Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 11:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы рассмотреть наклонности, проанализировать основные понятия и подходы к изучению данной проблемы; выявить влияние социальных и асоциальных факторов на самодеструктивное поведение подростка; рассмотреть этапы, виды и мотивы самоубийств, а также провести социологическое исследование по данной проблеме и на основе полученных данных сделать анализ проблем подросткового суицида.
На основе исследования сделать выводы и рекомендации проблемы подросткового суицида в наше время.
Введение
Глава 1. Проблемы подросткового суицида
1.1 Характеристика суицидального поведения
1.2 Особенности развития суицидальных наклонностей у подростков
1.3Психолого-социальная работа с подростками с суицидальными наклонностями
Глава 2. Методология и методика проведения исследования
Глава 3. Анализ проблем подросткового суицида
3.1 Социально- демографическая характеристика респондентов
3.2 Оценка эмоционального состояния респондентов
3.3 Оценка взаимоотношений респондентов со сверстниками, друзьями, родителями
3.4 Оценка отношения респондентов к такому асоциальному явлению, как самоубийство
Выводы и рекомендации
Заключение
Список литературы
Приложение
Фаталистические самоубийства.
Этот
вид самоубийств возникает в
результате усиленного контроля со стороны
группы, имеющей тенденцию быть сильной
и постоянной, и поэтому становящейся
невыносимой.
Виды
самоубийств.
Всемирная организация здравоохранения насчитывает 80 способов ухода из жизни.
Рассмотрим основные виды самоубийств.
Повешение.
Этот
самый распространенный способ опробован
еще Иудой и справедливо
-
перелом шейного позвонка. Наступает,
если человек падает в петлю
с достаточной высоты. Смерть
практически мгновенная. В старину
в Европе виселицы были
- пережатая сонная артерия. Секунд через 10 человек теряет сознание и вскоре гибнет от атрофии головного мозга. Если артерия пережалась, то человек умирает от простого удушия.
Перерезание вен.
Этот способ обычно применятся мужчинами, так как перерезать вены вообще трудно, а для женщины в особенности. Если человек кончает жизнь вскрытием вен, не будучи психически нездоровым, то скорее всего у него действительно для этого есть причины.
Отравление.
От
передозировки лекарственных
В основном используется:
- уксусная кислота (СН3СООН);
- таблетки, оказывающие усыпляющее воздействие.
Выстрел из пистолета.
В
США оружие легко доступно, 60 % самоубийц
умирает именно от пули. А в Австрии,
где торговля оружием запрещена,
всего 4 %.
Самосожжение (сати).
Применятся только религиозными (как часть определенного ритуала) либо политическими (как публичная акция протеста) фанатиками.
Либо психически нездоровыми людьми. Практически всегда и то и другое присутствует одновременно.
«Золотой укол»
Сознательная передозировка. Вызывает сон, потерю сознания и остановка дыхания. Используется во многих штатах для казни преступников.
Суицидальный терроризм.
Этот способ используют террористы-смертники во время терактов с целью причинения вреда не столько себе самому, сколько окружающим.
Утопление.
Смерть наступает после того, как вода попадает в дыхательные пути.
Электрический ток.
При
питании источника постоянного
тока зуд участков кожи начинается
приблизительно при напряжении от 5В.
При частоте 50 Гц достаточно даже незначительных
напряжений, чтобы получить серьезные
повреждения. Дальнейшее увеличение частоты
приводит к ухудшению чувствительности.
При применении высокочастотных токов
начинается тепловое воздействие. При
повышении частоты начинается горение
поверхности кожи.
Темпоральные
характеристики самоубийств.
Вопросы, связанные с анализом темпоральных вариаций самоубийств, изучались в ходе компетентного социологического исследования, посвященного проблемам социальных девиаций в молодежной среде. Исследование проводилось кафедрой социологии Ивановского Государственного Энергетического Университета под руководством Мягкова Александра Юрьевича – доктора социологических наук, профессора, заведующего кафедрой социологии в ИГЭУ в сентябре 2002 года – апреле 2003 года и было частью международного научно-исследовательского проекта «Будущее молодежи России». Помимо демографических характеристик суицидов, в исследовании фиксировались временные параметры самоубийств (сезон, месяц, день недели, время суток и другое).
Время года. Данные медицинской статистики по г. Иваново за три обследованных года (2001 – 2003 года) свидетельствуют о существовании явно выраженных сезонных колебаний в распределении самоубийств. Временные вариации незавершенных самоубийств выглядят так: январь – 7 %, февраль – 6 %, март – 9 %, апрель – 10 %, май – 8 %, июнь – 9 %, июль – 11 %, август – 9 %, сентябрь – 9 %, октябрь – 9 %, ноябрь – 9 %, декабрь – 9 %.
Чаще всего попытки суицидов совершаются летом (29 %). Затем по нисходящей следует весна (28 %)и осень (24 %), а минимум самодеструктивных поступков приходится на зимний период (19 %). Самые суицидальные месяцы года, судя по полученным данным, является июль, а наиболее благополучным – февраль.
Декады месяца. По декадам каждого месяца случаи распределены следующим образом: 31 % - первая декада, 33 % - вторая, 36 % - третья. Как следует из данных, количество самоубийств в течении месяца монотонно нарастает, достигая максимума в последней пятидневке.
Дни недели. Наиболее часто попытки самоубийства случаются в воскресенье (16,8 %). В последующие дни недели их число постоянно снижается, достигая минимума в четверг (13,3 %), а затем вновь начинает нарастать, демонстрируя весьма ощутимый скачок в воскресные дни.
Праздники и будни. Анализ статистических данных службы экстренной медицинской помощи «03» г.Иваново показывает, что в праздничные дни интенсивность самоубийств выше, чем в обычные. Общее число покушений в городе увеличивается в среднем на 27 %, среди молодежи – на 19 %, а в старших возрастных категориях - более чем на треть (35 %).
Результаты исследования свидетельствуют также, что количество аналогичных суицидальных актов в праздники возрастает на 60 % по сравнению с обычными, непраздничными днями.
Время
суток. Частота суицидальных попыток
зависит также и от времени суток: верхний
пик суицидов приходится на вечернее время
(20.00 – 23.00), в утренние же часы ( с 6.00 до
8.00) наблюдается явный спад самоубийств.
Если с 18.00 до 1.00 ночи (период подъема и
пика) совершается до половины всех суицидальных
покушений (45 %), а с 20.00 до 24.00 – более четверти
от общего их числа (28 %), то с 6.00 до 10.00 (в
нижний пик самоубийств) – лишь 8 %.
Результаты
проведенного исследования позволяют
констатировать наличие заметных вариаций
в интенсивности самоубийств
в зависимости от целого ряда временных
параметров: времени суток, дня недели.
Декады месяца, сезона и другого. В одних
случаях эти вариации более выражены,
однако сам факт их существования достаточно
очевиден и вряд ли подлежит сомнению.
Вероятность совершения суицидов, как
выяснилось в ходе статистического анализа,
достигает максимальных значений в вечернее
время и в ранее ночное, в воскресные и
праздничные дни. В последней декаде месяца,
а также в весенне – летний период [12, с.83-92].
Формы
суицидального поведения.
А.Е.
Личко предлагает выделять три формы
суицидального поведения: демонстративное,
аффективное и истинное. Исследования
300 подростков – юношей, проведенные
А.С. Личко, показали, что суицидальное
поведение наблюдалось у 34 %, из них
демонстративное поведение у 20 %, аффективное
– у 11 % и только 3 % подростков совершали
обдуманные и спланированные покушения.
Рассмотрим каждый вид суицидального
поведения подробнее.
Демонстративный суицид.
Демонстративное
суицидальное поведение – это
изображение попыток самоубийства
без реального намерения покончить с жизнью,
с расчетом на спасение. Все действия направлены
на привлечение внимания, возобновления
интереса к собственной персоне, жалость,
сочувствие, уход от наказания за совершение
тяжелого проступка, возмездие за обиду,
несправедливость, когда окружающие отомстят
обидчику. Место совершения попытки самоубийства
указывает на ее адресат: дома – родным,
в компании сверстников – кому-то из них,
в общественном месте – обществу в целом,
властям.
Аффективный суицид.
Аффективное
суицидальное поведение – тип
поведения, характеризующийся .прежде
всего действиями, совершенными на
высоте аффекта. Суицид во время аффекта
может носить черты скитания, но
может быть и серьезным намерением,
хотя и мимолетного. Длительность аффективного
суицида определяет и колебания намерения
суицидального поведения.
Истинный суицид.
Истинное
суицидальное поведение – намеренное,
обдуманное поведение, направленное на
реализацию самоубийства, иногда дело
вынашиваемое. Подросток заботится
об эффективности действия и отсутствии
помех при их совершении. В оставленных
записках звучит мотив собственной вины,
самобичевание, забота о близких. Которые
не должны чувствовать причастность к
совершенному действию [12, с.83-92].
1.2.
Особенности развития
суицидальных наклонностей
у подростков.
Подросток – мальчик или девочка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны и культурно-национальных особенностей, а также пола ( от 11 - 13 лет до 15 - 17 лет). [20]
Подростковый период делится на две составляющие:
- ранний подростковый возраст (от 11 до 14 лет)
- средний подростковый возраст ( от 15 до 19 лет) [13, с. 58]
Переход от детства к взрослости – подростковый период – имеет свои психические закономерности. Его границы психологи определяют по-разному
Поговорим о 11 – 15-летних детях. Эти цифры также неоднозначны. У одних подростковый возраст начинается или заканчивается раньше, у других – позже. Психолог занимается в основном душевной жизнью людей, их мыслями, чувствами, переживаниями, поступками. Но у подростков все это тесно связано с происходящими в его организме физиологическими изменениями. И это надо учитывать, рассматривая переходный возраст.
Физиологическая перестройка начинается у детей в 10 – 12 лет с повышения активности щитовидной железы и гипофиза. Ускоряется обмен веществ, начинается бурное увеличение тела в длину.
Временной разрыв в перестройке различных систем организма приводит не вольно к внешней диспропорции тела, но и к несбалансированному функционированию организма. 11 – 13-летние подростки нередко испытывают недомогание, физический дискомфорт, быстро утомляются и сонливы.
Активность
гормональных процессов определяет
высокую эмоциональность
Важные изменения происходят в мыслительных процессах подростка. В это время ребенок начинает овладевать абстрактным мышлением. На первых порах весьма несовершенно, что ведет к появлению максимализма, отсутствию гибкости, к упрощенству.
В общении с другими людьми главная задача подростка добиться к себе отношения, как к взрослому. Основной показатель этого – самостоятельность, избавление от лени. Объективных оснований для предоставления ему большой самостоятельности недостаточно. По своему физическому. Интеллектуальному и нравственному развитию подросток еще далеко не взрослый. Противоречие между желаемым и возможным порождает многие конфликтные ситуации и общее напряжение в отношениях ребенка с ближайшим взрослым окружением. Родители и учителя становятся естественным препятствием на его пути к самостоятельности. И подросток настраивается на борьбу с ним, на его преодоление. Развивается реакция эмансипации. От поведения взрослых во многом зависит от того, насколько остро оно будет протекать. Это может быть затяжной открытый конфликт, если взрослые не учитывают изменившейся реальности и пытаются сохранить прежний стиль отношений.
Стремление
к самостоятельности и