Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:04, реферат
Цель исследования – в изучении процесса трудоустройства как системы, направленной на профессиональное самоопределение, адаптацию к рынку труда и трудоустройство выпускников вузов.
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1 Трудоустройство выпускников вузов как социальный процесс 7
Глава 2 Препятствия адаптации выпускников к трудоустройству…….11
Глава 3 Взгляд молодого работника и работодателя на проблему трудоустройства………………………………………………………………….15
3.1.Жизнь после окончания вуза…………………………………..15
3.2.Мнение работодателей…………………………………………16
Глава 4 Выпускники вуза: перспективы трудоустройства (социологические исследования)………………………………………………..18
Заключение…………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………………………...29
Приложения………………………………………………………………..30
Приднестровский Государственный Университет
Им.
Т. Г. Шевченко
Институт
Истории Государства и Права
Кафедра
«Теории и методологии
«Проблема
трудоустройства выпускников
Тирасполь 2009
Содержание
Введение……………………………………………
Глава 1 Трудоустройство выпускников вузов как социальный процесс 7
Глава 2 Препятствия адаптации выпускников к трудоустройству…….11
Глава
3 Взгляд молодого работника и работодателя
на проблему трудоустройства………………………………………
3.1.Жизнь после окончания вуза…………………………………..15
3.2.Мнение работодателей…………………………………………
Глава
4 Выпускники вуза: перспективы трудоустройства
(социологические исследования)……………………………………………
Заключение……………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………
Введение
Актуальность темы исследования определяется необходимостью теоретического и практического осмысления новых подходов к профессиональной подготовке специалистов, анализу их жизненных планов, организации процесса трудоустройства в условиях модернизационных преобразований в России, а также изменений, происходящих в мире, которые носят глобальный характер.
В настоящее время становится очевидным, что с возникновением рыночного механизма спроса и предложения рабочей силы необходим новый механизм взаимодействия института образования и формирующегося рынка труда.
Современных этап цивилизационного развития, переход к постиндустриальному, информационному обществу требует от системы высшего профессионального образования, как социокультурного института, обновления содержания его функций, приведения образовательных программ в соответствие с потребностями современного уровня производства и общества.
Проблемы, связанные с трудоустройством молодых специалистов, возникающие после окончания ВУЗа, с одной стороны объясняются дефицитом рабочих мест на рынке труда, а с другой стороны – несоответствием профессиональных качеств выпускников требованиям, предъявляемым современным рынком труда.
В меняющихся экономических условиях возрастает роль профессионально – личностных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, построение успешной профессиональной карьеры.
Теоретической и методологической основой работы являются общесоциологическая методология, ряд концепций социологии образования, социологии труда, управления, позволяющие рассматривать процесс трудоустройства выпускников вузов в единстве с социально-экономическими отношениями в общественном развитии как социальную систему, находящуюся во взаимосвязи и взаимозависимости с внешней средой; социокультурный подход, введенный в социологию П.А. Сорокиным, структурно-функциональная теория Т. Парсонса, системный подход, разработанный как зарубежными, так и отечественными учеными, а также рискологический подход, разработанный В.И. Чупровым и Ю.А. Зубок. Эти теории определили методологические принципы анализа процесса трудоустройства выпускников образовательных учреждения высшего профессионального образования.
Цель исследования – в изучении процесса трудоустройства как системы, направленной на профессиональное самоопределение, адаптацию к рынку труда и трудоустройство выпускников вузов.
Необходимо выявить те трудности и препятствия, которые стоят перед молодыми людьми на том этапе жизненного пути, когда происходит интенсивное профессиональное самоопределение, идет формирование семейных отношений, трудовых навыков, гражданских позиций и нравственных установок.
Такие
задачи, как развитие личности специалиста,
подготовка его к мобильному и
адекватному поведению на рынке
труда, не всегда решаются достаточно
успешно, что усугубляет трудности
трудоустройства после
1.На основе теоретического анализа определить роль института образования в профессиональной подготовке специалиста.
2.Выяснить основные тенденции, характеризующие потребности в кадрах различного профиля.
3.Исследовать профессиональную направленность студентов ВУЗов.
4.Анализ социологических исследований по проблемной ситуации.
5.На основе теоретического анализа определить роль института образования в профессиональной подготовке специалиста.
Взаимодействие системы образования и рынка труда связаны не только с востребованностью специалистов определенной квалификации и профессии, но и с отношением молодого поколения к труду в целом. Падение социальной ценности труда приводит к снижению престижа ряда важных для общества профессий. В этой связи одной из важных и актуальных исследовательских задач является разработка новой системы трудоустройства выпускников интегрированной в систему образования ВУЗа, адекватной современным условиям российского общества; определение необходимых и возможных изменений на всех уровнях направления вузовской системой образования и разработка новых механизмов взаимодействия системы образования и рынка труда. Тем более, что обозначенные проблемы еще недостаточно изучены, особенно это касается механизмов взаимодействия высшей школы и рынка труда.
Объект исследования – это выпускники Российских ВУЗов, нуждающиеся в трудоустройстве.
Предметом исследования являются вопросы трудоустройства, т.е. отношение между количеством выпускников ВУЗов различных специальностей и количеством рабочих мест на бирже труда.
Гипотеза: если студенты при выборе профессии будут ориентироваться не на востребованность ее в данный момент, а ко времени окончания обучения; тогда оканчивая учебное заведение, будет возможность устроиться на работу по своей специальности.
Концептуализация объекта: влияние образования на динамику социальной структуры общества; анализ функций современного социального института профессионального образования и его взаимодействие с биржей труда; анализ изменения социальных функций профессионального образования в связи с трансформацией социально-экономических отношений в России.
Чтобы завершить построение концептуальной измерительной модели, мы должны найти способ выражения названных понятий через наблюдаемые признаки, т.е. осуществить их операционализацию. Выделим такие понятия как:
- Профессиональное образование - система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально-технических училищах, а также путём обучения на производстве.
Начальное и среднее профессиональное образование является одним из ключевых векторов модернизации всей образовательной системы в современной России.
-
Студенчество - это мобильная социальная
группа, основным условием
- Биржа труда — учреждение, осуществляющее посредничество между предпринимателями и наёмными работниками.
Обычно биржа труда владеет базой данных вакансий разных предприятий и базой данных соискателей рабочих мест.
Глава 1
Трудоустройство выпускников вузов как социальный процесс
В условиях
социально-экономических
российского общества выпускники высших
учебных заведений зачастую оказываются
невостребованными на рынке труда. Либерализация
системы профессионального образования
и трудовых отношений, кризис промышленного
производства и рост сервисного сектора
привели к ситуации, когда на рынке труда
появляется большое количество молодых
специалистов, имеющих профессиональное
образование, но не способных адаптироваться
к нуждам рынка труда. Была разрушена административно-командная
система, в рамках которой ранее формировались
показатели набора в ВУЗы и техникумы,
предприятия планировали свой кадровый
состав с учетом обновления корпуса специалистов,
а молодые специалисты, хотя и получали
гарантии трудоустройства, были ограничены
в выборе места работы. В наши дни выбор
места учебы уже не определяет жестко
и однозначно дальнейшую перспективу
профессиональной карьеры. В результате
многократно увеличилось число лиц, которые,
отучившись за счет бюджетного финансирования,
после окончания учреждения высшего или
среднего профессионального образования
работают не по специальности. Другие
выпускники не могут себе найти работу
вообще. Не менее тревожной тенденцией
является повышение доли таких выпускников,
которые после получения профессионального
образования поступают на учет в службу
занятости. Таким образом, встает вопрос
об эффективности расходования бюджетных
средств, направленных на регулирование
рынка, подготовку и переподготовку специалистов.
Представляется актуальным
концентрация усилий государства в направлении
повышения координации различных агентов,
вовлеченных в подготовку и трудоустройство
молодых специалистов. Сделать это можно
только при помощи демократических институтов,
руководствующихся логикой экономического
развития и социальной справедливостью,
учитывающих интересы ключевых субъектов
этого процесса — учебных заведений, работодателей
и самих работников. В условиях, когда
изменяются схемы привычного вхождения
молодых людей в фазу трудовой деятельности,
качественным образом трансформируется
мотивация, связанная с выбором профессии
и профессионального образования, идет
перестройка всей системы ценностных
предпочтений и жизненных ориентации
личности. Привычные, устоявшиеся взгляды,
стереотипы не способны ни объяснить происходящее,
ни сориентировать на адекватное поведение.
Возникающие новые структуры, нешаблонные
идеи и действия захватывают молодое поколение.
В связи с этим изменяются цели и установки
молодежи, ориентиры в устремлениях, корректируются
социальные идеалы и ожидания. В силу этого
актуализируется роль социологических
исследований, которые дают объективную
информацию о состоянии проблем трудоустройства
выпускников учреждений профессионального
образования в условиях современной российского
рынка труда в целом и в условиях конкретного
региона и способствуют выявлению приоритетов
социальной политики и управления профессиональным
образованием.
Степень разработанности
проблемы трудоустройства выпускников
определяется состоянием мировых и отечественных
исследований в области образования, рынка
труда, трансформации институтов в условиях
перехода к рынку. Большое значение имеют
работы отечественных и зарубежных ученых,
посвященные анализу проблем молодежи
в сфере трудовой деятельности, довольно
многочисленны. Научные поиски в области
социологии труда и занятости, социологии
образования, социологии молодежи, научные
публикации по проблемам безработицы,
социальной и профессиональной мобильности
трудовых ресурсов фокусируются на вопросах
социализации и профессиональной адаптации,
выбора жизненного и профессионального
пути, образа и стиля жизни.
Долгое время проблеме занятости молодых специалистов в условиях рыночной экономики не уделялось должного внимания. Одна из первых работ принадлежит Н.В. Гончаровой, в которой на основе эмпирической базы определены группы противоречий на рынке труда молодых специалистов с высшим образованием, установлены существенные характеристики выпускников вузов при приеме на работу, выявлены факторы значимые для выпускников при трудоустройстве (Гончарова Н. В.)
Наряду с социологическими исследованиям ценностных ориентации, методов трудоустройства и профессиональных планов внимание социологов начинают привлекать и поведенческие стратегии молодежи на рынке труда. Так как «одним из самых перспективных направлений в изучении социокультурного облика студенчества сегодня можно признать его многомерное типологизирование, позволяющее вскрыть детерминацию его дифференциации и основные порождающие ее факторы, показать многообразие стилей жизни студентов Одна из первых работ принадлежит Н.Н. Федотовой,
( Федотова
Н.Н.) в которой сделана попытка на основе
теоретического анализа и вторичной обработки
социологических и психологических исследований
создания типологии поведенческих стратегий
молодежи на рынке труда.
В результате эмпирического исследования
было установлено, что для выпускников
вузов характерны два типа поведенческих
стратегий: пассивная умеренно-приспособительная
и активная позитивно-инструментальная.
Студенты, демонстрирующие первую стратегию,
намерены делегировать решение проблемы
своей занятости государству; основная
помощь, которую они ожидают - это создание
новых рабочих мест, предоставление льгот
молодежи. Основной проблемой для них
является обеспечение высокого материального
уровня, образование рассматривается
как инструмент для обеспечения профессиональной
карьеры. Свобода не является жизненной
необходимостью, ею можно поступиться
ради поддержки со стороны государства.
Из предоставляющихся возможностей наибольшее
значение имеют возможности в сфере потребления
и досуга. Для приверженцев второй стратегии
свобода - жизненная необходимость; материальное
благосостояние является необходимым
компонентом успеха, главной проблемой
своей жизни они называют невозможность
самореализации, образование служит как
средство реализации этой проблемы. Студенты
этой группы считают, что для достижения
успеха в жизни нужно рисковать, однако
моральные принципы не дают им использовать
любые средства для достижения жизненного
успеха.
Другая
типология стилевых стратегий занятости
выпускников вузов на рынке труда,
основанная на стилевом анализе трудовых
биографий, предложена Е.Л. Омельченко.
При конструировании стилевых групп в
зависимости от характера реализации
формального статуса получен основной
вектор измерения современных стилей
жизни: от мобильного - инновационного
— до стабильного - традиционного.(Омельченко
Е.Л.)