Проблемная ситуация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:04, лекция

Описание

Проблема — форма научного отображения проблемной ситуации. Она, с одной стороны, выражает реальные объективные противоречия, вызывающие проблемную ситуацию, с другой — указывает на противоречие между осознанием потребности определенных практических действий и незнанием средств и методов их реализации. Проблема формулируется как выражение необходимости изучения определенной области социальной жизни, разработки теоретических средств и практических действий, направленных на выявление причин, вызывающих противоречия, на их разрешение.

Работа состоит из  1 файл

Социология. Семинар 1,2.docx

— 46.12 Кб (Скачать документ)

К объективным относятся большинство тестов достижений и психофизиологические тесты, к субъективным - проективные тесты. Это деление в определенной степени совпадает с делением на прямые и непрямые тесты, которые различаются в зависимости от того, знают или не знают испытуемые значение и цель теста.

Для проективных тестов типична  ситуация, когда испытуемый не информирован о действительной цели исследования. При выполнениис заданий проективных тестов не существует "правильных" ответов. В зависимости от представленности в тесте речевого компонента различаются тесты вербальные и невербальные. Вербальным, например, является тест на словарный запас, невербальным - тест, требующий в качестве ответа определенных действий.

По формальной структуре различаются  тесты простые,т.е. элементарные, результатом которых может быть единственный ответ, и тесты сложные, состоящие из отдельных подтестов, по каждому из которых должна быть дана оценка. При этом могут высчитываться и общие оценки. Комплекс нескольких единичных тестов называют тестовой батареей, графическое изображение результатов по каждому подтесту - тестовым профилем. Нередко к тестам относят опросники, удовлетворяющие ряду требований, предъявляемых обычно к данному методу сбора психологической или социологической информации.

В последнее время все большее  распространение получают критериально-ориентированные тесты, позволяющие оценивать испытуемого не в сопоставлении со среднестатичтияескими данными популяции, а по отношению к заранее заданной норме. Критерием оценки в таких тестах является степень приближения результата тестирования индивида к так называемой "идеальной норме".

Разработка теста состоит из четырех этапов.

- На первом этапе развивается  исходная концепция с формулировкой  основных пунктов испытания или  основных вопросов, носящих предварительный  характер;

- на втором - производится отбор  предварительных пунктов испытания  с из последующей селекцией  и приведением к окончательному  виду, осуществляется одновременно  оценка по качественным критериям  надежности и валидности;

- на третьем этапе тест проверяется  повторно на той же самой  популяции; 

- на четвертом - калибруется  по отношению к возрасту, уровню  образования и другим признакам  популяции.

 

Методы  социологических исследований

Метод — основной способ сбора, обработки  или анализа данных. Техника —  совокупность специальных приемов  для эффективного использования  того или иного метода. Методика—  понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Процедура — последовательность всех операций, общая система действий и способ организации исследования.

В качестве основных методов, используемых в социальных эмпирических исследованиях, можно выделить следующие.

Наблюдение — целенаправленное восприятие явлений объективной  действительности, в процессе которого исследователь получает знания относительно внешних сторон, состояний и отношений  объектов, которые изучаются. Формы  и приемы фиксации данных наблюдения могут быть различными: бланк или  дневник наблюдения, фото-, кино- или телеаппарат и другие технические средства. Особенность наблюдения как метода сбора информации — возможность анализировать разносторонние впечатления об исследуемом объекте.

 Существует возможность фиксации  характера поведения, мимики, жестов, выражения эмоций. Выделяют два  основных типа наблюдения: включенное и невключенное.

 Если поведение людей изучается  социологом как участником группы, то он проводит включенное  наблюдение. Если социолог изучает  поведение со стороны, то он  проводит невключенное наблюдение.

 Главным объектом наблюдения  выступает как поведение от¬дельных людей и социальных групп, так и условия их деятельности.

Эксперимент — метод, цель которого состоит в проверке тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику.

 Логика его проведения состоит  в том, чтобы при помощи выбора  некоторой экспериментальной группы (групп) и помещения ее в  необычную экспериментальную ситуацию (под воздействием определенного  фактора) проследить направление,  величину и устойчивость изменений  интересующих исследователя характеристик. 

 Различают эксперименты полевые  и лабораторные, линейные и параллельные. При отборе участников эксперимента  применяют методы попарного отбора или структурной идентификации, а также случайного отбора.

 Планирование и логика эксперимента  включают следующие процедуры: 

1) выбор объекта, используемого  в качестве экспериментальной  и контрольной групп; 

2) выбор контрольных, факторных  и нейтральных признаков; 

3) определение условий эксперимента  и создание экспериментальной  ситуации;

4) формулирование гипотез и  определение задач; -

5) выбор индикаторов и способа  контроля протекания эксперимента.

Анализ  документов — один из широко применяемых и эффективных Методов сбора первичной информации.

 Источником социологической  информации выступают не текстовые  сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях, решениях, публикациях,  письмах и т. п. 

 Особую роль выполняет социальная  статистическая информация, которая  в большинстве случаев используется  для характеристик и конкретно-исторического  развития изучаемого явления  или процесса.

 Отбор источников информации  зависит от программы исследования, при этом могут применяться  методы конкретного или случайного  отбора.

 Различают: 

1) внешний анализ документов, при  котором изучаются обстоятельства  возникновения документов; их исторический  и социальный контекст;

2) внутренний анализ, в ходе  которого изучается содержание  документа, всего того, о чем  свидетельствует текст источника,  и тех объективных процессов  и явлений, о которых сообщает  документ.

Опрос — метод сбора социологической  информации — предусматривает:

1) устное или письменное обращение  исследователя к определенной  совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых  представляет изучаемую проблему  на уровне эмпирических индикаторов; 

2) регистрацию и статистическую  обработку полученных ответов,  их теоретическую интерпретацию. 

 В каждом случае опрос  предполагает обращение непосредственно  к участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Данный метод социологического исследования является наиболее востребованным и распространенным.

 Основными видами опроса  в зависимости от письменной  или устной формы общения с  респондентами являются анкетирование  и интервью. В их основе лежит  совокупность вопросов, которые  предлагаются респондентам и ответы на которые составляют массив первичных данных. Вопросы респондентам задаются посредством анкеты или опросного листа.

Интервью — целенаправленная беседа, цель которой — получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования. Преимущества интервью перед анкетным опросом: возможность учесть уровень культуры опрашиваемого, его отношение к теме опроса и отдельным проблемам, выражаемое интонационно, гибко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержания предшествующих ответов, ставить необходимые дополнительные вопросы.

 Несмотря на некоторую гибкость, интервью проводится в соответствии  с определенной программой и  планом исследования, в которых  фиксируются все основные вопросы  и варианты дополнительных вопросов.

 Можно выделить следующие  типы интервью:

1) по содержанию (документальное, интервью мнений);

2) по технике проведения (свободное  и стандартизированное);

3) по процедуре проведения (интенсивное,  фокусированное).

Анкетные  опросы классифицируют по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые вопросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры.

При подготовке и проведении социологического опроса выделяют три основных этапа.

 На первом этапе определяются  теоретические предпосылки опроса:

1) цели и задачи;

2) проблема;

3) объект и предмет; 

4) операционное определение исходных  теоретических понятий, нахождение  эмпирических индикаторов. 

 В ходе второго этапа обосновывается  выборка, определяется:

1) генеральная совокупность (те  слои и группы населения, на  которые предполагается распространить  полученные результаты опроса);

2) правила поиска и отбора  респондентов на последней ступени  выборки. 

 На третьем этапе обосновывается  опросный лист (вопросник):

1) содержательная репрезентация  проблемы исследования в формулировке  вопросов, предназначенных респондентам;

2) обоснование вопросника относительно  возможностей опрашиваемой совокупности  как источника искомой информации;

3) стандартизация требований и  инструкций для анкетеров и  интервьюеров по организации  и ведению опроса, установлению  контакта с респондентом, регистрации  ответов; 

4) обеспечение предварительных  условий для обработки результатов  на ЭВМ; 

5) обеспечение организационных  требований к опросу.

 В зависимости от источника  (носителя) первичной информации  различаются опросы массовые  и специализированные. В массовом  опросе основным источником информации  выступают представители различных  социальных групп, деятельность  которых непосредственно связана  с предметом анализа. Участников  массовых опросов принято называть  респондентами. 

 В специализированных опросах  главный источник информации  — компетентные лица, чьи профессиональные  или теоретические знания, жизненный  опыт позволяют делать авторитетные  заключения.

 Участниками таких опросов  являются эксперты, способные дать  взвешенную оценку по интересующим  исследователя вопросам.

 Отсюда еще одно широко  распространенное в социологии  название таких опросов — метод  экспертных оценок.


Информация о работе Проблемная ситуация