Проблемы подросткового суицида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 11:51, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы рассмотреть наклонности, проанализировать основные понятия и подходы к изучению данной проблемы; выявить влияние социальных и асоциальных факторов на самодеструктивное поведение подростка; рассмотреть этапы, виды и мотивы самоубийств, а также провести социологическое исследование по данной проблеме и на основе полученных данных сделать анализ проблем подросткового суицида.
На основе исследования сделать выводы и рекомендации проблемы подросткового суицида в наше время.

Содержание

Введение
Глава 1. Проблемы подросткового суицида
1.1 Характеристика суицидального поведения
1.2 Особенности развития суицидальных наклонностей у подростков
1.3Психолого-социальная работа с подростками с суицидальными наклонностями

Глава 2. Методология и методика проведения исследования
Глава 3. Анализ проблем подросткового суицида
3.1 Социально- демографическая характеристика респондентов
3.2 Оценка эмоционального состояния респондентов
3.3 Оценка взаимоотношений респондентов со сверстниками, друзьями, родителями
3.4 Оценка отношения респондентов к такому асоциальному явлению, как самоубийство
Выводы и рекомендации
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 342.00 Кб (Скачать документ)

   Только  после возникновения у подростка  спонтанной потребности в конструктивном контакте с родителями можно приступать к рассмотрению круга коррекционных  задач по обеспечению социальной адаптации ребенка и членов его семьи. 
 
 

   Психологическая помощь подросткам с суицидальной направленностью. 

   В работе с подростками, совершившими попытки самоубийства, важно помнить  о том, что суицидальная активность является последним способом привлечь к себе внимание. Крайним средством выражения чувств отчаяния и беспомощности. То есть можно смело говорить об амбивалентности (двойственности) кризисной ситуации с одной стороны; чувство тоски, безысходности, горечи, отчаяния и беспомощности привели человека к мысли тщетности земного существования и желания умереть, а с другой стороны, стремясь привлечь к себе внимание, он утверждается в желании жить.

   Первым  шагом в работе по предотвращению суицида становится установление личного  контакта. В случае планирования самоубийства такой контакт найти можно: часто подросток не настроен на контакт с кем бы то ни было, обдумывая предстоящие действия. Если  же попытка уже произошла, то человек может испытывать чувство глубокой благодарности за искренне внимание. И в этом и в другом случае важно дать ему возможность отреагировать на накопившиеся негативные эмоции, а также успокоить его, дать возможность выговориться, сочувствуя и переживая ему. Зачастую клиент находится в состоянии психалгии (повышенной душевной боли), и сознание его в этот момент сужено, поэтому сам себе разговор с другим человеком может снизить уровень тревоги, сумятицы и страха у клиента. В этой ситуации главное – это умение слушать. В случае же истинного суицида клиент не очень охотно идет на разговор, избегая обсуждения тех вопросов, решения по которым уже принял.

   Следующим шагом является определение основной проблемы, которая и лежит в  основе суицидальной активности. Выделение  основной причины такого решения  есть попытка понять душевное состояние человека.

   В ходе первого и второго этапов беседы важно определить и степень  риска совершения суицида, то есть оценить  суицидальный потенциал.

   Важно оценить интенсивность кризиса  с точки зрения клиента, а не терапевта. Но самым важным показателем риска совершения самоубийства является сформированность и детальная проработанность плана суицидальных действий. Если клиент выбрал способ, место и средство ухода из жизни, это говорит о том, что последний шаг крайне близок.

   Следующий этап – это поиск ресурсов для преодоления критической ситуации. Ресурсы, которые имеются в распоряжении клиента, могут быть решающими. Ими является семья, близкие люди, воплощение мечты, друзья, и так далее. Непосредственная стелляция к этим ресурсам, скорее всего,  не принесет ощутимых результатов, а вот попытка представить и проговорить чувства окружающих значимых людей в случае совершения самоубийства может принести ощутимый эффект.

   Завершающий этап – это вселение уверенности  в том, что клиент обязательно  справиться со своими проблемами. Ни в коем случае нельзя сразу же переходить к каким-то конкретным действиям. Инициатива первого шага должна принадлежать именно клиенту. Задача консультанта – подчеркнуть успех этого шага. После беседы необходимо тщательно осмыслить ее результат. При этом для определения суицидального риска выявляются и сопоставляются как про - , так антисуицидальные факторы: устойчивое позитивное отношение к жизни и негативное – к смерти; широта диапазона известных и субъективно приемлемых путей разрешения сложившейся ситуации. 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Методология и  методика проведения исследования.

      Самоубийство-одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек.

      На протяжении последующей истории менялись мотивы и способы самоубийства, периоды относительного спокойствия в том или ином регионе сменялись годами подлинных эпидемий самовольного ухода из жизни. По данным статистики, большинство самоубийств совершается в подростковом возрасте. Поэтому было проведено исследование, посвящённое данной тематике. 

Его цель: рассмотреть проблемы подросткового суицида и разработать рекомендации, направленные на профилактику данного явления.

Задачи:

  1. Проанализировать основные понятия и подходы к изучению проблемы суицида.
  2. Рассмотреть этапы, виды, мотивы самоубийств, категории самоубийц.
  3. Выявить влияние такого асоциального фактора, как самоубийство, на самодеструктивное поведение подростка.
  4. Изучить социально-демографическую характеристику подростков.
  5. Изучить эмоциональное состояние подростков.
  6. Изучить взаимоотношения подростков со сверстниками, друзьями, родителями. 

Объект: трудные подростки ( в возрасте от 13 до 15 лет) г. Иваново

Предмет: мнение подростков о суициде 

В основе данного исследования лежит гипотеза: что у подростков есть суицидальные наклонности в следствие их проживания в неблагополучной  семье.

В опросе принимало  участие 40 человек. Исследование носило пилотажный характер.

Для проведения исследования были использованы такие методы сбора информации, как анкетирование и качественный анализ документов. Также была разработана анкета, состоящая из 22 вопросов, которая разбита на параграфы: социально-демографическая характеристика респондентов ( вопросы № 1, 2, 3); оценка эмоционального состояния респондентов          (вопросы № 4, 12, 16, 20); оценка взаимоотношений респондентов со сверстниками, друзьями, родителями ( вопросы № 5. 6, 7, 8, 13, 14, 15, 21);

оценка отношения  респондентов к такому асоциальному явлению, как самоубийство ( вопросы № 9, 10, 11, 17,18,19, 22).  

Для обработки, полученных в ходе исследования данных, были использованы методы математической статистики. 
 
 
 
 

 

Глава 3. Анализ проблем  подросткового суицида 

3.1.Социально-демографическая  характеристика респондентов

     В опросе приняли участие 40 человек. Среди  респондентов юношей- 40%, девушек- 60%. Возрастные показатели таковы: 13-ти летние респонденты  составили 32,5 % общей совокупности, опрошенные 14-ти лет  составляют 30 %, 15-ти летние составили 37,5 %. Средний возраст опрошенных составил 14 лет.

     Для того чтобы выяснить, как распределилось количество респондентов, в зависимости  от половозрастных характеристик обратимся  к таблице 3.1. 

                                                                                                                    Таблица 3.1

Половозрастное  распределение респондентов, в % (N = 40) 

Пол Возраст
13 лет 14 лет 15 лет
мужской 31,2 37,5 31,3
женский 33,0 21,0 46,0
 

     Из  данных указанных в таблице следует, что большей части девушек, участвовавших в опросе 15 лет, а большей части юношей- 14 лет. Среди респондентов 13-ти лет, больше девушек, нежели юношей. Следовательно,      наиболее представлена группа девушек 15-ти лет. 

     На  вопрос: « С кем Вы проживаете?»- были получены ответы:

     35,0 %- опрошенных проживают с родителями;

     40,0 % - с одним из родителей;

     12,5 % -с близкими родственниками и 

     12,5 % - с опекуном. 
 
 
 

                                                                                                                   Таблица 3.2

Характеристика  состава семьи, в  зависимости от пола и возраста респондентов, в % ( N = 40 ) 

Социально- демографическая  характеристика Состав  семьи респондентов
с родителями с одним из родителей с близкими родственниками с опекуном
1.Пол        
мужской 31,2 43,8 6,2 18,8
женский 37,5 37,5 16,7 8,3
2.Возраст        
13 53,8 30,8 0 15,4
14 25,0 33,3 25,0 16,7
15 лет 26,7 53,3 13,3 6,7
 

     По  данным таблицы большая часть  юношей проживает с одним из родителей, а среди девушек одинаковое количество проживает  с родителями и с одним из родителей.

     Рассматривая  возрастные показатели, следует отметить, что в большинстве своём  13-ти летние респонденты проживают с  одним из родителей и среди  них нет ни одного проживающего с  близкими родственниками; большая часть 14-ти летних опрошенных проживает с одним из родителей. Аналогичные показатели и у 15-ти летних респондентов. 

     Рассмотрев  все показатели по данному параграфу  можно сделать вывод, большая  часть респондентов – девушки 15-ти лет; доминирующее положение занимают опрошенные проживающие с одним из родителей. Именно этими данными  будем оперировать в ходе дальнейшего анализа. 
 
 
 
 
 
 

3.2.Оценка  эмоционального состояния  респондентов.

 

     Чтобы изучить эмоциональное состояние  опрошенных нужно первоначально  рассмотреть: эмоциональное состояние в целом, реакцию респондентов на неудачи, частоту ощущения ими чувства отчаяния, тоски; их отношение к смерти, в зависимости от половозрастных показателей и в зависимости от состава семьи.

     На  вопрос: « Часто ли Вы подвергаетесь сильным эмоциональным переживаниям?»- были получены следующие ответы:

   55,0 % респондентов подвергается сильным эмоциональным переживаниям                                   иногда;

   35,0 % - часто

   и 10,0 % -никогда.

                                                                                                                    Таблица 3.3                                                                                                                                           

Оценка  подверженности респондентов сильным эмоциональным переживаниям в зависимости от половозрастных характеристик,

в % (N = 40 ) 

Социально- демографическая  характеристика Подверженность  респондентов сильным эмоциональным  переживаниям
часто иногда никогда
1. Пол      
мужской 43,8 50,0 6,2
женский 29,2 62,5 8,3
2. Возраст      
13 23,1 69,2 7,7
14 33,3 50,0 16,7
15 лет 46,7 53,3 0

Информация о работе Проблемы подросткового суицида