Проблемы молодежи и молодежная политика в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:18, курсовая работа

Описание

На протяжении двух последних столетий молодежь является одной из самых не защищенных групп населения, любые реформы, проводящиеся в той или иной сфере общественной жизни, затрагивают и молодых людей. В тоже время, хоть это и мало защищенная группа, во все времена она играла огромную роль в жизни страны. Например, студенческая революция во Франции 1968 года, сексуальная революция, в которой молодежь сыграла далеко не последнюю роль, покушение, организованное студентами, на Александра II.

Работа состоит из  1 файл

Проблемы молодежи и молодежная политика в современном обществе.doc

— 201.00 Кб (Скачать документ)

6. Многие государственные  и общественные сферы деятельности  напрямую выходят на молодёжь. Это образование, воспитание, вопросы  досуга, культура, спорт – вопросы  государственной политики, решение которых должно проводиться объединёнными усилиями государства и общества.

7. Проблемами  молодёжи занимаются самые различные  государственные ведомства. При  этом средства, отводимые на финансирование  молодёжных программ, нередко направляются на решение других вопросов. Данные факторы свидетельствуют о необходимости расширения понятия «государственная молодёжная политика». В Указе Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах в области государственной молодёжной политики» целостная молодёжная политика представляется как одно из направлений социально-экономической политики государства, причём приоритетных направлений».

§2. Принципы в формировании государственной

молодёжной  политики

 

Принято считать, что само понятие «молодёжная  политика» обозначает деятельность государства (равно как и других политических институтов, осуществляющих собственную политику в отношениях с молодым поколением), направленную на создание необходимых экономических, политико-правовых, социальных, организационных и других предпосылок для социализации молодых граждан, реализации их творческого, инновационного потенциала в интересах общественного прогресса. В условиях демократизации общества, в ходе формирования молодёжной политики государственные структуры руководствуются определёнными принципами, целями и задачами.

В связи с  этим можно выделить ряд основополагающих принципов, которые должны стать  приоритетными в формировании государственной  молодёжной политики на ближайшие годы.

Во-первых, принцип  признания всей полноты прав молодёжи в политической, экономической, социальной сферах жизнедеятельности общества, их соответствие международным нормам о правах человека и гарантия их реализации конституционными, федеральными и иными законами.

Во-вторых, признание  интересов и потребностей молодых граждан как особой общественной группы населения с учётом общенациональных интересов формирования разносторонне развитого, физически здорового молодого поколения нации.

В-третьих, обеспечение  социальной защищённости молодёжи, особенно при вступлении молодых людей в самостоятельную трудовую жизнь, государственное стимулирование и кредитование молодых людей в получении образования, приобретении профессиональной квалификации, первоначальной трудовой деятельности, создании бытовых условий.

В-четвертых, приоритетная поддержка общественно значимых институтов молодых людей, их организаций  и движений, содействие их общественной деятельности в области социального, духовного и физического развития, создание социальных условий для  добровольного и свободного выбора общественно целесообразных и значимых форм деятельности.

В-пятых, содействие становлению молодёжи, стремящейся  утвердиться в жизни собственными усилиями, трудом, развитию самостоятельности молодых людей.

В-шестых, уважение политической, экономической, организационной самостоятельности молодёжных организаций и движений, невмешательство в их внутреннюю жизнь со стороны государства, его органов, других частей политической системы, частичное или полное субсидирование общественно значимых программ в деятельности молодёжных организаций.

В-седьмых, привлечение  молодых граждан, как непосредственно, так и посредством их общественных организаций, к формированию и реализации государственной молодёжной политики, программ, касающихся молодёжи и общества в целом.

Одним из основных условий становления ответственности  молодёжи за будущее страны является её патриотическое воспитание, расширение участия молодёжи в демократическом  развитии общества, искоренение нищеты и углубляющейся социальной дифференциации, расширение прав молодых граждан в политической и экономической областях и обеспечение их представительства на всех уровнях принятия решений, оказание поддержки информатизации, прозрачности в вопросах управления, а также при принятии государственных решений по экономическим и социальным вопросам.

 

§3. Молодежная политика в России

 

Молодежь – это  трудовой и экономический потенциал  страны, от которого во многом зависит  прогресс общества. Поэтому, законодатели, в первую очередь, при выработке  нормативных актов в области молодежной политики, должны учитывать этот факт. Молодежная политика государства должна быть направлена на обеспечение эффективного воспитания, достойного образования и успешную социализацию молодого поколения.

Молодое поколение заполняет политическое и культурное пространство, в связи с уходом со сцены предыдущего поколения. Государство призвано обеспечить преемственность и консолидировать усилия молодежи, направив их в правильное русло.

Государственная молодежная политика – это деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив [17, с.356].

Объект государственной  молодежной политики – это граждане РФ от 14 до 30 лет, молодые семьи и молодежные объединения, а субъектом являются государственные органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации и молодые граждане.

Сейчас в Росси, в  области государственной молодежной политики, сложилось довольно не простое  положение, главной причиной этому  служит нехватка средств на реализацию всех законопроектов и программ, направленных на улучшение жизни молодого поколения.

В.В. Колков выделяет такие  принципы государственной молодежной политики, как:

·  сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации государственной молодежной политики;

·  привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом;

·  обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленного возрастом ограничения их социального статуса;

·  предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качества которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;

·  обеспечение приоритета общественных и инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.

Основными целями государственной  молодежной политики по мнению Кайгородовой Л.А. являются:

·  содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

·  недопущение дискриминации молодых граждан в силу возрастных причин;

·  создание условий для более полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;

·  расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;

·  реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи.

Приоритет отдается созданию системы информационного обеспечения  молодежи, в это входит обеспечение  доступа молодого поколения к  актуальной информации, которая требуется ему в период социализации, а так же анализ информации о молодежи.

Весной 2000 года, учитывая особенности сложившейся в России ситуации в среде молодежи, организовался  «Союз молодежных организаций». Этот союз был задуман как объединение разнонаправленных общественных, политических, государственных, профессиональных и других молодежных организаций всех регионов России, и призван представлять интересы, защищать конституционные права молодых граждан и отстаивать приоритеты в решении молодежных проблем при реализации молодежной политики.

Эффективность государственной  молодежной политики во многом зависит  от установленного гарантированного минимуму социальных услуг для молодежи. В  России этот минимум ничтожен. Даже студентам, которые в истории всегда были мало защищенным и малообеспеченным социальным слоем, и за века это не изменилось, государство не дает ровным счетом ничего.

Еще одной проблемой  государственной молодежной политике является то, что нормативно-правовая база находится в стадии становления. И в последние годы основным документом в этой области являлась программа «Основные направления государственной молодежной политике в Российской Федерации».

Из всего выше указанного следует сделать вывод, что государство  должно организовывать совместную работу различных учреждений, ведомств, организаций, правительственных структур на основе единых государственных взглядов на социально-экономическое, духовное и психофизиологическое развитие молодежи, создавать программы действий, организовывать диалог между органами власти, социальными институтами и молодежью, обеспечивать формирование патриотизма у молодых граждан Российской Федерации, уважение к истории и культуре отечества, соблюдение прав человека, изучать ее демографические и социальные проблемы, создавать оптимальные условия для развития и самореализации молодых граждан.

 

§4. Социальная работа с молодежью

 

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения РФ» комплексная система  социального обслуживания населения, включая молодежь, предусматривает предоставление социально-экономических, медико-социальных, психологических, социально-бытовых, правовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Одним из направлений  государственной молодежной политики является создание социальных служб для молодежи. Существует следующая структура социальных служб:

·  Центры социально-психологической службы;

Оказание помощи молодым  людям, находящимся в кризисных  состояниях, конфликтных ситуациях, профилактика и предупреждение девиантного и суицидального поведения.

·  Консультативные центры;

Квалифицированная, экстренная, анонимная, бесплатная психологическая  помощь по телефону.

·  Приюты;

В основном для несовершеннолетней части молодежи, создаются условия для жизнедеятельности человека, отчужденного по разным причинам от благоприятных условий развития в семье;

·  Центры ресоциализации;

Предназначены для лиц  вернувшихся из мест лишения свободы, оказывается социальная, правовая, консультативная, профориентированная и психологическая помощь.

·  Центры информации.

Оказание информационных и методических услуг органам  исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодежи [18, с.234].

Социальная работа среди  молодежи рассматривается как обеспечение  наиболее благоприятных социально-экономических  условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества. Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. Необходимость такого вида социальных услуг все больше осознается населением и государством.

Базисными видами деятельности специалистов, указанных служб, являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая  и коррекционная работа, а также  консультационная деятельность.

В системе психологического консультирования различают:

-  возрастно-психологические (контроль за состоянием психологического развития ребенка);

-  семейное психологическое консультирование (оказание помощи населению по широкому кругу семейных проблем);

-  психолого-педагогическое консультирование преподавателей и воспитателей;

-  консультационная работа социального работника, в функции которого входит прежде всего задача представления интересов и прав клиента в широком социальном окружении.

Специалист, работающий в области социального консультирования, должен в совершенстве владеть основными  принципами, которые впервые были сформулированы В.В. Столиным на материале  семейного психологического консультирования.

Он выделял 6 принципов:

1.  Принцип анализа подтекста (требование различать несколько слоев в запросе-жалобе клиента и выделение способов работы с этими слоями).

2.  Принцип отказа от конкретных рекомендаций (ибо человек сам должен принят решение о своей собственной судьбе).

Информация о работе Проблемы молодежи и молодежная политика в современном обществе