Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:04, лекция
Проблема — форма научного отображения проблемной ситуации. Она, с одной стороны, выражает реальные объективные противоречия, вызывающие проблемную ситуацию, с другой — указывает на противоречие между осознанием потребности определенных практических действий и незнанием средств и методов их реализации. Проблема формулируется как выражение необходимости изучения определенной области социальной жизни, разработки теоретических средств и практических действий, направленных на выявление причин, вызывающих противоречия, на их разрешение.
Анкета - социологический
Состоит из: 1) введения; 2) основной части; 3) паспортички (демографического блока). Во введении содержится обращение к респонденту, излагаются цели исследования и то, как будут использованы результаты опроса, указывается, какая организация проводит опрос, даются ее контактные телефоны, оговариваются правила заполнения и возврата А., дается гарантия анонимности.
Основная часть содержит вопросы, направленные на исследование изучаемой проблемы. Демографическая часть (паспортичка) содержит вопросы о статусе респондента, например пол, возраст, образование, место жительства и др. (вопросы паспортички связаны с выборкой исследования).
Количество вопросов лимитировано: наиболее оптимальным считается заполнение анкеты в течение 35-45 минут, чему соответствует 25-30 вопросов.
Наблюдение - это планомерный, организованный
сбор необходимых данных о явлениях
и процессах путем регистрации
характеризующих признаков, характерных
для исследуемых явлений и
процессов. Наблюдение есть исследование
какого-либо явления природы без
вмешательства в процесс
Наблюдение включает элементы теоретического мышления (замысел, система методических приемов, осмысление и контроль результатов) и количественные методы анализа (шкалирование, факторизация данных и др.).
План наблюдения отвечает на вопросы:
что наблюдать, для чего наблюдать,
когда и сколько времени
Наблюдение — целенаправленное, систематизированное восприятие какого-либо явления с последующей фиксацией результатов на бланке или в дневнике наблюдения с помощью кино-, фото- или радиомагнитофонной аппаратуры. Наблюдение может быть неформализованным (когда отсутствует детальный план наблюдения, определены лишь общие черты ситуации) или формализованным (есть детальный план наблюдения, инструкция, получена достаточная информация об объекте).
Эксперимент – метод, цель которого состоит в проверке тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику.
Логика его проведения состоит
в том, чтобы при помощи выбора
некоторой экспериментальной
Различают эксперименты полевые и лабораторные, линейные и параллельные. При отборе участников эксперимента применяют методы попарного отбора или структурной идентификации, а также случайного отбора.
Планирование и логика эксперимента включают следующие процедуры:
1) выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной и контрольной групп;
2) выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков;
3) определение условий
4) формулирование гипотез и
5) выбор индикаторов и способа
контроля протекания
Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.
Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, он осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко главной задачей служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение (так называемый решающий эксперимент). В связи с этим эксперимент, как одна из форм практики, выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом.
Этапы проведения эксперимента
Предшествующий эксперименту этап включает в себя тщательный теоретический анализ ранее опубликованных по этой теме работ; выявление нерешенных проблем; выбор темы данного исследования; постановку цели и задач исследования; изучение реальной практики по решению данной проблемы; изучение существующих в теории и практике мер, содействующих решению проблемы; формулирование гипотезы исследования.
Подготовка к проведению эксперимента состоит из ряда задач:
- выбор необходимого числа
- определение необходимой
- выбор конкретных методик для
изучения начального состояния
экспериментального объекта,
- определение признаков, по
Проведение эксперимента
- изучение начального состояния объекта;
- изучение начального состояния условий, в которых проводится эксперимент;
- фиксирование данных о ходе
эксперимента, характеризующих изменения
объектов под влиянием
- указание затруднений и
- оценка текущих затрат времени,
Подведение итогов эксперимента:
- описание конечного состояния объекта;
- характеристика условий, при
которых эксперимент дал
- описание особенностей
- данные о затратах времени, усилий и средств;
- указание границ применения
проверенной в ходе
Виды эксперимента
В зависимости от способа проведения выделяют главным образом три вида экспериментов:
· Лабораторный эксперимент
· Полевой, или естественный эксперимент
· Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент
В зависимости от этапа исследования
· Пилотажное исследование (так называемое черновое, пробное исследование)
· Собственно эксперимент
В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на
· те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования,
· те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную),
· и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).
Анализ документов – один из широко
применяемых и эффективных
Цель исследования заключается в поиске индикаторов, указывающих на наличие в документе темы, значимой для анализа, и раскрывающих содержание текстовой информации. Изучение документов позволяет выявить тенденцию и динамику изменений и развития определенных явлений и процессов.
Источником социологической
Особую роль выполняет социальная
статистическая информация, которая
в большинстве случаев
Важной особенностью информации является агрегированный характер, что означает соотнесенность с некоторой группой как целым.
Отбор источников информации зависит от программы исследования, при этом могут применяться методы конкретного или случайного отбора.
Различают:
1) внешний анализ документов, при
котором изучаются
2) внутренний анализ, в ходе которого
изучается содержание
Изучение документов проводится качественным (традиционным) или формализованным качественно-количественным анализом (контент-анализом).
Опрос – метод сбора социологической информации – предусматривает:
1) устное или письменное
2) регистрацию и статистическую
обработку полученных ответов,
их теоретическую
В каждом случае опрос предполагает обращение непосредственно к участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Данный метод социологического исследования является наиболее востребованным и распространенным.
Основными видами опроса в зависимости от письменной или устной формы общения с респондентами являются анкетирование и интервью. В их основе лежит совокупность вопросов, которые предлагаются респондентам и ответы на которые составляют массив первичных данных. Вопросы респондентам задаются посредством анкеты или опросного листа.
Социометрия - это один из социально-психологических методов, разработанных профессиональным врачом-психиатром Я.Л. Морено (США) для оценки межличностных эмоциональных связей в группе (1934 г.). По результатам социометрического обследования коллектива можно выделить неформальных лидеров, составить рейтинг сотрудников, определить тех, кто оказался в социальной изоляции. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин, графиков и их текстовой интерпретации и таким образом получить ценную информацию о состоянии психологических субъективных взаимоотношений в группе.
Социометрическая процедура
а) измерение степени
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Тестирование (англ. test - испытание, проверка) - эксперементальный метод психродиагностики, применяемый в эмпирических социологических исследованиях, а также метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида.
Широкому распространению, развитию и совершенствованию тестов способствовал целый ряд преимуществ, которые дает этот метод. Тесты позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования; обеспечивают возможность получения количественной оценки на основе квантификации качественных параметров личности и удобство математической обработки; являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц; способствуют обёективности оценок, не зависящих от субёективных установок лица, проводящего исследование; обеспечивают сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых.
Тесты предъявляют требования:
- строгая формализация всех этапов тестирования,
- стандартизация заданий и
- квантификация полученных
- интерпретации результатов на
основе предварительно
Каждый тест, соответствующий критериям надежности, кроме набора заданий включает в себя следующие компоненты:
1) стандартная инструкция для испытуемого о цели и правилах выполнения заданий,
2) ключ шкалирования - соотнесение пунктов заданий со шкалами измеряемых качеств, указывающее, какой пункт заданий к какой шкале относится,
3) кодировочный ключ, позволяющий подсчитать, сколько баллов вносит в шкалу тот или иной вариант ответа,
4) ключ интерпретации
Традиционно нормой в тестологии являлись среднестатистические данные, полученные в результате предварительного тестирования на определенной группе лиц. Здесь неодходимо учитывать, что переносить интерпретацию плученых результатов можно только на те группы испытуемых, которые по своим основным социокультурным и демографическим признакам аналогичны базовой.
Для преодоления основного
1) увеличение базовой выборки
с целью повышения ее
2) введение поправочных
3)введение в практику
Тест состоит из двух частей:
а) стимулирующего материала (задача, инструкция или вопрос)
б) указаний относительно регистрации или интнграции полученых ответов.
Типичная для тестов стандартизация ситуации обеспечивает им в отличие от "свободного" наблюдения поведения большуюю объективность результатов.
Тесты классифицируются по разным признакам.
По виду свойств личности они делятся на тесты достижений и личностные. К первым относятся тесты интеллекта, школьной успеваемости, тесты на творчество, тесты на способности, сенсорные и моторные тесты. Ко вторым - тесты на установки, на интересы, на темперамент, характерологические тесты, мотивационные тесты. Однако не все тесты (например, тесты развития, графические тесты) можно упорядочить по данному признаку. По виду инструкции и способу применения различаются индивидуальные и групповые тесты. При групповом тестировании одновременно обследуется группа испытуемых. Если в тестах уровня временных ограничений нет, то в тестах на скорость они обязательны. В зависимости от того, насколько в результате тестирования проявляется субъективность исследователя различают тесты объективные и субъективные.