Проблема безработных в современном российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:34, курсовая работа

Описание

Проблемы занятости населения справедливо относятся к глобальным проблемам современности, так как занятость – основа развития и функционирования человеческого общества. А безработица для всех стран мира является социальным злом. Однако если в странах с развитой рыночной экономикой при наличии более или менее значительного уровня безработицы экономика и население десятилетиями благополучно существуют, то российский рынок труда и соответствующая ему безработица не имеют аналогов в мире в силу сравнительно низкой материальной обеспеченности нашего населения и безработных в особенности, более высокой социальной напряженности в обществе, способной вызвать значительные социальные потрясения в России.

Содержание

Введение
1. Социально-экономические проблемы занятости в современных условиях России
1.1 Рынок труда: понятие, структура и инфраструктура
1.2 Социально-экономические и психологические последствия безработицы
1.2.1 Статус безработного
1.2.2 Малообеспеченность безработного
2. Государственная политика и стратегия занятости и ее приоритеты
3.Социальная защита от безработицы отдельных категорий граждан
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 55.84 Кб (Скачать документ)

      самостоятельно  обеспечивающие себя работой, в том  числе предприниматели, лица, занятые  индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также члены  кооперативов (артелей);

      выполняющие работу по гражданско-правовым договорам (договорам подряда);

      занятые в подсобных промыслах и реализующие  продукцию по договорам, у которых  ежемесячный доход превышает  минимальный уровень оплаты труда;

      граждане, ведущие личное подсобное хозяйство  и владеющие земельным участком более 0,25 га;

      учредители  организаций, деятельность которых  приносит доход;

      избранные, нареченные или утвержденные на оплачиваемую должность;

      проходящие  военную службу, а также службу в органах внутренних дел;

      проходящие  очный курс обучения в общеобразовательных  учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального  и высшего профессионального  обучения, включая обучение по направлению  органов труда и занятости  населения.

      К экономически активному населению  относятся все лица, которые участвуют  в производстве товаров и услуг  для рынка, по бартерным каналам  и для личного пользования  по категориям: лица наемного труда - рабочие  и служащие; самостоятельные работники; неоплачиваемые члены семьи; сезонные и случайные работники; лица, временно не работающие по объективным причинам (болезнь, отпуск и т.д.); учащиеся, совмещающие учебу с работой на режимах неполного рабочего времени; ученики и лица, проходящие профподготовку на производстве и получающие либо стипендию, либо заработную плату.

      Безработными  признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

      В своей работе я поставила задачу проанализировать структуру рынка  труда, которая может быть раскрыта по разным признакам в зависимости  от цели анализа. Исследователи рынка  труда (Волгин НА., Рощин С.Ю., Разумова Т.О.) отмечают, что исходя из минимума компонентов, необходимых для возникновения  и функционирования современного цивилизованного  рынка труда можно выделить следующие:

      Субъекты  рынка труда;

      Экономические программы, решения и юридические  нормы, принятые субъектами;

      Рыночный  механизм (спрос и предложение  рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);

      Безработица и социальные выплаты, связанные  с ней;

      Рыночная  инфраструктура.

      Наличие этих компонентов, их взаимосвязь вполне достаточны для того, чтобы возник и начал функционировать рынок  труда в современных условиях.

      Субъекты  рынка труда - наемные работники (и их объединения - профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство  и их органы.

      Наемные работники - это участники общественного  производства, продающие свою рабочую  силу собственнику средств производства или организатору производства - менеджеру (который сам может быть наемным  управляющим у собственника средств производства).

      Работодатель - это индивидуум, работающий самостоятельно, и постоянно нанимающий на работу одного и более человек. На мелких предприятиях работодатели обычно являются собственниками средств производства. В крупных предприятиях, а также  на государственных предприятиях работодатели сами являются наемными работниками  акционеров или государства.

      В настоящее время различают пять видов безработицы: фрикционную, структурную, циклическую, сезонную, скрытую.

      Фрикционная безработица порождена постоянным движением населения из одного региона  в другой, сменой профессии, а также  этапов жизни (учеба, работа, рождение и уход за ребенком для женщин, уход на пенсию). Фрикционная безработица  существует даже при полной занятости. В силу движения от одной профессии  к другой и поиска лучшей работы фрикционная безработица часто  рассматривается как добровольная.

      Структурная безработица имеет место в  случае, когда спрос и предложение  на рабочую силу не совпадают, причем соотношение между этими показателями для различных видов труда  и в различных регионах, отраслях и секторах экономики неодинаково. Очень гибкая цена рабочей силы могла  бы ликвидировать дисбалансы, но, как  правило, цена достаточно твердо фиксирована.

      Циклическая безработица порождена общим  снижением спроса на рабочую силу во всех отраслях, сферах, регионах. Она  связана с фазой спада в  воспроизводственном цикле. Уровень  циклической безработицы может  зависеть от пола, расы, принадлежности к той или иной социальной группе, национальности.

      Сезонная  безработица возникает с изменением спроса на определенные профессии в  зависимости от сезонов (времен) года.

      Скрытая безработица - это содержание на предприятиях и в организациях в интересах  сохранения трудовых коллективов излишних работников, которые могли бы быть высвобождены в результате спада производства. Такая форма проявляется главным образом в виде вынужденного перехода на неполный рабочий день (неделю) и вынужденных отпусков (с частичной оплатой или без сохранения содержания) по инициативе администрации.

      В настоящее время в Российской Федерации преобладает структурная безработица.

      Среди конкретных причин, обусловливающих  сокращение занятости трудоспособного  населения в России, можно отметить следующие. Первая причина коренится  в том, что характерной чертой советской экономики являлась чрезмерная численность производственного  персонала предприятий. Наличие  избыточного персонала тормозило  внедрение новой техники и  трудосберегающих технологий, препятствовало росту производительности труда. С  другой стороны, необходимость оплачивать излишних работников неоправданно завышала издержки производства с вытекающим отсюда ослаблением конкурентоспособности  производимых товаров. Избыток рабочих  мест означал искусственный дефицит  рабочей силы, а он подрывал дисциплину труда, способствовал широкому распространению "выводиловки" в оплате работников, подавлению у них стимула к  лучшей работе. Другими словами, долгие годы существовала устойчивая и весьма массовая скрытая безработица.

      Таким образом, эта причина безработицы  состоит в том, что сам факт перехода к частной собственности  и рыночным принципам хозяйствования означает выталкивание в ряды безработных  значительных масс людей, которые были безработными и раньше, но в форме  не открытой, как сейчас, а скрытой.

      Вторая  причина. Переход к рыночным критериям  оценки хозяйствования предприятий  обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут  приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене. Они - еще один канал, пополняющий безработицу.

      Третья  причина. Либерализация цен привела  к кризису неплатежей по всем технологическим  цепочкам. Он поразил не только потенциальных  банкротов, но и многие предприятия, продукция которых пользуется спросом  на рынке, но не может быть оплачена ее потребителями. Этот кризис - еще  один фактор, питающий безработицу.

      Четвертая. Рыночные реформы сопровождаются глубокой структурной перестройкой, которая  охватывает не только микро-, но и макроэкономический уровень, что приводит в свою очередь  к массовой структурной безработице.

      Пятая. Разрыв сложившихся хозяйственных  связей между бывшими союзными республиками СССР, а также между Россией  и странами Восточной Европы, резко  ухудшил положение предприятий  и по материально - техническому снабжению, и по сбыту продукции, что опять-таки не может не питать безработицу.

      Рыночная  инфраструктура представляет собой  совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров. Она состоит из сети фондов, центров занятости (бирж труда), центров  подготовки и переподготовки рабочей  силы и т.д. Основным элементом инфраструктуры рынка труда является служба занятости, включающая органы 3-х уровней управления: общегосударственного, регионального  и местного.

      Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области труда, занятости  и социальной защиты населения является Министерство труда и социального  развития Российской Федерации. Минтруд  России возглавляет и организует деятельность федеральной государственной  службы занятости населения и  службы по урегулированию коллективных трудовых споров, осуществляет в установленном  порядке руководство деятельностью  органов, действующих при Министерстве (федеральной инспекции труда - Рострудинспекции, Республиканского (федерального) фонда социальной поддержки населения, Инспекции негосударственных пенсионных органов).

      Основными задачами Минтруда и социального  развития РФ является разработка предложений  и реализация основных направлений  и критериев государственной  социальной политики по решению комплексных  проблем социального развития, народонаселения, повышению уровня жизни и доходов  населения, развитию социального страхования, кадрового потенциала, совершенствованию  системы оплаты труда и социального  партнерства, организации пенсионного  обеспечения и социального обслуживания, улучшению условий и охраны труда, обеспечению эффективной занятости  населения и социальных гарантий, социальной защиты семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов, граждан, уволенных с  военной службы, совершенствованию  законодательства о труде, занятости  и социальной защите населения, осуществлению  международного сотрудничества в установленной  сфере деятельности.

      В состав Министерства труда и социального  развития РФ входят:

      Департамент комплексных проблем занятости;

      Департамент по социальным вопросам граждан, уволенных  с военной службы, членов их семей;

      Департамент профессионального обучения и развития человеческих ресурсов;

      Управление  финансового обеспечения программ занятости;

      Департамент по регулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства.

      На  более низком уровне - органы по труду  и занятости субъектов РФ, а  на местном - Центры занятости городов  и районов на территории субъектов  РФ.Наряду с государственными органами содействия занятости развиваются  негосударственные структуры (биржи  труда молодежи, центры занятости  женщин, биржи труда для инвалидов  и т.д.). Так, на конец 1996 г. в России насчитывалось около 150 негосударственных структур занятости и подбора персонала.

      Все компоненты рынка труда в совокупности обеспечивают сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный  выбор вида деятельности, а также  определенную социальную защиту. В  итоге взаимодействие всех компонентов  рынка труда нацелено на создание и поддержание баланса интересов  всех субъектов рынка труда.

      Таким образом, переход к рыночной экономике  неизбежно влечет за собой необходимость  формирования рынка труда и рабочей  силы. Рынок труда - наиболее сложный  элемент рыночной экономики. Переплетение интересов работника и работодателя при найме и увольнении, циклически изменяющееся состояние экономики, уровень инвестиционной активности, величина трудовых доходов населения, сложившиеся традиции в трудовой сфере, специфика национального  поведения и другие факторы оказывают  существенное влияние на объем и  структуру спроса и предложения  на рынке труда.

      Рынок труда в России еще не сформировался, но все его основные компоненты имеются. И поэтому можно сказать, что  рынок труда, хотя и несовершенный, в России есть. 

      1.2 Социально-экономические  и психологические последствия безработицы

          1.2.1 Статус безработного

Информация о работе Проблема безработных в современном российском обществе