Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 17:34, курсовая работа
Цель исследования: выявить сущность профилактики агрессивного поведения подростков.
Объект исследования: агрессивное поведение подростков
Предмет исследования. профилактика агрессивности в старшем подростковом возрасте
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют гендерные различия в проявлении агрессии в подростковом возрасте
Задачи работы:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению феномена агрессивности в подростковом возрасте.
2. Выявить особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения агрессивности.
1.1.Структура и типология агрессивного поведения подростков 5
1.2.Специфика агрессии в подростковом возрасте 10
1.3.Деятельность социального педагога по профилактике агрессивности в подростковом возрасте 14
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Исследование агрессивности подростков.
2.1. Выявление агрессивности в подростковом возрасте 19
2.2.Разработка программы по профилактике агрессивности в подростковом возрасте 22
2.3.Методические рекомендации для родителей и учителей при проявлении агрессивности в поведении подростков 26
Выводы по второй главе 29
Заключение 30
Список литературы 33
Таблица 1
Показатели индексов враждебности и агрессивности (мальчики)
Ф.И. |
Индекс | |
Враждебность |
Агрессивность | |
Роман Х. |
8 |
19 |
Максим К. |
8 |
14 |
Александр О |
8 |
23 |
Виктор К. |
6 |
17 |
Таблица 2
Показатели индексов враждебности и агрессивности (девочки)
Ф.И. |
Индекс | |
Враждебность |
Агрессивность | |
Анастасия Г. |
12 |
18 |
Юлия О. |
9 |
19 |
Ксения Ж. |
13 |
19 |
Яна Г. |
13 |
17 |
Юлия Н. |
13 |
23 |
Ирина К. |
15 |
27 |
Анастасия П. |
13 |
16 |
Испытуемым предлагалось на 75 утверждений ответить «да» или «нет». Результаты фиксировались в бланке ответов. Ответы оценивались по восьми шкалам. По числу совпадений с ключом подсчитывались индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций. Суммирование индексов 1, 2, 7 дало общий индекс агрессивности, а сумма индексов 6 и 5 - индекс враждебности. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности -- 6,5-7 плюс-минус 3.
В результате анализа полученных результатов выявлено, что различия в проявлениях агрессивности и враждебности у девочек намного выше, чем у мальчиков, причем у мальчиков в норме как агрессивность, так и враждебность, что нельзя сказать о девочках, у которых индекс агрессивности в норме, а индекс враждебности намного выше нормы. У Ирины К.индекс агрессивности намного выше чем у остальных, это говорит, что Ирина склонна к агрессии как к прямой, так и к косвенной.
2.Диагностика враждебности по шкале Кука-Медлей. Данная методика позволяет оценить цинизм, враждебность и агрессивность личности [15].
Таблица 3
Результаты изучения враждебности (мальчики)
Ф.И. |
Шкалы | |||||
Цинизма |
Агрессивности |
Враждебности | ||||
Роман Х. |
49 |
СР с ткв |
22 |
СР с ткн |
16 |
СР с ткн |
Максим К. |
61 |
Выс. |
46 |
Выс. |
20 |
СР с ткв |
Александр О. |
49 |
СР с ткв |
34 |
СР с ткн |
13 |
СР с ткн |
Виктор К. |
49 |
СР с ткв |
22 |
СР с ткн |
16 |
СР с ткн |
Таблица 4
Результаты изучения враждебности (девочки)
Ф.И. |
Шкалы | |||||
Цинизм |
Агрессивность |
Враждебность | ||||
Анастасия Г. |
54 |
СР с ткв |
37 |
СР с ткв |
22 |
СР с ткв |
Юлия О. |
42 |
СР с ткв |
39 |
СР с ткв |
22 |
СР с ткв |
Ксения Ж. |
60 |
СР с ткв |
39 |
СР с ткв |
27 |
Выс. |
Яна Г. |
51 |
СР с ткв |
29 |
СР с ткн |
15 |
СР с ткн |
Юлия Н. |
59 |
СР с ткв |
43 |
СР с ткв |
25 |
Выс. |
Ирина К. |
50 |
СР с ткв |
48 |
Выс. |
29 |
Выс. |
Анастасия П. |
48 |
СР с ткв |
27 |
СР с ткн |
23 |
СР с ткв |
В таблице применены следующие обозначения:
-СР с ткв-средний с тенденцией к высокому
-СР с ткн- средний с тенденцией к низкому
-выс.-высокий
Проанализировав данные таблиц можно сделать вывод о том, что у мальчиков по шкале цинизма - тенденция к высокому показателю, по шкале агрессивности - средний с тенденцией к низкому, а по школе враждебности так же средний показатель с тенденцией к низкому. Из этого следует вывод о том, что мальчики старшего подросткового возраста менее склонны к агрессивности, враждебности, цинизму.
Ситуация у девочек совсем иная. По шкале цинизма у всех девочек средний показатель с тенденцией к высокому, по шкале агрессивности у четырех девочек показатель средний с тенденцией к высокому, у двух средний с тенденцией к низкому, у одной высокий. По шкале враждебности у трех девочек показатель средний с тенденцией к высокому, так же у трех девочек высокий показатель, и только у одной из семи показатель средней с тенденцией к низкому.
2.2. Разработка программы по профилактики агрессивности в старшем подростковом возрасте
Никакое другое поведение так не раздражает взрослых и не дезадаптирует детей, как агрессивное. Это одно из немногих состояний, когда родители стараются привести ребенка к специалисту как можно раньше. Агрессивность проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи.. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей, являя собой тот редкий случай, когда ребенок вызывается вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко - ответную агрессию, даже со стороны специалистов.
Агрессивные дети - один из самых малоуправляемых и плохо поддающихся терапии контингентов.
Сейчас как никогда важно изучить причины вызывающие агрессивность у подрастающего поколения, чтобы предотвратить дальнейшую деградацию в отношениях между ребенком и окружающими его людьми, оказать ему содействие в налаживании социально важных контактов.
Цель проекта: осуществить социально-
Задачи:
1. Изучить личностные особенности подростков;
2. Организовать реализацию профилактической работы;
3.разработать рекомендации
Сроки реализации и целевая группа
Целевая группа- учащиеся 9 класса МКОУ «Ольгинская СОШ».
Этапы проведения
Подготовительный этап –сентябрь- октябрь 2012.
Основной этап- октябрь-декабрь 2012.
Для реализации проекта необходимо:
-Приобретение канцелярских товаров;
-Приобретение реквизита для сюжетно ролевой игры;
-Приобретение памятных сувениров.
Ожидаемый результат:
-Ведение и учет социально-педагогических проблем агрессивного поведения подростков;
-Своевременная помощь в решении проблем.
Таблица 5
План мероприятий профилактической работы
Мероприятия |
Срок |
Ответственные |
Беседа с педагогами, классными руководителями, социальным педагогом, директором школы |
Сентябрь |
Социальный педагог |
Проведение методики Басса-Дарки |
Октября |
Социальный педагог |
Прес -конференция с родителями |
Октября |
Классный руководитель, социальный педагог, психолог |
Профилактическая беседа «гнев и агрессия» |
Октября |
Социальный педагог, классный руководитель |
Тренинг по профилактике агрессивного поведения |
Ноября |
Психолог |
Классный час с элементами сюжетно ролевой игры «толерантная личность» |
Декабря |
Психолог, социальный педагог |
Повторный опросник Басса- Дарки |
Декабрь |
Социальный педагог |
Рассмотрим подробнее содержание, некоторых предложенных мероприятий:
1. Беседа с педагогами, классными руководителями, социальным педагогом, директором школы;
2.Пресс- конференция с родителями в форме «вопрос-ответ»;
3.Профилактическая беседа «Гнев и агрессивность». Цель данной беседы информирование подростков о феномене агрессивности. В ходе ее необходимо ввести подростков в деятельность, узнать о их точке зрения на агрессивность как на проблему среди подростков;
4.Тренинг по профилактике агрессивного поведения .Цель тренинга обучить подростков приемлемым формам выплескивания накопившегося гнева, формирование доверительного отношения к людям;
5. Мы выбрали такую форму работы с группой агрессивных подростков как классный час с элементами сюжетно-ролевых заданий «Толерантная личность».Цель данного классного часа: познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности, развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей;
В ходе данного классного
часа ребята определят
6.после реализации программы рекомендуется повторное проведение методики Басса-Дарки.
Критерием оценки эффективности проектной деятельности, является снижение уровня агрессивности среди подростков МКОУ «Ольгинская СОШ».
2.3.Методические рекомендации для родителей и учителей при проявлении агрессивности в поведении подростков
С агрессивным ребенком нельзя разговаривать на повышенных тонах – тем самым вы «подключаетесь» к его возбуждению и провоцируете усиление агрессивных импульсов. Последовательное использование спокойной, плавной речи позволяет ребенку переключиться и начать слушать вас. Особенно важно при этом признать право ребенка возмущаться и выбрасывать свою энергию различными способами. После такого признания ребенок начнет к вам прислушиваться, и тогда у вас появляется шанс помочь ему освоить более приемлемые методы «выхода» агрессивных импульсов.
Агрессивные проявления можно
снимать с помощью некоторых
упражнений. Дети хорошо осваивают их
в том случае, если агрессивность на самом
деле приносит таким детям множество проблем
и они осознают это. Например, можно научить
ребенка концентрировать внимание в момент
импульса на своих руках и нарочно сжимать
кулаки с определенным усилием. Гипернапряжение
неизбежно сменяется релаксацией мышц.
И если агрессия не уходит вовсе, то теперь
она становится управляемой.
Хорошо помогает агрессивным детям и психофизическая
тренировка. Навык выполнения упражнения
«Левитация рук» помогает снизить общий
уровень агрессивности и научиться управлять
собой в критических ситуациях.
Однако самое главное – создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведении. Воспитание на принципах сотрудничества – это главное условие предотвращения агрессивности [6].
Среди рекомендаций социальному педагогу по работе с агрессивными подростками:
-ни в коем случае не забывать, что агрессивный подросток - это особая категория детей, требующая пристального внимания со стороны социального педагога;
-изучить особенности и проблемы агрессивных подростков и в соответствии с ними составлять индивидуальные программы работы и групповые;
-координировать действия психолога, учителей, классных руководителей по созданию условий для благоприятной социализации агрессивных детей;
-проводить тематические родительские собрания на темы: «Агрессивный подросток», «Взаимодействие с агрессивным подростком»;
Информация о работе Профилактика агрессивного поведения подростков