Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:49, дипломная работа
Цель данной дипломной работы – раскрыть сущность проблем развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России и определить пути их решения.
Решению этой цели служат следующие задачи:
- рассмотреть социальную политику государства по защите и поддержке граждан пожилого возраста;
- объективные предпосылки и пути развития социальной защиты пожилых людей;
- социальные проблемы лиц пожилого возраста и их отражение в государственной социальной политике;
- провести анализ эффективности работы центров социального обслуживания и повышение их роли по социальному обслуживанию пожилых (на примере г. Томска);
- рассмотреть новые методы работы центров социального обслуживания;
- показать какие социальные технологии используются в работе с пожилыми людьми, какие меры предпринимаются для оказания социальной помощи пенсионерам и инвалидам;
- определить место и роль центров социального обслуживания в системе социальных служб.
С выходом в 1775 году Положения о губерниях начинается количественный рост богаделен, и они становятся всесословными.
В этот период в России начинает развиваться определенная социальная политика и законодательство, складывается система призрения людей, и в частности – стариков, нуждающихся в помощи. Церковь постепенно отходит от дел призрения, выполняя другие функции, а государство создает специальные институты, которые начинают осуществлять государственную политику в деле оказания социальной поддержки и защиты.
Четвертый этап с 60-х годов XIX века до начала XX века. Социальная защита престарелых приобретает все более организованный (создание разветвленной сети учреждений, в том числе и координирующих), массовый (расширение объектов социальной помощи: одинокие старики, инвалиды, брошенные дети и сироты, беспризорные, нищие, дети-инвалиды, дети с умственными отклонениями, дети - мигранты и т.п.) и сословный характер открытие богаделен и приютов, организация яслей-приютов, народных школ для детей низших сословий).
Анализ практики
социальной защиты пожилых людей
в дореволюционной России показал,
что отечественная история
Призрение немощных
престарелых полностью
В конце XIX века по всей стране были открыты сотни богаделен, в которые принимались престарелые и неспособные к труду лица всех сословий, не имеющие собственных средств для содержания себя. В некоторые богадельни к приему допускались только постоянные жители города и притом прожившие в пределах прихода не менее полугода.
Система общественного государственного призрения стариков в России в конце XIX века представляла собой разветвленную сеть благотворительных обществ и учреждений. Примечательной чертой этого периода является зарождение профессиональной помощи и появление профессиональных специалистов. Начинают организовываться различные курсы, ставшие началом профессионального обучения кадров для социальных служб.
Особое внимание также уделялось призрению лиц пожилого возраста, которые размещались в богадельни и приюты для престарелых. Для призрения лиц престарелых и не могущих обходиться без посторонней помощи Московское Городское Управление располагало 10 богадельнями и убежищами на 2170 кроватей. Из них 3 богадельни - Екатерининская, Тихвинская и Солдатенковская - перешли к городу уже функционирующими, спустя продолжительное время после их открыти.
В начале XX века в России успешно развивалась система различных социальных служб. В 1902 году действовало 11400 благотворительных учреждений. В обществе сохранялось и укреплялось устойчивое мнение о необходимости призрения стариков, положительное отношение к благотворительности.
В конце XIX в. начинает создаваться и постепенно развиваться сеть благотворительных заведений, общественных организаций защиты престарелых («Императорское человеколюбивое общество», «Общество попечения о неимущих и нуждающихся в защите стариках», «Благотворительное общество бедным» и др.).
В целом в дореволюционной России окончательно сформировались три направления помощи нуждающимся лицам пожилого возраста:
- государственное призрение;
- земская общественная помощь;
- частная добровольческая благотворительность.
Для данного периода характерно доминирование общественного подхода, обусловленного рядом факторов:
- с одной
стороны, церковь как
- с другой
стороны, государство создает
определенные правовые и
- негосударственные благотворители и организации накопили столь значительный опыт социальной работы с престарелыми, что в определенном смысле начали объективно выполнять функцию государственного заказа на организацию подобной работы в широких масштабах.
Таким образом, анализ развития института социальной защиты пожилых людей показал, что социальная защита имеет многовековую историю, так как нуждающиеся в помощи старики существовали на протяжении всей отечественной истории.
Анализируя труды ученых, опыт работы социальных служб для престарелых XIX - начала XX вв., можно сделать вывод, что социальная защита пожилых людей к началу советского периода в России имела определенную теоретическую базу и практический опыт.
В начале XX в. совершенствуются механизмы социальной помощи престарелым, получает развитие адресная помощь, а также зарождается система социального обеспечения.
Известные с давних времен формы социальной заботы о лицах пожилого и престарелого возраста, ориентированные в основном на малоимущих и одиноких, на рубеже XX – XXI столетий получили новый импульс к развитию.
В соответствии с Конституцией РФ граждане РФ имеют право на социальное, в том числе и пенсионное, обеспечение в старости.
Пенсия – это денежное пособие, получаемое гражданами из общественных фондов потребления по старости, при потере трудоспособности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца, что является основанием для начисления пенсии. Выплаты производятся ежемесячно в связи с достижением пенсионного возраста33.
В соответствии с законодательством пенсии подразделяются на государственные и негосударственные. Законом устанавливаются трудовые и социальные пенсии. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью назначаются пенсии: по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, устанавливается социальная пенсия.
Пенсия назначается пожизненно. Пенсионное обеспечение в соответствии с действующим законодательством осуществляется государственными органами социального обеспечения.
Право на пенсию по возрасту имеют мужчины по достижении 60 лет со стажем работы не менее 25 лет, женщины по достижении 55 лет со стажем работы не менее 20 лет. Определенным категориям граждан пенсии назначаются на льготных условиях (то есть при меньшем возрасте и стаже).
Пенсионное законодательство обеспечивает право граждан на выбор одного из видов государственной пенсии. Исключение устанавливается только для лиц, ставших инвалидами вследствие военной травмы, которые могут получать одновременно два вида государственной пенсии: по старости (или за услугу лет) и пенсию по инвалидности.
Важное значение
приобретают в современных
Социальное обслуживание людей пожилого возраста осуществляется в соответствии с этическими принципами Международной организации труда:
Достоинство личности – право на достойное обращение, лечение, социальную помощь и поддержку.
Свобода выбора – каждое лицо преклонного возраста имеет право выбора между содержанием на дому и проживанием в приюте, временным или окончательным.
Координация помощи – помощь, оказываемая различными социальными органами, должна носить деятельностный, координированный и последовательный характер.
Индивидуализация помощи – помощь оказывается, прежде всего, самому гражданину преклонного возраста, учитывая его окружение.
Ликвидация разрыва между санитарным и социальным уходом – при приоритетном характере критерия состояния здоровья, уровень финансовой помощи не может зависеть от уровня жизни и места проживания.
Нормативно-правовой базой для социальной работы с пожилыми людьми в РФ является Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (от 10.12.1995 г.). В соответствии с этим законом в сферу социальных услуг, оказываемых пожилым людям, входят: социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-правовые услуги; материальная помощь и проведение социальной адаптации и реабилитации пожилых людей35.
На начальных этапах развития системы социальной помощи пожилым людям решались такие неотложные проблемы, как организация питания, медицинских услуг, обеспечение жильем, материальное обеспечение с целью создания для них нормативных условий жизни.
На современном этапе организация помощи пожилым людям, наряду с решением этих традиционных социальных проблем, предполагает разработку социальных технологий, внедрение которых будет способствовать решению вопросов, связанных с психологическими трудностями, возникающими у престарелых людей в процессе общения или от одиночества. Необходимо также учитывать, как пожилые люди будут воспринимать другие возрастные группы, каковы социальные проблемы тех, кто доживает до старости, их взаимоотношения с окружающими людьми, роль и статус пожилых в семье и обществе и другие.
Следует отметить, что существуют различные категории пожилых людей. Среди них есть люди:
- не нуждающиеся в помощи;
- частично утратившие трудоспособность;
- нуждающиеся в обслуживании;
- требующие постоянного ухода и т.д.
Как правило, программы
социальной помощи, реабилитации, коррекции
разрабатываются в зависимости
от принадлежности к той или иной
категории пожилых людей. С этим
же связано и использование различ
Содержание работы с пожилыми людьми включает в себя вопросы, связанные со сферой здоровья, психосоциального благополучия и социальных услуг. С ростом численности пожилого населения в регионе необходимо анализировать основные тенденции в изменении форм социальной работы, характера технологического процесса совершенствования помощи престарелым.
Основными принципами работы с пожилыми людьми являются уважение и интерес к личности клиента, акцент на нужности и полезности его опыта и знаний окружающим людям. Важно воспринимать пожилого человека не только в качестве объекта, но и субъекта социальной работы. Это должно помочь найти и развить их внутренние резервы, способствующие самореализации, самоподдержке и самозащите36. Большую роль играет при этом профессиональная компетентность социального работника, включающая в себя знания геронтологических и психологических особенностей возраста, учет принадлежности клиента к той или иной социальной группе.
Помощь пожилым осуществляют органы социальной защиты населения через свои отделения, которые выявляют и ведут учет, осуществляют различные виды социальной поддержки, предлагают и обеспечивают платные услуги. Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждением социального обслуживания иных форм собственности.
Функцию социальной защиты и помощи выполняют и следующие учреждения:
- дома-интернаты;
- отделения дневного и ночного пребывания;
- специальные дома для одиноких престарелых;
- больницы и
отделения для хронических
- стационары различного типа;
- территориальные
центры социального
- отделения социальной помощи на дому;
- геронтологические центры и т.д.
Основную функциональную
схему социального обслуживания
людей преклонного возраста можно
представить в следующем виде37
В системе стационарных учреждений РФ относительно новым элементом являются специальные дома для постоянного проживания одиноких пожилых людей и супружеских пар, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в соответствующих условиях для самореализации основных жизненных потребностей.