Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:04, лекция
Проблема — форма научного отображения проблемной ситуации. Она, с одной стороны, выражает реальные объективные противоречия, вызывающие проблемную ситуацию, с другой — указывает на противоречие между осознанием потребности определенных практических действий и незнанием средств и методов их реализации. Проблема формулируется как выражение необходимости изучения определенной области социальной жизни, разработки теоретических средств и практических действий, направленных на выявление причин, вызывающих противоречия, на их разрешение.
К объективным относятся большинство тестов достижений и психофизиологические тесты, к субъективным - проективные тесты. Это деление в определенной степени совпадает с делением на прямые и непрямые тесты, которые различаются в зависимости от того, знают или не знают испытуемые значение и цель теста.
Для проективных тестов типична ситуация, когда испытуемый не информирован о действительной цели исследования. При выполнениис заданий проективных тестов не существует "правильных" ответов. В зависимости от представленности в тесте речевого компонента различаются тесты вербальные и невербальные. Вербальным, например, является тест на словарный запас, невербальным - тест, требующий в качестве ответа определенных действий.
По формальной структуре различаются тесты простые,т.е. элементарные, результатом которых может быть единственный ответ, и тесты сложные, состоящие из отдельных подтестов, по каждому из которых должна быть дана оценка. При этом могут высчитываться и общие оценки. Комплекс нескольких единичных тестов называют тестовой батареей, графическое изображение результатов по каждому подтесту - тестовым профилем. Нередко к тестам относят опросники, удовлетворяющие ряду требований, предъявляемых обычно к данному методу сбора психологической или социологической информации.
В последнее время все большее распространение получают критериально-ориентированные тесты, позволяющие оценивать испытуемого не в сопоставлении со среднестатичтияескими данными популяции, а по отношению к заранее заданной норме. Критерием оценки в таких тестах является степень приближения результата тестирования индивида к так называемой "идеальной норме".
Разработка теста состоит из четырех этапов.
- На первом этапе развивается
исходная концепция с
- на втором - производится отбор
предварительных пунктов
- на третьем этапе тест
- на четвертом - калибруется
по отношению к возрасту, уровню
образования и другим
Методы социологических исследований
Метод — основной способ сбора, обработки или анализа данных. Техника — совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Методика— понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Процедура — последовательность всех операций, общая система действий и способ организации исследования.
В качестве основных методов, используемых в социальных эмпирических исследованиях, можно выделить следующие.
Наблюдение — целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в процессе которого исследователь получает знания относительно внешних сторон, состояний и отношений объектов, которые изучаются. Формы и приемы фиксации данных наблюдения могут быть различными: бланк или дневник наблюдения, фото-, кино- или телеаппарат и другие технические средства. Особенность наблюдения как метода сбора информации — возможность анализировать разносторонние впечатления об исследуемом объекте.
Существует возможность
Если поведение людей
Главным объектом наблюдения
выступает как поведение от¬
Эксперимент — метод, цель которого состоит в проверке тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику.
Логика его проведения
Различают эксперименты
Планирование и логика
1) выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной и контрольной групп;
2) выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков;
3) определение условий
4) формулирование гипотез и определение задач; -
5) выбор индикаторов и способа
контроля протекания
Анализ документов — один из широко применяемых и эффективных Методов сбора первичной информации.
Источником социологической
информации выступают не
Особую роль выполняет
Отбор источников информации
зависит от программы
Различают:
1) внешний анализ документов, при
котором изучаются
2) внутренний анализ, в ходе
которого изучается содержание
документа, всего того, о чем
свидетельствует текст
Опрос — метод сбора социологической информации — предусматривает:
1) устное или письменное
2) регистрацию и статистическую
обработку полученных ответов,
их теоретическую
В каждом случае опрос
предполагает обращение
Основными видами опроса
в зависимости от письменной
или устной формы общения с
респондентами являются
Интервью — целенаправленная беседа, цель которой — получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования. Преимущества интервью перед анкетным опросом: возможность учесть уровень культуры опрашиваемого, его отношение к теме опроса и отдельным проблемам, выражаемое интонационно, гибко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержания предшествующих ответов, ставить необходимые дополнительные вопросы.
Несмотря на некоторую
Можно выделить следующие типы интервью:
1) по содержанию (документальное, интервью мнений);
2) по технике проведения (свободное и стандартизированное);
3) по процедуре проведения (интенсивное, фокусированное).
Анкетные опросы классифицируют по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые вопросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры.
При подготовке и проведении социологического опроса выделяют три основных этапа.
На первом этапе определяются
теоретические предпосылки
1) цели и задачи;
2) проблема;
3) объект и предмет;
4) операционное определение
В ходе второго этапа
1) генеральная совокупность (те
слои и группы населения, на
которые предполагается
2) правила поиска и отбора
респондентов на последней
На третьем этапе
1) содержательная репрезентация
проблемы исследования в
2) обоснование вопросника
3) стандартизация требований и инструкций для анкетеров и интервьюеров по организации и ведению опроса, установлению контакта с респондентом, регистрации ответов;
4) обеспечение предварительных
условий для обработки
5) обеспечение организационных требований к опросу.
В зависимости от источника
(носителя) первичной информации
различаются опросы массовые
и специализированные. В массовом
опросе основным источником
В специализированных опросах
главный источник информации
— компетентные лица, чьи профессиональные
или теоретические знания, жизненный
опыт позволяют делать
Участниками таких опросов
являются эксперты, способные дать
взвешенную оценку по
Отсюда еще одно широко
распространенное в социологии
название таких опросов —