Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 20:35, курсовая работа
Основная цель данной курсовой работы – изучить особенности профессионального становления личности социального работника, исследовать его нравственно – личностные качества.
Социальная работа – достаточно новая, активно развивающаяся отрасль профессиональной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ СОЦИАЛЬНОГО
РАБОТНИКА…………………………………………………………………….6
Специфика и особенности профессиональной подготовки специалиста по социальной работе……………………………………6
Профессиональные требования к социальному работнику………...14
Профессиограмма деятельности социального работника…………..18
ГЛАВА 2. НРАВСТВЕННО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА
СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА………………………………………………23
2.1. Нравственное сознание социального работника……………………..23
2.2. Личностные качества социального работника……………………….26
2.3. Этический кодекс и стандарты социальной работы…………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………37
В практике социальной работы это означает обеспечение эффективности продвижения к намеченной цели при помощи соответствующих методов. Влияние есть не что иное, как двусторонний процесс взаимодействия, который может быть успешным при наличии, с одной стороны, способности социального работника оказывать эффективное воздействие на сознание клиента, а с другой, при наличии у клиента способности правильно и благосклонно воспринимать направленное на него воздействие, а также сам факт оказания на него воздействия со стороны.
Этот процесс всегда двусторонний и потому, что на человека оказывают влияние не только слова социального работника, его убеждения, но и его личностные качества, а также отношение клиента к нему как к субъекту воздействия. Еще и потому этот процесс двусторонний, что в процессе воздействия на клиента социальный работник неизбежно испытывает на себе его воздействие, его отношение к сказанному и его отношение к личности социального работника.
Источниками уверенности социального работника в его праве оказывать это влияние являются знания и опыт, узаконенные полномочия, статус и репутация, харизматические данные и личная привлекательность, владение информацией и другое.
Знания и опыт, приобретенные
социальным работником в процессе учебы
и жизненной практики, являются наиболее
фундаментальной основой его
способности оказывать свое влияние
на других людей, хотя сами эти способности
могут разнообразиться в
Как показывают исследования
во многих странах, социальная работа
практически нигде не является высокооплачиваемой
профессией. Главное условие выбора
ее как работы является жизненное
предназначение, с мотивацией на волонтерской
основе или в дополнение к основной
работе. Следовательно, социальный работник
как личность должен иметь гуманистические
убеждения с альтруистической направленностью.
Проведенные исследования в северных
регионах позволили сделать вывод
о гуманистической
Можно выделить еще ряд
принципов, на которых основывается
социальная работа: справедливость, то
есть обеспечение условий для
реализации человеческих способностей;
личностный подход к решению социальной
проблемы; компетентность в профессиональной
деятельности; комплексное решение
связанных между собой
Функции, которые должны выполнять
социальные работники в своей профессиональной
деятельности для обозначенной цели, наиболее
полно отражены в работах Е.И.Холостовой.
Автором определяются следующие функции:
диагностическая; прогностическая; правозащитная;
организационная; предупредительно-
Для достижения обозначенной выше цели и реализации перечисленных функций необходимы соответствующие технологии. Социальный работник должен предвидеть, к каким последствиям может привести не только достижение поставленной им цели, но и применение избранных им средств достижения цели. Использование деструктивных средств приводит к трансформации и самой цели.
Наиболее удачным видится определение социальных технологий применительно к социальной работе, которое дается в работах Е.И. Холостовой. Здесь социальная работа трактуется как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, осуществления эффективности реализации задач социальной защиты населения. Социальные технологии как совокупности приемов, методов и воздействий разрабатываются на основе определенных принципов или ценностных установок.
Обобщая вышесказанное, можно
выделить следующие особенности
социальной работы. Субъектом социальной
работы на микроуровне является «человек
нуждающийся», объектом – социальный
работник. Социальные технологии как
методы и средства социальной работы
подчинены основной цели – помощи
«человеку нуждающемуся». Существуют
два пути достижения указанной цели:
создание необходимых социальных условий
для достойного существования клиента
социальной работы и помощь клиенту
в реализации своих возможностей
для самостоятельного решения своей
проблемы. Основной акцент в деятельности
социального работника с
Как указывалось выше, основное в социальной работе занимает индивидуализированная помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, при учете их потребностей и развитии их собственной активности. Такой подход в психотерапии называют клиентоцентрированным. Основоположником данного подхода является Карл Роджерс, один из ярких представителей гуманистической психологии. Гуманизм им понимается в узком и широком смысле. В узком, конкретно-историческом смысле гуманизм – литературно-философское движение, которое развернулось в эпоху Возрождения. Гуманизм в широком смысле слова – это мировоззрение, основная направленность рационально-эмоциональной сферы индивида и общества; это исторически подвижная система идей и представлений, признающая самоценность человеческой личности, ее право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.
Рассматривая специфику подготовки современного специалиста по социальной работе, отметим важность социально-правовых дисциплин, изучаемых студентами, значение которых основывается на практической значимости юридических знаний при формировании профессионального сознания будущего специалиста.
Во-первых, юридические знания
обладают организационной ценностью,
которая раскрывает их положительную
роль и для общества и для отдельной
личности. Во-вторых, ценность юридических
знаний заключается в том, что, обладая
ими, человек приобретает социальную
свободу, что немаловажно как
для самого субъекта, так и для
общества в целом. В-третьих, юридические
знания работают на аксиологическую
идею справедливости, что явно свидетельствует
о гуманистическом их характере,
который проявляется не только в
том, что они открывают личности
доступ к благам, но и в том, что
они выступают действенным
Важное место в процессе
обучения отводится специализации
социального работника в
Современный социальный работник по своему профессиональному назначению должен стремиться, по возможности, предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального плана), отклонений в поведении людей, их общении и таким образом оздоровить их окружающую среду.
Главной направленностью деятельности социального работника является содействие саморазвитию личности и формирование убеждения, что человека нельзя научить, если он сам себя не научит, никакие советы не помогут, если не захотеть им следовать. Отсюда: задача социального работника – поддержать, обнадежить и стимулировать людей на развитие их способностей, знаний и умений. То есть – вместе с детьми, вместе со взрослыми, а не за них.
В интересах личности формы
социальной помощи не должны носить характер
благотворительной подачки. Социальный
работник призван развивать различные
виды самопомощи, он поддерживает и
стимулирует людей на развитие их
собственных сил, конструктивную деятельность,
использование их внутренних резервов.
Учет именно этих особенностей современного
психологического взгляда на деятельность
социального работника в
Должность социального работника и специалиста социальной работы в Российской Федерации введена в 1991 году. В квалификационном справочнике он наделяется следующими должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в том числе по месту работы, учебы и т.д., оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением.
Выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи4. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде.
Участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье: усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских и семейных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д. Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.
Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе вытекает из его основных функций:
Специфика функций социального работника предполагает органическое сочетание личностных и профессиональных качеств, что отражено в этическом и профессиональном кодексе.
Информация о работе Профессиональные требования и личностные качества социального работника