Профессиональные требования и личностные качества социального работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание

Основная цель данной курсовой работы – изучить особенности профессионального становления личности социального работника, исследовать его нравственно – личностные качества.
Социальная работа – достаточно новая, активно развивающаяся отрасль профессиональной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ СОЦИАЛЬНОГО
РАБОТНИКА…………………………………………………………………….6
Специфика и особенности профессиональной подготовки специалиста по социальной работе……………………………………6
Профессиональные требования к социальному работнику………...14
Профессиограмма деятельности социального работника…………..18

ГЛАВА 2. НРАВСТВЕННО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА
СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА………………………………………………23

2.1. Нравственное сознание социального работника……………………..23
2.2. Личностные качества социального работника……………………….26
2.3. Этический кодекс и стандарты социальной работы…………………29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………37

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 71.73 Кб (Скачать документ)

В практике социальной работы это означает обеспечение эффективности  продвижения к намеченной цели при  помощи соответствующих методов. Влияние есть не что иное, как двусторонний процесс взаимодействия, который может быть успешным при наличии, с одной стороны, способности социального работника оказывать эффективное воздействие на сознание клиента, а с другой, при наличии у клиента способности правильно и благосклонно воспринимать направленное на него воздействие, а также сам факт оказания на него воздействия со стороны.

Этот процесс всегда двусторонний и потому, что на человека оказывают  влияние не только слова социального  работника, его убеждения, но и его  личностные качества, а также отношение  клиента к нему как к субъекту воздействия. Еще и потому этот процесс  двусторонний, что в процессе воздействия  на клиента социальный работник неизбежно  испытывает на себе его воздействие, его отношение к сказанному и  его отношение к личности социального  работника.

Источниками уверенности  социального работника в его  праве оказывать это влияние  являются знания и опыт, узаконенные  полномочия, статус и репутация, харизматические  данные и личная привлекательность, владение информацией и другое.

Знания и опыт, приобретенные  социальным работником в процессе учебы  и жизненной практики, являются наиболее фундаментальной основой его  способности оказывать свое влияние  на других людей, хотя сами эти способности  могут разнообразиться в зависимости  от личного опыта, личных интересов, талантов.

Как показывают исследования во многих странах, социальная работа практически нигде не является высокооплачиваемой профессией. Главное условие выбора ее как работы является жизненное  предназначение, с мотивацией на волонтерской основе или в дополнение к основной работе. Следовательно, социальный работник как личность должен иметь гуманистические  убеждения с альтруистической направленностью. Проведенные исследования в северных регионах позволили  сделать вывод  о гуманистической направленности социальных работников. 81,1 % анкетированных социальных работников свою профессию оценивают как жизненное предназначение, основанное на заботе о благе другого человека и других людей.

Можно выделить еще ряд  принципов, на которых основывается социальная работа: справедливость, то есть обеспечение условий для  реализации человеческих способностей; личностный подход к решению социальной проблемы; компетентность в профессиональной деятельности; комплексное решение  связанных между собой социальных проблем; понимание социальной работы как непрерывной, систематической  и целенаправленной деятельности; умение привлечь внимание клиента и установить доверительные отношения с клиентом3.

Функции, которые должны выполнять социальные работники в своей профессиональной деятельности для обозначенной цели, наиболее полно отражены в работах Е.И.Холостовой. Автором определяются следующие функции: диагностическая; прогностическая; правозащитная; организационная; предупредительно-профилактическая; социально-медицинская; социально-педагогическая; психологическая; социально-бытовая; коммуникативная.

Для достижения обозначенной выше цели и реализации перечисленных  функций необходимы соответствующие технологии. Социальный работник должен предвидеть, к каким последствиям может привести не только достижение поставленной им цели, но и применение избранных им средств достижения цели. Использование деструктивных средств приводит к трансформации и самой цели.

Наиболее удачным  видится  определение социальных технологий применительно к социальной работе, которое дается в работах Е.И. Холостовой. Здесь социальная работа трактуется как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, осуществления эффективности реализации задач социальной защиты населения. Социальные технологии как совокупности приемов, методов и воздействий разрабатываются на основе определенных принципов или ценностных установок.

Обобщая вышесказанное, можно  выделить следующие особенности  социальной работы. Субъектом социальной работы на микроуровне является «человек нуждающийся», объектом – социальный работник. Социальные технологии как  методы и средства социальной работы подчинены основной цели – помощи «человеку нуждающемуся». Существуют два пути достижения указанной цели: создание необходимых социальных условий  для достойного существования клиента  социальной работы и помощь клиенту  в реализации своих возможностей для самостоятельного решения своей  проблемы. Основной акцент в деятельности социального работника с клиентом делается на активности последнего в  решении его проблем.

Как указывалось выше, основное в социальной работе занимает индивидуализированная  помощь людям, оказавшимся в трудной  жизненной ситуации, при учете  их потребностей и развитии их собственной  активности. Такой подход в психотерапии называют клиентоцентрированным. Основоположником данного подхода является Карл Роджерс, один из ярких представителей гуманистической психологии. Гуманизм им понимается в узком и широком смысле. В узком, конкретно-историческом смысле гуманизм – литературно-философское движение, которое развернулось в эпоху Возрождения. Гуманизм в широком смысле слова – это мировоззрение, основная направленность рационально-эмоциональной сферы индивида и общества; это исторически подвижная система идей и представлений, признающая самоценность человеческой личности, ее право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.

Рассматривая специфику  подготовки современного специалиста  по социальной работе, отметим важность социально-правовых дисциплин, изучаемых  студентами, значение которых основывается на практической значимости юридических знаний при формировании профессионального сознания будущего специалиста.

Во-первых, юридические знания обладают организационной ценностью, которая раскрывает их положительную  роль и для общества и для отдельной  личности. Во-вторых, ценность юридических  знаний заключается в том, что, обладая  ими, человек приобретает социальную свободу, что немаловажно как  для самого субъекта, так и для  общества в целом. В-третьих, юридические  знания работают на аксиологическую  идею справедливости, что явно свидетельствует  о гуманистическом их характере, который проявляется не только в  том, что они открывают личности доступ к благам, но и в том, что  они выступают действенным средством  ее социальной защищенности. В-четвертых, юридические знания выступают мощным фактором прогресса, который является источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного  развития, а также эффективным  инструментом социального мира и  согласия, снятия напряженности в  обществе. В-пятых, юридические знания влияют на формирование толерантного сознания социального работника, что  весьма важно, так как толерантность  в социальной работе признается одним  из руководящих принципов. Под толерантностью подразумевается признание правомерности  культурных, религиозных, расовых и  прочих различий между индивидами, группами и социальными общностями.

Важное место в процессе обучения отводится специализации  социального работника в оказании помощи клиентам: одни специализируются в области профилактики правонарушений; другие совершенствуются в оказании помощи бедным и заброшенным; третьи – в работе с детьми, у которых  нет родителей. Такие специализации  требуют знания соответствующих  теорий и концепций, опоры на эмпирические исследования. Нужно знать, как подойти  к анализу ситуации, как разработать  программу оказания помощи, какие  методы применить для решения  проблем, знать соответствующие  законы и политику государства по этим вопросам.

Современный социальный работник по своему профессиональному назначению должен стремиться, по возможности, предотвратить  проблему, своевременно выявить и  устранить причины, порождающие  ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального плана), отклонений в поведении людей, их общении  и таким образом оздоровить их окружающую среду.

Главной направленностью  деятельности социального работника  является содействие саморазвитию личности и формирование убеждения, что человека нельзя научить, если он сам себя не научит, никакие советы не помогут, если не захотеть им следовать. Отсюда: задача социального работника –  поддержать, обнадежить и стимулировать  людей на развитие их способностей, знаний и умений. То есть – вместе с детьми, вместе со взрослыми, а не за них.

В интересах личности формы  социальной помощи не должны носить характер благотворительной подачки. Социальный работник призван развивать различные  виды самопомощи, он поддерживает и  стимулирует людей на развитие их собственных сил, конструктивную деятельность, использование их внутренних резервов. Учет именно этих особенностей современного психологического взгляда на деятельность социального работника в практике профессиональной подготовки будущих  специалистов должен быть осуществлен  при обучении на соответствующих  специальностях вузов.

 

    1. Профессиональные требования к социальному работнику.

Должность социального работника  и специалиста социальной работы в Российской Федерации введена  в 1991 году. В квалификационном справочнике он наделяется следующими должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в том числе  по месту работы, учебы и т.д., оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением.

Выявляет и оказывает  содействие детям и взрослым, нуждающимся  в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи4. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде.

Участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье: усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских и семейных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д. Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.

Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе вытекает из его основных функций:

  1. диагностическая - заключается в том, что социальный работник изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит "социальный диагноз";
  2. прогностическая - прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе и вырабатывает определенные модели социального поведения;
  3. правозащитная - использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки населения, его защиту;
  4. организационная - способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность к оказанию различных видов помощи и социальных услуг населению;
  5. предупредительно-профилактическая - приводит в действие различные механизмы (юридические, психологические, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;
  6. социально-медицинская - организует работу по профилактике здоровья, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.;
  7. социально-педагогическая - выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т.д.;
  8. психологическая - оказывает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;
  9. социально-бытовая - способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.д.) в улучшении их быта, жилищных условий;
  10. коммуникативная - устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Специфика функций социального  работника предполагает органическое сочетание личностных и профессиональных качеств, что отражено в этическом  и профессиональном кодексе.

Информация о работе Профессиональные требования и личностные качества социального работника