Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:04, реферат
Цель исследования – в изучении процесса трудоустройства как системы, направленной на профессиональное самоопределение, адаптацию к рынку труда и трудоустройство выпускников вузов.
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1 Трудоустройство выпускников вузов как социальный процесс 7
Глава 2 Препятствия адаптации выпускников к трудоустройству…….11
Глава 3 Взгляд молодого работника и работодателя на проблему трудоустройства………………………………………………………………….15
3.1.Жизнь после окончания вуза…………………………………..15
3.2.Мнение работодателей…………………………………………16
Глава 4 Выпускники вуза: перспективы трудоустройства (социологические исследования)………………………………………………..18
Заключение…………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………………………...29
Приложения………………………………………………………………..30
Глава 2
Препятствия адаптации выпускников к трудоустройству
Можно
сформулировать несколько принципиальных
препятствий адаптации
дений профессионального образования.
(Под ред. М.Э. Елютиной, В.Н. Ярской)
1.Взаимодействие
институтов образования, занятости и найма,
от которых зависит трудоустройство
выпускников высших учебных заведений,
осуществляется с низкой эффективностью.
Ряд категорий выпускников и определенных
социальных групп не могут выдержать конкуренции
на рынке труда; проблема трудоустройства
становится одной из наиболее актуальных
забот части студенчества. Несогласованность
мотивов поступления в образовательное
учреждение и стратегий выбора траектории
жизненного пути приводит многих молодых
людей к трудностям интеграции на рынке
труда. Неспособность выпускников вузов
в полной мере реализовать себя в рыночных
условиях способствует разочарованию
в выбранной ими профессии, смене профессии,
что ведет к девальвации государственных
расходов на высшее образование, ослаблению
интеллектуального потенциала страны,
росту социальной напряженности в среде
будущей интеллигенции. Одной из причин
несогласованности профессиональных
планов и жизненных целей молодежи является
противоречивость и внепрофессиональная
направленность ценностных ориентации.
2. Интенсификация взаимодействия
акторов в поле молодежного рынка труда
сама по себе не даст положительного результата.
Новое качество данного процесса может
быть обеспечено концепцией информационного
воздействия на агентов рынка труда, когда
в условиях отсутствия прямого директивного
планирования осуществляется косвенное
управление поведением субъектов рынка
путем порождения новой информации, влияющей
на принятие решений. Служба занятости
может выполнять функцию внешнего независимого
эксперта, чья информация, если она надежна,
влияет на принятие решений агентов рынка
труда, так как снижает их издержки, но
тем самым снижает и свои издержки, повышая
эффективность регулирования рынка. Современным
агентствам занятости необходимо моделировать
информационное взаимодействие между
участниками рынка труда и оценивать количество
и качество информации, которая им необходима.
3. Связанное со структурными
изменениями в производственной сфере
сокращение потребности в специалистах,
отсутствие текущих и долговременных
прогнозов социально-экономического развития
регионов, слабая связь с предприятиями
по вопросам подготовки специалистов
под конкретные рабочие места привели
к изменению ориентиров в системе подготовки
кадров с высшим и средним профессиональным
образованием.
Вследствие этого при определении направлений
деятельности образовательные учреждения
в значительной степени ориентируются
на потребности личности в профессиональном
образовании, а не на реальные потребности
региональных рынков труда. Развитие системы
профориентации в вузах тормозится в условиях
дефицита возможностей и интереса эффективно
взаимодействовать с работодателями.
Фиксируется дефицит финансовых и административных
ресурсов, но остается не задействованным
информационный ресурс, который при публичном
и активном использовании заставляет
участников рынка труда использовать
свои ресурсы в необходимом направлении.
4. Рынок образовательных
услуг, предоставляемых учреждениями
высшего и среднего профессионального
образования, формируется в новых социально-экономических
условиях. Часть учебных заведений предпринимает
попытки регулирования спроса и предложения
через изменение объемов и профессионально-
5. Возможности службы занятости
в оказании содействия в трудоустройстве
выпускников профессиональных образовательных
учреждений снижаются на фоне возрастающего
разрыва профессионально-
6. Стратегия поведения службы
занятости на рынке труда должна быть
основана на концепции информационного
воздействия и косвенного управления
агентами рынка труда, что требует построения
новой информационно-аналитической базы,
разработки новых способов и методик получения
значимой информации, ее использования
в соответствии с задачей межсекторного
взаимодействия на рынке труда. Эта проблема
связана с вопросами профессионализма
кадров социальной сферы, в частности
профессионализацией посредников на рынке
труда, в качестве которых выступают не
только агентства по трудоустройству
и службы занятости, но и сами учебные
заведения.
7. Основная проблема
функционирования кадровых агентств,
служб содействия переподготовке и трудоустройству
молодежи связана с отсутствием расширенного
взаимодействия друг с другом, каждое
агентство действует достаточно самостоятельно
и изолированно, вместе с тем необходимость
постоянного контакта отмечают все руководители
и представители кадровых агентств. На
сегодняшний день основные направления
деятельности существующих кадровых агентств
при вузах связаны с поиском и формированием
базы данных подходящих вакансий для студентов
каждого учебного заведения.
8. Перспективной представляется
деятельность на трех основных уровнях:
абитуриенты и студенты, факультеты и
кафедры вузов, работодатели. Руководители
студенческих кадровых агентств разделяют
подобный подход, хотя отмечают недостаточность
собственных ресурсов для широкой работы
с кафедрами и факультетами по коррекции
или изменению учебных планов, не отвечающих
потребностям современного рынка труда
и требованиям, предъявляемым к специалистам.
Оживленные дискуссии вызывает проблема
профориентации молодежи и правильного
выбора специальности. Случаи ошибочного
выбора специальности молодыми людьми
далеко не единичны, в данном вопросе ответственность
принято возлагать на школы и родителей,
однако именно студенческие кадровые
агентства способны существенно повлиять
на правильность выбора специальности
и будущей профессии индивида.
9. Новые аспекты в занятости
выпускников требуют, с одной стороны,
улучшения прогнозирования, планирования
и координации действий учреждений, связанных
с воспроизводством и использованием
трудовых ресурсов; а с другой - тщательного
учета в деятельности учебных заведений
реального спроса на кадры, которые в них
готовятся, улучшения профессионально-качественных
характеристик их выпускников.
Глава 3
Взгляд молодого работника и работодателя на проблему трудоустройства
3.1. Жизнь после окончания вуза
Многие выпускники, покинув стены родной альма-матер, пребывают в растерянности. Большинство из них привыкло жить по составленному деканатом расписанию. Поэтому, получив диплом в руки и полную свободу действий, они не знают, куда податься, где, и главное – как искать работу.
При
выходе на рынок труда в отсутствие
адаптивности у молодых выпускников
преобладают наивные ожидания от будущей
трудовой деятельности и профессиональной
карьеры. Позже при встрече с рыночной
ситуацией социальные ожидания не оправдываются
и приводят к разочарованию, тревожным
и депрессивным психологическим состояниям.
В итоге столкновение с трудовой реальностью
провоцирует переориентацию либо деградацию
базовой системы ценностей.
Отсутствие структурированности
социально-профессионального пространства,
низкая динамика сферы профессиональной
деятельности, негарантированный характер
занятости определяют необходимость принципиально
новых стратегий формирования и реализации
профессионального потенциала молодежи
.
Особенно удивляет вчерашних студентов равнодушие работодателя к красному диплому. Если в анкете напротив графы "стаж" стоит жирный прочерк, "круглые" пятерки оказываются абсолютно бесполезными. И даже название престижного вуза не является панацеей от безработицы. Работу по профильному образованию найти очень трудно. Исследование, проведенное Центром Маркетинговых и Социологических исследований Кадрового Дома "СуперДжоб" показало, что в целом по стране только 50% выпускников российских вузов трудоустроены по специальности. Остальные работают, где и кем придется. Часть из них стремится получить дополнительное, в том числе, второе высшее образование по совершенно иной специальности. Но это еще и дополнительно затраченные время, средства и нервы. Одной из причин такого положения дел является отсутствие у молодых людей профориентации и достоверной информации о спросе и предложениях на российском рынке труда.
3.2. Мнение работодателей
У работодателей свои претензии. Их раздражает настроение выпускников и их завышенные требования. Такие претензии, как: комфортное рабочее место, зарплата не ниже 20 000 рублей, четко прописанные должностные инструкции, соблюдение ТК РФ и т.п. - слишком большая роскошь для людей с нулевым опытом работы, считают некоторые работодатели. Ведь брать на работу приходиться "кота в мешке". Неизвестно, что за знания на самом деле получил выпускник в процессе обучения и сможет ли применить их на практике. После всех вышеперечисленных требований молодого специалиста, скорее всего, последует отказ. В столь завышенной самооценке работодатели обвиняют вузы, многие из которых формируют у студентов мнение, что они получают блестящее образование и очень востребованы. Особенно, если они учатся на платной основе, им внушают, что в дальнейшем их затраты компенсируются благодаря хорошо оплачиваемой работе. Вот только, как добиться такой работы обычно не говорят.
А
ведь поиски работы - это тоже работа.
Сегодня требования работодателя часто
обоснованы потребностями его бизнеса.
И знания, полученные в вузе, заинтересуют
его лишь в том случае, если они смогут
каким-либо образом соответствовать этим
потребностям. В свою очередь и к выпускникам
предъявляются достаточно строгие требования.
Те, кто берет их на работу, ставят настолько
высокие планки, достигнуть которых, не
имея за плечами практического опыта,
не всегда возможно. Отсюда возникают
претензии работодателей к вузам. По мнению
рейтингового агентства "Рейтор",
65% работодателей считают, что выпускники
вузов нуждаются в доучивании. Но только
крупные компании способны и берутся доучивать
молодых специалистов. Мелким компаниям
такая процедура не по карману, и они ищут
компетентных работников, с которыми не
нужно возиться. Ректоры вузов и представители
кадровых служб полагают, что преодолеть
сложившуюся ситуацию можно. Необходим
контакт работодателей с вузами: участие
в работе вузов по подготовке выпускников,
разработка собственных критериев оценки
подготовки выпускников.
Глава 4
Выпускники вуза: перспективы трудоустройства (социологические исследования)
Одной из серьезных социальных проблем, связанных с изменениями на рынке труда, ныне является угроза безработицы для молодых специалистов, окончивших вузы. Выпускники вузов, молодые специалисты оказываются одной из самых слабозащищенных в социальном отношении категорий населения. Поэтому сегодня весьма актуальным является решение проблем, связанных с синтезом двух составляющих процесса преобразования общества – высшего образования и рынка труда. В этих условиях необходимы серьезные научные исследования как на уровнях регионов, так и отдельных вузов. Ведомства, занимаясь исследованиями рынка занятости, должны определять приоритетные направления развития высшей школы, потребности в специалистах различных категорий, ввод новых учебных дисциплин, необходимых в данный период. В то же время и каждому конкретному вузу теперь необходимо учиться прогнозировать спрос на специалистов того или иного профиля как в краткосрочном, так и долгосрочном плане, и отвечать на него изменениями в учебных планах и программах.
С
этой целью ректорат, служба занятости
и кафедра экономической
Объем генеральной совокупности составляет 1 439 студентов 3,4,5-го курсов дневного отделения всех пяти факультетов СГСЭУ. Выборочная совокупность (количество опрошенных) составила – 297 человек, или 20,6 % от числа всех студентов 3,4,5-го курсов дневного отделения вуза, что позволяет считать анкетный опрос репрезентативным, а его результаты вполне достоверными.
Отметим, что в некоторых случаях в ходе сравнительного анализа используются данные аналогичных анкетных опросов, проведенных в других вузах страны, статистические данные областного центра занятости, характеризующие ситуацию на рынке труда выпускников вузов Саратовской области.
Обобщенные
и систематизированные
На вопрос “Нравится ли Вам специальность, по которой Вы обучаетесь в университете?” подавляющее большинство всех опрошенных (92,3 %) ответили утвердительно. Вместе с тем среди ответивших положительно на данный вопрос количество выпускников, т.е. студентов 5-го курса, несколько ниже, чем студентов 3 и 4-го курсов.
По специальностям, по которым обучаются студенты, доля положительных ответов наиболее высока: менеджмент (96,1 %), бухучет и аудит (94,5 %), финансы и кредит (93,4 %), далее следует государственное и муниципальное управление и социология. Ниже, но тоже положительно оценивают свою специальность студенты, обучающиеся экономике и управлению на предприятиях пищевой промышленности (88,7 %), экономике и управлению аграрным производством (87,9 %). Сравнивая эти результаты с данными ранее проведенных исследований 1994-1995 годов, которые тоже дают высокий процент положительных ответов (87,5 % и 91,2 %), можно сделать вывод об устойчивой и сформированной тенденции положительной оценки специальностей, по которым студенты обучаются в СГСЭУ.
Сопоставляя данные проведенного опроса с аналогичными, проведенными в Ульяновском университете, отметим, что наиболее высоко студенты всех факультетов оценивают (по 5-балльной шкале) специальности экономического профиля (4,6 балла), юридические специальности (4,5 балла), которые лидируют со значительным отрывом от остальных специальностей. Наименьший рейтинг у специальностей “физика и математика” (3 балла) и некоторых инженерно-технических специальностей (2,7 балла).
Это
позволяет сделать вывод, что
экономическое образование