Профилактика агрессивного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить сущность профилактики агрессивного поведения подростков.
Объект исследования: агрессивное поведение подростков
Предмет исследования. профилактика агрессивности в старшем подростковом возрасте
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют гендерные различия в проявлении агрессии в подростковом возрасте
Задачи работы:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению феномена агрессивности в подростковом возрасте.
2. Выявить особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения агрессивности.
1.1.Структура и типология агрессивного поведения подростков 5
1.2.Специфика агрессии в подростковом возрасте 10
1.3.Деятельность социального педагога по профилактике агрессивности в подростковом возрасте 14
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Исследование агрессивности подростков.
2.1. Выявление агрессивности в подростковом возрасте 19
2.2.Разработка программы по профилактике агрессивности в подростковом возрасте 22
2.3.Методические рекомендации для родителей и учителей при проявлении агрессивности в поведении подростков 26
Выводы по второй главе 29
Заключение 30
Список литературы 33

Работа состоит из  1 файл

введение.docx

— 69.39 Кб (Скачать документ)

Многие агрессивные поступки подростков, попадающие в поле зрения         правоохранительных и следственных органов и требующие, в силу своей    непонятности и причинной необоснованности, психиатрического анализа,  являются следствием личностного кризиса, о  чем и было сказано в предыдущем параграфе. Часто признаки разлада личности проявляются в виде болезненного отношения к восприятию собственного Я окружающими людьми, одиночества и оторванности от мира, несоответствия своего Я неким, зачастую ложным, идеалам, ощущения утраты целостности внутреннего мира сопутствуют жестокой агрессии.  

     Внутри подросткового  возраста, как у мальчиков, так  и у девочек,       существуют возрастные периоды  с более высоким и более  низким уровнем       проявления агрессивного поведения.  Так установлено, что у мальчиков  имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет [6].

     Сравнение  степени выраженности различных  компонентов агрессивного   поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее  выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у  девочек - к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию "вербальная - физическая", сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение   именно вербальной агрессии в любых ее формах - прямой или косвенной.

Говоря об особенностях агрессии в подростковом возрасте необходимо учитывать тот факт, что подросток  растет в семье, семья является почти  всегда основным фактором социализации, она же является главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей.

Становление агрессивного поведения  у подростков - сложный процесс, в  котором участвуют многие факторы. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также  массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения агрессивных действий, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны.

      Многочисленные  исследования показали, что для  семей, из которых выходят агрессивные  дети, характерны особые взаимоотношения  между членами семьи. Подобные тенденции психологами описаны как "цикл насилия", Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые "практикуют" их родители по отношению друг к другу. Подростки, выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети вырастают и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стиля дисциплины. Похожи тенденции наблюдаются и внутри самой личности (принцип спирали). Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности [5].

На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и  ребенком, характер взаимоотношений  между  братьями и сестрами, а  также стиль семейного руководства. Дети, у         которых  в семье сильный разлад, чьи  родители отчуждены и холодны,         сравнительно более склонны к  агрессивному поведению. Подростки  получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Однако те, кто очень агрессивен, скорее всего, окажутся тверженными большинством в классе. С другой стороны, эти агрессивные дети могут найти друзей среди других агрессивных сверстников.

Один из самых спорных  источников обучения агрессии — средства массовой информации. После многолетних  исследований    с использованием самых разнообразных методов  и приемов психологи и педагоги все еще не выяснили степень влияния  СМИ на агрессивное поведение. Представляется,   что масс-медиа все же оказывает какое-то влияние на агрессивное поведение подростков.

Таким образом, все вышеперечисленные  факторы должны учитываться родителями, педагогами, психологами и обществом  в целом при взаимодействии с подростками, потому что агрессию легче предотвратить, чем потом корректировать агрессивное поведение.

 Рассмотрим возможные причины агрессии:

-внутрисемейные конфликты (развод родителей, появление другого воспитателя, появление второго ребенка в семье, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребенка);

-неблагополучие семьи;

-гиперопека или равнодушие со стороны родителей;

-личные проблемы (наступление фазы полового созревания и связанные с этим проблемы физиологического и психологического характера);

-недовольство собственной внешностью;

-неадекватное восприятие со стороны взрослых(мнение подростка о том, что он взрослый, но никто его таковым не считает);

-развитие критического мышления и как результат протест против морали взрослых;

-проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость);

-социальные причины (культ насилия, сформировавшийся в обществе, влияние СМИ, переполненные классы, раздражение, усталость от школы)[8].

Агрессивные способы действия проявляются тогда, когда другие формы поведения не дают желаемых результатов. Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет [9].

1.3.Деятельность  социального педагога по профилактики  агрессивности в старшем подростковом возрасте

Оптимальными по составу  следует считать малые группы, включающие 8-12 подростков, близких по возрасту, интеллектуальному развитию, со сходными жизненными проблемами и нарушениями поведения. Социальный педагог приводит в качестве примера «историю жизни» неизвестного группе подростка с девиантным поведением, а группе предлагается высказать свои суждения по поводу приведенного примера. В ходе дискуссии у членов группы появляется возможность сравнить свой жизненный путь с жизнью анонимного подростка и с помощью социального педагога построить модель собственного поведения в подобных ситуациях.

Основная задача социального  педагога при этом заключается в  стимулировании и недирективном ориентировании группы и отдельных ее членов на адекватные формы поведения [17].

На отдельном занятии  можно провести разыгрывание ролевых  ситуаций. Занятие строится следующим образом: несколько подростков разыгрывают тему, а остальные комментируют их поступки и высказывания. Наряду с адекватными вербальными методами на занятия могут быть использованы и невербальные методы, такие, например, как проективный рисунок.

Таким образом, в предупреждение девиантного поведения у подростков является первичная профилактика асоциальной направленности и вторичная профилактика, для которой в последние годы актуальной задачей стало определение, так называемых, «групп риска» - это подростки больше других склонны к формированию девиантного поведения.

Работа по предупреждению девиантного поведения должна проводиться комплексно, целостно как самим ребенком, с его семьей, так и с педагогами.

Большинство социальных педагогов  сталкиваются с проявлениями подростковой агрессии ежедневно. Некоторые педагоги отрицают существование проблемы либо в целом, либо в тех подростковых коллективах, с которыми им приходится работать. Существует несколько типичных заблуждений в отношении подростковой агрессии:

     1. Подростковая агрессия неизбежна.       

Агрессия присуща человеку как  биологическому объекту, однако следует  помнить, что в социально неблагополучных условиях она приобретает совершенно иной характер и более сложные формы, поэтому отрекаться от профилактики подростковой агрессии нелепо.      

2. Подростковая агрессия — следствие психической патологии.      

Это далеко не всегда так, как правило, подростковая агрессия следствием психических расстройств не является. Исследования показали, что наиболее опасные формы (насилие, убийства, терроризм) подростковая агрессия принимает в качестве извращенных реакций адаптации в среде.      

Механизм развития аномальных адаптационных реакций можно  представить в виде следующей схемы: совокупность психотравмирующих факторов  напряжение адаптационных ресурсов  прорыв барьера психической адаптации (термин предложен Ю. А. Александровским)  дистресс  смещение компенсаторных механизмов из «социальной» в «витальную, жизненную» плоскость  аномальное реагирование, направленное на уничтожение травмирующего фактора [13].      

3. В нашей школе (нашем классе, отряде) этой проблемы не существует. У нас дети дружные!      

Даже самые благополучные  коллективы не могут избежать межличностных конфликтов, в рамках которых формируется иерархия организованной группы. В такой группе всегда появляются лидеры и аутсайдеры, первые стремятся удержать свое положение, вторые — исправить свое. Как правило, бóльшая часть коллектива (что, кстати, и есть показатель дружного класса или отряда) следует за лидерами, в результате чего аутсайдеры оказываются в изоляции. Это является психотравмирующим фактором, провоцирующим их агрессивное поведение. В роли аутсайдеров неизбежно оказываются новички, дети с нарушением развития и дети-инвалиды, дети из неблагополучных семей.      

4. Проблема детской агрессии — проблема родителей, это недостаток воспитания.   Конечно, есть разные семьи, но, как правило, факторов, провоцирующих агрессивное поведение, в рамках семьи меньше, чем внутри подросткового сообщества. Многие родители удивляются, читая в дневниках записи о поведении своих детей в школе, поскольку в домашних условиях они никогда так себя не ведут.      

5. Подростковая агрессия — результат влияния СМИ, следствие подражания агрессивным персонажам фильмов и книг.   Это отчасти верно, но далеко не всегда подтверждается масштабными исследованиями. Опыт показывает, что, например, после просмотра боевика шансы подростка совершить акт агрессии действительно выше, чем у его сверстников, но через 2—3 ч.  готовность к агрессии сравнивается со средними возрастными показателями.

Таким образом,  педагогам  необходимо своевременно выявлять учащихся склонных к проявлению агрессии. Большая роль в этой работе отводится психологам, социальным педагогам, классным руководителям.  Используя в своей деятельности различные методики, рисуночные тесты, наблюдение можно во время   выявлять агрессивных учащихся ещё на младшей ступени и выстраивать  профилактическую  работу [13].

Таким образом, профилактическая работа должна включать в себя все направления деятельности:

- Социальный педагог - агрессивный ребенок;

- Социальный педагог - родители;

- Социальный педагог - педагоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по первой главе

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам сделать  определенные выводы.

Агрессивное поведение детей  станет понятнее, если разобраться  в сущности феномена человеческой агрессии. Обычно под агрессией понимают действие или только намерения действия, имеющие целью причинение вреда другому человеку. Агрессия в человеческом обществе имеет специфические функции. Во-первых, она выступает средством достижения какой-нибудь значимой цели. Во-вторых, часто агрессия является способом замещения блокированной потребности и переключения деятельности. В-третьих, агрессия используется некоторыми людьми как способ удовлетворения потребности в самоутверждении и как защитное поведение.

Агрессивное поведение подростков - одна из наиболее актуальных социальных проблем. Рост насильственной преступности тому подтверждение.

В основе возникновения и  развития агрессивного поведения у  подростков могут лежать следующие причины: личностные особенности подростка, особенности взаимоотношений с родителями и другими взрослыми и т.п.

Вышеизложенные выводы, сделанные  в результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Исследование агрессивности подростков.

2.1.  Выявление  агрессивности в старшем подростковом  возрасте

Целью исследования является выявление агрессивности в старшем  подростковом возрасте. Опросник проводился в Омской области, Полтавском районе , село Ольгино МКОУ «Ольгинская СОШ».Опрошенные - учащиеся 9 класса в количестве 11 человек из них 4-мальчиков и 7- девочек.

 В соответствии с  поставленной целью проводились  исследования по следующим методикам:

1.Тест-опросник Басса-Дарки.

Цель: диагностика состояния  агрессии у подростков. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выдели следующие виды реакций: физическая агрессия; косвенная агрессия; раздражение; негативизм; обида; подозрительность; вербальная агрессия; чувство вины.

 Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себе шкалы 1, 3, 7 [10].

Проанализируем данные полученные при использовании опросника

Опросник проводился в  Омской области, Полтавском районе , село Ольгино МКОУ «Ольгинская СОШ».Опрошенные - учащиеся 9 класса в количестве 11 человек из них 4-мальчиков и 7- девочек.

Информация о работе Профилактика агрессивного поведения подростков