Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:34, курсовая работа
Проблемы занятости населения справедливо относятся к глобальным проблемам современности, так как занятость – основа развития и функционирования человеческого общества. А безработица для всех стран мира является социальным злом. Однако если в странах с развитой рыночной экономикой при наличии более или менее значительного уровня безработицы экономика и население десятилетиями благополучно существуют, то российский рынок труда и соответствующая ему безработица не имеют аналогов в мире в силу сравнительно низкой материальной обеспеченности нашего населения и безработных в особенности, более высокой социальной напряженности в обществе, способной вызвать значительные социальные потрясения в России.
Введение
1. Социально-экономические проблемы занятости в современных условиях России
1.1 Рынок труда: понятие, структура и инфраструктура
1.2 Социально-экономические и психологические последствия безработицы
1.2.1 Статус безработного
1.2.2 Малообеспеченность безработного
2. Государственная политика и стратегия занятости и ее приоритеты
3.Социальная защита от безработицы отдельных категорий граждан
Заключение
Библиографический список
обращение за работой в службу занятости и регистрация в ее списках;
отсутствие подходящий (по специальности, уровню заработка, расстоянию до места) работы:
формальное
признание лица (при условии
Из этого следует, что целый ряд индивидов, отчаявшихся получить работу, просто не регистрируются в органах занятости. В силу низкой информированности общества некоторые люди не знают о возможности искать работу через биржу труда - как показывают исследования, до сих пор, наиболее распространенным способом искать работу являются личные связи, информация неформального характера.
Далее, неоднократный отказ от предложенной работы может лишить индивида статуса безработного и пособия по безработице. В то же время значительная часть ищущих работу получает предложения, далекие от их профессионального подготовки, связанные со снижением социального статуса. В условиях тотального отмирания целых сфер занятости подобрать равную по квалификации и социальному положению работу возможно далеко не всегда, в силу чего индивид теряет право на статус безработного.
Обретение
статуса безработного дает право
на получение весьма незначительного
(и уменьшающегося со временем) пособия.
Кроме того, это еще социально-
Статус
безработного во всех обществах несет
в себе достаточно противоречий. С
одной стороны, законодатель прилагал
усилия для того, чтобы пособия
и льготы по безработице не снижали
трудовую мотивацию, чтобы люди стремились
как можно активнее искать работу.
Однако резкое снижение возможностей
трудового самообеспечения
Во-первых, пособие по безработице только в малой степени обеспечивает жизненные потребности самого безработного и его семьи.
Во-вторых, для немалого числа индивидов статус безработного - легальное прикрытие их деятельности в сфере теневого или прямо криминального бизнеса. С другой стороны, множество людей, фактически несущие тяготы безработицы (т.е. не по своей вине утративших работу) и не имеющих возможности (также не по своей вине) ее вновь приобрести - не числятся официально безработными. Что же до скрытой безработицы, то масштабы ее определяются только в результате экспертной оценки.
1.2.2 Малообеспеченность безработного
Одна
из наиболее острых социальных проблем
безработного - снижение его жизненных
стандартов, уровня потребления, возможностей
для обеспечения своих
Таким образом, семья, где имеется хотя бы один безработный, находится в достаточно стесненных условиях. Еще более положение ухудшается, если в такой семье есть ребенок или несколько детей.
Информация
о том, как живут семьи безработных
материально, отсутствует. Подобных обследований
практически не проводится. Однако,
даже семьям, имеющим работу
и заработок, приходится нелегко .
2. Государственная политика и стратегия занятости и ее приоритеты
Государственная политика занятости населения представляет собой систему мер государственного прямого и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей. Цели политики занятости отражают такое состояние рынка труда, которого необходимо достичь, решая стоящие в настоящее время проблемы. Для решения этих проблем органы занятости разрабатывают программы содействия занятости населения.
Программы
содействия занятости населения
нацелены на защиту граждан от безработицы
и охватывают, прежде всего, две группы
населения - работающих, зарегистрированных
в органах государственной
Программа содержит обзор ситуации на рынке труда, анализ факторов, влияющий на динамику занятости, прогноз развития рынка труда и занятости, цели и программные задания. В программе предусмотрена координация усилий заинтересованных органов управления, ведомств и организаций и включены данные о финансовом и организационном обеспечении мероприятий.
Государственную
политику занятости следует
На
макроуровне высшие органы государственной
законодательной и
1)
согласование целей и
пенсионная политика (регулирование численности трудоспособного населения);
образовательная политика (воздействие таким образом на качество рабочей силы, в первую очередь новой);
социальная политика с точки зрения поддержки слабозащищенных групп, молодежи, женщин, инвалидов и др.
регулирование доходов, рассматриваемых как цена труда;
содействие занятости мигрантов, в том числе беженцев и вынужденных переселенцев;
2)
согласование системы целей и
приоритетов политики
государственных, инвестиционных программ, дотаций, кредитов и налоговых льгот, направленных на поддержание и развитие производства (и рабочих мест) в приоритетных отраслях;
организация
санации и банкротства
государственных заказов и закупок продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного (авиационный, морской и другие виды транспорта, связь и т.п.), экологического и социального назначения;
государственной поддержки развития фермерства, индивидуального, малого и среднего бизнеса.
Особую
задачу составляют регулирование
3)
политику трудоустройства и
На региональном уровне государственная политика занятости в основном осуществляется в тех же трех направлениях. Перечень составных элементов политики занятости сужен на уровне регионов по сравнению с общегосударственным уровнем.
Регионы должны включать содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции - разграничения полномочий с федеральными органами и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов осуществлять социальную политику.
На региональном уровне во многих случаях более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального, малого бизнеса. Задачи политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в регионах те же, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи данного блока в основном выполняются органами службы занятости в регионах за счет региональных фондов занятости, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти.
В число задач данного блока на региональном уровне входят:
развитие системы подготовки и переподготовки рабочей силы (в первую очередь ее временно незанятой части);
совершенствование информационного обеспечения (включая компьютеризацию);
обеспечение
приспособленными помещениями и
подготовленными кадрами
повышение эффективности регистрации, трудоустройства, социальной поддержки безработных;
поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью и др.;
вопросы организации общественных и временных работ.
На
местном уровне политика занятости
включает финансовое, налоговое и
иное стимулирование поведения на рынке
труда предприятий, организаций, индивидуальных
зарегистрированных (формальный сектор)
и незарегистрированных (неформальный
сектор) предпринимателей и домохозяйств
(семей). На данном уровне ведется вся
практическая работа, которую предусматривают
мероприятия занятости: трудоустройство,
обучение, выплата пособий и т.д.
Основной
практической целью политики занятости
в условиях спада производства последних
лет явилось учреждение массовой
хронической безработицы и
В
современных условиях отсутствие стратегии
занятости равнозначно
При разработке стратегии в программах занятости необходимо учитывать следующее:
стратегия означает действие;
в период подготовки программы должны производиться какие-то необходимые в данный момент действия (приниматься решения по вопросам занятости);
необходимо
адаптировать уже существующие программы,
чтобы они соответствовали
стратегия должна регулярно пересматриваться.
Эффективная стратегия, принятая в программе, позволит связать все эти разрозненные компоненты в единый связанный план. В отсутствие такого плана эффективные мероприятия станут невозможными.
Информация о работе Проблема безработных в современном российском обществе