Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 20:35, курсовая работа
Основная цель данной курсовой работы – изучить особенности профессионального становления личности социального работника, исследовать его нравственно – личностные качества.
Социальная работа – достаточно новая, активно развивающаяся отрасль профессиональной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ СОЦИАЛЬНОГО
РАБОТНИКА…………………………………………………………………….6
Специфика и особенности профессиональной подготовки специалиста по социальной работе……………………………………6
Профессиональные требования к социальному работнику………...14
Профессиограмма деятельности социального работника…………..18
ГЛАВА 2. НРАВСТВЕННО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА
СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА………………………………………………23
2.1. Нравственное сознание социального работника……………………..23
2.2. Личностные качества социального работника……………………….26
2.3. Этический кодекс и стандарты социальной работы…………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………37
Этическое сознание специалиста
по социальной работе не формируется
быстро, легко, без усилий. Этическое
сознание социального работника - отражение
его социального бытия и
Этические отношения в социальной работе
- совокупность зависимостей и связей,
возникающих в процессе профессиональной
этической деятельности. Они заключаются
в достижении общественного и личного
блага путем трансформации в системе "человек
- среда", вызываемой социальными услугами.
2.2. Личностные
качества социального
В самом начале надо заметить, что далеко не каждый человек пригоден для социальной работы. Определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая, в конечном счете, определяет его профессиональную деятельность и эффективность практической деятельности. Представление об абсолютной ценности каждого человека переходит здесь из разряда философского понятия в категорию базисного психологического убеждения как основы всей ценностной ориентации индивида. Многие из тех, кто собирается стать специалистом в этой области, могут обнаружить серьёзные «расхождения во взглядах» между собственными установками и системой ценностей социальной работы как профессии и как призвания. В этом случае им придётся посвятить себя какой-либо другой деятельности.
В свою очередь, тот, кто начнёт
овладевать этой профессией, очень
скоро осознает огромное воздействие
на неё таких факторов, как политические
силы, экономические условия, демографические
тенденции и технический
Некоторые социальные работники чувствуют себя как рыба в воде в конфликтных ситуациях, другие в ситуациях сотрудничества и взаимопомощи. Одни умело общаются со слишком говорливыми клиентами, другие успешно находят общий язык с замкнутыми и молчаливыми. Одни выдерживают агрессивное, враждебное отношение к себе, другие нет. Одни отзывчивы к детям, другие наоборот более чувствительны к людям пожилого возраста. Поэтому роль личностных качеств социального работника несомненно велика в его профессиональной деятельности6. Среди них можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обострённое чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства, уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптивности. Личностные качества социального работника можно разделить на две группы.
К первой группе относятся психофизиологические качества личности, от которых зависят особенности к данному виду деятельности.
Ко второй психологические качества, характеризующие социального работника как личность.
Качества первой группы,
которые отражают психические процессы
восприятие, память, воображение, мышление.
Психические состояния
Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в сложных ситуациях, когда требуется мобилизация всех личных ресурсов для решения сложной, чаще всего нестандартной задачи. В работе с людьми необходимы собранность и внимательность, умение понять клиента. Не менее важное место занимают такие волевые качества, как терпение, самообладание и т.д. Без этих ведущих для данной профессии характеристик психики также невозможна эффективная работа. Чем труднее для освоения профессия, чем более значима она в социальном отношении, тем крупнее должны быть блоки личностных свойств, применяемых в качестве основы профессиональной пригодности. Когда же дело касается специалиста социальной сферы, то при подборе кадров следует оценивать целостный образ личности, в формировании которой существенную роль играет опыт работы с людьми и ценностные ориентации кандидата.
Ко второй группе качеств относятся такие качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества физическая тренированность, самовнушаемость, умение управлять своими эмоциями. К третьей группе относятся: коммуникабельность, эмпатичность, аттрактивность, красноречие и другие. Определение личностных качеств социального работника предполагает опору на теоретическое обоснование процесса профессионального самоопределения. В зарубежной психологической литературе существует множество теоретических «конструкций», направленных на то, чтобы субъект правильно выбрал профессию. Среди них теория Т. Парсонса, который считает, что для этого необходимо: ясное понимание «себя», своих способностей, интересов, стремлений, возможностей; знание требований и условий для достижения успеха; адекватное соотнесение первых двух факторов. Однако такое понимание выбора имеет ряд недостатков. Прежде всего, он понимается как одномоментный акт, что предполагает упрощённое представление о человеке, отрыв его от конкретного процесса труда.
Важнейший путь овладения педагогическим тактом – постоянный самоконтроль и самоанализ в любых ситуациях. При этом полезно учесть замечание А.С. Макаренко: «Хотя люди понимают, что их воспитывают, но никто не хочет подвергаться специальным педагогическим процедурам. Тем более люди не любят, когда с ними беседуют о пользе воспитания и морализуют каждую фразу. В том и проявляется искусство социального работника, чтобы не выставлять на первый план свою воспитательную функцию, а действовать советом, добрыми пожеланиями, личным участием в решении проблем клиента.
2.3. Этический кодекс и стандарты социальной работы.
Этический и профессиональный кодекс социального работника отвечает международным нормам социальной работы, принятым во всем мире. На российской конференции членов межрегиональной Ассоциации работников социальных служб (22 мая 1994г) был принят профессионально - этический кодекс соц. работника, в котором сформулированы моральные принципы деятельности в сфере социального обслуживания7.
Этические стандарты социального работника.
Суммируя все вышесказанное,
а также используя приемлемый
для нашей страны опыт социальной
работы за рубежом, где существует даже
этический кодекс, разработанный
НАРС, можно выделить основные этические
стандарты социального
К главным его положениям относятся:
К этическим стандартам профессионального общения социального работника можно отнести следующее:
Что касается непосредственных этических обязательств социального работника перед клиентом, то:
- интересы клиента всегда должны быть на первом месте;
- социальный работник
должен работать с клиентом
доброжелательно, лояльно,
- недопустимо использование
взаимоотношений с клиентом
- не следует проявлять,
способствовать, не участвовать
в любой форме дискриминации,
на основе расовых
- социальный работник должен информировать клиента о возможном риске, правах, возможностях и обязанностях, предоставляемых ему социальной службой;
- следует советоваться с коллегами, руководителями, если это может оказаться полезным для клиента;
- социальный работник
может прервать работу с
- социальный работник
должен стараться максимально
давать возможность клиенту
- социальному работнику
не следует участвовать от
имени своего клиента в
Что касается такого важного
этического момента как
- уважать личную жизнь
клиента и сохранять
- информировать клиента о границах конфиденциальности в каждой конкретной ситуации, о целях получения информации и ее использования;
- получить согласие клиента
на печатание, запись
В отношениях с коллегами:
Этическая ответственность перед профессией:
а) социальный работник должен придерживаться и умножать ценности, этику, знания и миссию социальной работы;
б) социальному работнику следует защищать достоинство целостность профессии;
в) социальный работник должен быть в курсе знаний, касающихся социальной работы и уметь их критически оценивать;
г) социальный работник должен участвовать в накоплении знаний социальной работы, делиться результатами исследований и практическим опытом с коллегами;
д) социальная работа, как и любая отрасль знаний, находится в процессе постоянно развития и обогащения.
Приведенные выше этические стандарты не являются единственно верными и всеобъемлющими, но они могут оказать некоторую помощь социальным работникам в их повседневной работе, главной целью которой является оказание помощи людям; стремление сделать общество более процветающим и совершенным.
Профессиональные качества
социального работника
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Статус социальной работы в настоящее время возрастает во всем мире. Она становится кросскультурной, международной и приобретает глобальный характер. Ценности социальной работы имеют огромное значение, порой превышающее ее технологические контексты. Становясь глобальной, она воспринимает новые ценности или систему ценностей. Ценностными установками всех разновидностей профессиональной социальной работы является уважение чести и достоинства человека, неповторимости и уникальности его личности.
Профессия социального
работника пользуется все большим
уважением в России. Ее престиж
возрастает по мере развития территориальных
служб, становления новых социальных
учреждений. Обладая обширными знаниями
в социальной сфере и находясь
на переднем плане борьбы с социальным
неблагополучием в стране, специалисты
по социальной работе играют большую
роль в системе социальной защиты
населения, создании государственно-общественного
института возрождения
Информация о работе Профессиональные требования и личностные качества социального работника