Проблемы социализации современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:59, реферат

Описание

Актуальность темы исследования. Как это ни покажется парадоксально, но актуальность той или иной проблемы является производной в какой-то степени от усилий философии. Именно философия нередко определяет, что актуально или неактуально сегодня. Сделать это ей позволяет ее постоянная нацеленность на фундаментальные свойства и проблемы бытия. Трудно не согласиться с мыслью К.Ясперса, который следующим образом определил, что есть философ: "Философ - нечто большее, чем просто познающий. Его характеризует и материал, который он познает, и происхождение этого материала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
& 1. Социальные и теоретические предпосылки проблемы изучения молодежи
& 2. Методологические подходы к определению понятия "молодежь"
& 3. Молодежь и время
ГЛАВА 2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ
& 1. Социализация как социальная и научная проблема
& 2. Проблема социализации человека в западной философии
& 3. Формы социализации
ГЛАВА 3. ВАЖНЕЙШИЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ
& 1. Проблема самоидентификации молодежи
& 2. Взаимосвязь поколений
& 3. Духовные факторы социализации
ГЛАВА 4. ТРАДИЦИИ, ИННОВАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ
& 1. Проблема традиций и инноваций в культуре
& 2. Общество, традиции и социализация молодежи
& 3. Инновации и социализация молодежи
ГЛАВА 5. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
& 1 Кризис традиционных форм социализации молодежи
& 2. Становление государственной молодежной политики
& 3. Методологические проблемы современной социализации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 1.47 Мб (Скачать документ)

И четвертой формой в этом наборе является мобилизационная социализация. Мобилизационным типом развития (общества и соответствующей ему социализации) называется "развитие, ориентированное на достижение чрезвычайных целей с использованием чрезвычайных средств и чрезвычайных организационных форм. Отличительной его чертой является то, что оно происходит под влиянием внешних, экстремальных факторов, угрожающих целостности и жизнеспособности системы" (181, с.88).

Понятно, что мобилизационная форма  социализации характерна для обществ, переживающих экстремальные периоды  развития, требующие концентрации социальных ресурсов на жизнеопределяющих для  социума вопросах, для быстрого и  эффективного разрешения наиболее важных и злободневных проблем. В ней есть элементы обезличивающей унификации и манипулятивности, но она активизируется в такое время, когда уже никого не интересует твое Я, твое самоопределение, твои права. Ближайший пример - это война. Там простота проекта - выжить - понятна человеку без всяких рефлексий. И он выстраивает свою деятельность и организацию так, чтобы выжить всем вместе. Эти ситуации Россия проходила не однажды. Развернутую характеристику мобилизационного общества можно найти в монографии А.Г.Фонотова (181 ).

Эта классификация не обязательно  совпадает с формационным делением, но в развитии каждого общества есть наиболее типичные моменты, когда по схеме можно указать по преимуществу и присущую ему форму социализации. Например, если это трансформация или модернизация общества, революция, то наиболее часто и вероятно там будет реализована инновационная форма социализации, если война - то мобилизационная и т.д.

Можно указать и на типологию  форм социализации в рамках формационного подхода. Известно, что по мере развития человеческой жизнедеятельности, мир усложняется. Это относится и к вещному миру, и к миру социальных отношений. Если формация становящаяся, молодая, связанная со становлением новых образцов деятельности и социального взаимодействия людей, то вместе с ней формируются и становятся все новые формы социализации людей в целом. Тогда все - и старые, и молодые - начинают производить новые образы деятельности и поведения. Пример - революции в Англии, Франции. Происходит прорыв вперед, выбрасывается множество новых образцов поведения и норм. Если потом происходит откат, контрреволюция, то общество возвращается к поколенческой структуре, старое начинает воспроизводится вновь.

Но выброшенные новые образцы  начинают, тем не менее, консолидировать на единой основе какие-то действия, формы деятельности и их субъектов. Появляются люди, которые все же начинают следовать этим образцам. Здесь и оказывается, что в основном им следует демографическая молодежь, люди в молодом возрасте. Отсюда возникает довольно распространенная точка зрения, что молодежь от природы прогрессивна. Но это не всегда так, это определяют конкретные социальные условия данного общества.

Молодежь будет усваивать консервативные тенденции, если общество стагнирующее, или долго существует в стабильно функционирующем состоянии: новые образцы не появляются, новые ценности обществом специально не вырабатываются, и соответственно, социальная (т.е. существенная), а не демографическая характеристика молодежи не работает. Тогда в обществе возникает ситуация, которую в инновационно-социализаторской рамке можно квалифицировать как вообще отсутствие молодежи. Реализуется типичная традиционная социализация по адаптационному типу: есть процесс социализации, сведенный к адаптации, и есть задача полностью адаптировать всех людей к существующим традиционным и устоявшимся структурам.

Если же взять ситуацию становящегося  общества, где возникает многообразие форм и образцов деятельности, норм, оценок и ценностей, которые борются  между собой, перетягивают к себе часть молодых и взрослых, и т.д. В таком обществе развиваются разные формы социализации. Кто-то уходит в адаптацию, кто-то переходит рамку развития личности, а кто-то не социализуется вообще и выпадает в асоциальность.

Типологизация мирового социума с учетом геополитического и государственно-управленческого факторов порождает и типологию качественно различающихся национально-региональных моделей социализации (касается в основном институциональных форм социализации). Среди основных таких моделей особо выделяются системы образования Японии, Китая, России, Западной Европы и США (78, с. 113-120).

Еще одна, чрезвычайно важная, на наш  взгляд, классификация - по социализующей среде, т.е. в зависимости от того, в действии с какими объектами, явлениями и процессами развивается и социализуется индивид и поколения. Сейчас следует выделить три поля, три мощных социализующих фактора - вещественно-предметный (взаимодействие с которым происходит объективно, стихийно, и дает такие непредсказуемые последствия социализации, которые никогда не проектировались), социально-институциональный и информационный (СМИ). Здесь, соответственно, 3 формы социализации - вещная, социальная и информационная.

Первой мы коснулись выше, когда  обсуждали факторы, способствовавшие появлению зрелых специфических форм вторичной социализации, связав эту эволюцию сначала с наступлением индустриальной эпохи, а затем века НТР. Раньше ребенок воспитывался тем, что его учили простые вещи. Сначала он учился держать ложку, есть из горшка кашу, надевать лапти, а потом - ходить за плугом. Позднее оказалось, что его уже надо учить читать, писать, считать, работать на станке. Сейчас - уже надо учить работать с информацией и ее источниками, с новой техникой совершенно иного уровня. А это значит, что социализация в этих разных исторических эпохах требуется разная, каждый раз уже на новом уровне.

К сожалению, этого сейчас не только практически не делается, но даже не предусмотрено в программах работы с молодежью. И если, например, с  вещами первой необходимости или бытового назначения простейшего устройства и использования учит обращаться семья, грамоте учит школа, а кто будет учить обращаться с другими, более сложными вещами и объектами, без которых современную жизнь просто невозможно представить? Для этого нужна специализированная деятельность, но никто о ней не позаботился.

Так же обстоит дело с социальными  институтами, освоение которых в  деятельности составляет задачу социально-институциональной  социализации. Раньше была семья и "улица", двор, группа, потом - школа, институт, партии, профсоюзы и т.п. Сегодня появляется вопрос в отношении современного молодого человека, нередко имеющего диплом, но не умеющего реализовать ни своих прав, ни обязанностей, не участвующего в политических и общественных партиях, движениях и акциях, не интересующегося не только искусством, не только жизнью страны или региона, но не подозревающего даже о существовании вокруг себя соседей. Можно ли подвести его под какие-то основания и критерии человека социализованного?

И последнее - умение обращаться с  информационными потоками, СМИ и  коммуникациями, формируемое содержательно  в процессе информационной социализации. Является ли человек социализованным, включая компьютер или телевизор? С точки зрения социализации, здесь есть глубокая проблема. В школе, например, есть критерии (в том числе формальные, количественные и т.п.), как и за какое время надо с ребенком выучить буквы, научить его читать, считать, писать, какова должна быть скорость чтения в каком классе и т.п., под них отводят определенное время, разрабатываются соответствующие методики.

Но почему-то до сих пор никто  не отмеряет и нигде это не проходит, что сегодня ребенка надо не только учить традиционным чтению, счету  и письму, но и восприятию телевизионной  информации, общению с компьютером, которые превращаются в социализующую среду. Ведь телевизор не запретишь и не отключишь, людей вокруг не перестреляешь, вещи из квартиры не вынесешь. Без специального обучения здесь возникает масса проблем, но эта задача нередко требует широких выходов в культуру и усложняет социализацию.

Кстати, и сама молодежная среда  в этом отношении работает как  катализатор или как тормоз для  позитивных и негативных влияний. Например, умение обращаться в информационной среде становится фактором дифференциации в среде современной молодежи.

Здесь по ходу обсуждения мы фактически уже затронули еще одну классификацию  форм социализации - по характеру организации  и наличию целенаправленности деятельности ее можно разделить на стихийную (так осуществляется традиционная социализация ) и специализированную ( профессиональную, чем стала современная социализация ).

Такая форма социализации, как образование, институционализировалась и превратилась в специализированную деятельность еще в античности, в ряде стран массовой школа в ХVП веке. В ХХ веке система образования превратилась в основной институт вторичной социализации, вступив в некоторых аспектах в конкуренцию с семьей. Но за несколько десятилетий быстрые и радикальные социальные изменения сильно трансформировали социализующее пространство, потребовав, с одной стороны, усложнения и интенсификации социализации, а с другой - усиления социализующего воздействия. Однако, эти же самые социальные изменения, наоборот, лишь ослабили прежние традиционные социализующие механизмы. Традиционное, естественное социализующее пространство опустело, его теперь требовалось воссоздавать или специально строить.

В 20-30-е годы появляется представление  о социальной инженерии, которая  мыслит общество не как стихийно развивающийся, а целенаправленно выстраиваемый процесс. Она учит заранее конструировать процессы, механизмы, закладывать это в институциональные структуры, чтобы они воспроизводились нормально. И с середины ХХ века формой разрешения противоречий молодежи и общества как двух сосуществующих социальных групп, а также формой социализации молодежи стал особый вид социального управления - молодежная политика. Ныне образование и молодежная политика в своем единстве как два социальных института являются диахронической и синхронической формой социализации как процесса включения нового поколения в общественную и жизнь и превращения будущего общества в настоящее.

Классификацию форм социализации можно  было бы продолжить и дальше. Например, по сферам или формам деятельности - производственная, профессиональная, социально-групповая, политическая, идеологическая и т.п. Может быть даже деформированная социализация, девиация группы, причиной которой, например, являются отклонения в здоровье, что со временем потом переползло в социальный криминал, но корни могут обнаружиться и в биологическом здоровье. То есть, формы социализации настолько же разные, насколько велико разнообразие социальных и антропологических процессов и характеристик.

Но чтобы быть сознательным социализатором сегодня, надо хорошо знать все главные социализационные структуры, процессы, факторы. Между тем, например, образование - мощнейший сейчас институт социализации, а практически еще не изучен. Если к тому же принять, что это не только институт, но и персоны, - степень сложности изучения и управления возрастет в геометрической прогрессии. Взяв хотя бы тяжелые агрегированные структуры, такие, как армия, школа, улица, СМИ - это макроуровень - необходимо изучить и знать, как они в целом социализуют, надо разложить их изнутри и разобрать, что там может работать в плюс-действие и в минус, какой и почему в целом получается результат.

К примеру, специалисты считают, что  если в свое время первичная социализация не состоялась, то какой бы хорошей  ни была вторичная, то человек уже не будет полноценно социализован. Но кто это и как проверил качественно и количественно? Скажем сейчас, возможна гипотеза, что если бы современная семья как социализатор не состоялась, то в результате наше население было бы представлено одними уголовниками. Мы этого веса еще не знаем. В нашем исследовании 1992 года получилось, что вес различных социализационных факторов, или субъектов, - практически одинаков: семья (мать и отец), культурные инстанции, артист кино - все получили по 25% авторитета ( в 1997 году это отношение несколько изменилось в пользу семьи ).(См.50) По этим данным они получились как бы равновзвешенными (удельный вес авторитета СМИ мы специально не замеряли). Но таких замеров для ясной и адекватной картины должно быть много, со все возрастающей детализацией. И это сегодня - проблема.

ГЛАВА 3. ВАЖНЕЙШИЕ ФАКТОРЫ 

СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

& 1. Проблема самоидентификации  молодежи 

Каждое новое поколение, входя  в общественную жизнь, наследует  уже достигнутый уровень развития общества и сложившийся определенный образ жизни. Но оно не способно автоматически включаться в жизненные процессы социума без их предварительного освоения. Поэтому знание, умение, желание жить и действовать "как положено" в данном сообществе являются необходимой предпосылкой вхождения молодежи в жизнь социума.

Общество, заботясь о самосохранении и стремясь обеспечить бесконфликтность жизнедеятельности, старается наделить новое поколение навыками группового выживания, выработанными устоявшимися именно в данном сообществе. То есть, сформировать такой механизм социальной адаптации молодежи, который превращал бы новое поколение в органичную часть и подобие уже существующего социума. Или, иначе говоря, целью и назначением социализации является формирование индивида, подобного себе, живущего и действующего как элемент именно этого сообщества, несущего его признаки и обладающего его опытом. Ответственного и обеспечивающего сохранение и выживание себя как члена этого общества и этого общества как своего второго, коллективного, Я во взаимоотношениях с другими группами.

Кроме того, как отмечали Э. Фромм, Э. Дюркгейм и другие, если удастся  приспособить индивида к конкретным социальным условиям и сформировать индивидуальный характер в соответствии с основными чертами доминирующего здесь социального характера, то человек будет действовать с наибольшей продуктивностью, необходимой и выгодной обществу, т.е. будет сформирован "продуктивный характер".

А с другой стороны, передача в процессе социализации того опыта и знания, которые общественная группа накопила и сберегла в течение веков, не только уподобляет индивида группе, что составляет интерес последней, но и позволяет ему использовать этот капитал в собственных интересах. Поэтому в прагматической рамке социализация является и благом для индивида, поскольку, осваивая коллективный опыт выживания и результативной деятельности, индивид становится способен решать ряд проблем и может достигать поставленных целей, в том числе и собственных.

Информация о работе Проблемы социализации современной молодежи