Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 17:34, курсовая работа
Цель исследования: выявить сущность профилактики агрессивного поведения подростков.
Объект исследования: агрессивное поведение подростков
Предмет исследования. профилактика агрессивности в старшем подростковом возрасте
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют гендерные различия в проявлении агрессии в подростковом возрасте
Задачи работы:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению феномена агрессивности в подростковом возрасте.
2. Выявить особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения агрессивности.
1.1.Структура и типология агрессивного поведения подростков 5
1.2.Специфика агрессии в подростковом возрасте 10
1.3.Деятельность социального педагога по профилактике агрессивности в подростковом возрасте 14
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Исследование агрессивности подростков.
2.1. Выявление агрессивности в подростковом возрасте 19
2.2.Разработка программы по профилактике агрессивности в подростковом возрасте 22
2.3.Методические рекомендации для родителей и учителей при проявлении агрессивности в поведении подростков 26
Выводы по второй главе 29
Заключение 30
Список литературы 33
Многие агрессивные поступки подростков, попадающие в поле зрения правоохранительных и следственных органов и требующие, в силу своей непонятности и причинной необоснованности, психиатрического анализа, являются следствием личностного кризиса, о чем и было сказано в предыдущем параграфе. Часто признаки разлада личности проявляются в виде болезненного отношения к восприятию собственного Я окружающими людьми, одиночества и оторванности от мира, несоответствия своего Я неким, зачастую ложным, идеалам, ощущения утраты целостности внутреннего мира сопутствуют жестокой агрессии.
Внутри подросткового
возраста, как у мальчиков, так
и у девочек,
существуют возрастные периоды
с более высоким и более
низким уровнем
проявления агрессивного
Сравнение
степени выраженности
Говоря об особенностях агрессии в подростковом возрасте необходимо учитывать тот факт, что подросток растет в семье, семья является почти всегда основным фактором социализации, она же является главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей.
Становление агрессивного поведения
у подростков - сложный процесс, в
котором участвуют многие факторы.
Агрессивное поведение
Многочисленные
исследования показали, что для
семей, из которых выходят
На становление агрессивного
поведения влияют степень сплоченности
семьи, близости между родителями и
ребенком, характер взаимоотношений
между братьями и сестрами, а
также стиль семейного
Один из самых спорных источников обучения агрессии — средства массовой информации. После многолетних исследований с использованием самых разнообразных методов и приемов психологи и педагоги все еще не выяснили степень влияния СМИ на агрессивное поведение. Представляется, что масс-медиа все же оказывает какое-то влияние на агрессивное поведение подростков.
Таким образом, все вышеперечисленные факторы должны учитываться родителями, педагогами, психологами и обществом в целом при взаимодействии с подростками, потому что агрессию легче предотвратить, чем потом корректировать агрессивное поведение.
Рассмотрим возможные причины агрессии:
-внутрисемейные конфликты (развод родителей, появление другого воспитателя, появление второго ребенка в семье, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребенка);
-неблагополучие семьи;
-гиперопека или равнодушие со стороны родителей;
-личные проблемы (наступление фазы полового созревания и связанные с этим проблемы физиологического и психологического характера);
-недовольство собственной внешностью;
-неадекватное восприятие со стороны взрослых(мнение подростка о том, что он взрослый, но никто его таковым не считает);
-развитие критического мышления и как результат протест против морали взрослых;
-проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость);
-социальные причины (культ насилия, сформировавшийся в обществе, влияние СМИ, переполненные классы, раздражение, усталость от школы)[8].
Агрессивные способы действия проявляются тогда, когда другие формы поведения не дают желаемых результатов. Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет [9].
1.3.Деятельность
социального педагога по
Оптимальными по составу следует считать малые группы, включающие 8-12 подростков, близких по возрасту, интеллектуальному развитию, со сходными жизненными проблемами и нарушениями поведения. Социальный педагог приводит в качестве примера «историю жизни» неизвестного группе подростка с девиантным поведением, а группе предлагается высказать свои суждения по поводу приведенного примера. В ходе дискуссии у членов группы появляется возможность сравнить свой жизненный путь с жизнью анонимного подростка и с помощью социального педагога построить модель собственного поведения в подобных ситуациях.
Основная задача социального педагога при этом заключается в стимулировании и недирективном ориентировании группы и отдельных ее членов на адекватные формы поведения [17].
На отдельном занятии можно провести разыгрывание ролевых ситуаций. Занятие строится следующим образом: несколько подростков разыгрывают тему, а остальные комментируют их поступки и высказывания. Наряду с адекватными вербальными методами на занятия могут быть использованы и невербальные методы, такие, например, как проективный рисунок.
Таким образом, в предупреждение
девиантного поведения у
Работа по предупреждению девиантного поведения должна проводиться комплексно, целостно как самим ребенком, с его семьей, так и с педагогами.
Большинство социальных педагогов сталкиваются с проявлениями подростковой агрессии ежедневно. Некоторые педагоги отрицают существование проблемы либо в целом, либо в тех подростковых коллективах, с которыми им приходится работать. Существует несколько типичных заблуждений в отношении подростковой агрессии:
1. Подростковая агрессия неизбежна.
Агрессия присуща человеку как биологическому объекту, однако следует помнить, что в социально неблагополучных условиях она приобретает совершенно иной характер и более сложные формы, поэтому отрекаться от профилактики подростковой агрессии нелепо.
2. Подростковая агрессия — следствие психической патологии.
Это далеко не всегда так, как правило, подростковая агрессия следствием психических расстройств не является. Исследования показали, что наиболее опасные формы (насилие, убийства, терроризм) подростковая агрессия принимает в качестве извращенных реакций адаптации в среде.
Механизм развития аномальных адаптационных реакций можно представить в виде следующей схемы: совокупность психотравмирующих факторов напряжение адаптационных ресурсов прорыв барьера психической адаптации (термин предложен Ю. А. Александровским) дистресс смещение компенсаторных механизмов из «социальной» в «витальную, жизненную» плоскость аномальное реагирование, направленное на уничтожение травмирующего фактора [13].
3. В нашей школе (нашем классе, отряде) этой проблемы не существует. У нас дети дружные!
Даже самые благополучные коллективы не могут избежать межличностных конфликтов, в рамках которых формируется иерархия организованной группы. В такой группе всегда появляются лидеры и аутсайдеры, первые стремятся удержать свое положение, вторые — исправить свое. Как правило, бóльшая часть коллектива (что, кстати, и есть показатель дружного класса или отряда) следует за лидерами, в результате чего аутсайдеры оказываются в изоляции. Это является психотравмирующим фактором, провоцирующим их агрессивное поведение. В роли аутсайдеров неизбежно оказываются новички, дети с нарушением развития и дети-инвалиды, дети из неблагополучных семей.
4. Проблема детской агрессии — проблема родителей, это недостаток воспитания. Конечно, есть разные семьи, но, как правило, факторов, провоцирующих агрессивное поведение, в рамках семьи меньше, чем внутри подросткового сообщества. Многие родители удивляются, читая в дневниках записи о поведении своих детей в школе, поскольку в домашних условиях они никогда так себя не ведут.
5. Подростковая агрессия — результат влияния СМИ, следствие подражания агрессивным персонажам фильмов и книг. Это отчасти верно, но далеко не всегда подтверждается масштабными исследованиями. Опыт показывает, что, например, после просмотра боевика шансы подростка совершить акт агрессии действительно выше, чем у его сверстников, но через 2—3 ч. готовность к агрессии сравнивается со средними возрастными показателями.
Таким образом, педагогам необходимо своевременно выявлять учащихся склонных к проявлению агрессии. Большая роль в этой работе отводится психологам, социальным педагогам, классным руководителям. Используя в своей деятельности различные методики, рисуночные тесты, наблюдение можно во время выявлять агрессивных учащихся ещё на младшей ступени и выстраивать профилактическую работу [13].
Таким образом, профилактическая работа должна включать в себя все направления деятельности:
- Социальный педагог - агрессивный ребенок;
- Социальный педагог - родители;
- Социальный педагог - педагоги.
Вывод по первой главе
Анализ психолого-
Агрессивное поведение детей станет понятнее, если разобраться в сущности феномена человеческой агрессии. Обычно под агрессией понимают действие или только намерения действия, имеющие целью причинение вреда другому человеку. Агрессия в человеческом обществе имеет специфические функции. Во-первых, она выступает средством достижения какой-нибудь значимой цели. Во-вторых, часто агрессия является способом замещения блокированной потребности и переключения деятельности. В-третьих, агрессия используется некоторыми людьми как способ удовлетворения потребности в самоутверждении и как защитное поведение.
Агрессивное поведение подростков - одна из наиболее актуальных социальных проблем. Рост насильственной преступности тому подтверждение.
В основе возникновения и развития агрессивного поведения у подростков могут лежать следующие причины: личностные особенности подростка, особенности взаимоотношений с родителями и другими взрослыми и т.п.
Вышеизложенные выводы, сделанные
в результате анализа психолого-
Глава 2. Исследование агрессивности подростков.
2.1. Выявление
агрессивности в старшем
Целью исследования является
выявление агрессивности в
В соответствии с
поставленной целью
1.Тест-опросник Басса-Дарки.
Цель: диагностика состояния агрессии у подростков. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выдели следующие виды реакций: физическая агрессия; косвенная агрессия; раздражение; негативизм; обида; подозрительность; вербальная агрессия; чувство вины.
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себе шкалы 1, 3, 7 [10].
Проанализируем данные полученные при использовании опросника
Опросник проводился в Омской области, Полтавском районе , село Ольгино МКОУ «Ольгинская СОШ».Опрошенные - учащиеся 9 класса в количестве 11 человек из них 4-мальчиков и 7- девочек.
Информация о работе Профилактика агрессивного поведения подростков