Проблемы молодежи и молодежная политика в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:18, курсовая работа

Описание

На протяжении двух последних столетий молодежь является одной из самых не защищенных групп населения, любые реформы, проводящиеся в той или иной сфере общественной жизни, затрагивают и молодых людей. В тоже время, хоть это и мало защищенная группа, во все времена она играла огромную роль в жизни страны. Например, студенческая революция во Франции 1968 года, сексуальная революция, в которой молодежь сыграла далеко не последнюю роль, покушение, организованное студентами, на Александра II.

Работа состоит из  1 файл

Проблемы молодежи и молодежная политика в современном обществе.doc

— 201.00 Кб (Скачать документ)

Девиация бывает как негативная, это деяния, которые негативно  влияют на общество и вызывают у  его членов отрицательные эмоции – разбои, убийства, наркотизм, алкоголизм; так и позитивная – это различные виды творчества и гениальность, которые выходят за общепринятые рамки. В современном обществе, наибольшую тревогу вызывают негативные формы девиации, наиболее опасные из них будут рассмотрены далее.

Существуют несколько теорий о  причинах девиантного поведения. В  работе «Социология девиантного (отклоняющегося) поведения» Я. Глинский и В. Афанасьев  разделяют все теории на виды в  зависимости от того, какие компоненты преобладают в человеческом поведении:

1.Биологические: взаимосвязь между  анатомическим строением и преступным  поведением человека; взаимосвязь  между телесными, природными и  социальными факторами; связь  между типами физического строения  человека и формами поведения; наличие лишней Y-хромосомы у мужчин предрасполагает к криминальному насилию.

2.Социологические:

·  Структурные: такие теории акцентируют свое внимание на изучении различий в типах девиантного поведения индивидов, имеющих различные социальные статусы и изучают связи между социальной структурой общества и отклоняющимся поведением;

·  Процессные: теории, которые изучают процесс вовлечение индивида в девиантное поведение [2, с.24].

Т. Селлин предполагал, что девиация возникает из-за конфликтов между  индивидами из разных социальных, политических, культурных и других групп. У этих индивидов разные представления  о нормах и ценностях, что и  является причиной конфликтов, влекущих за собой отклоняющееся поведение.

Левин Б.М. и Левин М.Б. в книги «Наркомания и наркоманы» рассматривают на каких основаниях появляются различные формы девиации в молодежной среде. Авторы предполагают, что согласованность взаимодействия между членами общества, их интересами, социальными институтами во время резких перемен в любой из сфер жизни общества, нарушается, вследствие того, что старые нормы уже не действуют, а новые еще не оформились. У индивидов «повышается готовность выйти за пределы норм» [8, с.11], отключаются культурные ограничители, для человека перестают существовать такие понятия, как «нехорошо», «безнравственно». Следующей причиной отклоняющегося поведения может быть прогресс общества. Новый, более качественный, уровень жизни индивидов, конкурентная основа жизни порождает новые конфликты. К человеку предъявляются высокие требования в культурных и трудовых навыках, индивид должен обладать высоким уровнем здоровья. Если человек не соответствует этим, новым, стандартам и не может их достигнуть в короткий срок – он выпадает из жизни общества или становится девиантом. Молодежь является самой восприимчивой частью социума к изменениям жизни, и в то же время, очень динамичной, легко выходящей за рамки, в которые их загоняет общество.

За основу отклоняющегося поведения молодежи авторы берут  кризис в отношениях общества и молодого поколения и выделяет такие приметы  этого кризиса, как:

·  Отчуждение;

Многие молодые люди чувствуют себя чужими в мире взрослых, они категорически отвергают все, что им предлагается старшим поколением, создавая субкультурные группы со своими правилами и нормами, которые устраивают членов этих групп. Во многих из существующих субкультур, человеческая жизнь не обладает большим приоритетом, формируется не традиционное отношение подрастающего поколения к ней. Кроме того в таких коллективах, как правило, очень сплоченных, ответственность групповая, это влечет то, что каждый конкретный человек не отвечает за свои поступки, а за них отвечает вся группа, вследствие чего индивид легче переступает рамки дозволенного. Так же очень важна степень одиночества молодого человека, если эта степень очень высока, то тогда теряется инстинкт самосохранения и угасает чувство сострадания к ближнему.

·  Массовость;

В современном обществе образовывается множество молодежных субкультур и контркультур. Огромная масса молодежи отходит от общекультурных ценностей, создаваемых предыдущими  поколениями.

·  Неблагополучие благополучных;

Подросток на первый взгляд кажется вполне нормальным, не обделенным вниманием, не создает проблемы ни родителям, ни школе. Но, он также, как и все  его сверстники разочаровывается в  окружающих его людях, в несоответствие того, чему учат взрослые и , что они делают на самом деле. «Если такой человек сам не становится проблемным, то создает проблемы вокруг себя, проблемными вырастают его дети» [8, с.24].

·  Растерянные взрослые;

Многие взрослые не знают, что делать с молодыми людьми, как их воспитывать  дальше, ведь они уже не дети, но и  еще не взрослые. «Нет такой философии  воспитания, которая была бы убедительна  для достаточного числа людей  и могла стать основой конструктивного общественного мнения и конструктивной молодежной политики» [8, с.25].

Основной девиантогенный фактор - противоречия между социально сформированными  потребностями и обеспечиваемые обществом возможности их удовлетворения. Для подростков и молодежи это противоречие проявляется особенно остро: максимум потребностей - минимум возможностей (недостаточный образовательный, профессиональный уровень, низкий социальный статус, "социальная неустроенность"). Если глобальным различением оказывается "включенность / исключенность", то подростки и молодежь относительно чаще оказываются в числе "исключенных".

Рассмотрим наиболее распространенные и опасные виды отклоняющегося поведения среди молодежи:

1.  Наркомания;

«Наркотики – сильнодействующие  природные, а также синтетические  вещества, парализующие действие центральной  нервной системы, вызывающие искусственный  сон, галлюцинации, а при передозировке – потерю сознания и смерть» [7, с.61].

Легально наркотические вещества могут употребляться только по назначению врача, любое другое потребление  будет незаконным, и считается  преступлением.

Наркотики, вызывают у человека зависимость  как психическую, так и физическую. Они полностью подчиняют себе потребителя. Зависимый, то есть наркоман, готов на все ради них: от отказа соблюдать моральные принципы и  нормы, до тяжких преступлений.

Наркотики делятся на несколько групп, от того, к какой группе относится наркотик, зависит эйфория и «ломки» во время абстинентного синдрома. Например, авторы учебного пособия «Социология девиантного (отклоняющегося) поведения» Глинский и Афанасьев дают такую классификацию:

1)  Опиаты: производные опийного мака, опий, морфин, кодеин, промедол и другие препараты с морфиноподобным действием, героин – самый мощный наркотик; от этих наркотиков самый сильный эйфоризирующий эффект: причудливые ведения и ощущения, но и самая ужасная абстиненция: развивается спустя 5 – 6 часов после последнего приема наркотика, в костях и мышцах тянущие боли, расширенные зрачки, потери сознания, нарушение работы пищеварительной системы; при превышении дозы наркотика наступает смерть; при длительном употреблении опиатов происходит ослабление воли, импотенция, снижение круга интересов, стереотипизация поведения.

2)  Психостимуляторы: кокаин, кофеин, фенамин, эфедрон, первитин, амфетамин и т.д., самый сильный наркотик из этой группы – кокаин, но в наше стране он не получил большой распространенности, в отличае от преветина, из которого кустарным способом получают «винт», очень сильный наркотик, и амфетамин; при употреблении этих видов наркотиков происходит повышение двигательной активности, повышение интеллектуальной деятельности, работоспособности; абстиненция: психоз, слабость, головная боль, суицидальные попытки; при длительном употреблении наступает деградация личности.

3)  Психодепрессанты: снотворные препараты; привыкание к этим препаратам является, чаще всего, следствием употребления их для усиления эффекта от опиатов или их замены; от зависимости к таким наркотикам вылечить труднее, чем от зависимости от опиатов.

4)  Производные каннабиса: наркотики, получаемые из разных видов конопли – марихуана, гашиш и т.д.; Эйфоризирующий эффект: состояние довольства, изменяется чувство времени и пространства, галлюцинации; абстинентный синдром: нервозность, головная боль, расстройство сна, раздражительность.

5) Галлюциногенны: наркотики растительного  происхождения – мескалин, получаемый из некоторых видов кактусов, и псилоцибин – из грибов, а так же синтетические наркотики – ЛСД, «ангельская пыль» и т.д.; вызывают обострение ощущений, изменение восприятия времени и пространства [2, с.60-63].

Дороговизна наркотиков и физическая зависимость, заставляет наркомана  совершать преступления, с целью  достать сам наркотик или средства на его приобретение. Кроме того, наркоманы образуют наркотическую субкультуру, в которую втягивают все больше людей, что, приводит к росту числа потребителей наркотических средств.

В России разработана определенная программа профилактики наркомании. Термин «профилактика» определяется ВОЗ  как «система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и укрепление здоровья»[7, с.150]. Она проводится в три этапа:

1)  Первичная профилактика – направлена на предупреждение употребления наркотиков, в нее входит создание школ, свободных от наркотических веществ, выявление групп риска, работа с родителями и педагогическим коллективом учебного заведения.

2)  Вторичная профилактика: направлена на людей начавших употреблять наркотики, в эту профилактику входит создание центров реабилитации, работа с группой риска и родителями детей, начавших употреблять наркотики.

3) Третичная профилактика  – оказание помощи людям страдающим  наркоманей, включает в себя формирование  реабилитационной среды и групп взаимопомощи [7, с.152-157].

Существуют центры по профилактики наркомании среди молодежи. Их сотрудники работают в школах, с  родителями, с детьми, сотрудничают с Госнаркоконтролем, проводят акции  по профилактики употребления психоактивных  веществ.

2.  Алкоголизм;

Существует несколько теорий о причинах алкоголизма. Например, ряд причин, которые выводятся З.В. Коробкиной в работе «У опасной черты»:

·  Уровень материального положения;

·  Экономическая выгодность производства и продажи алкоголя;

·  Стирание национальных и этнических различий;

·  Постарение населения;

·  Официальное признание алкоголя болезнью [6, с.26-29].

Глинский и Афанасьев в работе «Социология девиантного (отклоняющегося) поведения» предлагает другую классификация причин увеличения уровня алкоголизации:

·  Общие причины отклоняющегося поведения;

·  Теория «двойной неудачи» Р. Мертона: человек не может удовлетворить свои потребности ни в легальной деятельности, ни в противоправной;

·  Алкоголь выполняет определенные функции (средство утешится, расслабится);

·  Социальное неравенство и социальная неустроенность;

·  Утрата смысла жизни [2, с.55-57].

В результате исследования проведенного Институтом молодежи, выяснилось, что к 17 годам 46% юношей и 54% девушек  употребляют спиртные напитки чаще одного раза в месяц. Также в стране за последние несколько лет, в  связи с хорошо проведенной рекламной компанией пива в целом, колоссальных размеров достиг пивной алкоголизм среди молодежи.

Многие исследователи  выделяют такие причины алкоголизации  подростков, как:

·  Алкогольное окружение;

·  Усиление притязаний на взрослость;

·  Пример сверстников;

·  Неподготовленность к жизни, безволие.

Коробкина З.В. выделяет несколько уровней вовлеченности  молодых людей в употребление спиртного:

0.уровень: как правило, школьники не знакомые с эйфоризирующим эффектом алкоголя, вырабатывают личную стратегию отказа от алкоголя в любых ситуациях;

1.уровень: начальный  – единичные случаи употребления  спиртного, чаще всего у таких  людей низкая переносимость алкоголя, нет эйфории от его употребления;

2.уровень: эпизодическое  употребление – знакомство с  различными алкогольными изделиями, алкоголь легко переносят, но сами редко становятся инициаторами выпивок;

3.уровень: уровень  высокого риска – усиливается  эйфория, расслабление после приема  алкоголя, расширяется количество  поводов, употребление чаще 2 раз  в месяц;

4.уровень: уровень психической зависимости – молодые люди сами становятся инициаторами выпивок, к алкоголю относятся положительно, частота употребления доходит до нескольких раз в неделю, влечение к алкоголю в течении всего дня, оказывают ярое сопротивление попыткам ограничить их дальнейшую алкоголизацию.

5.уровень: уровень  физической зависимости – подавляется  защитная рвотная реакция на  спиртное, нарушение памяти, наступает  похмелье, потеря количественного  контроля;

6. уровень: конечный  уровень алкогольного распада  личности – развиваются запои, во время опьянения снижается настроение, появляется озлобленность, появляются галлюцинации, поражаются внутренние органы [7, с.160-165].

Раннее приобщение к алкоголю приводит к «более тяжелым последствиям медицинского и социального характера и сокращению срока перехода от пьянства к алкоголизму»[17, с. 527]. Помимо этого, происходит много преступлений, в том числе и особо тяжких, совершенных молодыми людьми в состоянии алкогольного опьянения.

Информация о работе Проблемы молодежи и молодежная политика в современном обществе