Проблемная ситуация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:04, лекция

Описание

Проблема — форма научного отображения проблемной ситуации. Она, с одной стороны, выражает реальные объективные противоречия, вызывающие проблемную ситуацию, с другой — указывает на противоречие между осознанием потребности определенных практических действий и незнанием средств и методов их реализации. Проблема формулируется как выражение необходимости изучения определенной области социальной жизни, разработки теоретических средств и практических действий, направленных на выявление причин, вызывающих противоречия, на их разрешение.

Работа состоит из  1 файл

Социология. Семинар 1,2.docx

— 46.12 Кб (Скачать документ)

 Социологическая анкета —  объединенная единым исследовательским  замыслом система вопросов, направленных  на выявление количественных  и качественных характеристик  объекта исследования. Составление анкеты — дело сложное, трудоемкое, требующее наличия определенных профессиональных навыков. Только соблюдая определенные требования при ее составлении, можно получать объективные данные.

 Проектируя методическое обеспечение  программы исследования, социолог  должен учитывать следующие обстоятельства.

1. Оперативность и экономичность  исследования не должны обеспечиваться  в ущерб качеству данных. Это  главное требование, соблюдение  которого характеризует профессиональное  мастерство.

2. Ни один метод не является  универсальным, но имеет свои, четко очерченные познавательные  возможности.

3. Не существует вообще «хороших»  и «плохих» методов, есть методы, адекватные и неадекватные исследовательским  задачам. Выбрать надежный метод  — значит логически обосновать  его соответствие поставленной  задаче.

4. Надежность метода обеспечивается  не только его обоснованностью,  но и соблюдением правил его  применения.

5. Адекватность и надежность  метода проверяется в пробном  (пилотажном) исследовании.

6. Каждый метод при его испытании  в пробном исследовании ведет  себя по-своему, поэтому требует  специальных правил апро-бации.

 

Обработка и интерпретация полученной информации может осуществляться как  традиционными методами - логическое обобщение полученных эмпирических данных, построение выводов и т.п., так и методами обработки массивов полученной информации посредством  компьютеров. Во втором случае необходимо применение стандартизированных карточек регистрации наблюдений.

 

Методы обработки и анализа  данных

 В этом разделе указывается способ обработки эмпирической информации (ручной или машинный); содержание работы по подготовке информации к обработке (контроль качества заполнения анкет, ручная кодировка ответов на открытые вопросы, редакция анкет, контроль на логическую непротиворечивость и т.п.); объем подготовительной работы и примерные затраты на ее выполнение.

Данные — первичная информация, полученная в результате социологического исследования; ответы респондентов, оценки экспертов, результаты наблюдения и т.п.

 Собранные в эмпирическом  исследовании факты получили  в социологии название данных. Понятия «социологические данные" и «эмпирические данные» в  учебниках и словарях, как правило,

 специально не определяются  и обычно считаются синонимами. Такого рода понятия считаются  чем-то само собой разумеющимся, привычным, знакомым для каждого профессионального социолога. Эмпирические данные появляются только на определенном этапе — после проведения полевого обследования (массового сбора информации на объектах).

 С социологическими данными  можно производить следующие  операции: 1) подготавливать их для  обработки; шифровать, кодировать  и т.д.; 2) обрабатывать (вручную или  с помощью компьютера); табулировать, рассчитывать многомерные распределения  признаков, классифицировать и  т.д.; 3) анализировать; 4) интерпретировать.

 Этап анализа данных —  комплекс процедур, составляющих  стадии преобразования данных. В  качестве основных выделяются: этап  подготовки к сбору и анализу  информации; оперативный этап первичной  обработки данных, проверки надежности  информации, формирования описательных  данных, их интерпретации; результирующий  этап обобщения данных анализа  и реализации прикладной функции.  На каждом этапе решаются относительно самостоятельные задачи. Вместе с тем ход анализа в исследовании отличается достаточно высокой гибкостью. Наряду с общей и установленной последовательностью этапов складываются определенная цикличность и итеративность ряда процедур, возникает необходимость возврата к прежним этапам. Так, в ходе интерпретации полученных показателей и проверки гипотез для уточнения (объяснения) формируются новые подмассивы данных, изменяются или строятся новые гипотезы и показатели. Соответственно, представленные в схемах этапы и процедуры анализа задают лишь общее направление цикла анализа данных.

 Анализ данных представляет собою своеобразную «вершину» всей процедуры социологического исследования, ее результатом, ради которого все, собственно, и проделывается. Методы анализа данных описываются в соответствии с разрабатываемой методикой сбора информации. Указываются такие универсальные процедуры анализа, как получение первичных (линейных) распределений ответов на вопросы анкеты; двойные (парные) связи между изучаемыми признаками (переменными); коэффициенты связи, которые будут получены на ЭВМ.

 Анализ данных — основной  вид работ социологического исследования, направленный на выявление устойчивых, существенных свойств, тенденции  изучаемого объекта; включает  выделение и расчет показателей,  обоснование и доказательство  гипотез, построение выводов исследования. На его основе поддерживается логическая стройность, последовательность, обоснованность всех процедур исследования.

 Основное назначение анализа  данных: зафиксировать информацию  об изучаемом объекте в виде  признаков, определить ее надежность, выработать объективные и субъективно-оценочные  характеристики и показатели  исследуемого процесса, обосновать  и проверить гипотезы, обобщить  результаты исследования, установить  направления и формы их практического  применения.

 Основные нормативные требования: руководящая роль теоретических  требований, методологических принципов;  концептуальная взаимосвязь всех  этапов анализа с программой  исследования;. обеспечение полноты, надежности информации и процедур достоверности результатов исследования; систематизация, сжатие и более полное выражение информации за счет использования на всех этапах анализа логических, математико-статистических и информационных методов, эффективных процедур, современных технических средств; итеративность процесса анализа, повышение уровня обоснованности информации на каждом следующем этапе исследования; всемерное использование компетенции специалистов, развитие творческой инициативы исполнителей.

 Программа анализа данных является составной частью программы социологического исследования. Ее ведущие задачи: определение вида и состава необходимой информации, определение способов, средств ее регистрации, измерения, обработки и преобразования, обеспечение надежности данных, определение форм| интерпретации, обобщение данных, установление способов практического применения результатов исследования.

 Измерение — это приписывание, согласно определенным правилам, числовых значений объектам, их признакам в виде эмпирических индикаторов и математических символов. С его помощью дается количественная и качественная оценка свойств, признаков объекта. Оно может быть рассмотрено как построение математической модели определенной эмпирической системы. Процедура измерения включает три основных этапа: выделение измеряемых величин из всего набора возможных величин, характеризующих объект; нахождение эталона; соотнесение эталона с измеряемой величиной и получение соответствующей числовой характеристики.

 Важным инструментом измерения выступают в социологии измерительные шкалы. Измерительная шкала — основной инструмент социального измерения, в качестве эталона служит средством фиксации той или иной совокупности значений, интересующих исследователя. Шкала устанавливает определенную последовательность индикаторов. Она является средством анализа статистического материала. В ходе измерения с ее помощью качественно разнородные данные приводятся к сопоставимым количественным показателям. В зависимости от характера измеряемых признаков и задач их анализа используются различные шкалы: номинальная (для классификации объектов, их признаков), порядковая (для сравнения интенсивности проявления признака по возрастанию и убыванию), интервальная (для анализа интенсивности свойств объектов, выраженных величинами, разбитыми на равные интервалы), шкала отношений (для отражения отношений пропорции).

 

Составление отчета о результатах  наблюдения и полученных выводах. Такой  отчет должен содержать документацию об объекте, предмете, времени, месте  и обстоятельствах произведенного наблюдения; информацию о способе  наблюдения и роли наблюдателя; характеристику наблюдаемых индивидов, социальных групп, способов их общения и деятельности в определенных ситуациях; рекомендации по практической реализации полученной в процессе наблюдения социологической информации. В плане организации и проведения социологического наблюдения определяются сроки проведения наблюдения и его основные этапы, устанавливаются средства сбора информации, сроки и типы подготовки необходимой документации (тиражирование карточек, инструкций, бланков протоколов, подготовка технического оборудования - диктофонов, видеоаппаратуры и т.п.), виды отчетности и сроки ее представления заинтересованным организациям.

Итоги анализа полученной в ходе эмпирического исследования информации отражаются, как правило, в отчете, который содержит в себе данные, интересующие заказчика. Структура  отчета по итогам исследования чаще всего  соответствует логике операционализации основных понятий, но социолог, готовя этот документ, идет путем дедукции, постепенно сводя социологические данные в показатели. Число разделов в отчете обычно соответствует числу гипотез, сформулированных в программе исследования. Первоначально дается отчет по главной гипотезе.

Как правило, первый раздел отчета содержит краткое обоснование актуальности изучаемой социальной проблемы, характеристику параметров исследования (выборка, методы сбора информации, количество участников, сроки проведения и т. д.). Во втором разделе дается характеристика объекта  исследования по социально-демографическим признакам (пол, возраст, социальное положение и др.). Последующие разделы включают в себя поиск ответов на выдвинутые в программе гипотезы.

Разделы отчета при необходимости  могут быть разбиты на параграфы. Каждый параграф целесообразно завершать  выводами. Заключение отчета лучше  представить в виде практических рекомендаций, базирующихся на общих  выводах. Отчет может быть изложен  на 30–40 или 200–300 страницах. Это зависит  от объема материала, целей и задач  исследования.

Приложение к отчету содержит методологические и методические документы исследования: программу, план, инструментарий, инструкции и т. д. Кроме того, в приложение чаще всего выносят таблицы, графики, индивидуальные мнения, ответы на открытые вопросы, которые не вошли в отчет. Это может быть использовано при  проведении последующих программ исследования.

 

Генеральная совокупность и выборочная совокупность

В выборочном наблюдении используются понятия «генеральная совокупность» -- изучаемая совокупность единиц, подлежащая изучению по интересующим исследователя  признакам, и «выборочная совокупность» -- случайно выбранная из генеральной  совокупности некоторая ее часть. К данной выборке предъявляется требование репрезентативности, т.е. при изучении лишь части генеральной совокупности полученные выводы можно применять ко всей совокупности.

Характеристиками генеральной  и выборочной совокупностей могут  служить средние значения изучаемых  признаков, их дисперсии и средние  квадратические отклонения, мода и медиана и др. Исследователя могут интересовать и распределение единиц по изучаемым признакам в генеральной и выборочной совокупностях. В этом случае частоты называются соответственно генеральными и выборочными.

Система правил отбора и способов характеристики единиц изучаемой совокупности составляет содержание выборочного  метода, суть которого состоит в  получении первичных данных при  наблюдении выборки с последующим  обобщением, анализом и их распространением на всю генеральную совокупность с целью получения достоверной  информации об исследуемом явлении.

Репрезентативность выборки обеспечивается соблюдением принципа случайности отбора объектов совокупности в выборку. Если совокупность является качественно однородной, то принцип случайности реализуется простым случайным отбором объектов выборки. Простым случайным отбором называют такую процедуру образования выборки, которая обеспечивает для каждой единицы совокупности одинаковую вероятность быть выбранной для наблюдения для любой выборки заданного объема. Таким образом, цель выборочного метода -- сделать вывод о значении признаков генеральной совокупности на основе информации случайной выборки из этой совокупности.

 

Репрезентати́вность — соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. Репрезентативность определяет, насколько возможно обобщать результаты исследования с привлечением определённой выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была собрана.

Также репрезентативность можно определить как свойство выборочной совокупности представлять параметры генеральной совокупности, значимые с точки зрения задач исследования.

Пример

Предположим, совокупность — это  все учащиеся школы (600 человек из 20 классов, по 30 человек в каждом классе). Предмет изучения — отношение  к курению. Выборка, состоящая из 60 учеников старших классов, гораздо  хуже представляет совокупность, чем  выборка из тех же 60 человек, в  которую войдут по 3 ученика из каждого  класса. Главной причиной тому —  неравное возрастное распределение  в классах. Следовательно, в первом случае репрезентативность выборки  низкая, а во втором случае репрезентативность высокая (при прочих равных условиях).

Информация о работе Проблемная ситуация