Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:18, курсовая работа
На протяжении двух последних столетий молодежь является одной из самых не защищенных групп населения, любые реформы, проводящиеся в той или иной сфере общественной жизни, затрагивают и молодых людей. В тоже время, хоть это и мало защищенная группа, во все времена она играла огромную роль в жизни страны. Например, студенческая революция во Франции 1968 года, сексуальная революция, в которой молодежь сыграла далеко не последнюю роль, покушение, организованное студентами, на Александра II.
6. Многие государственные
и общественные сферы
7. Проблемами
молодёжи занимаются самые
Принято считать, что само понятие «молодёжная политика» обозначает деятельность государства (равно как и других политических институтов, осуществляющих собственную политику в отношениях с молодым поколением), направленную на создание необходимых экономических, политико-правовых, социальных, организационных и других предпосылок для социализации молодых граждан, реализации их творческого, инновационного потенциала в интересах общественного прогресса. В условиях демократизации общества, в ходе формирования молодёжной политики государственные структуры руководствуются определёнными принципами, целями и задачами.
В связи с этим можно выделить ряд основополагающих принципов, которые должны стать приоритетными в формировании государственной молодёжной политики на ближайшие годы.
Во-первых, принцип признания всей полноты прав молодёжи в политической, экономической, социальной сферах жизнедеятельности общества, их соответствие международным нормам о правах человека и гарантия их реализации конституционными, федеральными и иными законами.
Во-вторых, признание интересов и потребностей молодых граждан как особой общественной группы населения с учётом общенациональных интересов формирования разносторонне развитого, физически здорового молодого поколения нации.
В-третьих, обеспечение социальной защищённости молодёжи, особенно при вступлении молодых людей в самостоятельную трудовую жизнь, государственное стимулирование и кредитование молодых людей в получении образования, приобретении профессиональной квалификации, первоначальной трудовой деятельности, создании бытовых условий.
В-четвертых, приоритетная
поддержка общественно значимых
институтов молодых людей, их организаций
и движений, содействие их общественной
деятельности в области социального,
духовного и физического
В-пятых, содействие
становлению молодёжи, стремящейся
утвердиться в жизни собственны
В-шестых, уважение политической, экономической, организационной самостоятельности молодёжных организаций и движений, невмешательство в их внутреннюю жизнь со стороны государства, его органов, других частей политической системы, частичное или полное субсидирование общественно значимых программ в деятельности молодёжных организаций.
В-седьмых, привлечение молодых граждан, как непосредственно, так и посредством их общественных организаций, к формированию и реализации государственной молодёжной политики, программ, касающихся молодёжи и общества в целом.
Одним из основных
условий становления
§3. Молодежная политика в России
Молодежь – это трудовой и экономический потенциал страны, от которого во многом зависит прогресс общества. Поэтому, законодатели, в первую очередь, при выработке нормативных актов в области молодежной политики, должны учитывать этот факт. Молодежная политика государства должна быть направлена на обеспечение эффективного воспитания, достойного образования и успешную социализацию молодого поколения.
Молодое поколение заполняет политическое и культурное пространство, в связи с уходом со сцены предыдущего поколения. Государство призвано обеспечить преемственность и консолидировать усилия молодежи, направив их в правильное русло.
Государственная молодежная политика – это деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив [17, с.356].
Объект государственной молодежной политики – это граждане РФ от 14 до 30 лет, молодые семьи и молодежные объединения, а субъектом являются государственные органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации и молодые граждане.
Сейчас в Росси, в
области государственной
В.В. Колков выделяет такие принципы государственной молодежной политики, как:
· сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации государственной молодежной политики;
· привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом;
· обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленного возрастом ограничения их социального статуса;
· предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качества которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
· обеспечение приоритета общественных и инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.
Основными целями государственной молодежной политики по мнению Кайгородовой Л.А. являются:
· содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
· недопущение дискриминации молодых граждан в силу возрастных причин;
· создание условий для более полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;
· расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;
· реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи.
Приоритет отдается созданию
системы информационного
Весной 2000 года, учитывая
особенности сложившейся в
Эффективность государственной молодежной политики во многом зависит от установленного гарантированного минимуму социальных услуг для молодежи. В России этот минимум ничтожен. Даже студентам, которые в истории всегда были мало защищенным и малообеспеченным социальным слоем, и за века это не изменилось, государство не дает ровным счетом ничего.
Еще одной проблемой государственной молодежной политике является то, что нормативно-правовая база находится в стадии становления. И в последние годы основным документом в этой области являлась программа «Основные направления государственной молодежной политике в Российской Федерации».
Из всего выше указанного следует сделать вывод, что государство должно организовывать совместную работу различных учреждений, ведомств, организаций, правительственных структур на основе единых государственных взглядов на социально-экономическое, духовное и психофизиологическое развитие молодежи, создавать программы действий, организовывать диалог между органами власти, социальными институтами и молодежью, обеспечивать формирование патриотизма у молодых граждан Российской Федерации, уважение к истории и культуре отечества, соблюдение прав человека, изучать ее демографические и социальные проблемы, создавать оптимальные условия для развития и самореализации молодых граждан.
§4. Социальная работа с молодежью
В Федеральном законе
«Об основах социального
Одним из направлений государственной молодежной политики является создание социальных служб для молодежи. Существует следующая структура социальных служб:
· Центры социально-психологической службы;
Оказание помощи молодым людям, находящимся в кризисных состояниях, конфликтных ситуациях, профилактика и предупреждение девиантного и суицидального поведения.
· Консультативные центры;
Квалифицированная, экстренная, анонимная, бесплатная психологическая помощь по телефону.
· Приюты;
В основном для несовершеннолетней части молодежи, создаются условия для жизнедеятельности человека, отчужденного по разным причинам от благоприятных условий развития в семье;
· Центры ресоциализации;
Предназначены для лиц вернувшихся из мест лишения свободы, оказывается социальная, правовая, консультативная, профориентированная и психологическая помощь.
· Центры информации.
Оказание информационных и методических услуг органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодежи [18, с.234].
Социальная работа среди
молодежи рассматривается как
Базисными видами деятельности специалистов, указанных служб, являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционная работа, а также консультационная деятельность.
В системе психологического консультирования различают:
- возрастно-психологические (контроль за состоянием психологического развития ребенка);
- семейное психологическое консультирование (оказание помощи населению по широкому кругу семейных проблем);
- психолого-педагогическое консультирование преподавателей и воспитателей;
- консультационная работа социального работника, в функции которого входит прежде всего задача представления интересов и прав клиента в широком социальном окружении.
Специалист, работающий
в области социального
Он выделял 6 принципов:
1. Принцип анализа подтекста (требование различать несколько слоев в запросе-жалобе клиента и выделение способов работы с этими слоями).
2. Принцип отказа от конкретных рекомендаций (ибо человек сам должен принят решение о своей собственной судьбе).
Информация о работе Проблемы молодежи и молодежная политика в современном обществе