Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 11:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы рассмотреть наклонности, проанализировать основные понятия и подходы к изучению данной проблемы; выявить влияние социальных и асоциальных факторов на самодеструктивное поведение подростка; рассмотреть этапы, виды и мотивы самоубийств, а также провести социологическое исследование по данной проблеме и на основе полученных данных сделать анализ проблем подросткового суицида.
На основе исследования сделать выводы и рекомендации проблемы подросткового суицида в наше время.
Введение
Глава 1. Проблемы подросткового суицида
1.1 Характеристика суицидального поведения
1.2 Особенности развития суицидальных наклонностей у подростков
1.3Психолого-социальная работа с подростками с суицидальными наклонностями
Глава 2. Методология и методика проведения исследования
Глава 3. Анализ проблем подросткового суицида
3.1 Социально- демографическая характеристика респондентов
3.2 Оценка эмоционального состояния респондентов
3.3 Оценка взаимоотношений респондентов со сверстниками, друзьями, родителями
3.4 Оценка отношения респондентов к такому асоциальному явлению, как самоубийство
Выводы и рекомендации
Заключение
Список литературы
Приложение
Только
после возникновения у
Психологическая
помощь подросткам с
суицидальной направленностью.
В работе с подростками, совершившими попытки самоубийства, важно помнить о том, что суицидальная активность является последним способом привлечь к себе внимание. Крайним средством выражения чувств отчаяния и беспомощности. То есть можно смело говорить об амбивалентности (двойственности) кризисной ситуации с одной стороны; чувство тоски, безысходности, горечи, отчаяния и беспомощности привели человека к мысли тщетности земного существования и желания умереть, а с другой стороны, стремясь привлечь к себе внимание, он утверждается в желании жить.
Первым шагом в работе по предотвращению суицида становится установление личного контакта. В случае планирования самоубийства такой контакт найти можно: часто подросток не настроен на контакт с кем бы то ни было, обдумывая предстоящие действия. Если же попытка уже произошла, то человек может испытывать чувство глубокой благодарности за искренне внимание. И в этом и в другом случае важно дать ему возможность отреагировать на накопившиеся негативные эмоции, а также успокоить его, дать возможность выговориться, сочувствуя и переживая ему. Зачастую клиент находится в состоянии психалгии (повышенной душевной боли), и сознание его в этот момент сужено, поэтому сам себе разговор с другим человеком может снизить уровень тревоги, сумятицы и страха у клиента. В этой ситуации главное – это умение слушать. В случае же истинного суицида клиент не очень охотно идет на разговор, избегая обсуждения тех вопросов, решения по которым уже принял.
Следующим шагом является определение основной проблемы, которая и лежит в основе суицидальной активности. Выделение основной причины такого решения есть попытка понять душевное состояние человека.
В ходе первого и второго этапов беседы важно определить и степень риска совершения суицида, то есть оценить суицидальный потенциал.
Важно оценить интенсивность кризиса с точки зрения клиента, а не терапевта. Но самым важным показателем риска совершения самоубийства является сформированность и детальная проработанность плана суицидальных действий. Если клиент выбрал способ, место и средство ухода из жизни, это говорит о том, что последний шаг крайне близок.
Следующий этап – это поиск ресурсов для преодоления критической ситуации. Ресурсы, которые имеются в распоряжении клиента, могут быть решающими. Ими является семья, близкие люди, воплощение мечты, друзья, и так далее. Непосредственная стелляция к этим ресурсам, скорее всего, не принесет ощутимых результатов, а вот попытка представить и проговорить чувства окружающих значимых людей в случае совершения самоубийства может принести ощутимый эффект.
Завершающий
этап – это вселение уверенности
в том, что клиент обязательно
справиться со своими проблемами. Ни в
коем случае нельзя сразу же переходить
к каким-то конкретным действиям. Инициатива
первого шага должна принадлежать именно
клиенту. Задача консультанта – подчеркнуть
успех этого шага. После беседы необходимо
тщательно осмыслить ее результат. При
этом для определения суицидального риска
выявляются и сопоставляются как про -
, так антисуицидальные факторы: устойчивое
позитивное отношение к жизни и негативное
– к смерти; широта диапазона известных
и субъективно приемлемых путей разрешения
сложившейся ситуации.
Глава 2. Методология и методика проведения исследования.
Самоубийство-одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек.
На протяжении последующей истории менялись мотивы и способы самоубийства, периоды относительного спокойствия в том или ином регионе сменялись годами подлинных эпидемий самовольного ухода из жизни. По данным статистики, большинство самоубийств совершается в подростковом возрасте. Поэтому было проведено исследование, посвящённое данной тематике.
Его цель: рассмотреть проблемы подросткового суицида и разработать рекомендации, направленные на профилактику данного явления.
Задачи:
Объект: трудные подростки ( в возрасте от 13 до 15 лет) г. Иваново
Предмет:
мнение подростков о суициде
В основе данного исследования лежит гипотеза: что у подростков есть суицидальные наклонности в следствие их проживания в неблагополучной семье.
В опросе принимало участие 40 человек. Исследование носило пилотажный характер.
Для проведения исследования были использованы такие методы сбора информации, как анкетирование и качественный анализ документов. Также была разработана анкета, состоящая из 22 вопросов, которая разбита на параграфы: социально-демографическая характеристика респондентов ( вопросы № 1, 2, 3); оценка эмоционального состояния респондентов (вопросы № 4, 12, 16, 20); оценка взаимоотношений респондентов со сверстниками, друзьями, родителями ( вопросы № 5. 6, 7, 8, 13, 14, 15, 21);
оценка отношения респондентов к такому асоциальному явлению, как самоубийство ( вопросы № 9, 10, 11, 17,18,19, 22).
Для обработки,
полученных в ходе исследования данных,
были использованы методы математической
статистики.
Глава
3. Анализ проблем
подросткового суицида
3.1.Социально-демографическая характеристика респондентов
В опросе приняли участие 40 человек. Среди респондентов юношей- 40%, девушек- 60%. Возрастные показатели таковы: 13-ти летние респонденты составили 32,5 % общей совокупности, опрошенные 14-ти лет составляют 30 %, 15-ти летние составили 37,5 %. Средний возраст опрошенных составил 14 лет.
Для
того чтобы выяснить, как распределилось
количество респондентов, в зависимости
от половозрастных характеристик обратимся
к таблице 3.1.
Половозрастное
распределение респондентов,
в % (N = 40)
Пол | Возраст | ||
13 лет | 14 лет | 15 лет | |
мужской | 31,2 | 37,5 | 31,3 |
женский | 33,0 | 21,0 | 46,0 |
Из
данных указанных в таблице следует,
что большей части девушек, участвовавших
в опросе 15 лет, а большей части юношей-
14 лет. Среди респондентов 13-ти лет, больше
девушек, нежели юношей. Следовательно,
наиболее представлена группа девушек
15-ти лет.
На вопрос: « С кем Вы проживаете?»- были получены ответы:
35,0
%- опрошенных проживают с
40,0 % - с одним из родителей;
12,5 % -с близкими родственниками и
12,5
% - с опекуном.
Характеристика
состава семьи, в
зависимости от пола
и возраста респондентов,
в % ( N = 40 )
Социально- демографическая характеристика | Состав семьи респондентов | |||
с родителями | с одним из родителей | с близкими родственниками | с опекуном | |
1.Пол | ||||
мужской | 31,2 | 43,8 | 6,2 | 18,8 |
женский | 37,5 | 37,5 | 16,7 | 8,3 |
2.Возраст | ||||
13 | 53,8 | 30,8 | 0 | 15,4 |
14 | 25,0 | 33,3 | 25,0 | 16,7 |
15 лет | 26,7 | 53,3 | 13,3 | 6,7 |
По данным таблицы большая часть юношей проживает с одним из родителей, а среди девушек одинаковое количество проживает с родителями и с одним из родителей.
Рассматривая
возрастные показатели, следует отметить,
что в большинстве своём 13-ти
летние респонденты проживают с
одним из родителей и среди
них нет ни одного проживающего с
близкими родственниками; большая часть
14-ти летних опрошенных проживает с одним
из родителей. Аналогичные показатели
и у 15-ти летних респондентов.
Рассмотрев
все показатели по данному параграфу
можно сделать вывод, большая
часть респондентов – девушки 15-ти
лет; доминирующее положение занимают
опрошенные проживающие с одним из родителей.
Именно этими данными будем оперировать
в ходе дальнейшего анализа.
3.2.Оценка эмоционального состояния респондентов.
Чтобы
изучить эмоциональное
На вопрос: « Часто ли Вы подвергаетесь сильным эмоциональным переживаниям?»- были получены следующие ответы:
55,0 % респондентов
подвергается сильным эмоциональным переживаниям
35,0 % - часто
и 10,0 % -никогда.
Оценка подверженности респондентов сильным эмоциональным переживаниям в зависимости от половозрастных характеристик,
в % (N =
40 )
Социально- демографическая характеристика | Подверженность респондентов сильным эмоциональным переживаниям | ||
часто | иногда | никогда | |
1. Пол | |||
мужской | 43,8 | 50,0 | 6,2 |
женский | 29,2 | 62,5 | 8,3 |
2. Возраст | |||
13 | 23,1 | 69,2 | 7,7 |
14 | 33,3 | 50,0 | 16,7 |
15 лет | 46,7 | 53,3 | 0 |