Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 20:35, курсовая работа
Основная цель данной курсовой работы – изучить особенности профессионального становления личности социального работника, исследовать его нравственно – личностные качества.
Социальная работа – достаточно новая, активно развивающаяся отрасль профессиональной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ СОЦИАЛЬНОГО
РАБОТНИКА…………………………………………………………………….6
Специфика и особенности профессиональной подготовки специалиста по социальной работе……………………………………6
Профессиональные требования к социальному работнику………...14
Профессиограмма деятельности социального работника…………..18
ГЛАВА 2. НРАВСТВЕННО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА
СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА………………………………………………23
2.1. Нравственное сознание социального работника……………………..23
2.2. Личностные качества социального работника……………………….26
2.3. Этический кодекс и стандарты социальной работы…………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………37
Так, к числу обязательных качеств и умений социального работника отнесены:
- эмпатийность;
- психологическая
- деликатность и тактичность;
- человечность и гуманность, милосердие;
-организаторские и
- высокая духовная культура и нравственность;
- социальный интеллект
(то есть умение адекватно
- умение быть интересным для окружающих и неформальным в работе с клиентом;
- направленность на интересы,
потребности и защиту
- учение соблюдать
- стремление к постоянному
повышению профессиональных
- честность, моральная
чистота в профессиональных
Профессиограмма представляет собой совокупность требований, предъявляемой профессией к личности, способностям, мастерству и возможностям специалиста. Профессиограмма определяет психологическую структуру профессиональной деятельности, её основные компоненты и связи между ними. Психологическая структура деятельности, в свою очередь, детерминируется общим характером деятельности, её содержанием и задачами, стоящими перед специалистом. Социальный работник нацелен на решение целого комплекса разнообразных задач, таких как:
- адаптация клиентов в общество, формирование их активной жизненной позиции в решении своих проблем;
- создание условий для самоутверждения представителей уязвимых социальных групп;
- диагностика социальных и личностных проблем;
- социальная профилактика;
- социальная помощь и социальное обеспечение нуждающихся;
- консультирование;
- социальная реабилитация и терапия;
- социальный надзор и попечительство;
- социальное проектирование;
- посредничество между клиентами и различными организациями;
- инновационная деятельность в области социальной работы и т. д.
Социальный работник заботится о создании условий для проявления способностей клиентов, увеличивающих степень их самоконтроля и самоорганизации. Реализация социальной работы осуществляется на непосредственном и опосредованном уровне. Непосредственный уровень - это уровень личных контактов специалиста с клиентом. Опосредованный уровень связан с решением общих социальных задач в рамках общества.
Среди многообразия профессиональных функций, которые определяют успешность деятельности социального работника, можно выделить следующие функции: коммуникативную, психологическую, организационную и педагогическую.
Коммуникативная функция обусловливает все процессы профессионального общения. Социальный работник отвечает за установление контакта с клиентом, выбор оптимальной стратегии взаимодействия, своевременное информирование и выработку общего смысла информации. Он сам моделирует общение и управляет им. Реализация коммуникативной функции предполагает умение человека общаться с различными людьми в виктимогенных обстоятельствах. В то же время социальный работник может заниматься проблемами клиента и в условиях досуговой деятельности, включающей в себя различные способы структурирования времени, такие как развлечения и ритуалы. Поэтому диапазон коммуникативных умений профессионала достаточно широк.
Одной из наиболее сложных проблем, которую должен решать социальный работник в общении с клиентом, является двойственность его коммуникативной позиции. С одной стороны, он управляет общением и, в определенном смысле, занимает доминирующее положение, с другой, - он сам нацелен на диалогические отношения. Данное противоречие коммуникативной деятельности является ключевым. Его решение зависит от профессионализма и личностных качеств социального работника.
Педагогическая функция связана с воспитательным и обучающим аспектом деятельности специалиста, который нередко выступает в качестве консультанта или эксперта. Он обучает пользователей социальным навыкам целесообразного поведения в тех или иных жизненных ситуациях, осуществляет правовое просвещение своих клиентов, знакомит их с различными нормативными актами, направленными на оказание помощи и т. д. Многие клиенты воспринимают социальных работников не только как представителей определенных служб, но и как помощников, наставников, советчиков, способных найти и подсказать правильное решение в сложной социальной ситуации5.
Организационная функция связана с созданием и управлением социальных служб в различных учреждениях и на местах (в регионах, населенных пунктах по месту жительства). Социальный работник выявляет интересы людей и способствует организации досуговой деятельности, привлекая к сотрудничеству различные учреждения (государственные и общественные) и их представителей. Эта деятельность направлена на предупреждение и преодоление социальных проблем. Кроме того, социальный работник оказывает непосредственную и опосредованную поддержку представителям маргинальных слоев населения. Опосредованная поддержка обусловлена разработкой и осуществлением различных социальных проектов, влияющих на повышение качества жизни людей.
Психологическая функция реализуется в диагностической, прогностической, психотерапевтической деятельности социального работника, который стремится актуализировать креативные силы человека в борьбе с деформирующими социальными условиями жизни.
Диагностические основы социальной работы связаны с выявлением истоков, предпосылок возникновения и формирования различных личностных деформаций и способов поведения, ведущих к социальной дезадаптации. На прогностическом уровне выявляются условия, способствующие становлению успешно функционирующих, продуктивных членов общества, преодолевающих социально-психологические трудности.
Психотерапевтический уровень предполагает решение проблемы: каким образом усилия социального работника могут способствовать преодолению негативных влияний среды и предшествующего социального опыта клиентов? При этом наиболее важным является побуждение собственной социальной активности клиента.
Современная психологическая наука связывает активную позицию человека по отношению к внешнему миру с развитием такой интегральной характеристики человека как интернальность.
Интернальность представляет собой способность и умение человека брать на себя ответственность за то, что с ним происходит, и контролировать различные аспекты собственной жизнедеятельности. В значимых для себя ситуациях люди в одном случае локализуют контроль на собственной деятельности, а в другом на внешних обстоятельствах. В связи с этим выделяют два противоположных типа личности: с интернальным и экстернальным локусом контроля. Интерналы проявляют большую самостоятельность, слабо поддаются давлению других, способны продуктивно действовать в условиях одиночества, более активны в поисках необходимой информации для выхода из сложной социальной ситуации. Экстерналы проявляют противоположные характеристики. При взаимодействии с другими людьми экстерналы выбирают пассивные социальные роли, стремясь приспособиться к поведению более активных в социальном отношении субъектов. Большинство людей, испытывающих потребности в социальной помощи, являются экстерналами.
Преодоление трудностей социальной жизни и успешная социальная адаптация возможна только на основе интернальной позиции человека. Переход от экстернальной к интернальной позиции обеспечивается за счет формирования волевой регуляции поведения. Под волевой регуляцией понимается намеренная регуляция побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости (внешней или внутренней) и выполняемой человеком по своему решению (В.А. Иванников). Все волевые действия осуществляются на основе осознания и преднамеренности исходя из их необходимости (социально заданной или принятой по собственным мотивам). Такие действия реализуются через дополнительно созданное побуждение к ним. В качестве ведущего механизма волевой регуляции можно использовать изменение смысла деятельности и поведения человека в сложной или экстремальной ситуации, когда требуется максимальная мобилизация сил на преодоление трудностей. Смысл осознается и переживается обычно как значение чего-то для личности, эмоционально переживаемое отношение к чему-то, более или менее ясно осознаваемое. Если изменить или создать дополнительный смысл действия, когда оно выполняется уже не только ради мотива, по которому действие было принято к осуществлению, но и ради личностных ценностей человека или других мотивов, привлеченных к заданному действию, то формирование побуждений к волевому действию будет осуществлено.
Реализация психологической функции социальной работы весьма часто предполагает решение проблем смыслообразования клиента, однако не всегда уровень профессионализма социального работника может соответствовать решению столь сложной задачи. Психологическая функция играет особую роль в профессиональной деятельности социального работника. Она пронизывает все сферы его деятельности и во многом определяет эффективность её результата.
Все функции социальной работы
взаимосвязаны и
ГЛАВА 2. НРАВСТВЕННО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА.
2.1. Нравственное
сознание социального
Фундамент личности социального
работника, на котором строятся его
личностные качества, составляет ее нравственность.
Нравственные качества социального работника
неразрывно связаны с этическими ценностями
социальной работы: человеческое достоинство
и толерантность; социальная справедливость
и гуманизм; компетентность; социальная
активность и гибкость.
Нравственность (фундамент
личности социального работника) - внутреннее,
духовно-интеллектуальное качество человека,
определяющее его возможность поступать
в соответствии с законами этики
и морали, диктующими потребность
творить людям добро, приносить
благо.
Нравственность социального работника
обеспечивается нравственным сознанием,
структура которого включает: нравственные
знания, нравственные убеждения и нравственную
потребность.
Нравственное сознание, вытекающие из
убеждений, позволяет обеспечить нравственно-этический
самоконтроль за этичностью социального
действия в повседневной социальной работе.
Но нравственное сознание базируется
на основе нравственного знания.
Нравственные знания - комплекс
знаний об этике, нравственности, действующих
в обществе, обеспечивающих нравственно-этические
устои общества.
Нравственные знания формируются в процессе
изучения, как общей этики, так и профессиональной,
что позволяет освоить необходимые этические
правила, используемые в повседневной
работе. Такими правилами являются, например,
известный Кантовский императив, где благом
признается то, что составляет благо для
большинства. Широко распространено Золотое
правило нравственности.
Однако в информационный век иметь знания
еще не означает пользоваться ими. В обществе
широко распространены понятия - двойная
мораль, двойной стандарт, двойное дно,
двойное лицо и прочее.
Поэтому вторым элементом в структуре
нравственного сознания являются нравственные
убеждения.
Нравственные убеждения - внутренняя убежденность в необходимости и правильности действующих в обществе норм морали, которая приобретается в процессе теоретического изучения этических законов и приобретения практического этического опыта в процессе жизни в аналогичной этической среде.
Нравственные убеждения являются, можно сказать, второй ступенью нравственного сознания, если знание принять за первую ступень. Здесь проявляется теоретическая и практическая подготовленность специалиста к использованию нравственного знания в практической работе. Однако даже нравственные убеждения не являются гарантией того, что как раз в соответствии с ними будет поступать конкретный специалист. Если он имеет нравственные убеждения, но располагает в ряду ценностей впереди этих убеждений другие, например, чисто материального прагматизма, последние окажутся более значимыми.
Избежать подобных нравственных отступлений в обществе можно через третью, высшую ступень нравственного сознания - нравственную потребность в этическом действии.
Нравственная потребность
в этическом действии - наличие
внутренней, подсознательной потребности
действовать в соответствии с
этическими нормами, сформированными
на основе нравственного знания и
убеждения. На этой, высшей ступени
нравственного сознания человек, не
задумываясь, поступает этично. Только
в этом случае он чувствует себя
в комфортных условиях в процессе
своей деятельности. Без нравственного
деяния человек с этической
Если специалист как личность
оказывается в условиях давления
внешних обстоятельств, вынуждающих
поступать не в соответствии с
нравственным убеждением и нравственной
потребностью, он неизбежно вступает
в видимый или невидимый
Таким образом, формирование
нравственного сознания в этапах
(или фазах) знания, убеждения, потребности
в действии являются важнейшими этапами
формирования этически зрелого специалиста
по социальной работе. Наличие именно
таких специалистов создает предпосылки
для формирования нравственности в
обществе через воздействие на клиентов,
образование населения и
Информация о работе Профессиональные требования и личностные качества социального работника