Проблемная ситуация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:04, лекция

Описание

Проблема — форма научного отображения проблемной ситуации. Она, с одной стороны, выражает реальные объективные противоречия, вызывающие проблемную ситуацию, с другой — указывает на противоречие между осознанием потребности определенных практических действий и незнанием средств и методов их реализации. Проблема формулируется как выражение необходимости изучения определенной области социальной жизни, разработки теоретических средств и практических действий, направленных на выявление причин, вызывающих противоречия, на их разрешение.

Работа состоит из  1 файл

Социология. Семинар 1,2.docx

— 46.12 Кб (Скачать документ)

 

Анкета - социологический инструментарий, представляющий собой определенным образом структурированную систему  вопросов, логически связанных между  собой, а также с задачами и  целями исследования.

Состоит из: 1) введения; 2) основной части; 3) паспортички (демографического блока). Во введении содержится обращение к респонденту, излагаются цели исследования и то, как будут использованы результаты опроса, указывается, какая организация проводит опрос, даются ее контактные телефоны, оговариваются правила заполнения и возврата А., дается гарантия анонимности.

 

Основная часть содержит вопросы, направленные на исследование изучаемой  проблемы. Демографическая часть (паспортичка) содержит вопросы о статусе респондента, например пол, возраст, образование, место жительства и др. (вопросы паспортички связаны с выборкой исследования).

Количество вопросов лимитировано: наиболее оптимальным считается  заполнение анкеты в течение 35-45 минут, чему соответствует 25-30 вопросов.

 

Наблюдение - это планомерный, организованный сбор необходимых данных о явлениях и процессах путем регистрации  характеризующих признаков, характерных  для исследуемых явлений и  процессов. Наблюдение есть исследование какого-либо явления природы без  вмешательства в процесс явления  со стороны исследователя, противоположно опыту; обычно включено в качестве составной  части в процедуру эксперимента.

Наблюдение включает элементы теоретического мышления (замысел, система методических приемов, осмысление и контроль результатов) и количественные методы анализа (шкалирование, факторизация данных и др.).

План наблюдения отвечает на вопросы: что наблюдать, для чего наблюдать, когда и сколько времени наблюдать  и что можно ожидать в результате проведенных наблюдений?

Наблюдение — целенаправленное, систематизированное восприятие какого-либо явления с последующей фиксацией результатов на бланке или в дневнике наблюдения с помощью кино-, фото- или радиомагнитофонной аппаратуры. Наблюдение может быть неформализованным (когда отсутствует детальный план наблюдения, определены лишь общие черты ситуации) или формализованным (есть детальный план наблюдения, инструкция, получена достаточная информация об объекте).

 

Эксперимент – метод, цель которого состоит в проверке тех или  иных гипотез, результаты которых имеют  прямой выход на практику.

Логика его проведения состоит  в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы (групп) и помещения ее в необычную  экспериментальную ситуацию (под  воздействием определенного фактора) проследить направление, величину и  устойчивость изменений интересующих исследователя характеристик.

Различают эксперименты полевые и  лабораторные, линейные и параллельные. При отборе участников эксперимента применяют методы попарного отбора или структурной идентификации, а также случайного отбора.

Планирование и логика эксперимента включают следующие процедуры:

1) выбор объекта, используемого  в качестве экспериментальной  и контрольной групп;

2) выбор контрольных, факторных  и нейтральных признаков;

3) определение условий эксперимента  и создание экспериментальной  ситуации;

4) формулирование гипотез и определение  задач;

5) выбор индикаторов и способа  контроля протекания эксперимента.

Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.

Отличаясь от наблюдения активным оперированием  изучаемым объектом, он осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его  результатов. Нередко главной задачей  служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение (так называемый решающий эксперимент). В связи с этим эксперимент, как  одна из форм практики, выполняет функцию  критерия истинности научного познания в целом.

Этапы проведения эксперимента

Предшествующий эксперименту этап включает в себя тщательный теоретический  анализ ранее опубликованных по этой теме работ; выявление нерешенных проблем; выбор темы данного исследования; постановку цели и задач исследования; изучение реальной практики по решению  данной проблемы; изучение существующих в теории и практике мер, содействующих  решению проблемы; формулирование гипотезы исследования.

Подготовка к проведению эксперимента состоит из ряда задач:

- выбор необходимого числа экспериментальных  объектов

- определение необходимой длительности  проведения эксперимента

- выбор конкретных методик для  изучения начального состояния  экспериментального объекта, анкетного  опроса, интервью, для создания соответствующих  ситуаций, экспертной оценки

- определение признаков, по которым  можно судить об изменениях  в экспериментальном объекте  под влиянием соответствующих  воздействий.

Проведение эксперимента

- изучение начального состояния  объекта;

- изучение начального состояния  условий, в которых проводится  эксперимент; 

- фиксирование данных о ходе  эксперимента, характеризующих изменения  объектов под влиянием экспериментальной  системы мер; 

- указание затруднений и возможных  типичных недостатков в ходе  проведения эксперимента;

- оценка текущих затрат времени,  средств и усилий.

Подведение итогов эксперимента:

- описание конечного состояния  объекта; 

- характеристика условий, при  которых эксперимент дал благоприятные  результаты;

- описание особенностей субъектов  экспериментального воздействия ;

- данные о затратах времени,  усилий и средств; 

- указание границ применения  проверенной в ходе эксперимента  системы мер

Виды эксперимента

В зависимости от способа проведения выделяют главным образом три  вида экспериментов:

· Лабораторный эксперимент

· Полевой, или естественный эксперимент

· Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент

В зависимости от этапа исследования

· Пилотажное исследование (так называемое черновое, пробное исследование)

· Собственно эксперимент

В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить  на

· те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах  исследования,

· те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы  испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную),

· и те, в которых испытуемому  неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).

 

Анализ документов – один из широко применяемых и эффективных методов  сбора первичной информации.

Цель исследования заключается  в поиске индикаторов, указывающих  на наличие в документе темы, значимой для анализа, и раскрывающих содержание текстовой информации. Изучение документов позволяет выявить тенденцию  и динамику изменений и развития определенных явлений и процессов.

Источником социологической информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях, решениях, публикациях, письмах  и т. п.

Особую роль выполняет социальная статистическая информация, которая  в большинстве случаев используется для характеристик и конкретно-исторического  развития изучаемого явления или  процесса.

Важной особенностью информации является агрегированный характер, что означает соотнесенность с некоторой группой  как целым.

Отбор источников информации зависит  от программы исследования, при этом могут применяться методы конкретного  или случайного отбора.

Различают:

1) внешний анализ документов, при  котором изучаются обстоятельства  возникновения документов; их исторический  и социальный контекст;

2) внутренний анализ, в ходе которого  изучается содержание документа,  всего того, о чем свидетельствует  текст источника, и тех объективных  процессов и явлений, о которых  сообщает документ.

Изучение документов проводится качественным (традиционным) или формализованным  качественно-количественным анализом (контент-анализом).

 

Опрос – метод сбора социологической  информации – предусматривает:

1) устное или письменное обращение  исследователя к определенной  совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых  представляет изучаемую проблему  на уровне эмпирических индикаторов;

2) регистрацию и статистическую  обработку полученных ответов,  их теоретическую интерпретацию.

В каждом случае опрос предполагает обращение непосредственно к  участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Данный метод социологического исследования является наиболее востребованным и распространенным.

Основными видами опроса в зависимости  от письменной или устной формы общения  с респондентами являются анкетирование  и интервью. В их основе лежит  совокупность вопросов, которые предлагаются респондентам и ответы на которые составляют массив первичных данных. Вопросы респондентам задаются посредством анкеты или опросного листа.

 

Социометрия - это один из социально-психологических  методов, разработанных профессиональным врачом-психиатром Я.Л. Морено (США) для оценки межличностных эмоциональных связей в группе (1934 г.). По результатам социометрического обследования коллектива можно выделить неформальных лидеров, составить рейтинг сотрудников, определить тех, кто оказался в социальной изоляции. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин, графиков и их текстовой интерпретации и таким образом получить ценную информацию о состоянии психологических субъективных взаимоотношений в группе.

Социометрическая процедура может  иметь целью:

 а) измерение степени сплоченности-разобщенности  в группе;

б) выявление «социометрических  позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются  «лидер» группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых  подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

 

Тестирование (англ. test - испытание, проверка) - эксперементальный метод психродиагностики, применяемый в эмпирических социологических исследованиях, а также метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида.

Широкому распространению, развитию и совершенствованию тестов способствовал  целый ряд преимуществ, которые  дает этот метод. Тесты позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования; обеспечивают возможность получения количественной оценки на основе квантификации качественных параметров личности и удобство математической обработки; являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц; способствуют обёективности оценок, не зависящих от субёективных установок лица, проводящего исследование; обеспечивают сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых.

 

Тесты предъявляют требования:

- строгая формализация всех  этапов тестирования,

- стандартизация заданий и условий  их выполнения,

- квантификация полученных результатов  и их структурирование по заданной  программе, 

- интерпретации результатов на  основе предварительно полученного  распределения по изучаемому  признаку.

Каждый тест, соответствующий критериям  надежности, кроме набора заданий  включает в себя следующие компоненты:

1) стандартная инструкция для  испытуемого о цели и правилах  выполнения заданий, 

2) ключ шкалирования - соотнесение пунктов заданий со шкалами измеряемых качеств, указывающее, какой пункт заданий к какой шкале относится,

3) кодировочный ключ, позволяющий  подсчитать, сколько баллов вносит  в шкалу тот или иной вариант  ответа,

4) ключ интерпретации полученного  индекса, представляющий собой  данные нормы, с которыми соотносится  полученыный результат.

Традиционно нормой в тестологии являлись среднестатистические данные, полученные в результате предварительного тестирования на определенной группе лиц. Здесь неодходимо учитывать, что переносить интерпретацию плученых результатов можно только на те группы испытуемых, которые по своим основным социокультурным и демографическим признакам аналогичны базовой.

Для преодоления основного недостатка большинства тестов применяются  различные приемы:

1) увеличение базовой выборки  с целью повышения ее репрезентативности  по большему числу параметров,

2) введение поправочных коэффициетнов с учетом характеристик выборки,

3)введение в практику тестирования  невербального способа предъявления  материала. 

Тест состоит из двух частей:

а) стимулирующего материала (задача, инструкция или вопрос)

б) указаний относительно регистрации  или интнграции полученых ответов.

Типичная для тестов стандартизация ситуации обеспечивает им в отличие  от "свободного" наблюдения поведения  большуюю объективность результатов.

Тесты классифицируются по разным признакам.

По виду свойств личности они  делятся на тесты достижений и  личностные. К первым относятся тесты  интеллекта, школьной успеваемости, тесты  на творчество, тесты на способности, сенсорные и моторные тесты. Ко вторым - тесты на установки, на интересы, на темперамент, характерологические  тесты, мотивационные тесты. Однако не все тесты (например, тесты развития, графические тесты) можно упорядочить  по данному признаку. По виду инструкции и способу применения различаются индивидуальные и групповые тесты. При групповом тестировании одновременно обследуется группа испытуемых. Если в тестах уровня временных ограничений нет, то в тестах на скорость они обязательны. В зависимости от того, насколько в результате тестирования проявляется субъективность исследователя различают тесты объективные и субъективные.

Информация о работе Проблемная ситуация