Проблемы подросткового суицида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 11:51, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы рассмотреть наклонности, проанализировать основные понятия и подходы к изучению данной проблемы; выявить влияние социальных и асоциальных факторов на самодеструктивное поведение подростка; рассмотреть этапы, виды и мотивы самоубийств, а также провести социологическое исследование по данной проблеме и на основе полученных данных сделать анализ проблем подросткового суицида.
На основе исследования сделать выводы и рекомендации проблемы подросткового суицида в наше время.

Содержание

Введение
Глава 1. Проблемы подросткового суицида
1.1 Характеристика суицидального поведения
1.2 Особенности развития суицидальных наклонностей у подростков
1.3Психолого-социальная работа с подростками с суицидальными наклонностями

Глава 2. Методология и методика проведения исследования
Глава 3. Анализ проблем подросткового суицида
3.1 Социально- демографическая характеристика респондентов
3.2 Оценка эмоционального состояния респондентов
3.3 Оценка взаимоотношений респондентов со сверстниками, друзьями, родителями
3.4 Оценка отношения респондентов к такому асоциальному явлению, как самоубийство
Выводы и рекомендации
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 342.00 Кб (Скачать документ)

Выводы  и рекомендации

     По завершении исследования можно сделать следующие выводы:

1. В опросе принимало участие 40 человек:  40 % - юношей и 60 % - девушек. Возрастные показатели респондентов таковы: 13-ти летних-32,5%, 14-ти летних- 30,0 %,15-ти летних- 37,5 %. Средний возраст опрошенных -14 лет. Среди них респонденты, проживающие: с родителями, с одним из родителей, с близкими родственниками, с опекуном. 

2. В целом эмоциональное состояние опрошенных хорошее, но есть те кто часто подвергается сильным эмоциональным переживаниям – это юноши 14-ти лет и проживающие с опекуном, также у последних,при возникновении неудач появляются мысли о самоубийстве. Опрошенные, проживающие с близкими родственниками, относятся к смерти с ожиданием.                           3.Взаимоотношения респондентов со сверстниками, друзьями хорошие; они считают себя общительными в зависимости от ситуации. Юноши имеют мало друзей, так как им трудно завязывать новые знакомства, аналогичная ситуация и у опрошенных, проживающих с опекуном, также у них нелегко складываются отношения с лицами противоположного пола.

У респондентов проживающих с близкими родственниками, отношения с родителями неудовлетворительные поэтому родители помогают им в решении их личных проблем только в экстренных ситуациях. Проживающим с опекуном подросткам, родители не помогают в решении личных проблем.

6. Основными мотивами для совершения самоубийства, по мнению опрошенных, являются: неблагополучная семья, несчастная любовь и душевная болезнь.

7. По мнению почти трети респондентов самоубийство – это в своём роде спасение, следовательно, среди них есть те, кто разделяет точку зрения людей, которые пытаются покончить жизнь самоубийством. 

Рекомендации

1. Социальные  службы должны проводить первичную  и вторичную профилактику суицидальных  наклонностей у подростков;

2.Центры психолого-педагогической  помощи, должны проводить реабилитационную работу с подростками, совершившими суицидальный поступок, и их семьями;

3.Социальные  службы, занимающиеся психологической  поддержкой семьи, должна проводить  диагностику семьи, направленную  на установление признаков нарушения семейного общения, определение социально – психологических факторов, дезадаптирующих подростка;

4.Кризисные центры  должны установить при школьных  психологических пунктах специальные  «почтовые ящики» для анонимных  консультаций, с целью профилактики  суицида;

5.В образовательных  институтах, институте семьи и  обществе в целом, должны воспитывать  в подростках знания о высшей  ценности человеческой жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

   Итак, рассмотрев проблемы подросткового  суицида, можно прийти к выводу, что  это явление является крайней формой отклоняющегося поведения личности, ее социально-психологической адаптации. Совершаются самоубийства по различным мотивам и признакам, но всегда вытекают из конфликта либо внутри личности, либо личности и окружающей среды, когда подросток не может разрешить такой конфликт иным, более позитивным путем. Из приведенных в работе данных можно сделать вывод, что на уровень самоубийств в подростковом возрасте влияют как объективные, так и чисто субъективные факторы. Но по большей части подростки совершают самоубийства из-за каких-то внутренних переживаний. Конечно, встречаются и такие, у которых есть психические заболевания. И все же главная причина совершения актов суицида у подростков находится на подсознательном уровне человека, только испытав однажды то, что чувствует самоубийца, оказавшись самому «на краю жизни», только тогда мы сможем понять их странных и непохожих на «нормальных». И хотя мною были рассмотрены далеко не все пласты данного явления. Все же очевидно, что самоубийства – явление негативное, и необходимо разрабатывать способы борьбы с ним или хотя бы искать возможность снизить его уровень. Лучше всего было бы суметь обеспечить лицу помощь в разрешении конфликта на пресуицидальной стадии, не доводя дело до самоубийства.

   Гипотеза, лежащая в основе проведённого исследования подтвердилась: основным мотивом для  совершения самоубийств является неблагополучная  семья.

Однако, взаимоотношения подростков с родителями,как  одна из главных проблем совершения ими суицида, представляют дальнейший интерес для изучения. 

    Список  литературы

  1. Александрова О. и Боголюбова О. Психология социальной работы/ Под общ. ред. М.А. Гулиной Сиб. : Санкт-Петербург, 2004 с. 457.
  2. Байль Бригетте Без паники: переходный возраст: Кн. Для подростков и родителей — М.: КРОН-ПРЕСС, 1998, 352 с.
  3. Богоявленский Д.Д. Российские самоубийства и российские реформы // Социс. 2002 № 5. с. 76-80.
  4. Дебисс Морис — Подросток 20-е изд. - Спб.: Санкт-Петербург, 2004.

    127 с. 

  1. Дыхан Л.Б. Педагогическая валеология: Уч. пособие для студентов педагогических вузов М.: ИКЦ «Март»; Ростов- н/Д, 2005. с.389.
  2. Дюркгейм Э. Самоубийство М.: Мысль, 1994. с. 351.
  3. Кон И.С. Психология ранней юности / М.: Спб.: Ростов-н/Д, 1989.

    с.254 .

  1. Крушельницкая О.И.- Подросток: Физиология и психология// биология в школе. 1998. №2. с. 21-25.
  2. Курбашов В.И. Соц. Работа. Учеб. пособие для вузов- Ростов- н/Д: Феникс, 2000. с. 296.
  3. Мелихов А. Почему мы себя убиваем или почему мы себя не убиваем// Нева. 2000. № 2. с. 136-181.
  4. Мельников А. Шаги в пустоту...Кто следующий в подростковом суициде в России// Свет ( Природа и человек). 2001. № 11. с. 24-25.
  5. Мягков А.Ю. Темпоральные характеристики самоубийств// Социс. 2004. № 3. с. 83-92.
  6. Райс Филипп Психология подросткового и юношеского возраста / 8-е междунар. изд. Спб.: Питер 2000. с. 58.
  7. Реан А.А Психология подростка- Спб.: Прайм- ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2003 с.447.
  8. Седенко А.В. Мир подростка// Детская библиотека 1995. № 4. с. 9-19.
  9. Сигида Е.А., Бабкин Н.И. и др. Содержание и методика соц. работы - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. с.352.
  10. Смирнов Б. Особенности психического и физического развития человека в подростковом возрасте/ ОБЖ. 2000. № 4. с. 7-9.
  11. Сорокин П.А. Самоубийство как общественное явление/ Социс. 2003.

    № 2. с. 104-114.

  1. Холостова Е.Ю , Панов А.М. Справочное пособие по соц. работе. М.: Юристъ, 1997 с. 92-106.
  2. http: //ru. wikipedia. orgl
  3. http: //www.forum.ethologu. ru /archive/index.php/t- 1055
  4. http://oaya.ru    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Приложение 

Анкета 

Уважаемые участники опроса!

   Кафедра социальной работы и прикладной социологии Ивановского государственного университета проводит исследование на тему: «Суицид в подростковом возрасте». С целью дальнейшей разработки мер по улучшению образа жизни подростков.

   При заполнении анкеты Вам следует прочитать  вопросы и обвести кружком код напротив того варианта ответа, который наиболее полно отражает Ваше мнение. Анонимность Вам гарантируется!

Заранее благодарим Вас за оказанную помощь! 

1.Укажите  Ваш пол?

    1.мужской

    2.женский

2.Укажите  Ваш возраст?

    1. 13 лет

    2. 14 лет

    3.15 лет

З. С кем Вы проживаете?

    1. с родителями

    2. с одним из родителей

    3. с близкими родственниками

    4. с опекуном

  1. свой вариант ответа__________________________
 
 
 

4. Как Вы реагируете  на свои неудачи?

    1. возникают мысли о самоубийстве

    2. резко падает самооценка

    3. начинается депрессия

    4. пытаюсь в этом кого-то обвинить

    5. стараюсь не обращать на это внимание

    6. считаю, что в следующий раз всё обязательно получиться

    7. свой вариант ответа________________________________

5. Какие взаимоотношения  у Вас складываются  со сверстниками, друзьями?

    1. хорошие

    2. удовлетворительные

    З. неудовлетворительные

    4. плохие

6. Считаете ли Вы  себя общительным  человеком?

    1. да, очень общительный

    2. в зависимости от ситуации

    3. нет

    4. затрудняюсь ответить

7. Легко ли Вы  завязываете новые  знакомства?

    1. да

    2. нет

    3. затрудняюсь ответить

8. Много ли у Вас  друзей?

    1. много

    2. достаточно

    3. мало

  1. вообще нет
 
 

9. Как Вы думаете, почему люди пытаются покончить жизнь самоубийство? (Выберите до 5 вариантов ответа)

    1. неблагополучная семья

    2. несчастная любовь

    3. депрессия

    4. употребление алкоголя и наркотиков

    5. вызывающее поведение (уход из дома, преступность, беременность, сексуальная развращённость)

    6. социальная изоляция, уход в себя

    7.проблемы в учёбе

    8. душевная болезнь

  1. чувство вины и страха
 

10. Есть ли среди  Ваших знакомых, сверстников,  друзей, лица,

которые пытались покончить  жизнь самоубийством?

    1. есть

    2. нет

(Если Вы выбрали  вариант под цифрой 2, то переходите  к вопросу № 12) 

11. Изменилось ли  Ваше отношение  к ним после  этих попыток?

     1. да

    нет 

12. Часто ли Вы  ощущаете чувство  тоски, отчаяния?

    1. часто

    2. иногда

    3. никогда 
     
     

1З.  Помогают ли Вам  родители или близкие  родственники в  решении личных  проблем?

    1. да, они всегда мне помогают

    2. да, помогают, но только в экстренных ситуациях

    3. нет, они слишком заняты работой

    4. нет, они считают, что я уже взрослый (ая)

  1. свой вариант ответа____________________________
 

14. Часто ли Вы  конфликтуете с  родителями или  близкими родственниками?

    1. часто

  1. иногда
  2. никогда
 

15. Какие у Вас  отношения с членами  семьи?

    1. близкие

    2. хорошие

    3. удовлетворительные

    4. неудовлетворительные

    5. плохие

  1. свой вариант ответа_____________________________
 

16. Как Вы относитесь  к смерти?

    1. с чувством боязни, страха

    2. с ожиданием

    3. с чувством неизбежности

  1. свой вариант ответа_____________________________

Информация о работе Проблемы подросткового суицида