Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:04, реферат
Цель исследования – в изучении процесса трудоустройства как системы, направленной на профессиональное самоопределение, адаптацию к рынку труда и трудоустройство выпускников вузов.
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1 Трудоустройство выпускников вузов как социальный процесс 7
Глава 2 Препятствия адаптации выпускников к трудоустройству…….11
Глава 3 Взгляд молодого работника и работодателя на проблему трудоустройства………………………………………………………………….15
3.1.Жизнь после окончания вуза…………………………………..15
3.2.Мнение работодателей…………………………………………16
Глава 4 Выпускники вуза: перспективы трудоустройства (социологические исследования)………………………………………………..18
Заключение…………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………………………...29
Приложения………………………………………………………………..30
Очевидно поэтому, среди ответивших отрицательно на вопрос, нравится ли им специальность, лидирует та группа студентов (7–8 %), которая предвидит сложности с будущим трудоустройством. Иначе говоря, они отрицательно относятся не к самой специальности, а к перспективам обретения работы по данной специальности. Характерная особенность ответов как раз состоит в том, что среди причин неудовлетворенности выбранной специальностью называется, прежде всего, сложность с трудоустройством.
Отвечая на вопрос “На кого Вы рассчитываете в трудоустройстве?”, можно было выбрать несколько вариантов. Ответы распределились следующим образом: на родственников – 82 %; на знакомых – 68 %; на самого себя – 36 %; на службу занятости – 6,1 %; на социально-экономический университет – 4,2 %. Характерно, что если в 1994 году значительная часть студентов рассчитывала на помощь службы занятости и университета, то в 1998 году доля таких студентов уменьшилась вдвое и в совокупности составила чуть более 10 %. В то же время незначительно увеличилось количество студентов, рассчитывающих на самих себя, в 1994 году таких было 29 %, а в 1998 году – 36,7 %. Среди источников помощи по-прежнему лидируют родственники и знакомые. Важно отметить, что та группа студентов, которая не задумывалась над вопросами трудоустройства (7–8 %), почти вся связала предстоящее трудоустройство с влиятельными родственниками или знакомыми.
Приведенные данные можно объяснить несколькими обстоятельствами. Во-первых, постоянно сокращающимся рынком труда выпускников вузов, в том числе экономического профиля. Во-вторых, социальной и правовой незащищенностью выпускников вузов и молодых специалистов. В рыночных реалиях система трудоустройства через службы занятости работает, в силу различных причин, не очень эффективно. Достаточно сказать, что из всех выпускников вузов, обратившихся в 1998 году в службу занятости, трудоустроены только 11,7 %. В-третьих, значительным инфантилизмом самих студентов и непониманием своей личной роли в решении проблем трудоустройства. Многие студенты откладывают решение данных вопросов до получения диплома, рассчитывая на волю случая, помощь знакомых, родственников и т.д.
Этот вывод хорошо корреспондируется с результатами сравнительных опросов российских и канадских студентов, проведенных совместно с учеными Нижегородского университета и университета г. Торонто, и других аналогичных исследований. Практически во всех опросах выявляется одна и та же закономерность, общая для российских вузов, – отставание в социализации студентов по сравнению со студентами стран развитой рыночной экономики. То обстоятельство, что в наших вузах студенты в основной массе пребывают долгое время в “безмятежном” состоянии и не занимаются практическим поиском будущего места работы – результат укоренившихся стереотипов, характерных для советского периода времени. Подавляющее большинство студентов по-прежнему полагают, что сам факт наличия престижного образования гарантирует престижную и хорошо оплачиваемую работу. Очевидно, что в этом направлении нужна систематическая и целенаправленная профориентационная работа со стороны служб занятости и преподавателей вузов.
Ответы
на вопрос “Предполагаете ли Вы затруднения
в трудоустройстве?”
Особенное беспокойство выражают девушки, что также связано с наличием информации о предпочтении работодателями специалистов мужского пола. Среди опрошенных студентки составляют большинство (61,7 %), что отражает реальную демографическую ситуацию как для СГСЭУ, так и других вузов Саратовской области. Достаточно отметить, что в составе безработных выпускников всех видов профессионального образования области 83,5 % составляют женщины и только 16,5 % – мужчины.
Ответы на вопрос о “совмещении работы и учебы в настоящий момент” показывают, что сам факт такого совмещения стал весьма характерным для студенческого образа жизни. Количество подрабатывающих студентов дневного отделения 3–5-го курсов довольно значительно (31,5 %). Естественно, что среди выпускников этот процент выше и составляет 38,9 %. По сравнению с 1995 годом количество работающих студентов увеличилось примерно на 7 %. В целом количество студентов, совмещающих работу с учебой в СГСЭУ, несколько ниже общероссийских показателей по вузам. По экспертным оценкам количество работающих студентов в РФ составляет около 42 % от их общего числа. Видимо, ситуация объясняется особенностями региона и последствиями августовского кризиса, из-за которых саратовским студентам значительно сложнее устроится на работу, чем московским или санкт-петербургским.
Студенты СГСЭУ предпочитают работать не на государственных предприятиях и учреждениях, а в коммерческих и финансовых структурах, акционерных обществах, ТОО и т.д. Достаточно сказать, что из 48 работающих выпускников финансово-кредитного факультета только 3 человека работают в госслужбах, 29 – в коммерческих структурах, в АО и АООТ – 7 человек, в ТОО – 7 человек. Аналогичная ситуация и на других факультетах СГСЭУ. Интересен тот факт, что большинство подрабатывающих студентов (67,9 %) имели величину заработка до 200 рублей в месяц. Довольно высокие по студенческим меркам заработки (свыше 500 рублей) всего лишь у 6 % подрабатывающих студентов. Эти данные хорошо сопоставимы с результатами аналогичных опросов в провинциальных городах, исключение составляют Москва и Санкт-Петербург, где заработки студентов значительно выше.
Отметим, что среди студентов СГСЭУ подрабатывают как те, кто в этом действительно нуждается, так и те, которые не нуждаются. Следует предположить, совмещение работы и учебы зависит скорее от личностных качеств самих студентов, их предприимчивости и энергичности, а также от реальных возможностей трудоустройства, что обусловлено, по их мнению, личными связями и знакомствами в соответствующих структурах.
Важным моментом является то, что работа дает возможность обрести практические навыки по специальности, определенный опыт, а значит, облегчает перспективы будущего трудоустройства, что отметили 61 % работающих студентов. В то же время с существующим местом работы свою будущую профессиональную деятельность после окончания вуза связывали относительно немногие (примерно 30 % работающих). Остальные (67,3 %) отметили, что они не останутся на этом месте работы, так как она не связана или относительно связана с их специальностью.
Данное обстоятельство отражает, на наш взгляд, общую макроэкономическую тенденцию на рынке занятости, когда на фоне растущей общей безработицы, выпускники вузов вытесняют с неквалифицированных рабочих мест людей с более низким образовательным статусом. В то же время и сами работодатели, в частности, в сфере коммерции и услуг, предпочитают брать на работу лиц с высшим или незаконченным высшим образованием (в том числе студентов), хотя само содержание и характер работы не требуют такого уровня образования.
Заслуживает внимания то обстоятельство, что работать по полученной в вузе специальности изъявили желание 87,2 % опрошенных студентов. Однако желание уйти в другие сферы занятости зачастую объясняется тем, что выпускники не надеются найти работу по полученной специальности. Налицо противоречие между социальными и профессиональными ориентациями выпускников и потребностями организаций, фирм и коммерческих структур в рабочей силе.
Опрос показал, что, если уровень теоретической подготовки студентами оценивается сравнительно высоко, то уровень практической подготовки во многом их не удовлетворяет. В частности, выпускники отмечали, что необходимо существенно улучшить организацию и содержание практики, усилить практическую направленность на семинарских и практических занятиях, приглашать на занятия практических работников, руководителей банков и коммерческих структур, предлагали проводить практические занятия на предприятиях различных форм собственности. Подавляющее большинство студентов (84,6 %) указали на желательность ввода новых дисциплин, учебных курсов, в частности, связанных с современными формами и особенностями бухгалтерского учета, налоговой политики, менеджмента, рекламы и психологии управления.
«С
1997 по 1999гг. в России доля трудоустроенных
выпускников вузов упала с 53 до
35 %, из которых только 59 % находят работу
по полученной специальности. Ситуация
осложняется тем, что в функции государственной
службы занятости не входит трудоустройство
выпускников до тех пор,
пока они не получат статус безработных»
. Следует отметить, что «в 2000 году около
60% молодых людей в поисках работы обращались
за помощью к друзьям, родным, знакомым,
около 30 % - непосредственно к работодателю
и только 10 % в службу занятости»(Селиванова
О.)
Заключение
Подводя итог, необходимо сказать о существовании серьезных противоречий на рынке труда молодых специалистов, включая выпускников по экономическим специальностям. Это противоречия между социальными, профессиональными ориентациями вузовской молодежи и реальными потребностями предприятий, организаций и фирм в рабочей силе, между существующей системой вузовской подготовки и реальным содержанием будущей профессиональной деятельности и ожиданиями работодателей, между теоретической подготовкой выпускников и слабыми практическими навыками и умениями использования знаний.
Система высшего образования в целом еще далека от того, чтобы предлагать квалифицированных специалистов в соответствии со спросом на них. В равной мере требует совершенствования сложившаяся форма использования трудовых ресурсов. Падение престижа интеллектуального, высококвалифицированного труда накладывает отпечаток на общую ситуацию занятости выпускников вузов.
Классификация работ и соответствующих им специальностей, которой, как правило, пользуются при анализе трудовых ресурсов, довольно искусственна. Проблемы образования и безработицы выпускников вузов требуют особого внимания к переменам в характере занятости и к появлению новых видов работ, к которым предъявляются совершенно новые образовательные и квалификационные требования. Главная задача система высшего образования – подготовка специалистов, легко обучаемых и быстро приспосабливающихся к меняющимся условиям и содержанию труда, заинтересованных в непрерывном образовании и совершенствовании.
В 75 субъектах РФ определено 76 региональных центров содействия трудоустройству выпускников. Есть и другие немаловажные государственные документы и программы. Они приносят положительный результат. Но количество безработной дипломированной молодежи по-прежнему велико.
В 1999 году по инициативе МГТУ им. Баумана решением Министерства науки и образования РФ был создан Межрегиональный координационно-аналитический центр по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования. В задачи центра входит:
-создание эффективной системы содействия трудоустройству выпускников;
-создание банков данных рынков образовательных услуг;
-создание системы информационной поддержки трудоустройства выпускников.
Используя
разработанную центром
Кроме того, сегодня в 341-м вузе, подведомственном Рособразованию, создано 266 центров содействия трудоустройству выпускников. В 2005-2006 г. издан четырехтомник "Энциклопедии содействия трудоустройству". Планируется к изданию 5-й том "От абитуриента до специалиста. Построение успешной карьеры". Он содержит информацию, необходимую для становления молодого специалиста на трех этапах:
-выбор профессии
-выбор учебного заведения в соответствии с выбранной профессией
-выбор места работы в соответствии с полученным образованием и требованиями рынка труда и построение успешной карьеры.
С
определенной долей вероятности
можно прогнозировать, что данный
вопрос получит свое разрешение, так
как по инициативе руководителей кадровых
агентств и под патронажем департамента
занятости населения запланированы ежеквартальные
конференции и встречи руководителей
и специалистов агентств с целью расширения
поля совместного взаимодействия, формирования
целостной концепции и направлений содействия
занятости выпускников учебных заведений
города и области, молодежи в целом.