Проблемы и перспективы развития социального обслуживания на дому пожилых людей (на примере деятельности ОГУ «ЦСПН Октябрьского района г.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:49, дипломная работа

Описание

Цель данной дипломной работы – раскрыть сущность проблем развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России и определить пути их решения.
Решению этой цели служат следующие задачи:
- рассмотреть социальную политику государства по защите и поддержке граждан пожилого возраста;
- объективные предпосылки и пути развития социальной защиты пожилых людей;
- социальные проблемы лиц пожилого возраста и их отражение в государственной социальной политике;
- провести анализ эффективности работы центров социального обслуживания и повышение их роли по социальному обслуживанию пожилых (на примере г. Томска);
- рассмотреть новые методы работы центров социального обслуживания;
- показать какие социальные технологии используются в работе с пожилыми людьми, какие меры предпринимаются для оказания социальной помощи пенсионерам и инвалидам;
- определить место и роль центров социального обслуживания в системе социальных служб.

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 567.50 Кб (Скачать документ)

Примерное Положение о  специальном доме для таких пенсионеров  перечисляет его функции:

- обеспечение благоприятных  условий для проживания и самообслуживания;

- предоставление проживающим  престарелым гражданам постоянной  социально-бытовой и медицинской помощи;

- создание условий для  поддержания активного образа  жизни, в том числе посильной  трудовой деятельности.

Архитектурно-планировочные  решения специального дома должны соответствовать  возрастным особенностям проживающего контингента граждан. Такой дом состоит из одно-, двухкомнатных квартир, включает в себя комплекс служб социально-бытового назначения: медицинский кабинет, библиотеку и помещение для клубной работы, столовую (буфет), пункты заказов на продовольственные товары, сдачи вещей в прачечную и химчистку, а также помещения для трудовой деятельности и другие.

Специальный дом оснащается средствами малой механизации, облегчающими самообслуживание проживающих в  нем престарелых граждан. В нем  должен круглосуточно действовать  диспетчерский пункт, обеспеченный внутренней связью со всеми жилыми помещениями и внешней телефонной связью.

Медицинское обслуживание граждан  осуществляется медицинским персоналом территориальных лечебно-профилактических учреждений.

На основе действующего законодательства гражданам, проживающим в таких домах, пенсия выплачивается в полном размере. Они имеют право на первоочередное направление в стационарные учреждения органов социальной защиты населения.

Организация специальных  домов для одиноких престарелых  и пожилых супружеских пар является одним из перспективных путей решения целого комплекса социальных проблем пенсионеров и пожилых граждан.

1.5. Проблемы технологизации социальной  работы с лицами пожилого возраста

 

Специфика взаимодействия с пожилыми клиентами проявляется и в том, что социальная работа ведется зачастую в условиях возрастно ориентированной политики, затрагивающей благосостояние пожилых людей. Дом старого человека – это одновременно и рабочая среда специалиста по работе с пожилыми людьми и специалиста по геронтосоциальной работе. Социальные работники работают с пожилыми людьми, зачастую очень немощными, в стационарах поликлиниках, домах-интернатах для престарелых, гериатрических и психогериатрических отделениях, медико-реабилитаци­онных центрах и больницах, домах-интернатах для клиентов, страдающих деменцией, и домах со специальным обслуживанием для пожилых людей. Единство амбулаторного и стационарного ухода имеет большое значение в социальной работе, так как задачи адаптации пожилых людей после больничного и стационарного лечения являются повседневными задачами социальной работы с пожилыми людьми38.

Клиенты пожилого возраста предъявляют особые требования всем основным элементам профессиональной социальной работы, этике, знаниям и  навыкам. Основные ценности социальной работы, такие как уважение уникальности человека, права на самоопределение и неприкосновенность, равно сохраняют силу в работе с пожилыми людьми, как и с другими категориями клиентов. Этические проблемы возникают особенно в связи с тем, что эти ценности трудно реализуемы и они находятся под угрозой в отношении самых слабых и зависимых от других людей стариков. Близость смерти в работе с пожилыми людьми выдвигает зачастую собственные этические вопросы, например, при уходе за неизлечимо больными людьми. Под предлогом профессиональной деятельности потребности роста пожилого человека, его автономия, сопричастность и субъективный опыт часто не находят внимания. Все большее этическое значение приобретает внимание к потребностям пожилых людей, страдающих деменцией. Часто социальные работники вынуждены работать в ситуации негативного и циничного отношения окружения, а иногда и обслуживающего персонала к пожилым. Этические оценки и моральные обязательства подвергаются испытаниям при попытках совместить интересы стариков, их близких и общества. В условиях сокращающихся финансовых возможностей от социальных работников требуется особая чуткость в вопросах ценностей. В то же время возрастающая технологизация ухода и обслуживания выдвигает новые этические проблемы.

Ниже приведен примерный  перечень распространенных сложных  ситуаций, создающих проблемы в жизни  пожилого человека39:

  • Осознание потребности в индивидуальной помощи. Различия в возможностях справляться в повседневном быту. Положение немощных стариков.
  • Выявление различных заболеваний пожилого возраста: болезнь Альцгеймера, деменции, инсульт, переломы, психические заболевания и др.
  • Инвалидность пожилых людей, отсталость в умственном развитии, ослабление зрения и слуха.
  • Проблемы наркозависимости и алкоголизма у пожилых.
  • Пожилые люди с психологическими травмами прошлого: инцест, война и эвакуация, сложные человеческие отношения, пережитые несчастные случаи.
  • Проблемы, связанные с местом проживания: например, одиночество пожилых людей в сельской местности, проблемы одиноких и больных пенсионеров, проживающих за пределами своей страны.
  • Понимание тендерной специфики старения и старости.
  • Пожилые люди с разными стрессовыми факторами: одиночество, недавнее вдовство, депрессивное и предсуицидальное состояние, плохое обращение, горечь от неудавшейся жизни.
  • Пожилые люди, ухаживающие дома за взрослым больным ребенком, пожилые люди, ухаживающие друг за другом.
  • Проблемы взаимоотношений с родственниками, ухаживающими за стариками, проблемы взаимоотношений поколений в семье
  • Проблемы пожилых мигрантов по возвращении на родину.
  • Экономические проблемы пожилых людей: низкий уровень пенсии, бедность.

Этот перечень не исчерпывающий, его цель – привлечь внимание к тому, что у старых людей бывают такие же трудные жизненные ситуации, как у молодых, что и они нуждаются в помощи профессионала.

Несмотря на то, что социальный работник в работе с пожилыми людьми выступает главным  образом в роли специалиста в  своей области, он должен обладать достаточными гериатрическими познаниями о болезнях престарелых людей и возможностях их медикаментозного и другого лечения. Он должен знать об изменениях основных физических и психических функций (например, в связи с деменцией, ослаблением двигательных и мочеиспускательных функций), затрудняющих самостоятельное проживание дома. Деятельность в многопрофильных геронтологических и гериатрических коллективах требует знаний по другим специальностям, связанным с пожилым возрастом. Постоянно возрастает значение гериатрической реабилитации и профилактики. Спецификой профессионализма социального работника является знание законов, связанных с правами пожилых людей, в том числе пенсионных законов, а также системы государственных и частных социальных, культурных и медицинских услуг40.

Сущность социальной работы с лицами пожилого возраста — социальная реабилитация — это  восстановление в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере  отношений с людьми. Преодоление  социальной изоляции, повышение самооценки пожилого человека, создание условий для актуализации его жизненного опыта, признание его ценностей, реализация им своего творческого потенциала успешно преодолевается использованием специальных технологий, среди которых наиболее распространенными являются трудотерапия и арт-терапия.

 

Глава 2. Перспективы обслуживания пожилых людей на примере деятельности ОГУ «ЦСПН Октябрьского района г. Томска»

 

Отдел социальной помощи на дому в городе Томске был  образован 07.09.1987 г решением исполкома  г. Томска, при Томском Исполнительном комитете.

20.03.1994 г. отдел  был преобразован в МУ «Томский  городской центр социальной помощи  на дому», в 1997 г. переименован  в МУ «Томский городской центр  социального обслуживания населения».

С 2003 г. происходит очередное переименование в ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания на дому».

Основной целью  является обслуживание пожилых людей  и инвалидов на дому, находящихся  в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в постоянной или  временной посторонней помощи в  связи с частичной утратой  возможности самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей вследствие ограничения способности к самообслуживанию и передвижению.

С 01.07.2006 г. «Комплексный центр» был расформирован по территориальному признаку. Отдел, в котором я проходила практику, вошел в состав ОГУ « ЦСПН Октябрьского района г. Томска».

     Основной  деятельностью ОГУ «Центр социальной  поддержки населения Октябрьского  района г. Томска» является  обеспечение реализации прав  граждан на получение социальной  помощи, социального обслуживания, иных мер государственной социальной поддержки, установленных нормативными актами Российской Федерации и Томской области.

     Цели, виды  деятельности, общие положения учреждения  закреплены в уставе учреждения.

 В структуре учреждения  находится несколько отделов:

- отдел социальной  поддержки населения, 

- отдел по предоставлению  мер социальной поддержки населению,

- отдел психолого-педагогической  помощи населению, 

- отдел социального  обслуживания на дому.

     Общие положения,  основные принципы и задачи деятельности отдела представлены в Положение об отделе социального обслуживания на дому.

    Отдел состоит из 4 отделений,  каждый возглавляется начальником  отделения. В подчинении у   каждого начальника отделения  находится  по 13 социальных работников.

    Всего на обслуживании  в отделе состоит  420 граждан,  находящихся в трудной жизненной  ситуации, нуждающихся в постоянной  или временной посторонней помощи  в связи с частичной утратой  возможности самостоятельного удовлетворения  основных жизненных потребностей вследствие ограничения способности к самообслуживанию и передвижению. По нормативным документам на одно отделение приходится 120 человек в благоустроенном секторе и 60 человек в неблагоустроенном. Это граждане престарелого возраста и инвалиды, нуждающиеся в посторонней поддержке, социальной – бытовой помощи в надомных условиях, одинокие или одиноко проживающие, а также граждане, проживающие в семьях, члены которых по объективным причинам не могут осуществлять уход за ними.

     Зачисление на социальное обслуживание  производится на основании медицинской справки, выданной участковым терапевтом, о нуждаемости в посторонней помощи и об отсутствии медицинских противопоказаний (инфекционных и психических заболеваний) (приложение 1), письменного заявления гражданина (приложение 2). Составляется акт материально-бытового обследования условий проживания (приложение 3),  заключается договор, запрашивается справка о составе семьи,  справка о размере пенсии, выданная органом, осуществляющим пенсионное обеспечение,  документ, удостоверяющий личность, справки от каждого члена семьи (родственника), проживающего совместно с обслуживаемым гражданином, о размерах заработной платы и других доходах.

      Сведения о размере получаемой  пенсии, заработной плате, других доходах предоставляются ежеквартально.

На основании  предоставленных документов и с  учетом состояния здоровья, утраты способности к самообслуживанию, материального и семейного положения, дополнительных прав и льгот гражданина на получение социальных услуг, руководитель учреждения социального обслуживания в недельный срок принимает решение о зачислении заявителя на постоянное или временное социальное обслуживание на дому, видах и периодичности требуемых ему услуг, необходимости их оплаты и выносит мотивированное решение об отказе в социальном обслуживании на дому, о чем сообщает гражданину.

       Граждане, принимаемые на социальное  обслуживание на дому, должны  быть ознакомлены с перечнем  и содержанием предоставляемых  им социальных услуг, условиями  и правилами их предоставления.

     Решение  об отказе в социальном обслуживании  на дому может быть обжаловано  заявителем в установленном законом  порядке.

     Снятие  граждан с социального обслуживания  на дому производится:

      - на основании личного заявления обслуживаемого (его законного представителя) об отказе от социального обслуживания на дому;

      - по истечению установленного  договором срока социального  обслуживания на дому;

     -  при выявлении медицинских противопоказаний  у обслуживаемого на дому гражданина;

     -  при нарушении договорных условий  оплаты за социальное обслуживание.

    При  отказе гражданина от социального  обслуживания на дому, ему (его  законному представителю) должны  быть разъяснены последствия  принятого решения, при условии,  что такой отказ может повлечь ухудшение состояния его здоровья.

     Обслуживание  на дому  граждан осуществляется  путем предоставления им, в зависимости  от степени и характера нуждаемости,  услуг, входящих в федеральный  и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг

    Социальные  услуги на дому предоставляются  бесплатно, на условиях частичной  или полной оплаты:

- бесплатно – тем,  у кого среднедушевой доход  не превышает величины прожиточного  минимума,

- частично - если размер пенсии  составляет от 100 до 150 процентов величины прожиточного минимума. Берется 5 процентов от разницы между пенсией и прожиточным минимумом,

Информация о работе Проблемы и перспективы развития социального обслуживания на дому пожилых людей (на примере деятельности ОГУ «ЦСПН Октябрьского района г.