Проблемы и перспективы развития социального обслуживания на дому пожилых людей (на примере деятельности ОГУ «ЦСПН Октябрьского района г.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:49, дипломная работа

Описание

Цель данной дипломной работы – раскрыть сущность проблем развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России и определить пути их решения.
Решению этой цели служат следующие задачи:
- рассмотреть социальную политику государства по защите и поддержке граждан пожилого возраста;
- объективные предпосылки и пути развития социальной защиты пожилых людей;
- социальные проблемы лиц пожилого возраста и их отражение в государственной социальной политике;
- провести анализ эффективности работы центров социального обслуживания и повышение их роли по социальному обслуживанию пожилых (на примере г. Томска);
- рассмотреть новые методы работы центров социального обслуживания;
- показать какие социальные технологии используются в работе с пожилыми людьми, какие меры предпринимаются для оказания социальной помощи пенсионерам и инвалидам;
- определить место и роль центров социального обслуживания в системе социальных служб.

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 567.50 Кб (Скачать документ)

 

2.3. Перспективы развития обслуживания  на дому в ОГУ «ЦСПН Октябрьского района г. Томска

 

Социально-демографическую  категорию пожилых людей, анализ их проблем теоретики и практики социальной работы определяют с разных точек зрения – хронологической, социологической, биологической, психологической, функциональной и т.п. Из исследования видно, что наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов. В работе была исследована структура системы учреждений социального обслуживания. Важнейшей задачей, которой является поддерживание уровня жизни пожилых людей и инвалидов в экстремальных ситуациях, содействие их адаптации к условиям рыночной экономики.

Главной целью обслуживания людей является создание ориентированных на конкретного человека мобильных структур, при этом социальный работник организует предоставление услуг независимыми, добровольными и государственными организациями, он так же ответственен за сотрудничество с медицинскими учреждениями и агентствами разного рода. Установлено, что долгожитель и его семья – одна из актуальнейших проблем и нашего общества в целом, и социальной медицины в частности. Проблема эта кажется не разрешаемой ни общественными, ни правительственными мерами, направленными на укрепление социальной защиты народонаселения, еще в меньшей степени – медицинскими путями. Выявлено, что для качественного обслуживания пожилых граждан, необходима высокая подготовка персонала в области психологии, социологии, педагогики, а так же социальных работников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что  результаты, основные выводы и обобщения способствуют более глубокому пониманию социальных проблем пожилых людей, установлению контактов между социальным работником и клиентом для выполнения совместной работы.

Необходимо разработать  национальную политику в отношении  престарелых, тем самым укрепляя связь между поколениями. Защитить пожилых людей от экономических потрясений. Обеспечить качество жизни в специализированных учреждениях для престарелых. Социальному работнику при работе с клиентами необходимо:

- реагировать на проблему клиента таким образом, чтобы передать уверенность в том, что он сам может справиться с ней,

- иметь навык межличностного  общения,

- пытаться устранить  барьеры общения, приводящие к  непониманию.

Мир столкнулся с глобальным постарением. Увеличивается не только численность пожилых людей, но и их доля в населении мира. Процесс это поставил перед человечеством массу новых проблем. Учитывая, что российское общество заметно стареет, что этот процесс приобретает характер устойчивой тенденции, что эта тенденция проявляется в рамках тенденции старения населения всего мира, уже сегодня нельзя не думать о том, что будет с нашим обществом и его стариками через 10-20 лет. От того, что мы сумеем сделать сегодня, зависит и наше будущее, когда мы станем пожилыми людьми. Необходимо еще многое сделать, чтобы «дорогие наши старики» сегодня чувствовали себя активными и заслуженными членами общества.

Целью является выявление  социально-психологических факторов, влияющих на жизнь пожилых людей, а также рассмотрение подходов и способов к решению социально-психологических проблем пожилых людей, в том числе проблемы одиночества. Проблемная ситуация одиноких пожилых людей обусловлена физическими и психологическими факторами. В последние годы возросло число одинокопроживающих пожилых людей, либо живущих в семьях и испытывающие одиночество по психологическим причинам. В ходе работы было изучено много литературы и, исходя из этого, анализ результатов позволяет сделать следующие выводы: что наиболее острой проблемой является одиночество, недостаток тепла и заботы, а также состояние собственного здоровья. Все эти проблемы напрямую зависят от семьи, ближайшего окружения, умения самих пожилых людей найти себе занятие по душе – это одни из главных социальных и психологических ценностей. Проблемы одиночества напрямую зависят от уровня  благосостояния, от материального положения, в том числе размера доходов и расходов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Практическая значимость исследования состоит в том, что  результаты, основные выводы и обобщения способствуют более глубокому пониманию социальных проблем пожилых людей, установлению контактов между социальным работником и клиентом для выполнения совместной работы.

Изучение поставленных в исследовании проблем, выводы, к  которым подвели его результаты, дают основания сформулировать следующие рекомендации:

- нужно разработать  национальную политику в отношении  престарелых, тем самым, укрепляя связь между поколениями;

- защитить пожилых  людей от экономических потрясений;

- социальному работнику  при работе с клиентами необходимо: реагировать на проблему клиента таким образом, чтобы передать уверенность в том, что он сам может справиться с ней;

- формировать имидж   пожилого человека как человека, внесшего свой вклад в развитие  государства и общества в трудных  условиях предыдущих этапов их развития и соответствующего отношения к нему общественного мнения.

Как показывает практика и личный опыт работы с пожилыми людьми, у нас происходит заформализованность  работы, т.е. снижение эффективности  деятельности специалиста в результате избыточной отчетности. В гонке за показателями, мы часто не замечаем самого человека с его проблемами, нуждами. Происходит разрыв связи с населением. Поэтому, исходя из субъектного подхода в социальной работе с данной категорией населения, назрела острая потребность в пересмотре содержания социальной работы с пожилыми людьми. Больше внимания нужно обращать на ближайшее окружение, семью пожилых людей. Разрабатывать технологии по вовлечение родственников к помощи своим пожилым родителям и чтоб это было не формальная покупка продуктов, а какие совместные мероприятия, общение. И социальная защита должна быть промежуточным, объединяющим звеном в этой работе.

Также необходима организация  психологической службы для пожилых  людей, как в самом учреждении, так и на дому.

Таковы некоторые рекомендации, направленные на совершенствование  условий жизни одиноких пожилых людей.

В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи.

Социальная деятельность в России, как и в других странах, служит благородным целям – обеспечить удовлетворение потребностей населения, особенно социально уязвимых его слоев, создать более благоприятную атмосферу для достойной поддержки их возможностей.

Социальная работа играет огромную роль в помощи одиноким пожилым людям. Изучение показало, что в терапии одиночества нужно учитывать многообразие факторов, ведущих к одиночеству, этому должно соответствовать и многообразие стратегий вмешательства; помощь одиноким людям должна состоять в изменении ситуации, а не личности человека.

Важной задачей социальных работников, специалистов по социальной работе является внедрение в свою практическую деятельность хорошо зарекомендовавших  себя традиционных технологий и апробация, применение инновационных технологических процедур. В этой связи надо отменить, что не следует отождествлять традиционные технологии с рутинными. Последние характеризуется набором не только устаревших, но и неэффективных методов и средств социального воздействия. Неотъемлемым элементом инновационных технологий социальной работы должна стать их ориентация на овладение клиентом способностей социального самообеспечения, социальной самозащиты.

Как и любая другая деятельность, социальная работа представляет собой взаимодействие субъекта и объекта (социального работника и его клиента), протекающих при определенных общественных условиях. Помимо этих условий, ее успешное осуществление определяется тем, в какой степени социальный работник и его клиент удовлетворяет предъявленные к нему требования. Социальный работник должен быть квалифицированным специалистом в своей области, а так же обладать рядом моральных качеств, свидетельствующих о его гуманности. Что касается клиента, то от него требуется не только действительное желание решить свои проблемы, но и доверие к социального работнику. Иными словами, между социальным работником и его клиентом должно возникнуть доверительные отношения.

Особое место в социальной работе занимают организация помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам. Служба социальной помощи, ее работники, систематически навещая одиноких, чаще всего малоподвижных людей, в какой-то мере избавляют их от вынужденного одиночества.

Не менее важно, что  социальные работники предлагают подопечным широкий набор услуг. Согласно положению о центре социального обслуживания к ним относится доставка на дом продуктов питания из магазинов, с рынка, необходимых товаров и лекарств, гуманитарной помощи оформления различных коммунальных и других платежей, приготовление горячей пищи, сдача вещей в ремонт. По поручению социальной работник свяжется с нотариусом, вызовет врача, получит заказанную ортопедическую обувь, поможет написать письмо родственникам, оформит необходимые документы (в том числе и с целью устройства для постоянного проживания в Дом престарелых), пригласит мастеров по ремонту квартир или какой-нибудь аппаратуры (телевизор, холодильник, и т.д.).

Задача социальных работников и близких людей состоит в  оказании пожилому человеку материальной и моральной поддержки и уважения по мере возможности, со знанием и пониманием геронтопсихологии.

Таким образом, можно  заключить, что поставленные цели и  задачи в ходе дипломного исследования были достигнуты и решены в полном объеме.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  2. Федеральный закон от 15 ноября 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 10.07.2002 N 87-ФЗ).
  3. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
  4. Аленикова С. М. Методика оценки степени нуждаемости граждан в социальном обслуживании на дому // Социальное обслуживание. – 2004. – №1. – С. 15-19.
  5. Архитектурная среда обитания инвалидов и престарелых / Под ред. В.К. Степанова. М.: Стройиздат, 2000. – 213 с.
  6. Бадя Л. В. Исторический опыт социальной работы в России. – М., 2004. – 210 с.
  7. Беленькая И. Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие. — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2007. – 302 с.
  8. Бобровников В. Г. Благотворительность и призрение в России. – Волгоград: РПК «Политехник», 2008. – 135 с.
  9. Бондаренко И. Н. Доступ граждан пожилого возраста к социальным услугам: правовой, социально-экономический и нравственный аспекты // Отечественный журнал социальной работы. – 2006. – № 3, № 4.
  10. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики / Под ред. Ш. Ралон, пер. с англ. под ред. Б.Ю. Шапиро. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 75 с.
  11. Герасимов В. Государство обязано. Из истории пенсий в мире и в России // Ветеран. – 2004. – № 33/34.
  12. Грибанова Г. Н. Государственная социальная политика и благотворительность – подходы и тенденции. Сборник: Благотворительность в России 2001 г. «Лики России» – СПб., 2001. – 340 с.
  13. Давыдовский И. В. Геронтология. – М., 2006. – 170 с.
  14. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан – М.: ЦИЭТИН, 2008. – 135 с.
  15. Елютина М. Э., Чеканова Э. Е. Социальная геронтология: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА . 2004. – 280 с.
  16. Ерусланова Р. И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 320 с.
  17. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений – М.: Владос, МГСУ, 2002. – 237 с.
  18. Карюхин Э. В. Старение населения: демографические показатели // Клиническая геронтология. – 2007. – №1. – С. 23-28.
  19. Клецина А. А. Современные социальные исследования благотворительности в России: трактовки и подходы. Сборник благотворительность в России 2001. «Лики России» – СПб., 2001. – 350 с.
  20. Конарева Т. В. Особенности социального обслуживания населения в сельской местности // Работник социальной службы. — 2003. — № 4. – С. 13-17.
  21. Кравченко А. И. Социальная работа – М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2008. – 260 с.
  22. Кропоткин П. Взаимная помощь как фактор эволюции. Т.7. – СПб., 2007. – 350 с.
  23. Кузьмин К. В., Сутырин Б. А. История социальной работы. – М., 2002. – 400 с.
  24. Медведева Г. П. Введение в социальную геронтологию. – М.; Воронеж, 2008. – 380 с.
  25. Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Москва: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2002. – 320 с.
  26. Мельников В. П., Холостова Е. И. История социальной работы в России. Учебное пособие. – М., 2002. – 420 с.
  27. Новикова К. Н. Управление системой социальной защиты населения: региональный аспект // Отечественный журнал социальной работы. – 2004. – № 4. – С. 25-31.
  28. Обучение практике социальной работы. Международный опыт и перспективы. / Под ред. М. Доэла, С. Шардлоу. – М., 2007. – 388 с.
  29. Павленок Я. Д. Теория, история и методика социальной работы: Учеб. пособ. – М.: ИТК "Дашков и Ко", 2005. – 320 с.
  30. Пожилое население в Российской Федерации: положение, проблемы, перспективы: Национальный доклад. – М., 2007. – 95 с.
  31. Сергеева Е. А. Оценка населением потребностей в социальной помощи // Отечественный журнал социальной работы. – 2004. – № 4. – С. 31.
  32. Социальная защита: профессионализм, партнерство, ответственность: Материалы межрегиональной научно-практической конференции / Под ред. В. В. Андреева и Р. И. Еруслановой. — Чебоксары: ИНИОН РАН РФ, 2008. – 180 с.
  33. Социальная работа с пожилыми. – Институт социальной работы. – М., 2005. – 334 с.
  34. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность: Учеб. пособие / Отв. ред. проф. А. А. Козлов. – М., 2005. – 220 с.
  35. Социальная работа: история, теория, технологии (научная школа профессора Е. И. Холостовой). — М., 2008. – 220 с.
  36. Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие / Отв. ред. д. и. н., проф., А.С. Сорвина. – М., 2009. – 306 с.
  37. Социальные технологии управления общественными процессами на региональном уровне: сборник статей / Авторский коллектив: В. И. Гембаренко, Д. А. Иванченко, Л. А. Солдатова. — М.: "Союз", 2007. – 350 с.
  38. Тетерский С. В. Введение в социальную работу: Учеб. пособие. — М.: Академический проект, 2007. – 280 с.
  39. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 400 с.
  40. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. проф. П.Д. Павленка: Учебное пособие.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2005. – 236 с.
  41. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. // Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2000. –  
    60 с.
  42. Фирсов М.В. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 432 с.
  43. Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. – М., 2006. – 340 с.
  44. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе: В 2 ч. М.: Cоциально-технологический институт, 2008. – 260 с.
  45. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. – 350 с.
  46. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 340 с.
  47. Холостова Е.И. Социальная геронтология: Учебное пособие / Е.И. Холостова, В.В. Егоров, А.В. Рубцов.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 296 с.
  48. Черносвитов Е.В. Социальная медицина Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
  49. Щукина Н. П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки пожилых людей. — М.: ИТК "Дашков и Ко", 2004. – 118 с.
  50. Яцемирская Р.С. Социальная геронтология. – М.: Изд. Академический проспект. 2006. – 260 с.
  51. Яцемирская Р. С., Хохлова Л. Н. Социально-демографическая ситуация в современной России // Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты. – М., 2009. – 180 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1  медицинская справка

 

 

МЕДИЦИНСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

о состоянии здоровья лица, оформляющегося на социальное обслуживание на дому___________________________________________________________________

                                           (наименование областного государственного учреждения)

Ф.И.О.___________________________________________________________________

Дата, месяц и год  рождения________________________________________________

Домашний адрес_________________________________________________________

Инвалидность___________________________________________________________

Основной диагноз________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Сопутствующие заболевания ______________________________________________

_______________________________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Медицинских  противопоказаний к принятию на обслуживание

(нужное подчеркнуть)                       Центром нет

          • нуждается в обслуживании
          • не может обслуживаться Центром

Наименование учреждения, выдавшего заключение __________________________

_______________________________________________________________________

Фамилия врача__________________________________________________________

Подпись____________________________    «______» _________________200 ___г.

Печать учреждения

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2     заявление  гражданина

 

Директору ____________________________________

 


                                                                 (название ОГУ, ФИО)

от гр. __________________________________________________________

                                                                                                                   (ФИО клиента)


                                                                      (дата рождения)

                                                          Адрес проживания:__________________________________________

 

 

 

ЗАЯВЛЕНИЕ.

 

Прошу принять меня на _____________________________________________

                                                        (постоянное, временное на срок……….)

обслуживание отделением ________________________________________________

С условиями приема и снятия с  обслуживания, перечнем предоставляемых  услуг, порядком оплаты услуг, правилами  поведения при обслуживании ознакомлен (а).

Информация о работе Проблемы и перспективы развития социального обслуживания на дому пожилых людей (на примере деятельности ОГУ «ЦСПН Октябрьского района г.