Проблемная ситуация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:04, лекция

Описание

Проблема — форма научного отображения проблемной ситуации. Она, с одной стороны, выражает реальные объективные противоречия, вызывающие проблемную ситуацию, с другой — указывает на противоречие между осознанием потребности определенных практических действий и незнанием средств и методов их реализации. Проблема формулируется как выражение необходимости изучения определенной области социальной жизни, разработки теоретических средств и практических действий, направленных на выявление причин, вызывающих противоречия, на их разрешение.

Работа состоит из  1 файл

Социология. Семинар 1,2.docx

— 46.12 Кб (Скачать документ)

Проблемная ситуация— состояние в развитии социального объекта характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития.

Проблема — форма научного отображения  проблемной ситуации. Она, с одной  стороны, выражает реальные объективные  противоречия, вызывающие проблемную ситуацию, с другой — указывает  на противоречие между осознанием потребности  определенных практических действий и  незнанием средств и методов  их реализации. Проблема формулируется  как выражение необходимости  изучения определенной области социальной жизни, разработки теоретических средств  и практических действий, направленных на выявление причин, вызывающих противоречия, на их разрешение.

Социолог фиксирует противоречия между знанием и незнанием: несоответствие наличных теоретических положений  новым фактам. Отсюда формируется  объективная потребность в получении  нового знания, поиске еще не известного результата для разрешения проблемной ситуации.

Для этого надо:

1. Перевести интуитивно улавливаемые  противоречия на язык точного  описания, отделить известное от неизвестного, мнимые (псевдопроблемы), уже решенные, не требующие специального анализа от тех, которые действительно требуют определенных теоретических и практических действий для их разрешения (выбора альтернатив).

Предварительный анализ проблемной ситуации включает: а) внешние наблюдения; б) свободные интервью с участниками  проблемной ситуации; в) анализ документов (традиционный), в том числе ведомственной  документации, результатов предшествующих социологических исследований; г) свободные  интервью с экспертами;

2. Вычленить проблематику, решение  которой является компетенцией  социологического познания;

3. Очертить в проблемной ситуации  основные для социологического  исследования факторы и выделить  среди них главные и второстепенные;

4. Определить тип проблемной  ситуации (доминирующую направленность): теоретическая проблема, разрешение  которой требует дальнейшего  развития теории в данной сфере;  практическая, ответ на разрешение  которой содержится в теории, но недостаточно изучены (ясны) способы его практического осуществления.

Сформулированная проблема есть результат  осмысления проблемной ситуации. Проблема формулируется в виде ясных вопросов или установок. Вопрос: Каковы причины  таких-то и таких-то явлений? Установка: Найти способы решения того-то и того-то. Построить модель, объясняющую  данный круг факторов. Исследовательская  проблема должна быть сформулирована в понятиях науки (то есть исходя из разработанных систем теоретических  знаний в данной сфере), адекватно  отражающих содержание вопроса (установки). Решаемая проблема обязательно предполагает изучение ближайших и отдаленных возможностей ее решения. Наличие альтернативы обусловливает необходимость выбора оптимального варианта решения. Это, в  свою очередь, определяет необходимость  строгих организаций, уточнений  проблем путем:

а) выделения объекта и предмета исследования;

б) постановки целей и задачи исследования;

в) предположения (гипотез), вариантов  решения поставленной проблемы. В  своей совокупности данные процедуры  программы исследования позволяют  предвидеть объем и содержание исследовательской  работы.

Проблема становится обозримой, когда  она уловлена в каком-то социальном явлении, т.е. путем выделения объекта  и предмета исследования. Объект исследования - это носитель социальной проблемы. Это могут быть конкретные люди (группа, коллектив, слой, класс и т.п.), социальные явления и процессы (общественное мнение, отношение людей к какой-либо общественной проблеме, состояние социального объекта, например, моды, подготовленности или готовности социальной группы к осуществлению какой-либо деятельности, социальная стратификация, социализация, миграция и т.п.).

 

Цель социологического исследования определяет преимущественную его ориентацию - теоретическую или прикладную. Цели исследования могут быть различны. Например, если сформулирована такая  проблема, как недостаточно высокий  уровень управления подразделениями  организации, то цель будет состоять в анализе реальной ситуации причин низкой эффективности управления организацией, выявлении скрытых резервов и  разработке практических рекомендаций по изменению этой ситуации.

Четкой постановкой целей исследования достигается:

1. Одновременная (осознанная или  неосознанная) формулировка гипотез  о возможных решениях поставленной  проблемы, чем обеспечивается ориентация  дальнейшего хода исследования;2. Определение объема работы, временных  и финансовых затрат, материально-технических  ресурсов, методического обеспечения  для получения ожидаемого результата;

3. Регулирование взаимоотношений  заказчика и исполнителя, обеспечивающее  нормативную сторону программы  как официального документа и  определяющее форму представления  результатов исследования. Это снимает:  а) необоснованные обещания исполнителя;  б) завышенные ожидания и необоснованные  претензии заказчика.

Задачи исследования - это содержательно-организационная  детализация поставленных целей. Они  формулируются в соответствии с  целью исследования и гипотезами и так же, как последние, могут  быть условно разделены на основные и дополнительные.

Основные задачи исследования заключают в себе поиск ответа на его центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы? Например, если цель исследования - определение эффективности учебного процесса, то в качестве основной задачи может выступить поиск факторов, дестабилизирующих этот процесс. Возможна ситуация, когда выдвижение дополнительных гипотез потребует выяснения еще каких-либо вопросов. В соответствии с этим и формулируются дополнительные задачи. В последнем примере в качестве дополнительных задач могут выступать: выявление степени обеспеченности студентов учебниками, оценка их материального положения и занятости во внеучебное время, изучение структуры досуга, политических интересов и активности и др.

Описательные и аналитические  социологические исследования часто  включают несколько основных задач, решение каждой из которых предполагает реализацию определенного числа  связанных с ними дополнительных задач. Такие исследования называются комплексными и могут рассматриваться  как состоящие из нескольких относительно автономных “частных” исследований.

Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию  цели:

1. Исследовательские задачи формулируются  как конкретные целевые установки,  определяющие необходимую поэтапность решений поставленной проблемы. Это позволяет: а) контролировать и согласовывать друг с другом результаты, полученные на различных этапах исследования; б) не отвлекаться от главного и не упускать из виду второстепенное;

2. Каждому виду исследовательских задач (эмпирические, теоретические, логические) соответствует определенный состав познавательных действий, средств и методов социологического познания;

3. Не допускать перемешивания  целей и задач, основных и  не основных задач.

 

Гипотеза исследования это обоснованное предложение о структуре изучаемого социального объекта, характере  составляющих его элементов, механизме  функционирования, развития и т.д. Гипотезы исследования должны соответствовать  исходным принципам применяемой  социологической теории; содержать  взаимосвязанность и представительность системы доказательств выдвинутого  объяснения, доступность проверки в  ходе конкретного социологического исследования (указать способ проверки); не противоречить известным и  проверенным фактам, а так же друг другу. Гипотезы должны быть достаточно просто и доступно сформулированы.

Различают  гипотезы: по содержанию предположений об объекте - описательные (структурные и функциональные) и  объяснительные (причинно-следственные); по задачам - основные и не основные; по степени разработанности и  обоснованности - первичные и вторичные (выдвигаются взамен тех, которые  опровергаются эмпирическими данными).

В социологическом исследовательском  проекте выдвижение гипотез является промежуточным звеном между теоретической  частью программы и последующими эмпирическими познавательными  действиями, направленными на достижение истинного результата, на практическое разрешение проблемы и обогащение научно-технического знания. Осознание наметившегося  решения как гипотезы, т.е. предположения, порождает потребность в формулировке и проверке. Когда эта проверка заканчивается, мыслительный процесс  подходит к завершающей фазе - к  окончательному в пределах данного  мыслительного процесса суждению по данному вопросу, фиксирующему достигнутое  в нем решение проблемы.

Источником гипотез выступают  новые факты, в которых предметная область включается в научно-практическое исследование, когда для объяснения новых фактов:

а) недостаточно имеющихся теоретических  знаний;

б) не пригодны общие имеющиеся  знания.

Отправным пунктом разработки гипотез  выступают эвристический потенциал  специальных и отраслевых социологических  теорий, смежных с ним отраслей знаний, статистика, "самовыдвижение" исследовательской мысли и т.п. В случае, когда нет достаточного материала, чтобы выдвинуть гипотезу, проводят разведывательные исследования.

Цели выдвижения гипотез:

а) сузить массы возможных предложений  и догадок при решении поставленной проблемы;

б) обеспечить ориентацию движения исследовательского поиска к желаемому результату.

Требования к выдвижению гипотез. Выдвигаемая гипотеза должна:

1) быть достаточно теоретически  надежна:

преемственной с предыдущим знанием, не противоречить фактам науки, оспариваться могут положения и выводы;

2) быть однозначно логически  согласована с проблемой и целью;

3) заключать понятия, получившие  предварительное уточнение и  интерпретацию;

4) быть приложима к данным, заключенным в предварительном описании предмета исследования;

5) заключать возможность эмпирической  проверки (верификации) с помощью  предметно-методических средств  социологического познания, которая  обеспечивает переход от нее  к теории и закону.

Отвечающие данным требованиям  гипотезы называются рабочими (работающими  в данном исследовании); это предварительное (предположительное) объяснение явления, достаточное для дальнейшего  эмпирического изучения проблемы исследования.

Гипотезы включают в себя две  части: содержательная (определяется в  первом разделе программы) и статистическая (определяется во втором разделе программы). Статистическая гипотеза это математическое описание содержательной гипотезы на основе собранных эмпирических данных: гипотеза о виде статистического  закона распределения генеральной  совокупности на основе критериев согласия, гипотеза о соответствии предлагаемой выборочной совокупности генеральной  с помощью критериев значимости.

 

В программе социологического исследования фиксируется инструментарий – система  методических и технических приемов  проведения исследования, заключающихся  в определенных операциях и процедурах, которые оформлены и зафиксированы  в инструкциях, анкетах, протоколах, диаграммах и других документах.

Важным моментом подготовки исследования и сбора информации является разработка инструментария: анкет, бланков-интервью, учетных карточек, дневников наблюдений и т.д. Из всех методов опроса наиболее часто используется анкетирование.

В программе обязательно надо давать характеристику методов и приемов  сбора первичной информации (анкетного  опроса, интервью, анализа документов, наблюдения), описать логическую структуру  применяемого методического инструментария, из которой видно, на выявление каких  характеристик, свойств предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов; порядок расположения вопросов в инструментарии. Сам инструментарий прилагается к программе в качестве самостоятельного документа. Иногда сюда включают логические схемы обработки собранной информации, показывающие предполагаемый диапазон и глубину анализа данных.

 

Методы сбора информации

 Наиболее распространенным  методом сбора социологической  информации является опрос. Существует  несколько видов опроса, прежде  всего анкетирование и интервьюирование.

Анкетирование предполагает самостоятельное  заполнение анкеты респондентами. Возможно индивидуальное и групповое анкетирование, очное и заочное. Примером заочного анкетирования является почтовый опрос  или опрос через газету.

Интервьюирование представляет собой  личное общение социолога с респондентом, когда он задает вопросы и записывает ответы респондента. Существует несколько  разновидностей интервьюирования: прямое (когда социолог непосредственно  беседует с респондентом); опосредованное (беседа по телефону); формализованное (заранее разрабатывается вопросник); фокусированное (в центр внимания ставится конкретное явление) и свободное  ин­тервью (свободная беседа без заранее заданной темы). В настоящее время широкое распространение получило интервью по телефону.

 Важным видом сбора информации  является социологическое наблюдение  — целенаправленное, систематизированное  восприятие какого-либо явления  с последующей фиксацией результатов  на бланке или в дневнике  наблюдения с помощью кино-, фото- или радиомагнитофонной аппаратуры. Наблюдение может быть неформализованным (когда отсутствует детальный план наблюдения, определены лишь общие черты ситуации) или формализованным (есть детальный план наблюдения, инструкция, получена достаточная информация об объекте).

^ Анализ документов применяется  в сочетании с другими методами  и может носить контрольный  характер. Источником служат Доклады, протоколы, решения, публикации, письма, записки, личные дела, отчеты, архивные материалы и др.

 Важным моментом подготовки  исследования и сбора информации  является разработка инструментария: анкет, бланков-интервью, учетных  карточек, дневников наблюдений  и т.д. Из всех методов опроса  наиболее часто используется  анкетирование.

Информация о работе Проблемная ситуация