Преступность несовершеннолетних как вид девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:17, курсовая работа

Описание

Проблема отношения социального и биологического в личности преступника была и остается предметом горячих споров среди социологов, психологов и криминологов многих стран. Разумеется, наука не может дать точное математическое выражение соотношения между социальным и биологическим факторами, влияющими на развитие черт личности индивидуума и его поведение, в том числе и антиобщественное, в силу чрезвычайного многообразия прямых и обратных связей между этими двумя сторонами развития личности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Преступность несовершеннолетних как вид девиантного поведения……..5
2. Социальные и социально – психологические причины и условия противоправного поведения………………………………………………….…10
3. Состояние преступности среди несовершеннолетних в РФ........................17
4. Психологические и половозрастные характеристики несовершеннолетних преступников………………………………………………………………….…19
Заключение…………………………………………………..………………...25
Список используемой литературы……………………………………...........29

Работа состоит из  1 файл

ПРЕСТУПНОСТЬ 2.docx

— 48.57 Кб (Скачать документ)

     3. Состояние преступности среди несовершеннолетних в Российской федераций.

     Уголовная статистика на протяжении длительного  времени фиксирует тенденцию  постоянного все более интенсивного роста преступности несовершеннолетних на территории Российской Федерации. В  настоящее время несовершеннолетние являются одной из наиболее криминально  пораженных категорий населения.

     В ряде регионов несовершеннолетние преступники  в значительной степени определяют состояние преступности в целом. В Архангельской, Камчатской, Кемеровской, Сахалинской, Мурманской областях на долю несовершеннолетних приходится каждое третье преступление, а по отдельным  видам значительно больше.

     С 1992 г. рост преступности несовершеннолетних был отмечен на территориях всех субъектов, входящих в состав Российской Федерации, за исключением республики Татарстан, Хабаровского края и Читинской  области.

     Более тщательный анализ динамики преступности несовершеннолетних позволяет выявить  ряд важных в криминологическом отношении обстоятельств:

     - Российская Федерация все годы, в течение которых регулярно ведется статистическое наблюдение, входила в число суверенных государств прежнего Союза ССР, имевших наиболее высокий уровень преступности несовершеннолетних и отличавшихся наиболее интенсивными темпами ее роста - в среднем на 14-17% каждые пять лет.

     - Рост преступности несовершеннолетних происходит на фоне сокращения или увеличения общей численности этой возрастной группы в населении России.

     - Происходил он вместе с общим ростом преступности в стране, охватывающим и иные возрастные группы населения, но практически всегда был более интенсивным.

     - Преступность несовершеннолетних росла, несмотря на то, что в отдельные периоды карательная практика в отношении этой категории населения была достаточно суровой.

     - Весьма существенную поправку в статистическую картину состояния и динамики преступности несовершеннолетних может внести более полный учет такого явления, как латентность, когда из-за плохого выявления, дефектов регистрации совершаемых подростками преступлений, фактический уровень этой преступности, если судить по оценкам специалистов-экспертов, в 3-4 раза выше, чем официально отражаемый статистикой.

     Практика  борьбы с преступностью несовершеннолетних постоянно приводит не только к известным  искажениям общей картины данного  явления за счет неполноты регистрации  уголовно наказуемых деяний, но и к  неточной или даже неправильной уголовно-правовой политике по возбужденным и расследуемым уголовным делам, по определению  и исполнению наказания.

     Расследование по делам несовершеннолетних идет по пути фрагментирования действительности из-за нежелания следователей выявлять всех участников преступления, все  связи, все эпизоды и т. д. В  итоге оказывается, что кража  якобы совершается без наводчиков и сбытчиков краденого, спекуляция без организаторов приобретения предметов спекуляции, наркоманы  функционируют сами по себе без производителей и распространителей наркотиков и т. д. Данные обстоятельства ведут  к искажению всей статистической картины преступности: искусственно снижается общее число лиц, совершивших  преступление, число разновозрастных  групп, участвующих в преступных деяниях, и др.  

     4. Психологические и половозрастные характеристики несовершеннолетних преступников.

     Как известно, трудновоспитуемость чаще всего начинает проявляться в  подростковом возрасте, который считается  трудным, противоречивым, переходным от детства к юности и охватывает период от 11 до 15 лет. Особенности социальных условий жизни подростка в  предшествующие годы, сложившийся характер взаимоотношений в семье и  школе накладывают отпечаток  на то, насколько бесконфликтно перенесет  подросток те возрастные и психофизические  изменения, которые происходят с  ним в этот период, как будет  решена социальная задача «вхождения»  его в мир взрослых, определение  своего места в макросоциальном  окружении, характерных для этого  периода. Для старшего подросткового  возраста характерно повышенное восприятие чувства чести, долга, товарищества, романтической влюбленности. Подростки  начинают предъявлять друг к другу  более высокие моральные требования. На первое место у них выступают  не те качества, которые характеризуют  сверстников как хороших учеников, а нравственные черты: товарища ценят  за смелость, мужество, способность  помочь в трудную минуту и т.п. Для них характерна потребность  в дружеском общении, они очень  дорожат дружбой и болезненно переживают возникающие разрывы. Учащиеся в подростковом возрасте требуют усиленного социального контроля со стороны семьи, школы, общественности, так как в этом возрасте формирование личности еще не закончилось, у подростков неустойчивые установки, они еще не осознали свое место в общественной жизни. Авторитет родителей в этот период может ослабевать, а влияние неформальных групп ближайшего микроокружения, наоборот, возрастать, что повышает степень вероятности антиобщественного поведения.

     Объективные возможности для возникновения  трудновоспитуемости могут быть созданы вследствие наложения особенностей подросткового возраста на неблагоприятные  условия воспитания в семье, школе, отрицательное влияние микроокружения.

     В этот период происходят значительные биологические изменения в организме  подростков, отмечается их бурное физическое развитие усиленный рост конечностей, увеличение объема сердца, перестройка  эндокринной системы, половое созревание, появление вторичных половых  признаков и др. Недостаточная  сформированности нервной системы, преобладание процессов возбуждения  над процессами торможения вызывают у подростков повышенную возбудимость, впечатлительность, неумение сдерживать эмоции. Это зачастую приводит к  импульсивному поведению, неспособности  выдерживать эмоциональные длительные нагрузки и сильные стрессовые состояния. Такой фактор, например, как половое  созревание, может вызвать особые переживания, нездоровый интерес к  сексуальным вопросам. Поэтому, подростку  в этот период трудно соразмерить  внутренние порывы с теми требованиями, которые предъявляет ему общество .

     В этот период, особое значение придается  межличностному общению, в связи, с  чем подросток иначе оценивает  роль школьного коллектива: наблюдается  большая привязанность к коллективу своего класса, стремление занять достойное  место среди одноклассников. Коллектив  оказывает огромное влияние на формирование взглядов, оценок, нравственных качеств  личности подростка. Если же у учащегося не складываются отношения с классом; как это бывает у трудновоспитуемых, то он начинает искать различные формы общения за пределами класса, школы и зачастую попадает в самые неблагоприятные условия.

     Трудновоспитуемых подростков привлекает, прежде всего, то, что не требует особых умственных усилий, носит легкий развлекательный  характер и вызывает острые ощущения. Они имеют большие пробелы  в знаниях, учатся плохо, многие из них  являются второгодниками. Систематическая неуспеваемость способствует закреплению у них равнодушного или отрицательного отношения к интеллектуальному труду и учебе. На уроках они, как правило, бездельничают, домашние задания не выполняют, постепенно утрачивают вообще понимание смысла учения. Все это приводит к тому, что в общем развитии они значительно отстают от своих сверстников.

     К физическому труду они, как правило, относятся положительно, но так как  способностью трудиться, трудолюбием, умением преодолевать трудности  не отличаются, то доводить дело до конца, систематически, целенаправленно трудиться  они не могут: с удовольствием  берутся за дело, но вскоре его бросают. Однако если отношения с учителями  по отдельным учебным предметам  у трудновоспитуемого подростка  складываются благоприятно, он может  под их руководством достигать в  трудовой деятельности определенных результатов. К продуктам чужого труда относятся  потребительски, не уважают его, портят вещи.

     У таких учащихся, как правило, нет  общественных обязанностей, а если им и дают поручения, то они не в  состоянии систематически выполнять  их, так как не обладают умением  самостоятельно планировать работу и привлекать других к ее выполнению, не уверены в своих силах. С  ними обычно не хотят дружить, сидеть за одной партой. Завоевывать авторитет  среди сверстников им приходится путем бравады, неумеренных шалостей, дезорганизаторских действий на уроках и на перемене, насаждения атмосферы  круговой поруки, совершения хулиганских  поступков. Все это приводит к конфликтным отношениям трудного подростка с одноклассниками.

     Характерной особенностью трудных подростков является неуравновешенность процессов возбуждения  и торможения, соединенная с оборонительной позицией, при которой все внешние  воздействия воспринимаются враждебно. У них, в большей степени чем  у других подростков, осознание своей  взрослости имеет, прежде всего, внешнее  показное проявление; курение, употребление спиртных напитков, особый "взрослый" лексикон, утилитарные способы развлечений, развязная манера поведения, необдуманное подражание моде и т.п. Такая "взрослость" приобретается в неформальных группах  некритического подражания взрослым, старшим ребятам. Они грубят старшим, родителям, пренебрегают их советами, не верят в их справедливость и  доброжелательность. Следует отметить, что лишь незначительное количество трудновоспитуемых имеют ярко выраженную антиобщественную направленность действий. У большей части этих подростков отрицательный характер поведения  может проявляться эпизодически: в одних ситуациях они могут  проявлять положительные качества личности, в других аморальные действия, недисциплинированность. С одними учителями  и взрослыми у них складываются хорошие отношения, они стараются  выполнять их требования, посещают уроки, с другими - постоянно конфликтуют, пропускают уроки, грубят, проявляют  неповиновение. Такие отношения  зависят от того, как учитель смог подойти к данному ученику, учесть и положительные качества его  личности.

     Низкий  уровень самостоятельности и  отсутствие произвольности в управлении своим поведением создают значительные сложности в учебной деятельности. Такие дети отличаются повышенной тревожностью. Самооценка практически у всех таких  детей неадекватно завышена, причем заметно расхождение с ожидаемой  оценкой их качеств педагогом. Обнаруживается низкая ожидаемая оценка.

     Во  взаимоотношениях друг с другом у  них тоже имеются сложности. Они  не способны к сотрудничеству. Они  часто ссорятся и даже вступают в  драки по незначительному поводу.

     Индивидуальную  работу с трудными детьми условно  можно разделить на три этапа: глубокое изучение на научной основе личности трудновоспитуемого и составление  социально-психологической характеристики; разработка индивидуальной программы  воспитательного воздействия на него с учетом особенностей личности; непосредственное осуществление воспитательной работы, корректировка средств и  методов воспитательного воздействия.

     Специального  индивидуального подхода требуют  также учащиеся с психоневротическими  отклонениями, которые часто становятся причиной трудновоспитуемости. Невротические  состояния могут проявляться  как в чрезмерной заторможенности  поведения ребенка, так и в излишней расторможенности, преобладании реакций возбуждения. Такие дети постоянно конфликтуют с учителями, родителями, и это еще более усугубляет их состояние. Они очень чутко реагируют на различные нюансы взаимоотношениях с взрослыми, особенно нетерпимы к фальши. В основе воспитательного воздействия на таких подростков должны быть положена педагогическая выдержка, искренность и исключительная чуткость. В остальных случаях следует избегать стрессовых и конфликтных ситуаций.

     В обобщенном виде характеристика несовершеннолетних преступников по половому составу сводится к следующему:

     1. доля лиц мужского пола среди  преступников (90-95%) всегда существенно  выше их удельного веса в  населении данной возрастной  группы, проживающего в соответствующих  регионах страны (48-52%);

     2. доля девушек, совершающих преступления (4-10%), наоборот, значительно меньше  их удельного веса в населении.  При условии, что рост числа  преступлений и среди этого  контингента лиц приобрел устойчивую  тенденцию, соотношение лиц мужского  и женского пола среди несовершеннолетних преступников на протяжении длительного периода практически не изменяется;

     3. доля лиц женского пола в  преступности несовершеннолетних  в 3-4 раза меньше по сравнению  с аналогичными показателями  взрослой преступности. Правда, следует  иметь в виду, что противоправная  активность в совершении общественно  опасных деяний у девушек, как  правило, тоже достаточно высока, но главным образом до достижения  ими возраста уголовной ответственности.  По статистическим данным, удельный  вес лиц женского пола среди  состоящих на профилактическом  учете в инспекциях по делам  несовершеннолетних практически  все последние годы примерно  в 2-2,5 раза был выше удельного  веса их среди несовершеннолетних, совершивших преступления. Еще выше  он среди девушек, совершающих  правонарушения и поставленных  на внутришкольные, внутриучилищные  учеты (25-30%).

Информация о работе Преступность несовершеннолетних как вид девиантного поведения