Проблема безработных в современном российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:34, курсовая работа

Описание

Проблемы занятости населения справедливо относятся к глобальным проблемам современности, так как занятость – основа развития и функционирования человеческого общества. А безработица для всех стран мира является социальным злом. Однако если в странах с развитой рыночной экономикой при наличии более или менее значительного уровня безработицы экономика и население десятилетиями благополучно существуют, то российский рынок труда и соответствующая ему безработица не имеют аналогов в мире в силу сравнительно низкой материальной обеспеченности нашего населения и безработных в особенности, более высокой социальной напряженности в обществе, способной вызвать значительные социальные потрясения в России.

Содержание

Введение
1. Социально-экономические проблемы занятости в современных условиях России
1.1 Рынок труда: понятие, структура и инфраструктура
1.2 Социально-экономические и психологические последствия безработицы
1.2.1 Статус безработного
1.2.2 Малообеспеченность безработного
2. Государственная политика и стратегия занятости и ее приоритеты
3.Социальная защита от безработицы отдельных категорий граждан
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 55.84 Кб (Скачать документ)

      При разработке программы применяются  методы:

      аналитического  исследования - для подготовки обзора статистики, отчетов, юридических норм и физических аспектов;

      визиты  и посещения - для посещения рабочих  площадок, зданий и знакомства с  текущей деятельностью в данном регионе, для анализа местных  инициатив в области экономического развития обеспечения занятости;

      социологические обследования - для исследования тенденций  развития бизнеса, навыков работников и общественного мнения.

      Для разработки политики занятости необходимо охватить три направления:

      1) создание стабильной, неинфляционной  макроэкономической среды, т.е.  разработка стабильной, неинфляционной  макроэкономической политики, которая  была бы основой для достижения  роста, эффективного распределения  ресурсов и полной занятости;

      2) структурная политика, связанная  с занятостью. Должны быть исследованы  вопросы:

      новые источники создания рабочих мест;

      взаимосвязь процесса инвестиций и создания рабочих  мест;

      воздействие налогообложения и финансирования систем социального страхования  на функционирование рынка труда;

      баланс  между физическим и человеческим капиталом, необходимый для использования новых возможностей технологии;

      3) социальная адаптация. Здесь рассматривается  активная политика в области  социальной защиты, направленная  не столько на поддержание  доходов, сколько на помощь  нуждающимся в этом лицам в  их интеграции в экономику и общество.

      Среди наиболее важных целей политики занятости  текущего периода - замедление сокращения занятости и роста безработицы  на основе сохранения и создания рабочих  мест в перспективных отраслях экономики, первоочередное смягчение ситуации в "проблемных" (кризисных) регионах, совершенствование инфраструктуры рынка труда (в том числе повышение  эффективности работы органов службы занятости), повышение мобильности, гибкости, профессиональной конкурентоспособности  рабочей силы.

      В долгосрочной перспективе основная цель состоит в сведении безработицы  к социально и экономически обусловленному естественному уровню.

      Стабилизация  ситуации в сфере занятости требует  пересмотра подходов к регулированию  занятости в общегосударственном  масштабе. Эффективная перспективная  стратегия содействия занятости  населения может быть реализована  только в том случае, если стабилизация занятости будет включена в состав наивысших приоритетов хозяйственной  политики наравне с финансовой стабилизацией  и стабилизацией уровня производства. [

      Реализация  подхода к занятости как к  одному из важнейших государственных  социально - экономических приоритетов  требует:

      - введения целевых показателей  уровня занятости (безработицы)  в официальные прогнозы, бюджетные  проектировки и программы действий  Правительства РФ наравне с  присутствующими в настоящее  время в указанных документах  показателями уровней инфляции, производства и другими, которые  рассматриваются сейчас как приоритетные;

      - формирования общегосударственной  системы регулирования занятости,  главными субъектами которой  были бы в целом Правительство  РФ, Министерства экономики, финансов РФ, Госкомимущество, Центральный Банк России и другие высшие хозяйственные структуры; освобождения Государственной службы занятости от обязанностей поддержания рабочих мест и выполнения других непрофильных функций с концентрацией усилий этих органов на работе с зарегистрированными незанятыми и безработными;

      - соответствующей перестройки законодательства, включая нормативные акты о  труде и занятости.

      Вплоть  до начала устойчивого роста валового национального продукта с темпами  не менее 3-4 % в год в России будет  иметь место проблема потенциальной (скрытой) безработицы. Поэтому в  кратко- и средне срочной перспективе  будут актуальны меры, позволяющие  сдерживать массовое высвобождение  работников, частично стабилизировать  квалифицированное ядро трудовых коллективов.

      Определенный  полезный эффект мог бы быть получен  от снижения налогов на прибыль предприятий, увеличивающих численность рабочих  мест, однако подобная налоговая льгота должна быть увязана с общими направлениями  налоговой системы страны. На современном  этапе, возможно, также поощрять предприятия, осуществляющие "деление" рабочих  мест, то есть использующие больше людей, чем это формально необходимо для выполнения имеющейся производственной программы.

      Следует продолжать предоставлять предприятиям средства для компенсационных выплат работникам, вынужденно работающим неполный рабочий день или неполную рабочую  неделю, и другим категориям частично безработных, но при этом необходимо изменить порядок предоставления соответствующих  финансовых ресурсов - они должны выделяться из государственного бюджета. Ресурсы  ФЗН, из которого финансируются соответствующие  расходы, должны быть сконцентрированы на решение задач социальной поддержки, переподготовки и адаптации людей, имеющих официальный статус зарегистрированных безработных.

      3.Социальная  защита от безработицы  отдельных категорий  граждан

            В условиях обострившейся ситуации на рынке труда задачи государственных органов, формирующих и осуществляющих политику занятости на российском рынке труда в целях недопущения чрезмерных объемов массовой безработицы и предотвращения расползания ее застойных форм, многократно усложняются. В условиях перехода к рыночным отношениям происходит деление общества на тех, кто в состоянии самостоятельно обеспечить приемлемое существование себе и своим детям, занимаясь бизнесом либо, работая по найму, и на лиц, нуждающихся в содействии со стороны государства в подборе необходимого им места работы. Как правило, это лица с пониженной работоспособностью, составляющие основной контингент обращающихся в службу занятости, и которые, имея наименьшие шансы самостоятельного трудоустройства, маргинальны на рынке труда.

      Относительный характер маргинальности проявляется  в том, что отслоение маргинальных групп происходит и при рассмотрении ситуации внутри любых других более  дробных группировок. В частности, есть маргинальные группы и среди  наиболее конкурентоспособного слоя - мужчин. Это квалифицированные рабочие, лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы и т.п.

      Основные  маргинальные на рынке труда группы работников четко определились уже  на начальном этапе его формирования. В частности, наибольшие сложности  при трудоустройстве испытывают женщины, молодежь в возрасте до 30 лет, лица с ограниченной трудоспособностью  и девиантным поведением (отбывшие наказание в местах лишения свободы, ИТУ, бомжи и т.п.) Поэтому одним  из направлений политики на рынке  труда России и ее регионов является расширение занятости этих наименее конкурентоспособных групп населения  и осуществление мер социальной защиты для них.

      Структура безработного населения почти полностью  формируется за счет четырех перечисленных  выше групп. Поэтому политика социальной защиты на рынке труда должна строиться  с учетом их особенностей и специфических нужд.

      Молодежь. Сравнительно низкая конкурентоспособность  молодежи обусловлена действием  следующих факторов:

      недостаток  профессиональных знаний, квалификации и навыков;

      необходимость предоставления молодым людям ряда дополнительных льгот, предусмотренных  КЗоТом (учебный отпуск, более жесткие  требования по охране труда и др.), что создает для предприятий  дополнительные трудности;

      трудовая  нестабильность молодежи, связанная  с увольнениями в связи с призывом в Вооруженные силы, уходом на учебу, длительными отпусками молодых  женщин в связи с рождением  и воспитанием детей;

      инфантилизм части молодежи, привыкшей основные жизненные блага получать бесплатно (от государства и родителей).

      Молодежь - это самая взрывоопасная и  самая непредсказуемая группа с  позиций общественной стабильности. Именно молодежь требует от общества быстрого решения из социальных проблем, объективно угрожая в противном  случае взорвать общественную систему  изнутри.

      В возрасте 14-16 лет у молодых людей  несколько меркнет авторитет  учителей и родителей. На первый план выступают авторитеты в новой  сфере общения. В нормальных условиях - это трудовая сфера. Возраст 14-16 лет - период становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, образцов поведения, присущих данному  обществу. В этот период общество должно затратить средства и силы для  того, чтобы у молодого человека сложился устойчивый стереотип в  оценке и ранжировании потребностей как в трудовой, так и в досуговой  сфере жизнедеятельности.

      Для 16-18-летних необходима поведенческая  и профессиональная переориентация. В современных условиях для молодых  людей этого возраста характерно стремление адаптироваться к новым условиям жизни. Они готовы к смене профессии, принимают рыночные отношения как объективные, ищут способы приспособления к ним.

      18-23-летние, как правило, имеют среднее  образование и профессию. Во  многих случаях профессия оказывается  невостребованной, и в этом случае  остро встает вопрос профессионального  переобучения, а иногда и профессиональной  реабилитации. В этот период необходим  целый комплекс мер по адаптации  молодежи к реальной жизни,  обеспечению нормального включения  в процесс производства.

      Среди молодежи старше 23 лет, впервые входящей на рынок труда, значительную долю составляют выпускники высших учебных заведений. Проблема трудоустройства выпускников  высшей и средней специальной  профессиональной школы приобретает  все большую остроту и иногда выделяется даже на далеко неблагоприятном  трудоустройства представителей других групп молодежи.

      После 23 лет в жизни молодых людей  наступает период достижения трудовой и социальной стабильности, экономической  самостоятельности и профессионального самоопределения.

      Знание  специфических особенностей молодежи как группы трудовых ресурсов может  сыграть существенную роль в решении  проблем молодежной занятости, в  разработке новых социальных технологий включения различных групп молодежи в рынок труда и их адаптации  к его условиям и требованиям.

      Уменьшается численность молодежи среди рабочих, промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства и в то же время растет численность молодых  людей, занятых частнопредпринимательской  деятельностью. (см.табл.2)

 

       Таблица 2

      Доля  молодежи в общей численности  безработных, %

      1997 год 2000 год
    Российская  Федерация, в том числе районы: 38,2 35,8
    Северный 42,2 35,8
    Северо-Западный 27,4 26,6
    Центральный 35,1 32,7
    Волго-Вятский 39,3 39,1
    Центрально-Черноземный 41,0 38,7
    Поволжский 40,0 36,7
    Северо-Кавказский 45,0 42,9
    Уральский 40,8 35,8
    Западно-Сибирский 36,2 34,5
    Восточно-Сибирский 41,7 37,2
    Дальневосточный 43,2 35,6
    Калининградская область 34,4 32,1

Информация о работе Проблема безработных в современном российском обществе