Профилактика агрессивного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить сущность профилактики агрессивного поведения подростков.
Объект исследования: агрессивное поведение подростков
Предмет исследования. профилактика агрессивности в старшем подростковом возрасте
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют гендерные различия в проявлении агрессии в подростковом возрасте
Задачи работы:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению феномена агрессивности в подростковом возрасте.
2. Выявить особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения агрессивности.
1.1.Структура и типология агрессивного поведения подростков 5
1.2.Специфика агрессии в подростковом возрасте 10
1.3.Деятельность социального педагога по профилактике агрессивности в подростковом возрасте 14
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Исследование агрессивности подростков.
2.1. Выявление агрессивности в подростковом возрасте 19
2.2.Разработка программы по профилактике агрессивности в подростковом возрасте 22
2.3.Методические рекомендации для родителей и учителей при проявлении агрессивности в поведении подростков 26
Выводы по второй главе 29
Заключение 30
Список литературы 33

Работа состоит из  1 файл

введение.docx

— 69.39 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение                                                                                                            3 

Глава 1. Теоретические основы изучения агрессивности.

1.1.Структура и типология агрессивного поведения подростков                5

1.2.Специфика агрессии в подростковом возрасте                                        10

1.3.Деятельность социального педагога по профилактике агрессивности в подростковом возрасте                                                                                     14

Выводы по первой главе                                                                                   18

Глава 2. Исследование агрессивности подростков.

2.1. Выявление агрессивности в подростковом возрасте                              19

2.2.Разработка программы по профилактике агрессивности в подростковом возрасте                                                                                                               22

2.3.Методические рекомендации для родителей и учителей при проявлении агрессивности в поведении подростков                                                          26

Выводы по второй главе                                                                                   29

Заключение                                                                                                         30

Список литературы                                                                                            33

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы исследования. В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет.  Многие психологи справедливо отмечают, что об агрессивности нельзя судить лишь по её внешним проявлениям, необходимо знать её мотивы и сопутствующие переживания. Вместе с тем в большинстве исследований выявляется и описывается лишь уровень агрессивного поведения и влияющие на него факторы. Среди этих факторов обычно выделяются особенности семейного воспитания, модели агрессивного поведения на телеэкране или со стороны сверстников, уровень фрустрации и пр. Однако очевидно, что все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех детей, а только у определённой части. В одной и той же семье, в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивности дети. Исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остаётся устойчивой чертой и сохраняется на протяжении жизни человека.Агрессивность проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение.

 Рост агрессивных тенденций  в подростковой среде отражает  одну из острейших социальных  проблем нашего общества, где  за последние годы резко возросла преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер.

Для некоторых подростков участие в драках, утверждение  себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.

Цель  исследования: выявить сущность профилактики агрессивного поведения подростков.

Объект  исследования: агрессивное поведение подростков

Предмет исследования. профилактика агрессивности в старшем подростковом возрасте

Гипотеза  исследования: мы предполагаем, что существуют гендерные различия в проявлении агрессии в подростковом возрасте

Задачи  работы:

1. Проанализировать теоретические подходы к изучению феномена агрессивности в подростковом возрасте.

2. Выявить особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте.

3. Разработать программу по профилактике агрессивности подростков в подростковом возрасте.

Методы  работы: Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: анализ литературы, тестирование, методы математической статистики и обработки данных.

Эмпирическая  база работы: 16 подростков, учащиеся 9 класса МКОУ «Ольгинская» СОШ, Полтавского района Омской области (село Ольгино).

 

Глава 1. Теоретические  основы изучения профилактики агрессивности в подростковом возрасте

1.1. Структура и типология агрессивного поведения подростков.

 «Слово агрессия от латинского «аgredi»,что означает «нападать». Оно издавна бытует в европейских языках, однако значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала 19 века агрессией считалось любое активное поведение как доброжелательное, так и враждебное. Позднее значение этого слова изменилось и стало более узким» [4].

Одна из главных проблем  в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешимых проблем. Таким образом, при изучении агрессивного поведения человека мы сразу же сталкиваемся с серьёзной и противоречивой задачей: как найти выразительное и пригодное определение основного понятия.

Согласно одному из определений, предложенному А. Бассом, агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.

  Другое определение, предложенное, несколькими известными исследователям, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. И, наконец, третья точка зрения, высказанная Зильманом, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений [1].

Несмотря на значительные разногласия, относительно определений  агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения, близкого ко второму. В это определение входит как категория намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим. Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение: Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Это определение предполагает, что агрессию следует рассматривать  как модель поведения, а не как  эмоцию, мотив или установку. Это  важное утверждение породило большую  путаницу. Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями, – такими как злость; с мотивами, – такими как стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными установками, – такими как расовые или этнические предрассудки. Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Злость вовсе не является необходимым условием нападения на других; агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения. Также совершенно не обязательно чтобы агрессоры ненавидели или даже не симпатизировали тем, на кого направлены их действия. Многие причиняют страдания людям, к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно [13].

Рассмотрим типологию  агрессивного поведения подростков.

Агрессивные подростки, при  всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости [12].

Часто такие подростки  находятся по отношению к официальному руководству школы в некоторой оппозиции, выражающейся в их подчёркнутой независимости от учителей. Они претендуют на неформальную, но более авторитетную власть, опираясь на свою реальную физическую силу. Эти неформальные лидеры обладают большой организующей силой, возможно потому, что за свой успех они могут использовать привлекательный для всех подростков принцип справедливости. Не случайно возле них собираются не очень разборчивые в целях и средствах, компании подростков. Способствуют успеху таких лидеров и умение безошибочно определять слабых, тех, кто оказывается беззащитным перед наглостью и цинизмом, особенно, если этот цинизм представлен под видом морального принципа " выживают сильные, слабые вымирают ".

Раскрытие причин и характера  агрессивности детей и подростков требует проведения определённой классификации.

В психологопедагогической литературе по данной тематике упоминается о ряде работ зарубежных исследователей, которые предложили разделение на две группы:

Подростки с социализированными формами антиобщественного поведения, для которых не характерны психические, эмоциональные расстройства.

Подростки, отличающиеся несоциализированным  агрессивным поведением, для которых характерны различные психические нарушения.

В отечественной психологопедагогической  науке существует несколько типов классификаций. Некоторые исследователи отклоняющегося поведения считают необходимым в качестве основы считать психофизиологические различия детей, другие – психосоциальное развитие.

Так, В.К.Андриенко, Ю.В.Гербеев, И.А.Невский различают трудных  подростков:

-с педагогической запущенностью;

-с социальной запущенностью (нравственно испорченных);

-с крайней социальной запущенностью [2].

 С.А.Беличева выделяет три группы:

-глубоко педагогически запущенные подростки;

-подростки с аффективными нарушениями;

-конфликтные дети (неуживчивые) [3].

Рассмотрим виды агрессивного поведения подросткой. Проявления агрессии (агрессивности) разнообразны. Агрессия (агрессивность) бывает:

-физическая и вербальная;

Физическая агрессия —  использование физической силы против другого лица или объекта; вербальная — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

-прямая или косвенная;

Прямая агрессия непосредственно  направленная на человека, косвенная  — действия, которые окольным путем  направлены на другое лицо (злобные  сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью  и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье  ногами, битье кулаками по столу и т. п.);

-внешняя агрессия и аутоагрессия;

Внешняя агрессия направлена на окружающих, внутренняя - на себя: самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства;

-защитная или провоцирующая;

Защитная — агрессия в  ответ на чьи-то агрессивные (или  кажущиеся агрессивными) действия. Провоцирующая агрессия - первое проявление агрессии, "первая атака".

-здоровая (обоснованная) и необосновання (деструктивная);

Границы агрессии (агрессивности) бывает трудно определить. Для кого-то агрессивностью представляется то, что другие назовут просто энергичностью. Если агрессия имеет основания, выглядит привлекательно и вызывает симпатии, она может получить название здоровой агрессивности.

-враждебная и инструментальная;

Источником "враждебной" агрессии является гнев, и её конечная цель – причинить вред. Если же причинение вреда не самоцель, а лишь средство достижения какой-либо другой цели, то это "инструментальная" агрессия [14].

1.2.Специфика агрессии  в подростковом возрасте.

  Психические нарушения  имеют определенные этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Любые         психопатологические феномены, синдромы включают начальные проявления,  развернутую стадию, этап завершения, период  остаточных симптомов. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще.

 Поэтому очень часто  агрессивное поведение подростка  является для его   близких,  знакомых, сверстников и очевидцев  совершенно неожиданным, ничем   не объяснимым.

В теориях возникновения  агрессии у подростков мы можем выделить две основные тенденции [7].

Речь вдет либо о преимущественно  биологическом механизме, в котором подчеркивается роль нейрофизиологических медиаторов и функционального    состояния глубинных структур мозга, либо на первый план выдвигается     динамическая теория агрессивного поведения, предполагающая, что основным  механизмом агрессии является патологическое личностное развитие,  особенно в период жизненных кризисов.

Информация о работе Профилактика агрессивного поведения подростков