Профилактика агрессивного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить сущность профилактики агрессивного поведения подростков.
Объект исследования: агрессивное поведение подростков
Предмет исследования. профилактика агрессивности в старшем подростковом возрасте
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют гендерные различия в проявлении агрессии в подростковом возрасте
Задачи работы:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению феномена агрессивности в подростковом возрасте.
2. Выявить особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения агрессивности.
1.1.Структура и типология агрессивного поведения подростков 5
1.2.Специфика агрессии в подростковом возрасте 10
1.3.Деятельность социального педагога по профилактике агрессивности в подростковом возрасте 14
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Исследование агрессивности подростков.
2.1. Выявление агрессивности в подростковом возрасте 19
2.2.Разработка программы по профилактике агрессивности в подростковом возрасте 22
2.3.Методические рекомендации для родителей и учителей при проявлении агрессивности в поведении подростков 26
Выводы по второй главе 29
Заключение 30
Список литературы 33

Работа состоит из  1 файл

введение.docx

— 69.39 Кб (Скачать документ)

Таблица 1

Показатели  индексов враждебности и агрессивности (мальчики)

 

Ф.И.

Индекс

Враждебность

Агрессивность

Роман Х.

8

19

Максим К.

8

14

Александр О

8

23

Виктор К.

6

17


 

Таблица 2

Показатели  индексов враждебности и агрессивности (девочки)

Ф.И.

Индекс

Враждебность

Агрессивность

Анастасия Г.

12

18

Юлия О.

9

19

Ксения Ж.

13

19

Яна Г.

13

17

Юлия Н.

13

23

Ирина К.

15

27

Анастасия П.

13

16


 

Испытуемым предлагалось на 75 утверждений ответить «да» или  «нет». Результаты фиксировались в  бланке ответов. Ответы оценивались  по восьми шкалам. По числу совпадений с ключом подсчитывались индексы  различных форм агрессивности и  враждебных реакций. Суммирование индексов 1, 2, 7 дало  общий индекс агрессивности, а сумма индексов 6 и 5 - индекс враждебности. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности -- 6,5-7 плюс-минус 3.

В результате анализа полученных результатов выявлено, что различия в проявлениях агрессивности и враждебности у девочек намного выше, чем у мальчиков, причем у мальчиков в норме как агрессивность, так и враждебность, что нельзя сказать о девочках, у которых индекс агрессивности в норме, а индекс враждебности  намного выше нормы. У Ирины К.индекс агрессивности намного выше чем у остальных, это говорит, что Ирина склонна к агрессии как к прямой, так и к косвенной.

2.Диагностика враждебности по шкале Кука-Медлей. Данная методика позволяет оценить цинизм, враждебность и агрессивность личности [15].

Таблица 3

Результаты  изучения враждебности (мальчики)

Ф.И.

Шкалы

Цинизма

Агрессивности

Враждебности

Роман Х.

49

СР с ткв

22

СР с ткн

16

СР с ткн

Максим К.

61

Выс.

46

Выс.

20

СР с ткв

Александр О.

49

СР с ткв

34

СР с ткн

13

СР с ткн

Виктор К.

49

СР с ткв

22

СР с ткн

16

СР с ткн


Таблица 4

Результаты  изучения враждебности (девочки)

Ф.И.

Шкалы

Цинизм

Агрессивность

Враждебность

Анастасия Г.

54

СР с ткв

37

СР с ткв

22

СР с ткв

Юлия О.

42

СР с ткв

39

СР с ткв

22

СР с ткв

Ксения Ж.

60

СР с ткв

39

СР с ткв

27

Выс.

Яна Г.

51

СР с ткв

29

СР с ткн

15

СР с ткн

Юлия Н.

59

СР с ткв

43

СР с ткв

25

Выс.

Ирина К.

50

СР с ткв

48

Выс.

29

Выс.

Анастасия П.

48

СР с ткв

27

СР с ткн

23

СР с ткв


 

В таблице применены следующие  обозначения:

-СР с ткв-средний с тенденцией к высокому

-СР с ткн- средний с тенденцией к низкому

-выс.-высокий

Проанализировав данные таблиц можно сделать вывод о том, что у мальчиков по шкале цинизма - тенденция к высокому показателю, по шкале агрессивности - средний с тенденцией к низкому, а по школе враждебности так же средний показатель с тенденцией к низкому. Из этого следует вывод о том, что мальчики старшего подросткового возраста менее склонны к агрессивности, враждебности, цинизму.

Ситуация у девочек  совсем иная. По шкале цинизма у  всех девочек средний показатель с тенденцией к высокому, по шкале  агрессивности у четырех девочек показатель средний с тенденцией к высокому, у двух средний с тенденцией к низкому, у одной высокий. По шкале враждебности у трех девочек показатель средний с тенденцией к высокому, так же у трех девочек высокий показатель, и только у одной из семи показатель средней с тенденцией к низкому.

2.2. Разработка программы по профилактики агрессивности в старшем подростковом возрасте

Никакое другое поведение так не раздражает взрослых и не дезадаптирует детей, как агрессивное. Это одно из немногих состояний, когда родители стараются привести ребенка к специалисту как можно раньше. Агрессивность проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи.. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей, являя собой тот редкий случай, когда ребенок вызывается вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко - ответную агрессию, даже со стороны специалистов.

Агрессивные дети - один из самых малоуправляемых  и плохо поддающихся терапии контингентов.

Сейчас как никогда важно  изучить причины вызывающие агрессивность у подрастающего поколения, чтобы предотвратить дальнейшую деградацию в отношениях между ребенком и окружающими его людьми, оказать ему содействие в налаживании социально важных контактов.

Цель проекта: осуществить социально-педагогическую профилактику агрессивного поведения подростков.

Задачи:

1. Изучить личностные особенности подростков;

2. Организовать реализацию профилактической работы;

3.разработать рекомендации педагогам,  родителям, социальным педагогам.

Сроки реализации и целевая группа

Целевая группа- учащиеся 9 класса МКОУ «Ольгинская СОШ».

Этапы проведения

Подготовительный этап –сентябрь- октябрь 2012.

Основной этап-  октябрь-декабрь 2012.

Для  реализации проекта необходимо:

-Приобретение канцелярских товаров;

-Приобретение реквизита для сюжетно ролевой игры;

-Приобретение памятных сувениров.

Ожидаемый результат:

-Ведение и учет социально-педагогических проблем агрессивного поведения подростков;

-Своевременная помощь в решении проблем.

Таблица 5

План мероприятий профилактической работы

Мероприятия

Срок 

Ответственные

Беседа с педагогами, классными  руководителями, социальным педагогом, директором школы

Сентябрь

Социальный педагог

Проведение методики Басса-Дарки

Октября

Социальный педагог

Прес -конференция с родителями

Октября

Классный руководитель, социальный педагог, психолог

Профилактическая беседа «гнев и агрессия»

Октября

Социальный педагог,  классный руководитель

Тренинг по профилактике агрессивного поведения

Ноября

Психолог

Классный час с элементами сюжетно ролевой игры «толерантная личность»

Декабря

Психолог, социальный педагог

Повторный опросник Басса- Дарки

Декабрь

Социальный педагог




 

Рассмотрим подробнее содержание, некоторых предложенных мероприятий:

1. Беседа с педагогами, классными руководителями, социальным педагогом, директором школы;

2.Пресс- конференция с родителями в форме «вопрос-ответ»;

3.Профилактическая беседа «Гнев и агрессивность». Цель данной беседы информирование подростков о феномене агрессивности. В ходе ее необходимо ввести подростков в  деятельность, узнать о их точке зрения на агрессивность как на проблему среди подростков;

4.Тренинг по профилактике агрессивного поведения .Цель тренинга обучить подростков приемлемым формам выплескивания накопившегося гнева, формирование доверительного отношения к людям;

5. Мы выбрали такую форму работы с группой агрессивных подростков как классный час с элементами сюжетно-ролевых заданий «Толерантная личность».Цель данного классного часа: познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности, развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей;

   В ходе данного классного  часа ребята определят являются  ли они толерантной или интолерантной личностью.

6.после реализации программы рекомендуется повторное проведение методики Басса-Дарки.

Критерием оценки эффективности проектной деятельности, является  снижение уровня агрессивности среди подростков МКОУ «Ольгинская  СОШ».

 

2.3.Методические рекомендации для родителей и учителей при проявлении агрессивности в поведении подростков

С агрессивным ребенком нельзя разговаривать на повышенных тонах – тем самым вы «подключаетесь» к его возбуждению и провоцируете усиление агрессивных импульсов. Последовательное использование спокойной, плавной речи позволяет ребенку переключиться и начать слушать вас. Особенно важно при этом признать право ребенка возмущаться и выбрасывать свою энергию различными способами. После такого признания ребенок начнет к вам прислушиваться, и тогда у вас появляется шанс помочь ему освоить более приемлемые методы «выхода» агрессивных импульсов.

Агрессивные проявления можно  снимать с помощью некоторых  упражнений. Дети хорошо осваивают их в том случае, если агрессивность на самом деле приносит таким детям множество проблем и они осознают это. Например, можно научить ребенка концентрировать внимание в момент импульса на своих руках и нарочно сжимать кулаки с определенным усилием. Гипернапряжение неизбежно сменяется релаксацией мышц. И если агрессия не уходит вовсе, то теперь она становится управляемой. 
Хорошо помогает агрессивным детям и психофизическая тренировка. Навык выполнения упражнения «Левитация рук» помогает снизить общий уровень агрессивности и научиться управлять собой в критических ситуациях.

Однако самое главное  – создать для ребенка такие  условия жизни, где ему демонстрировались  бы образцы миролюбивого отношения  между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведении. Воспитание на принципах сотрудничества – это главное условие предотвращения агрессивности [6].

Среди рекомендаций социальному педагогу по работе с агрессивными подростками:

-ни в коем случае не забывать, что агрессивный подросток - это особая категория детей, требующая пристального внимания со стороны социального педагога;

-изучить особенности и проблемы агрессивных подростков и в соответствии с ними составлять индивидуальные программы работы и групповые;

-координировать действия психолога, учителей, классных руководителей по созданию условий для благоприятной социализации агрессивных детей;

-проводить тематические родительские собрания на темы: «Агрессивный подросток», «Взаимодействие с агрессивным подростком»;

Информация о работе Профилактика агрессивного поведения подростков