Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:34, курсовая работа
Проблемы занятости населения справедливо относятся к глобальным проблемам современности, так как занятость – основа развития и функционирования человеческого общества. А безработица для всех стран мира является социальным злом. Однако если в странах с развитой рыночной экономикой при наличии более или менее значительного уровня безработицы экономика и население десятилетиями благополучно существуют, то российский рынок труда и соответствующая ему безработица не имеют аналогов в мире в силу сравнительно низкой материальной обеспеченности нашего населения и безработных в особенности, более высокой социальной напряженности в обществе, способной вызвать значительные социальные потрясения в России.
Введение
1. Социально-экономические проблемы занятости в современных условиях России
1.1 Рынок труда: понятие, структура и инфраструктура
1.2 Социально-экономические и психологические последствия безработицы
1.2.1 Статус безработного
1.2.2 Малообеспеченность безработного
2. Государственная политика и стратегия занятости и ее приоритеты
3.Социальная защита от безработицы отдельных категорий граждан
Заключение
Библиографический список
самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также члены кооперативов (артелей);
выполняющие работу по гражданско-правовым договорам (договорам подряда);
занятые
в подсобных промыслах и
граждане, ведущие личное подсобное хозяйство и владеющие земельным участком более 0,25 га;
учредители организаций, деятельность которых приносит доход;
избранные, нареченные или утвержденные на оплачиваемую должность;
проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;
проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального обучения, включая обучение по направлению органов труда и занятости населения.
К экономически активному населению относятся все лица, которые участвуют в производстве товаров и услуг для рынка, по бартерным каналам и для личного пользования по категориям: лица наемного труда - рабочие и служащие; самостоятельные работники; неоплачиваемые члены семьи; сезонные и случайные работники; лица, временно не работающие по объективным причинам (болезнь, отпуск и т.д.); учащиеся, совмещающие учебу с работой на режимах неполного рабочего времени; ученики и лица, проходящие профподготовку на производстве и получающие либо стипендию, либо заработную плату.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
В своей работе я поставила задачу проанализировать структуру рынка труда, которая может быть раскрыта по разным признакам в зависимости от цели анализа. Исследователи рынка труда (Волгин НА., Рощин С.Ю., Разумова Т.О.) отмечают, что исходя из минимума компонентов, необходимых для возникновения и функционирования современного цивилизованного рынка труда можно выделить следующие:
Субъекты рынка труда;
Экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами;
Рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);
Безработица и социальные выплаты, связанные с ней;
Рыночная инфраструктура.
Наличие этих компонентов, их взаимосвязь вполне достаточны для того, чтобы возник и начал функционировать рынок труда в современных условиях.
Субъекты рынка труда - наемные работники (и их объединения - профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и их органы.
Наемные работники - это участники общественного производства, продающие свою рабочую силу собственнику средств производства или организатору производства - менеджеру (который сам может быть наемным управляющим у собственника средств производства).
Работодатель - это индивидуум, работающий самостоятельно, и постоянно нанимающий на работу одного и более человек. На мелких предприятиях работодатели обычно являются собственниками средств производства. В крупных предприятиях, а также на государственных предприятиях работодатели сами являются наемными работниками акционеров или государства.
В настоящее время различают пять видов безработицы: фрикционную, структурную, циклическую, сезонную, скрытую.
Фрикционная
безработица порождена
Структурная
безработица имеет место в
случае, когда спрос и предложение
на рабочую силу не совпадают, причем
соотношение между этими
Циклическая безработица порождена общим снижением спроса на рабочую силу во всех отраслях, сферах, регионах. Она связана с фазой спада в воспроизводственном цикле. Уровень циклической безработицы может зависеть от пола, расы, принадлежности к той или иной социальной группе, национальности.
Сезонная
безработица возникает с
Скрытая безработица - это содержание на предприятиях и в организациях в интересах сохранения трудовых коллективов излишних работников, которые могли бы быть высвобождены в результате спада производства. Такая форма проявляется главным образом в виде вынужденного перехода на неполный рабочий день (неделю) и вынужденных отпусков (с частичной оплатой или без сохранения содержания) по инициативе администрации.
В
настоящее время в Российской
Федерации преобладает
Среди
конкретных причин, обусловливающих
сокращение занятости трудоспособного
населения в России, можно отметить
следующие. Первая причина коренится
в том, что характерной чертой
советской экономики являлась чрезмерная
численность производственного
персонала предприятий. Наличие
избыточного персонала
Таким образом, эта причина безработицы состоит в том, что сам факт перехода к частной собственности и рыночным принципам хозяйствования означает выталкивание в ряды безработных значительных масс людей, которые были безработными и раньше, но в форме не открытой, как сейчас, а скрытой.
Вторая причина. Переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятий обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене. Они - еще один канал, пополняющий безработицу.
Третья причина. Либерализация цен привела к кризису неплатежей по всем технологическим цепочкам. Он поразил не только потенциальных банкротов, но и многие предприятия, продукция которых пользуется спросом на рынке, но не может быть оплачена ее потребителями. Этот кризис - еще один фактор, питающий безработицу.
Четвертая. Рыночные реформы сопровождаются глубокой структурной перестройкой, которая охватывает не только микро-, но и макроэкономический уровень, что приводит в свою очередь к массовой структурной безработице.
Пятая. Разрыв сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными республиками СССР, а также между Россией и странами Восточной Европы, резко ухудшил положение предприятий и по материально - техническому снабжению, и по сбыту продукции, что опять-таки не может не питать безработицу.
Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров. Она состоит из сети фондов, центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и т.д. Основным элементом инфраструктуры рынка труда является служба занятости, включающая органы 3-х уровней управления: общегосударственного, регионального и местного.
Федеральным
органом исполнительной власти, проводящим
государственную политику и осуществляющим
управление в области труда, занятости
и социальной защиты населения является
Министерство труда и социального
развития Российской Федерации. Минтруд
России возглавляет и организует
деятельность федеральной государственной
службы занятости населения и
службы по урегулированию коллективных
трудовых споров, осуществляет в установленном
порядке руководство
Основными
задачами Минтруда и социального
развития РФ является разработка предложений
и реализация основных направлений
и критериев государственной
социальной политики по решению комплексных
проблем социального развития, народонаселения,
повышению уровня жизни и доходов
населения, развитию социального страхования,
кадрового потенциала, совершенствованию
системы оплаты труда и социального
партнерства, организации пенсионного
обеспечения и социального
В состав Министерства труда и социального развития РФ входят:
Департамент комплексных проблем занятости;
Департамент по социальным вопросам граждан, уволенных с военной службы, членов их семей;
Департамент профессионального обучения и развития человеческих ресурсов;
Управление
финансового обеспечения
Департамент по регулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства.
На более низком уровне - органы по труду и занятости субъектов РФ, а на местном - Центры занятости городов и районов на территории субъектов РФ.Наряду с государственными органами содействия занятости развиваются негосударственные структуры (биржи труда молодежи, центры занятости женщин, биржи труда для инвалидов и т.д.). Так, на конец 1996 г. в России насчитывалось около 150 негосударственных структур занятости и подбора персонала.
Все
компоненты рынка труда в совокупности
обеспечивают сбалансированность спроса
и предложения рабочей силы, реализацию
права людей на труд и свободный
выбор вида деятельности, а также
определенную социальную защиту. В
итоге взаимодействие всех компонентов
рынка труда нацелено на создание
и поддержание баланса
Таким
образом, переход к рыночной экономике
неизбежно влечет за собой необходимость
формирования рынка труда и рабочей
силы. Рынок труда - наиболее сложный
элемент рыночной экономики. Переплетение
интересов работника и
Рынок
труда в России еще не сформировался,
но все его основные компоненты имеются.
И поэтому можно сказать, что
рынок труда, хотя и несовершенный,
в России есть.
1.2 Социально-экономические и психологические последствия безработицы
1.2.1 Статус безработного
Информация о работе Проблема безработных в современном российском обществе