Проблемы подросткового суицида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 11:51, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы рассмотреть наклонности, проанализировать основные понятия и подходы к изучению данной проблемы; выявить влияние социальных и асоциальных факторов на самодеструктивное поведение подростка; рассмотреть этапы, виды и мотивы самоубийств, а также провести социологическое исследование по данной проблеме и на основе полученных данных сделать анализ проблем подросткового суицида.
На основе исследования сделать выводы и рекомендации проблемы подросткового суицида в наше время.

Содержание

Введение
Глава 1. Проблемы подросткового суицида
1.1 Характеристика суицидального поведения
1.2 Особенности развития суицидальных наклонностей у подростков
1.3Психолого-социальная работа с подростками с суицидальными наклонностями

Глава 2. Методология и методика проведения исследования
Глава 3. Анализ проблем подросткового суицида
3.1 Социально- демографическая характеристика респондентов
3.2 Оценка эмоционального состояния респондентов
3.3 Оценка взаимоотношений респондентов со сверстниками, друзьями, родителями
3.4 Оценка отношения респондентов к такому асоциальному явлению, как самоубийство
Выводы и рекомендации
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 342.00 Кб (Скачать документ)

   В группе подросток учиться общаться и взаимодействовать с другими людьми, жить по правилам, установленным социумом. Здесь он познает себя, свои возможности и ограничения. К 15 годам развитие личности подростка достигает такого уровня, что он готов оторваться от группы. Он уже не стремиться быть таким, как все, не принимает безоговорочно ценности своей компании. Для него значимо свое мнение,  важно не уронить себя в своих глазах. 

   Формирование  суицидальной направленности у подростков. 

   Суицид  есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта.

   Суицидальная  направленность у подростков формируется  следующим образом:

    1. Собственно суицидальное поведение – любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни;
    2. Внутреннее суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, представление, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения;

   Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти, но не тему лишения себя жизни как самопроизвольного действия («хорошо бы умереть», «заснуть и не проснуться» и тому подобное).

   Суицидальные  замыслы – это активная форма  проявления суицидальности, то есть тенденция к самоубийству, глубина которой нарастала по мере разработки плана ее реализации. Продумываются способы, время и место самоубийства.

   Суицидальные  намерения предполагают присоединение  к замыслу решения и волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу во внешние поведения.

   Период  от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации традиционно  называется пресуицидальным (пресуицидом).

   Длительность  его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид). При острых пресуицидах можно наблюдать появление суицидальных замыслов и намерений сразу же. Внешние формы суицидального поведения включают в себя суицидальные попытки и завершенные суициды.

   Суицидальная  попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.

   В соответствии с вышеизложенным, суицид можно рассматривать, как действие, подчиненное конкретной цели – покончить  с собой. 

   Мотивы  самоубийств. Ситуационные факторы. 

   Почему  молодые люди пытаются лишь себя жизни? Этому способствуют очень многие факторы.

   Покушающиеся  на убийство молодые люди происходят из неблагополучных семей. В таких  семьях часто происходят конфликты  между родителями, а также между  родителями и детьми с применением насилия; родители относятся к детям недоброжелательно и даже враждебно. Способствовать принятию решения покончить с собой могут частые периоды безработицы и экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери или уход из семьи отца.

   Социальная  изоляция делает молодых людей более  уязвимыми при утрате объекта любви. Что может послужить причиной самоубийства. Потеря родителя в детстве делает особенно тяжелой потерю других членов семьи, друзей или любимых.

   Одним из наиболее часто встречающихся  факторов, способствующих покушению  на самоубийство, является депрессия. Она может быть следствием потери объекта любви и сопровождаться печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Могут появиться также психосоматические симптомы, как потеря аппетита, расстройство сна, усталость, снижение сексуального интереса. Иногда депрессия может и не проявляться так явно.

   Риск  самоубийства более высок среди  молодых людей, увлекающихся наркотиками или алкоголем. Употребление алкоголя или наркотиков повышает вероятность действий, совершаемых под влиянием внезапных импульсов. Бывает и так, что смерть наступает при передозировке и является непреднамеренной. Одно из исследований, проведенное среди учащихся восьмых и десятых классов показало, что подростки, ведущие активную сексуальную жизнь и употребляющие алкоголь, подвергались большому риску самоубийства, чем те, кто от этого воздерживались.

   Стресс  также может стимулировать суицидные намерения. Причиной стресса может послужить тяжелая домашняя обстановка. Стрессовые ситуации могут возникать и в повседневной жизни: трудности с учебой, колебания при выборе профессии, попытки найти свое место в обществе, конфликты на сексуальной почве и чувство неуверенности в себе. Все эти факторы способствуют возрастанию напряжения.

   Сексуальные проблемы, дополненные другими факторами, могут стать причиной дезадаптивного поведения, ведущего к суициду. Измена возлюбленного (или возлюбленной) может привести к суициду, если она сочетается с унижением достоинства или при условии сильной эмоциональной привязанности подростка. Которая характерна для детей из неблагополучных семей, или у эмоционально-лабильных подростков, лишенных поддержки дома, ощущающих эмоциональное отвержение родителей.

   Для подростков, совершающих самоубийства, характерна незрелость личности и слабый контроль эмоциональных состояний. Склонные к самоубийству молодые люди отличаются высокой импульсивностью, агрессивностью или недостаточным уровнем личностной идентификации, что необходимо для чувства собственного достоинства, осмысленности существования и целеустремленности.

   Особенности развития у подростков суицида является то, что на фоне семейной стресс-ситуации, постоянного страха ожидания наказания развивается различные неврозы: астенодепрессивный, истероневротический и часто сменой настроения с патологической фантазией, с демонстративным поведением.

   Истероневротический невроз. Истерическое поведение подростков направлено на привлечение к ним внимания. Развитие невроза часто связано с негативными жизненными ситуациями, межличностными конфликтами. Механизм развития истерического невроза обусловлен функциональными расстройствами психики, тогда как эпилепсия – органическим десдентом головного мозга. Нередко наблюдается семейная предрасположенность к функциональным расстройствам психики.

   Подростка, страдающего истерией, необходимо обследовать  у специалиста (невропатолога, психиатра).

   Тревожно-мнительный вариант невроза  характеризуется прогрессированием различных страхов и является наиболее постоянным симптомом.

   При органических повреждениях центральной  нервной системы: родовая травма, черепно-мозговая травма с сотрясением  головного мозга, с потерей зрения, слуха, а также у скоророжденных и низкорожденных детей частота развития психопатий значительно выше.

   Истерический  вариант невроза  протекает менее благоприятно. Закрепленные в раннем детстве инфантильность, капризность, истерические реакции осложняются вегетативно-сосудистыми кризисами с тахикардией, аритмией, тошнотой. С возрастом эти проявления усиливаются.

   Более благоприятно протекает астенический вариант невроза, для которого  характерны общая слабость, быстрая утомляемость, головная боль, нарушение сна [16, с. 230-252].

   Индивид может пройти различные этапы развития неврозов, все более и более погружаясь в синдром личностной тревоги, теряя уравновешенность с внешней средой и социальную адаптацию.

   Ценой прогрессирующей дезадаптации личности, неспособной ни к активному, ни пассивному способу построения своих отношений с самим собой и с окружающим миром в  решении жизненно важных задач и в достижении жизненных целей, может стать самоубийство. 

1.3. Психолого-социальная  работа с подростками  с суицидальными  наклонностями. 

   Профилактика  суицидальных наклонностей у подростков. 

   Профилактика  суицидальных наклонностей у подростков организационно включает кризисную  службу. Это «телефон доверия» - амбулаторная консультативная помощь – стационарная служба. На всех этап кризисной службы ведущая роль принадлежит психотерапии, которая применяется при первичной и вторичной профилактики суицида.

   Первичная профилактика суицида – психотерапия начинается с момента заявления по телефону доверия подростка о наличии у него суицидальных намерений. Психотерапия направлена на успокоение, снижение уровня тревоги, убеждение в ценности здоровья, жизни, значимости человека для других, для общества. Очень важно дать человеку выговориться,  высказать все, накопившиеся негативные эмоции. Часто для этого требуется значительное время. В такой ситуации важно умение слушать, сочувствовать и сопереживать, стремясь утвердить в человеке желание жить. Ведь, несмотря на принятое решение свести счеты с жизнью, подросток позвонил, он ищет помощи. Надо оценить риск суицидальной ситуации.

   Далее самый сложный момент диалога, в  котором суициденту предлагается сделать  выбор альтернативных вариантов  выхода из кризиса: повторные обращения  к слушателю (к которому у него появилось доверие) по телефону в  любое время; явка в психологический  кабинет для беседы; уточнение и прояснение деталей того, что его не устраивает в предлагаемом решении, предложение индивиду самому высказаться по поводу решения его проблемы. На основании полученных ответов консультант определяет правильность понимания подростком того, что именно они обсуждают. Выявление четко сформулированного пресуицидального состояния требует срочной госпитализации суицидента в кризисный стационар. При совершении суицидентом действия, направленного на самоубийство, необходима госпитализация в реанимационное отделение.

   «Кризисная  служба» широко распространена в  странах Европы и США. Ее деятельность в первичной профилактики суицида, несомненно, имеет позитивное значение для общества.

   Вторичная профилактика суицида осуществляется после выполнения комплекса реанимационных мероприятий, направленных на сохранение жизни (детоксикация, оперативное вмешательство и другое). Больного консультируют психологи, психиатры. Совместно с лечащим врачом определяется объем и вид терапии, сроки перевода в кризисный стационар или психиатрическую лечебницу. Определяется возможность продолжение психотерапевтического лечения в амбулаторных условиях в психотерапевтическом стационаре или кабинете психологической разгрузки.

   При профилактике суицида у подростков важное значение придается восстановлению потерянных семейных контактов.

   Реабилитационная  работа с подростками, совершившими суицидальный поступок, и их семьей показала необходимость учитывать, что дети этой возрастной группы не проявляют стойких психический  отношений - как до, так и после суицидального действия они готовы к сотрудничеству с близкими.

   То  есть работа с родителями детей –  суицидентов должна составлять не менее 80 % от деятельности социального работника  в рассматриваемом направлении  и включать следующие аспекты:

   - учитывая неоднородную природу  и сложный механизм формирования  поведенческих расстройств. Необходимо  проводить индивидуальное обследование  родителей, направленное на установление  у них степени имеющихся расстройств  невротического типа;

   - определить стереотипы негативного поведения старших членов семьи для фиксации перехода их к аномалии характера;

   - проводить диагностику семьи,  направленную на установление  признаков нарушения семейного  общения, определение социально-психологических  факторов дездаптирующих ребенка и членов его семьи;

   - оказывать психологическое воздействие  на родственников суицидента  с целью устранения у них  функциональных нервно-психических  нарушений, возникших в результате  психических травм, длительных  переживаний и конфликтов;

   - проводить консультативную работу с целью выявления и развития творческих наклонностей подростка – суицидента.

Информация о работе Проблемы подросткового суицида