиной возникновения антиобщественных взглядов; с недостатками в нравственном и трудовом воспитании учащихся и  плохой организации их досуга; ошибками и упущениями в деятельности государственных  органов, учебных коллективов и  общественных организаций в борьбе с детской безнадзорностью и  правонарушениями.

     Весьма  четко прослеживается в генезисе преступного поведения отрицательная  значимость таких признаков, характеризующих  личность, как низкий культурный и  образовательный уровень учащихся - правонарушителей. Результаты исследований указывают на некоторое повышение  за последние годы общего образовательного уровня у подростков-правонарушителей, что обусловливается введением  в нашей стране всеобщего среднего образования. В то же время, по-прежнему отмечается устойчивое отставание в  образовательном и культурном уровне правонарушителей от своих сверстников. Несоответствие образовательного и  культурного уровней возрасту учащегося, что обычно связано с нежеланием учиться, обусловливает неразвитость интересов и утилитарность потребностей учащихся. Положение усугубляется еще и тем, что несовершеннолетние правонарушители обычно с недоверием воспринимают информацию воспитательного характера, исходящую от официальных лиц и коллективов, нередко трактуют ее ошибочно, стремясь найти в ней лишь то, что в какой-то мере может оправдать их поведение и укрепить статус в неформальных группах микроокружения. Постепенно отрываясь от учебного коллектива, такие учащиеся ищут занятия вне школы, в кругу случайных уличных знакомых и сравнительно легко попадают под пагубное влияние антиобщественных элементов.

     Следует одобрить организацию правовой воспитательной работы с учащимися во многих общеобразовательных  школах, где учебный материал по основам государства и права  эффективно дополняется целенаправленной внеклассной работой с различными контингентами учащихся, поддерживаются систематические связи с работниками  правоохранительных органов. Положительно зарекомендовала себя практика назначения шефов, наставников и общественных воспитателей для проведения систематической  профилактической работы с трудновоспитуемыми учащимися из числа правонарушителей.

       По справедливому мнению многих  педагогов и психологов, дети  в семье выступают не только  в качестве объекта, но и  субъекта воспитания. Они в порядке  обратной связи оказывают воспитательное  воздействие на родителей, дисциплинируют  сферу бытовых отношений, стимулируют  репродукционные формы деятельности, которые преимущественно связаны  с семьей как первичной ячейкой  общественного воспитания.

     Огромные  потенциальные и стимулирующие  возможности семейного воспитания используются еще ограниченно. Весьма четко в генезисе преступного  поведения прослеживается криминогенная  значимость недостатков, упущений семейного  воспитания и такие факторы, как  распад семьи, потеря подростком одного или двух родителей, если это не компенсируется своевременной помощью в общественном воспитании.

       Наряду с отрицательным влиянием  указанных обстоятельств обращают  на себя внимание недостатки  и упущения воспитания в полных  неблагополучных семьях, выступающие  первопричиной противоправного  поведения и занимающие заметное  место в генезисе правонарушений  среди учащихся. Наиболее пагубное  влияние на подростков оказывает  конфликтная атмосфера таких  семей, которые отношением и  поведением прививают им грубость, жестокость, неуважение к нормам  поведения и другие отрицательные  качества.

     Криминогенная значимость указанных недостатков  и упущений, выступающих в качестве неблагоприятных условий формирования подростков-правонарушителей из числа учащихся, должна учитываться при изучении их личности и осуществлении на этой основе целенаправленных мер профилактики.

     Возрастание роли малых неформальных групп многие исследователи объясняют изменением способов общения, экстенсивным характером личностных контактов, составляющих неотъемлемую часть повседневного быта и широко распространенных в различных группах  населения, особенно среди несовершеннолетних и молодежи. Изложенное, однако, не противоречит положениям криминологии о разлагающем  влиянии малых асоциальных (преступных) групп на формирование личности правонарушителей, особенно из числа несовершеннолетних и молодежи. Важно при этом учитывать, что преступные группирования, возникающие  на почве неформальных связей и отношений, в условиях нашего общества не являются какой-либо социальной общностью, входящей в другие структурные или социальные образования. Преступная деятельность членов таких групп приводит их к  вынужденной изоляции, встречает противодействие со стороны общества, что в свою очередь облегчает действия по их обнаружению, разобщению и ликвидации.

     Изучение  структуры групп и характера  внутригрупповых связей показало, что  подавляющее большинство их возникло на почве стремления подростков и  юношей к взаимному общению по месту проживания в целях совместного  проведения досуга, особенно в вечернее время. Состав этих групп и социальные связи между участниками вначале  не отличались устойчивостью: подростки  без определенных занятий группировались со школьниками, учениками профтехучилищ  с молодыми рабочими для развлекательного времяпрепровождения. В дальнейшем под влиянием наиболее активных и  старших по возрасту участников, взявших  на себя роль лидеров и отличавшихся более устойчивой антиобщественной направленностью, указанные смешанные  группы, не объединенные общностью  школьных, производственных или иных интересов, меняли свою направленность и превращались в преступные сообщества.

     Наряду  с улучшением работы по быстрому и  полному раскрытию уже совершенных  преступлений необходимо всемерно активизировать деятельность комиссий по делам несовершеннолетних, специализированных подразделений  и служб органов внутренних дел  по своевременному предупреждению замышляемых  и подготавливаемых преступлений, безотлагательному  пресечению уже начатых, длящихся и  продолжаемых преступлений, а также  выявлению и разобщению преступных групп подростков особенно на ранних стадиях противоправной деятельности.

     Важное  профилактическое значение имеет своевременное  выявление и устранение различных  неблагоприятных обстоятельств, которые  затрудняют избирательность поведения  и могут привести к утрате подростком самоконтроля. К ним, прежде всего, следует  отнести общее переутомление, нравственное длительное напряжение, сильное душевное волнение, эмоциональные стрессы  и др. Установлено, что при ослаблении самоконтроля одни ведут себя стереотипно, другие, наоборот, действуют импульсивно  под влиянием неосознанных побуждений, а третьи оказываются чрезвычайно  внушаемыми, следуя указаниям любого лица.

     Приведенные результаты исследований носят устойчивый характер и дают основание утверждать, что одной из отличительных особенностей мотивационной стороны многих преступлений, совершенных учащимися, является непредумышленный характер действий несовершеннолетних, когда правонарушитель импульсивно, под влиянием сложившейся обстановки или же бездумно следует примеру  других лиц.

     Отмеченные  особенности открывают большие  возможности в предупреждении указанных  деяний, облегчают действия правоохранительных органов, общественных формирований и  других специализированных и неспециализированных субъектов по выявлению и устранению причин и условий совершения учащимися  правонарушений, выступающих как  объект профилактического воздействия.  

Информация о работе Преступность несовершеннолетних как вид девиантного поведения