Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:04, лекция
Проблема — форма научного отображения проблемной ситуации. Она, с одной стороны, выражает реальные объективные противоречия, вызывающие проблемную ситуацию, с другой — указывает на противоречие между осознанием потребности определенных практических действий и незнанием средств и методов их реализации. Проблема формулируется как выражение необходимости изучения определенной области социальной жизни, разработки теоретических средств и практических действий, направленных на выявление причин, вызывающих противоречия, на их разрешение.
Проблемная ситуация— состояние в развитии социального объекта характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития.
Проблема — форма научного отображения проблемной ситуации. Она, с одной стороны, выражает реальные объективные противоречия, вызывающие проблемную ситуацию, с другой — указывает на противоречие между осознанием потребности определенных практических действий и незнанием средств и методов их реализации. Проблема формулируется как выражение необходимости изучения определенной области социальной жизни, разработки теоретических средств и практических действий, направленных на выявление причин, вызывающих противоречия, на их разрешение.
Социолог фиксирует
Для этого надо:
1. Перевести интуитивно
Предварительный анализ проблемной ситуации включает: а) внешние наблюдения; б) свободные интервью с участниками проблемной ситуации; в) анализ документов (традиционный), в том числе ведомственной документации, результатов предшествующих социологических исследований; г) свободные интервью с экспертами;
2. Вычленить проблематику, решение которой является компетенцией социологического познания;
3. Очертить в проблемной
4. Определить тип проблемной
ситуации (доминирующую направленность):
теоретическая проблема, разрешение
которой требует дальнейшего
развития теории в данной
Сформулированная проблема есть результат
осмысления проблемной ситуации. Проблема
формулируется в виде ясных вопросов
или установок. Вопрос: Каковы причины
таких-то и таких-то явлений? Установка:
Найти способы решения того-то
и того-то. Построить модель, объясняющую
данный круг факторов. Исследовательская
проблема должна быть сформулирована
в понятиях науки (то есть исходя из
разработанных систем теоретических
знаний в данной сфере), адекватно
отражающих содержание вопроса (установки).
Решаемая проблема обязательно предполагает
изучение ближайших и отдаленных
возможностей ее решения. Наличие альтернативы
обусловливает необходимость
а) выделения объекта и предмета исследования;
б) постановки целей и задачи исследования;
в) предположения (гипотез), вариантов решения поставленной проблемы. В своей совокупности данные процедуры программы исследования позволяют предвидеть объем и содержание исследовательской работы.
Проблема становится обозримой, когда она уловлена в каком-то социальном явлении, т.е. путем выделения объекта и предмета исследования. Объект исследования - это носитель социальной проблемы. Это могут быть конкретные люди (группа, коллектив, слой, класс и т.п.), социальные явления и процессы (общественное мнение, отношение людей к какой-либо общественной проблеме, состояние социального объекта, например, моды, подготовленности или готовности социальной группы к осуществлению какой-либо деятельности, социальная стратификация, социализация, миграция и т.п.).
Цель социологического исследования определяет преимущественную его ориентацию - теоретическую или прикладную. Цели исследования могут быть различны. Например, если сформулирована такая проблема, как недостаточно высокий уровень управления подразделениями организации, то цель будет состоять в анализе реальной ситуации причин низкой эффективности управления организацией, выявлении скрытых резервов и разработке практических рекомендаций по изменению этой ситуации.
Четкой постановкой целей
1. Одновременная (осознанная или
неосознанная) формулировка гипотез
о возможных решениях
3. Регулирование взаимоотношений
заказчика и исполнителя,
Задачи исследования - это содержательно-
Основные задачи исследования заключают в себе поиск ответа на его центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы? Например, если цель исследования - определение эффективности учебного процесса, то в качестве основной задачи может выступить поиск факторов, дестабилизирующих этот процесс. Возможна ситуация, когда выдвижение дополнительных гипотез потребует выяснения еще каких-либо вопросов. В соответствии с этим и формулируются дополнительные задачи. В последнем примере в качестве дополнительных задач могут выступать: выявление степени обеспеченности студентов учебниками, оценка их материального положения и занятости во внеучебное время, изучение структуры досуга, политических интересов и активности и др.
Описательные и аналитические социологические исследования часто включают несколько основных задач, решение каждой из которых предполагает реализацию определенного числа связанных с ними дополнительных задач. Такие исследования называются комплексными и могут рассматриваться как состоящие из нескольких относительно автономных “частных” исследований.
Задачи исследования представляют
собой содержательную, методическую
и организационную
1. Исследовательские задачи
2. Каждому виду исследовательских задач (эмпирические, теоретические, логические) соответствует определенный состав познавательных действий, средств и методов социологического познания;
3. Не допускать перемешивания целей и задач, основных и не основных задач.
Гипотеза исследования это обоснованное
предложение о структуре
Различают гипотезы: по содержанию
предположений об объекте - описательные
(структурные и функциональные) и
объяснительные (причинно-следственные);
по задачам - основные и не основные;
по степени разработанности и
обоснованности - первичные и вторичные
(выдвигаются взамен тех, которые
опровергаются эмпирическими
В социологическом
Источником гипотез выступают новые факты, в которых предметная область включается в научно-практическое исследование, когда для объяснения новых фактов:
а) недостаточно имеющихся теоретических знаний;
б) не пригодны общие имеющиеся знания.
Отправным пунктом разработки гипотез
выступают эвристический
Цели выдвижения гипотез:
а) сузить массы возможных предложений
и догадок при решении
б) обеспечить ориентацию движения исследовательского поиска к желаемому результату.
Требования к выдвижению гипотез. Выдвигаемая гипотеза должна:
1) быть достаточно теоретически надежна:
преемственной с предыдущим знанием, не противоречить фактам науки, оспариваться могут положения и выводы;
2) быть однозначно логически согласована с проблемой и целью;
3) заключать понятия, получившие предварительное уточнение и интерпретацию;
4) быть приложима к данным, заключенным в предварительном описании предмета исследования;
5) заключать возможность
Отвечающие данным требованиям гипотезы называются рабочими (работающими в данном исследовании); это предварительное (предположительное) объяснение явления, достаточное для дальнейшего эмпирического изучения проблемы исследования.
Гипотезы включают в себя две
части: содержательная (определяется в
первом разделе программы) и статистическая
(определяется во втором разделе программы).
Статистическая гипотеза это математическое
описание содержательной гипотезы на
основе собранных эмпирических данных:
гипотеза о виде статистического
закона распределения генеральной
совокупности на основе критериев согласия,
гипотеза о соответствии предлагаемой
выборочной совокупности генеральной
с помощью критериев
В программе социологического исследования
фиксируется инструментарий – система
методических и технических приемов
проведения исследования, заключающихся
в определенных операциях и процедурах,
которые оформлены и
Важным моментом подготовки исследования и сбора информации является разработка инструментария: анкет, бланков-интервью, учетных карточек, дневников наблюдений и т.д. Из всех методов опроса наиболее часто используется анкетирование.
В программе обязательно надо давать характеристику методов и приемов сбора первичной информации (анкетного опроса, интервью, анализа документов, наблюдения), описать логическую структуру применяемого методического инструментария, из которой видно, на выявление каких характеристик, свойств предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов; порядок расположения вопросов в инструментарии. Сам инструментарий прилагается к программе в качестве самостоятельного документа. Иногда сюда включают логические схемы обработки собранной информации, показывающие предполагаемый диапазон и глубину анализа данных.
Методы сбора информации
Наиболее распространенным
методом сбора социологической
информации является опрос.
Анкетирование предполагает самостоятельное заполнение анкеты респондентами. Возможно индивидуальное и групповое анкетирование, очное и заочное. Примером заочного анкетирования является почтовый опрос или опрос через газету.
Интервьюирование представляет собой
личное общение социолога с
Важным видом сбора
^ Анализ документов применяется
в сочетании с другими
Важным моментом подготовки
исследования и сбора