Проблема безработных в современном российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:34, курсовая работа

Описание

Проблемы занятости населения справедливо относятся к глобальным проблемам современности, так как занятость – основа развития и функционирования человеческого общества. А безработица для всех стран мира является социальным злом. Однако если в странах с развитой рыночной экономикой при наличии более или менее значительного уровня безработицы экономика и население десятилетиями благополучно существуют, то российский рынок труда и соответствующая ему безработица не имеют аналогов в мире в силу сравнительно низкой материальной обеспеченности нашего населения и безработных в особенности, более высокой социальной напряженности в обществе, способной вызвать значительные социальные потрясения в России.

Содержание

Введение
1. Социально-экономические проблемы занятости в современных условиях России
1.1 Рынок труда: понятие, структура и инфраструктура
1.2 Социально-экономические и психологические последствия безработицы
1.2.1 Статус безработного
1.2.2 Малообеспеченность безработного
2. Государственная политика и стратегия занятости и ее приоритеты
3.Социальная защита от безработицы отдельных категорий граждан
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 55.84 Кб (Скачать документ)
gn="justify">      Отсутствие  работы не всегда приводит к юридическому признанию человека безработным. И  это является одной из проблем  безработного - получить статус безработного, так как его присваивают далеко не всем безработным гражданам. Для  получения статуса безработного необходимо:

      обращение за работой в службу занятости  и регистрация в ее списках;

      отсутствие  подходящий (по специальности, уровню заработка, расстоянию до места) работы:

      формальное  признание лица (при условии вышеперечисленного) безработным.

      Из  этого следует, что целый ряд  индивидов, отчаявшихся получить работу, просто не регистрируются в органах  занятости. В силу низкой информированности  общества некоторые люди не знают  о возможности искать работу через  биржу труда - как показывают исследования, до сих пор, наиболее распространенным способом искать работу являются личные связи, информация неформального характера.

      Далее, неоднократный отказ от предложенной работы может лишить индивида статуса  безработного и пособия по безработице. В то же время значительная часть  ищущих работу получает предложения, далекие  от их профессионального подготовки, связанные со снижением социального  статуса. В условиях тотального отмирания  целых сфер занятости подобрать  равную по квалификации и социальному  положению работу возможно далеко не всегда, в силу чего индивид теряет право на статус безработного.

      Обретение статуса безработного дает право  на получение весьма незначительного (и уменьшающегося со временем) пособия. Кроме того, это еще социально-психологический  фактор, свидетельствующий о сохранности  у индивида трудовой мотивации, о  его постоянном стремлении иметь  работу при временном отсутствии возможности к этому.

      Статус  безработного во всех обществах несет  в себе достаточно противоречий. С  одной стороны, законодатель прилагал усилия для того, чтобы пособия  и льготы по безработице не снижали  трудовую мотивацию, чтобы люди стремились как можно активнее искать работу. Однако резкое снижение возможностей трудового самообеспечения привело  к тому, что:

      Во-первых, пособие по безработице только в  малой степени обеспечивает жизненные  потребности самого безработного и  его семьи.

      Во-вторых, для немалого числа индивидов  статус безработного - легальное прикрытие  их деятельности в сфере теневого или прямо криминального бизнеса. С другой стороны, множество людей, фактически несущие тяготы безработицы (т.е. не по своей вине утративших работу) и не имеющих возможности (также не по своей вине) ее вновь приобрести - не числятся официально безработными. Что же до скрытой безработицы, то масштабы ее определяются только в результате экспертной оценки.

      1.2.2 Малообеспеченность  безработного

      Одна  из наиболее острых социальных проблем  безработного - снижение его жизненных  стандартов, уровня потребления, возможностей для обеспечения своих потребностей и потребностей своей семьи. Учитывая, что средняя заработная плата  по стране чрезвычайно низкая, а  другие источники доходов либо чрезвычайно  скудны (пособие, стипендии, пенсии и  т.д.), либо весьма ненадежны (доходы от предпринимательской деятельности, дивиденды от акций и других ценных бумаг), утрата источника регулярного  заработка весьма очень быстро превращает даже вполне обеспеченную семью в  нуждающуюся. Семья же со скромными  доходами, не имеющая больших запасов  на период экономических трудностей, может начать бедствовать. Учитывая глубину социально-экономического кризиса в рациональной экономике  и исторически сложившуюся слабую подвижность рабочей силы, нередка  ситуация, когда безработными (или  частично безработными) являются оба  супруга в семье. Наличие одного родителя (семья матери-одиночки, например) или многодетность семьи не являются препятствием для потери работы, поэтому  безработица резко и надолго  сказывается на социально-экономическом положении семьи.

      Таким образом, семья, где имеется хотя бы один безработный, находится в  достаточно стесненных условиях. Еще  более положение ухудшается, если в такой семье есть ребенок  или несколько детей.

      Информация  о том, как живут семьи безработных  материально, отсутствует. Подобных обследований практически не проводится. Однако, даже семьям, имеющим работу и заработок, приходится нелегко .  

      2. Государственная политика и стратегия занятости и ее приоритеты

          Государственная политика занятости населения представляет собой систему мер государственного прямого и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей. Цели политики занятости отражают такое состояние рынка труда, которого необходимо достичь, решая стоящие в настоящее время проблемы. Для решения этих проблем органы занятости разрабатывают программы содействия занятости населения.

      Программы содействия занятости населения  нацелены на защиту граждан от безработицы  и охватывают, прежде всего, две группы населения - работающих, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения. Программа  включает совокупность взаимосвязанных  долго- и краткосрочных мер, цель реализации которых - достижение эффективной, оптимальной занятости трудоспособного  населения в регионе или в  национальных масштабах в сочетании  с необходимой социальной поддержкой безработных и смягчением отрицательных  последствий долговременной безработицы.

      Программа содержит обзор ситуации на рынке  труда, анализ факторов, влияющий на динамику занятости, прогноз развития рынка  труда и занятости, цели и программные  задания. В программе предусмотрена  координация усилий заинтересованных органов управления, ведомств и организаций  и включены данные о финансовом и  организационном обеспечении мероприятий.

      Государственную политику занятости следует рассматривать  как процесс, проходящий на трех уровнях: макроуровне, региональном уровне и  местном уровне.

      На  макроуровне высшие органы государственной  законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости, осуществляя:

      1) согласование целей и приоритетов  политики занятости с экономической,  социальной, демографической, миграционной  политикой. В этот блок входят:

      пенсионная  политика (регулирование численности  трудоспособного населения);

      образовательная политика (воздействие таким образом  на качество рабочей силы, в первую очередь новой);

      социальная  политика с точки зрения поддержки  слабозащищенных групп, молодежи, женщин, инвалидов и др.

      регулирование доходов, рассматриваемых как цена труда;

      содействие  занятости мигрантов, в том числе  беженцев и вынужденных переселенцев;

      2) согласование системы целей и  приоритетов политики занятости  с финансово-кредитной структурой, инвестиционной, внешнеэкономической  политикой. Это основной блок  общегосударственного регулирования  занятости, к которому относятся  вопросы:

      государственных, инвестиционных программ, дотаций, кредитов и налоговых льгот, направленных на поддержание и развитие производства (и рабочих мест) в приоритетных отраслях;

      организация санации и банкротства предприятий  с наименьшим ущербом для занятости;

      государственных заказов и закупок продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного (авиационный, морской и другие виды транспорта, связь и т.п.), экологического и социального назначения;

      государственной поддержки развития фермерства, индивидуального, малого и среднего бизнеса.

      Особую  задачу составляют регулирование внешнеэкономических  связей (ограничение оттока капиталов  и стимулирование их притока улучшают инвестиционный климат, создают предпосылки  для развития системы рабочих  мест. Поддержание курса рубля  на минимально возможном уровне по отношению к доллару стимулирует поддержание и создание новых рабочих мест в экспортно-ориентированных отраслях и в производстве товаров народного потребления, конкурирующих с импортными товарами на внутреннем рынке);

      3) политику трудоустройства и социальной  поддержки незанятого населения.  Основа данного блока - политика  органов Государственной службы занятости на рынке труда.

      На  региональном уровне государственная  политика занятости в основном осуществляется в тех же трех направлениях. Перечень составных элементов политики занятости  сужен на уровне регионов по сравнению  с общегосударственным уровнем.

      Регионы должны включать содействие занятости  в число основных приоритетов  своей политики и в рамках своей  компетенции - разграничения полномочий с федеральными органами и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов осуществлять социальную политику.

      На  региональном уровне во многих случаях  более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального, малого бизнеса. Задачи политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в регионах те же, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи данного блока в основном выполняются органами службы занятости в регионах за счет региональных фондов занятости, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти.

      В число задач данного блока  на региональном уровне входят:

      развитие  системы подготовки и переподготовки рабочей силы (в первую очередь  ее временно незанятой части);

      совершенствование информационного обеспечения (включая  компьютеризацию);

      обеспечение приспособленными помещениями и  подготовленными кадрами центров  занятости;

      повышение эффективности регистрации, трудоустройства, социальной поддержки безработных;

      поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных  переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью и др.;

      вопросы организации общественных и временных работ.

      На  местном уровне политика занятости  включает финансовое, налоговое и  иное стимулирование поведения на рынке  труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных (формальный сектор) и незарегистрированных (неформальный сектор) предпринимателей и домохозяйств (семей). На данном уровне ведется вся  практическая работа, которую предусматривают  мероприятия занятости: трудоустройство, обучение, выплата пособий и т.д.Регулирование  занятости на всех уровнях должно осуществляться на основе общеэкономической  концепции социально-ориентированной  рыночной экономики и отражать стремление общества к полной, эффективной, свободно избранной занятости.

      Основной  практической целью политики занятости  в условиях спада производства последних  лет явилось учреждение массовой хронической безработицы и смягчение  ее социальных последствий. Переход  российской экономики в состояние  депрессии и накопления ресурсов для восстановительного роста требуют  продолжения данной политики с одновременной  активизацией структурно-прогрессивных  процессов в занятости. Последнее  означает повышение внимания федерального правительства к сохранению и  созданию новых рабочих мест в  отраслях обрабатывающей промышленности, науке, образовании и др.

      В современных условиях отсутствие стратегии  занятости равнозначно хаотичности  работы органов занятости и низкой эффективности проводимых мероприятий. Принятие стратегии первый этап по разработке и исполнению программ действий службы занятости.

      При разработке стратегии в программах занятости необходимо учитывать  следующее:

      стратегия означает действие;

      в период подготовки программы должны производиться какие-то необходимые  в данный момент действия (приниматься  решения по вопросам занятости);

      необходимо  адаптировать уже существующие программы, чтобы они соответствовали вновь  избранной стратегии:

      стратегия должна регулярно пересматриваться.

      Эффективная стратегия, принятая в программе, позволит связать все эти разрозненные компоненты в единый связанный план. В отсутствие такого плана эффективные  мероприятия станут невозможными.

Информация о работе Проблема безработных в современном российском обществе